Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Запись гитары в студийных условиях

Запись гитары в студийных условиях
0

Запись гитары в студийных условиях

Дата публикации: 24 марта 2015, 16:34
Нравится
Нравится
Запись гитары – процесс довольно сложный и трудоемкий, собственно как и запись любого другого инструмента. К сожалению достаточно часто случается так, что человек строит хорошую дорогую студию звукозаписи, закупает отличное оборудование, садится за пульт и… На этом все хорошее в этой студии заканчивается. Этот человек гордо называет себя звукорежиссером и в то же время не знает, что делать с этой горой дорогого оборудования. В результате он включает гитару в линейный вход пульта, и пишет чистый или обработанный примочкой звук. Зачем тогда вообще студия? Запись гитары, будь то акустическая гитара или электрогитара, требует к себе серьезного отношения и полного понимания всех акустических процессов, связанных с гитарой. Поэтому весь процесс записи гитары можно разделить на несколько стадий: поиск гитарного звука, выбор и расстановка микрофонов, выбор предварительной обработки, и, собственно, сама запись гитары. Давайте же разберем каждую стадию отдельно.

Поиск гитарного звука
Не существует единого стандарта гитарного звука, про который можно сказать, что этот звук правильный, и что надо все настройки делать такими и никакими другими. Многие гитаристы в течение многих лет находятся в поисках своего звучания гитары, они меняют гитары, усилители, обработку, и со временем находят тот комплект, который дает им то, что они искали. Этот комплект оборудования гитаристы обычно возят с собой или указывают в техническом райдере обязательным условием наличие данного оборудования на концертной площадке.

Первым делом надо, конечно же, выбрать для себя гитару. Гитары бывают разные и предназначены они для разных стилей музыки, но это вовсе не означает, что вы блюзовую гитару не можете использовать в музыке в стиле фанк. Это наоборот внесет некоторое разнообразие в звучание, появятся новые обертона, быть может, Вы станете первым, кто сделал подобный шаг и это ляжет в основу нового направления в звуке. Сейчас на отечественном рынке можно купить практически любую гитару и это уже не является такой проблемой, как 25 лет назад. О том, какая гитара лучше, стоит ли разоряться на дорогую гитару за 3000$ или можно ограничиться 15000 рублей, мы в этой статье говорить не будем! У каждого взгляд на гитары свой и я не хочу рождать новые споры. Давайте допустим, что Вы уже выбрали себе гитару и перейдем к следующим пунктам в нашей связке.

Транзистор несомненно произвел революцию в мире электроники и электротехники. Он меньше, лучше по параметрам, менее хрупкий чем его предшественница, электронная лампа. Пожалуй, единственная отрасль электроники, где еще используются электронные лампы – это звукотехника. Электронная лампа вносит больше искажений в звуковой тракт, чем транзистор. Но эти искажения оказались довольно приятными на слух. Возникающие в результате искажений гармоники обогащают звук, делают его ярче насыщенней. Если Вы послушаете разницу в звуке транзисторного и лампового комбиков, Вы поймете, о чем я говорю. Поэтому сейчас все более-менее приличные комбики делают с применением усилительных каскадов на электронных лампах. О том, использовать ли транзисторный или ламповый комбик на студии, даже речи быть не может. Только электронная лампа! Звук такого комбика может скрасить даже пластмассовость звучания дешевой электрогитары.

Что касается обработки гитарного звука, то это может быть примочка или эффекты, встроенные в комбоусилитель. Примочки тоже бывают транзисторные и ламповые. Какие выбирать – это уже Вам решать. Ламповые лучше звучат, транзисторные дешевле, но и звучат тоже неплохо. Со временем гитарист обычно набирает свой набор примочек для гитары и собирает их в единый комплекс, который всегда носит с собой на выступления. Музыканты побогаче заказывают у производителя для себя индивидуальный процессор эффектов. Если Вы не используете в своей игре каких-нибудь определенных эффектов, вроде хоруса или фленджера, а играете только чистым и перегруженным звуком, то вполне можно обойтись и без педалей. Практически любой комбик имеет в комплекте Foot Switch (ножной переключатель), с помощью которого можно управлять эффектами на комбике ногой во время игры. Эти эффекты обычно ограничиваются эффектами Over Drive и Reverb. Овердрайв на хорошем комбике обычно звучит достаточно хорошо, а для создания эффекта реверберации используется пружинный ревербератор.

Итак, запомните, что секрет гитарного звука кроется в правильной связке гитара-примочка-комбик! Поменяв одно из звеньев этой цепочки, Вы кардинально измените звук гитары. Иногда этим пользуются на концертах, для разных композиций меняя гитару или комбик, а иногда и то и другое.

Все, что было написано выше, касается только электрогитар! А как же быть с акустическими гитарами? Тут во многом все зависит от самой гитары. Акустический инструмент, сделанный из хорошего дерева по правильной технологии, и звучит соответственно. Цена его, конечно, сильно возрастает, но звук, который вы получаете в итоге, стоит таких денег. Для акустических гитар так же выпускаются комбоусилители, и они тоже могут транзисторными и ламповыми. Использование комбика может значительно улучшить звук вашей акустической гитары, но и ухудшить его он тоже может. Поэтому прежде чем использовать комбик, послушайте звук, который получается на выходе, может быть этот звук и не впишется в общую картину композиции, и от использования комбика стоит отказаться.

Выбор и расстановка микрофонов
Вы определились со звуком своей гитары. Следующая задача – перенести этот звук на магнитную ленту или в память жесткого диска компьютера так, чтобы он не потерял свои положительные качества, а в идеальном варианте – приобрел новые. Многие начинающие звукорежиссеры считают, что чем больше заглушено студийное помещение, тем лучше для звука. Забудьте об этом, наконец! Полностью заглушенные комнаты годятся только для записи дикторского текста и все! Хорошее помещение для записи должно обладать собственным звучанием, которое добавит звуку инструментов, в ней записывавшихся, дополнительную теплоту и красоту. На эту тему написано множество книг, и мы не будем сейчас на этом останавливаться. Если Вы хотите подробнее узнать об акустическом расчете помещений, то можете почитать такие книги, как «Музыкальная акустика» Ирины Алдошиной или «Звуковая студия» Алека Нисбетта.

Первая задача, которая стоит перед Вами во время подготовки к записи гитары, это расположение источника звука в контрольной комнате. Если вы пишите электрогитару, то источником звука станет комбик. Не забывайте, что звук из комбика распространяется не только вперед, но и назад (за исключением тех кабинетов, где задняя стенка полностью закрыта), поэтому ставить комбик вплотную к стене нецелесообразно. Если расположить усилитель в центре комнаты, Вам может не хватить места, чтобы поставить микрофон общего плана. Идеальным вариантом в идеальной комнате будет расположение комбика на расстоянии 1/3 ширины комнаты, диффузором в большую сторону комнаты. Но на самом деле, так как все комнаты разные, точка наилучшего звука обычно находится эмпирическим путем. Не забывайте пробовать поворачивать комбик диффузором в угол, экспериментировать с наклоном комбика к потолку, в общем, дайте волю своей фантазии, и ваши труды будут вознаграждены.

Что касается выбора микрофонов, то здесь подойдут как динамические, так и конденсаторные микрофоны с кардиодной характеристикой направленности. Ничто не заменит старый добрый Shure SM57. Микрофоны в основном тоже подбираются опытным путем. Все зависит от того, какой звук Вы хотите получить. Если более прозрачный, яркий, то хорошо подойдет конденсаторный микрофон с малой мембраной, если наоборот, требуется более глубокий, жирный звук, то здесь подойдет динамический микрофон. Можно использовать комплекс из двух и более микрофонов. Это позволит записать Вам несколько дорожек разного звука и потом, при обработке материала, поискать нужный баланс между ними.

Разные звукорежиссеры используют разные методы расстановки микрофонов, поэтому единого правила здесь нет. Чтобы снять прямой звук с источника, нужно расположить основной микрофон как можно ближе к источнику звука, диффузору комбика. Поэтому микрофон обычно ставят вплотную. Чтобы получить более чистый и прозрачный звук гитары, микрофон перемещают ближе к краю диффузора, а чтобы получить более грязный и мутный звук – ближе к центру.

Кто-то ставит дополнительный микрофон «в спину» основному, кто-то несколько микрофонов в разные точки диффузора, кто-то ставит дополнительный микрофон сзади комбика, вариантов много. Главное, располагая динамические микрофоны рядом друг с другом не забывайте, что в капсюле такого микрофона есть постоянный магнит, магнитное поле которого может действовать и на диафрагму микрофона, находящегося рядом. Из-за этого возникает явление, которое называется «гребенчатый фильтр». В этом случае подавляется каждая вторая частота, а это негативно скажется на звуке.

Когда Вы определились с расстановкой микрофонов вокруг комбика, не забудьте поставить еще один стереомикрофон общего плана в дальний конец акустической комнаты. Звук, записанный этим микрофоном, передаст акустику помещения и в определенном балансе с основным звуком добавит вашей гитаре теплоты и «вкуса».

Выбирая микрофоны для записи акустической гитары, Вы должны сначала определиться с выбором точек для съема звука этого инструмента. Существуют определенные правила расстановки микрофонов при записи акустической гитары. Точек для записи звука у этого инструмента несколько, но обычно используют две основные.

Можете поставить дополнительные микрофоны под правую руку гитариста, чтобы подчеркнуть атаку удара по струнам. Если вы используете комбик, то его озвучивают по тем же правилам, что и комбик для электрогитары. Только комбик должен находиться в другой акустической комнате, чтобы не «мешать» записи чистого звука гитары.

Запись гитары
Во время записи постарайтесь, чтобы гитарист чувствовал себя комфортно, то есть все ваши каналы записи не должны звучать как попало. Так как гитаристу совсем не обязательно находиться в акустической, он может сидеть рядом с Вами, то Вам необходимо отстроить баланс гитарных микрофонов и других инструментов так, чтобы гитарист во время игры чувствовал себя так, как будто он играет с живым музыкальным коллективом. Чем меньше будет отвлекающих факторов и чем комфортнее будет гитаристу, тем лучше он будет играть.

Часто бывает так, что во время записи звук отличный и все хорошо, но во время сведения гитара постоянно проваливается в глубину картины, а при увеличении ее громкости звук становится мутным и грязным. Гитаре не хватает напористости, атаки. Такие ситуации нужно предвидеть еще во время записи и параллельно прописать отдельным каналом чистый звук с выхода гитары. Если Вы это сделали, то во время сведения в такой ситуации достаточно лишь немного подмешать к основному звуку гитары этот звук струн, и гитара сразу выйдет на первый план в звуковой картине.

Если Вы ставили микрофон к задней стенке комбика, не забудьте включить инвертировать этот канал по фазе, в противном случае Вам не избежать противофаз. Во время записи можете использовать предварительное усиление или динамическую обработку, если у Вас есть особо полюбившаяся вам «железка», но чаще всего этого не требуется.

Сейчас довольно часто используется прием записи гитары, который носит название дабл трек. Суть этого приема в том, что гитарист играет два дубля одной и той же музыкальной темы, а потом оба этих дубля воспроизводятся одновременно, но в разных каналах (левом и правом). Так как гитарист не может сыграть два раза одно и то же абсолютно одинаково, то в результате образуются некие биения и на слух создается ощущение стереозвучания гитары. Вы можете взять на заметку этот прием и использовать его в своих записях.

Записывая акустическую гитару, надо так же помнить о комфорте гитариста. В этом случае гитарист находится внутри акустической комнаты, следовательно, правильный баланс звука нужно подавать ему в наушники.

Занимаясь звукозаписью помните, что все хорошо в меру. Не надо окружать источник звука десятками микрофонов, Вы потом просто потеряетесь в обилии разных звучаний, и не будете знать, что выбрать. Лучше поставить два-три микрофона, послушать как это звучит, в следующий раз поставите тоже два-три, но в другое место, в следующий – поменяете микрофоны или комбик и т.д. Таким образом Вы со временем найдете то звук, к которому всегда стремились.

Автор: Илья Бузовир

Запись гитары в студийных условиях

Запись гитары – процесс довольно сложный и трудоемкий, собственно как и запись любого другого инструмента. К сожалению достаточно часто случается так, что человек строит хорошую дорогую студию звукозаписи, закупает отличное оборудование, садится за пульт и… На этом все хорошее в этой студии заканчивается. Этот человек гордо называет себя звукорежиссером и в то же время не знает, что делать с этой горой дорогого оборудования. В результате он включает гитару в линейный вход пульта, и пишет чистый или обработанный примочкой звук. Зачем тогда вообще студия? Запись гитары, будь то акустическая гитара или электрогитара, требует к себе серьезного отношения и полного понимания всех акустических процессов, связанных с гитарой. Поэтому весь процесс записи гитары можно разделить на несколько стадий: поиск гитарного звука, выбор и расстановка микрофонов, выбор предварительной обработки, и, собственно, сама запись гитары. Давайте же разберем каждую стадию отдельно. <br /> <br /> <b>Поиск гитарного звука <br /> </b>Не существует единого стандарта гитарного звука, про который можно сказать, что этот звук правильный, и что надо все настройки делать такими и никакими другими. Многие гитаристы в течение многих лет находятся в поисках своего звучания гитары, они меняют гитары, усилители, обработку, и со временем находят тот комплект, который дает им то, что они искали. Этот комплект оборудования гитаристы обычно возят с собой или указывают в техническом райдере обязательным условием наличие данного оборудования на концертной площадке. <br /> <br /> Первым делом надо, конечно же, выбрать для себя гитару. Гитары бывают разные и предназначены они для разных стилей музыки, но это вовсе не означает, что вы блюзовую гитару не можете использовать в музыке в стиле фанк. Это наоборот внесет некоторое разнообразие в звучание, появятся новые обертона, быть может, Вы станете первым, кто сделал подобный шаг и это ляжет в основу нового направления в звуке. Сейчас на отечественном рынке можно купить практически любую гитару и это уже не является такой проблемой, как 25 лет назад. О том, какая гитара лучше, стоит ли разоряться на дорогую гитару за 3000$ или можно ограничиться 15000 рублей, мы в этой статье говорить не будем! У каждого взгляд на гитары свой и я не хочу рождать новые споры. Давайте допустим, что Вы уже выбрали себе гитару и перейдем к следующим пунктам в нашей связке. <br /> <br /> Транзистор несомненно произвел революцию в мире электроники и электротехники. Он меньше, лучше по параметрам, менее хрупкий чем его предшественница, электронная лампа. Пожалуй, единственная отрасль электроники, где еще используются электронные лампы – это звукотехника. Электронная лампа вносит больше искажений в звуковой тракт, чем транзистор. Но эти искажения оказались довольно приятными на слух. Возникающие в результате искажений гармоники обогащают звук, делают его ярче насыщенней. Если Вы послушаете разницу в звуке транзисторного и лампового комбиков, Вы поймете, о чем я говорю. Поэтому сейчас все более-менее приличные комбики делают с применением усилительных каскадов на электронных лампах. О том, использовать ли транзисторный или ламповый комбик на студии, даже речи быть не может. Только электронная лампа!<b> Звук такого комбика может скрасить даже пластмассовость звучания дешевой электрогитары.</b> <br /> <br /> Что касается обработки гитарного звука, то это может быть примочка или эффекты, встроенные в комбоусилитель. Примочки тоже бывают транзисторные и ламповые. Какие выбирать – это уже Вам решать. Ламповые лучше звучат, транзисторные дешевле, но и звучат тоже неплохо. Со временем гитарист обычно набирает свой набор примочек для гитары и собирает их в единый комплекс, который всегда носит с собой на выступления. Музыканты побогаче заказывают у производителя для себя индивидуальный процессор эффектов. Если Вы не используете в своей игре каких-нибудь определенных эффектов, вроде хоруса или фленджера, а играете только чистым и перегруженным звуком, то вполне можно обойтись и без педалей. Практически любой комбик имеет в комплекте Foot Switch (ножной переключатель), с помощью которого можно управлять эффектами на комбике ногой во время игры. Эти эффекты обычно ограничиваются эффектами Over Drive и Reverb. Овердрайв на хорошем комбике обычно звучит достаточно хорошо, а для создания эффекта реверберации используется пружинный ревербератор. <br /> <br /> Итак, запомните, что секрет гитарного звука кроется в правильной связке гитара-примочка-комбик! Поменяв одно из звеньев этой цепочки, Вы кардинально измените звук гитары. Иногда этим пользуются на концертах, для разных композиций меняя гитару или комбик, <b>а иногда и то и другое.</b> <br /> <br /> Все, что было написано выше, касается только электрогитар! А как же быть с акустическими гитарами? Тут во многом все зависит от самой гитары. Акустический инструмент, сделанный из хорошего дерева по правильной технологии, и звучит соответственно. Цена его, конечно, сильно возрастает, но звук, который вы получаете в итоге, стоит таких денег. Для акустических гитар так же выпускаются комбоусилители, и они тоже могут транзисторными и ламповыми. Использование комбика может значительно улучшить звук вашей акустической гитары, но и ухудшить его он тоже может. Поэтому прежде чем использовать комбик, послушайте звук, который получается на выходе, может быть этот звук и не впишется в общую картину композиции, и от использования комбика стоит отказаться. <br /> <br /> <b>Выбор и расстановка микрофонов</b> <br /> Вы определились со звуком своей гитары. Следующая задача – перенести этот звук на магнитную ленту или в память жесткого диска компьютера так, чтобы он не потерял свои положительные качества, а в идеальном варианте – приобрел новые. Многие начинающие звукорежиссеры считают, что чем больше заглушено студийное помещение, тем лучше для звука. Забудьте об этом, наконец! Полностью заглушенные комнаты годятся только для записи дикторского текста и все! Хорошее помещение для записи должно обладать собственным звучанием, которое добавит звуку инструментов, в ней записывавшихся, дополнительную теплоту и красоту. На эту тему написано множество книг, и мы не будем сейчас на этом останавливаться. Если Вы хотите подробнее узнать об акустическом расчете помещений, то можете почитать такие книги, как «Музыкальная акустика» Ирины Алдошиной или «Звуковая студия» Алека Нисбетта. <br /> <br /> Первая задача, которая стоит перед Вами во время подготовки к записи гитары, это расположение источника звука в контрольной комнате. Если вы пишите электрогитару, то источником звука станет комбик. Не забывайте, что звук из комбика распространяется не только вперед, но и назад (за исключением тех кабинетов, где задняя стенка полностью закрыта), поэтому ставить комбик вплотную к стене нецелесообразно. Если расположить усилитель в центре комнаты, Вам может не хватить места, чтобы поставить микрофон общего плана. Идеальным вариантом в идеальной комнате будет расположение комбика на расстоянии 1/3 ширины комнаты, диффузором в большую сторону комнаты. Но на самом деле, так как все комнаты разные, точка наилучшего звука обычно находится эмпирическим путем. Не забывайте пробовать поворачивать комбик диффузором в угол, экспериментировать с наклоном комбика к потолку, в общем, <b>дайте волю своей фантазии, и ваши труды будут вознаграждены.</b> <br /> <br /> Что касается выбора микрофонов, то здесь подойдут как динамические, так и конденсаторные микрофоны с кардиодной характеристикой направленности. Ничто не заменит <b>старый добрый Shure SM57.</b> Микрофоны в основном тоже подбираются опытным путем. Все зависит от того, какой звук Вы хотите получить. Если более прозрачный, яркий, то хорошо подойдет конденсаторный микрофон с малой мембраной, если наоборот, требуется более глубокий, жирный звук, то здесь подойдет динамический микрофон. Можно использовать комплекс из двух и более микрофонов. Это позволит записать Вам несколько дорожек разного звука и потом, при обработке материала, поискать нужный баланс между ними. <br /> <br /> Разные звукорежиссеры используют разные методы расстановки микрофонов, поэтому единого правила здесь нет. Чтобы снять прямой звук с источника, нужно расположить основной микрофон как можно ближе к источнику звука, диффузору комбика. <b>Поэтому микрофон обычно ставят вплотную. </b>Чтобы получить более чистый и прозрачный звук гитары, микрофон перемещают ближе к краю диффузора, а чтобы получить более грязный и мутный звук – ближе к центру. <br /> <br /> Кто-то ставит дополнительный микрофон «в спину» основному, кто-то несколько микрофонов в разные точки диффузора, кто-то ставит дополнительный микрофон сзади комбика, вариантов много. Главное, располагая динамические микрофоны рядом друг с другом не забывайте, что в капсюле такого микрофона есть постоянный магнит, магнитное поле которого может действовать и на диафрагму микрофона, находящегося рядом. Из-за этого возникает явление, которое называется «гребенчатый фильтр». В этом случае подавляется каждая вторая частота, а это негативно скажется на звуке. <br /> <br /> Когда Вы определились с расстановкой микрофонов вокруг комбика, не забудьте поставить еще один стереомикрофон общего плана в дальний конец акустической комнаты. Звук, записанный этим микрофоном, передаст акустику помещения и в определенном балансе с основным звуком добавит вашей гитаре теплоты и «вкуса». <br /> <br /> Выбирая микрофоны для записи акустической гитары, Вы должны сначала определиться с выбором точек для съема звука этого инструмента. Существуют определенные правила расстановки микрофонов при записи акустической гитары. Точек для записи звука у этого инструмента несколько, <b>но обычно используют две основные.</b> <br /> <br /> Можете поставить дополнительные микрофоны под правую руку гитариста, чтобы подчеркнуть атаку удара по струнам. Если вы используете комбик, то его озвучивают по тем же правилам, что и комбик для электрогитары. Только комбик должен находиться в другой акустической комнате, чтобы не «мешать» записи чистого звука гитары. <br /> <br /> <b>Запись гитары</b> <br /> Во время записи постарайтесь, чтобы гитарист чувствовал себя комфортно, то есть все ваши каналы записи не должны звучать как попало. Так как гитаристу совсем не обязательно находиться в акустической, он может сидеть рядом с Вами, то Вам необходимо отстроить баланс гитарных микрофонов и других инструментов так, чтобы гитарист во время игры чувствовал себя так, как будто он играет с живым музыкальным коллективом. Чем меньше будет отвлекающих факторов и чем комфортнее будет гитаристу, тем лучше он будет играть. <br /> <br /> Часто бывает так, что во время записи звук отличный и все хорошо, но во время сведения гитара постоянно проваливается в глубину картины, а при увеличении ее громкости звук становится мутным и грязным. Гитаре не хватает напористости, атаки. Такие ситуации нужно предвидеть еще во время записи и параллельно прописать отдельным каналом чистый звук с выхода гитары. Если Вы это сделали, то во время сведения в такой ситуации достаточно лишь немного подмешать к основному звуку гитары этот звук струн, и <b>гитара сразу выйдет на первый план в звуковой картине. <br /> </b> <br /> Если Вы ставили микрофон к задней стенке комбика, не забудьте включить инвертировать этот канал по фазе, в противном случае Вам не избежать противофаз. Во время записи можете использовать предварительное усиление или динамическую обработку, если у Вас есть особо полюбившаяся вам «железка», но чаще всего этого не требуется. <br /> <br /> Сейчас довольно часто используется прием записи гитары, который носит название дабл трек. Суть этого приема в том, что гитарист играет два дубля одной и той же музыкальной темы, а потом оба этих дубля воспроизводятся одновременно, но в разных каналах (левом и правом). Так как гитарист не может сыграть два раза одно и то же абсолютно одинаково, то в результате образуются некие биения и на слух создается ощущение стереозвучания гитары. Вы можете взять на заметку этот прием и<b> использовать его в своих записях.</b> <br /> <br /> Записывая акустическую гитару, надо так же помнить о комфорте гитариста. В этом случае гитарист находится внутри акустической комнаты, следовательно, правильный баланс звука нужно подавать ему в наушники. <br /> <br /> Занимаясь звукозаписью помните, что все хорошо в меру. Не надо окружать источник звука десятками микрофонов, Вы потом просто потеряетесь в обилии разных звучаний, и не будете знать, что выбрать. Лучше поставить два-три микрофона, послушать как это звучит, в следующий раз поставите тоже два-три, но в другое место, в следующий – поменяете микрофоны или комбик и т.д. Таким образом Вы со временем найдете то звук, к которому всегда стремились. <br /> <br /> <i>Автор: Илья Бузовир</i>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Запись гитары в студийных условиях

Запись гитары в студийных условиях

Запись гитары в студийных условиях

Запись гитары – процесс довольно сложный и трудоемкий, собственно как и запись любого другого инструмента. К сожалению достаточно часто случается так, что человек строит хорошую дорогую студию звукозаписи, закупает отличное оборудование, садится за пульт и… На этом все хорошее в этой студии заканчивается. Этот человек гордо называет себя звукорежиссером и в то же время не знает, что делать с этой горой дорогого оборудования. В результате он включает гитару в линейный вход пульта, и пишет чистый или обработанный примочкой звук. Зачем тогда вообще студия? Запись гитары, будь то акустическая гитара или электрогитара, требует к себе серьезного отношения и полного понимания всех акустических процессов, связанных с гитарой. Поэтому весь процесс записи гитары можно разделить на несколько стадий: поиск гитарного звука, выбор и расстановка микрофонов, выбор предварительной обработки, и, собственно, сама запись гитары. Давайте же разберем каждую стадию отдельно. <br /> <br /> <b>Поиск гитарного звука <br /> </b>Не существует единого стандарта гитарного звука, про который можно сказать, что этот звук правильный, и что надо все настройки делать такими и никакими другими. Многие гитаристы в течение многих лет находятся в поисках своего звучания гитары, они меняют гитары, усилители, обработку, и со временем находят тот комплект, который дает им то, что они искали. Этот комплект оборудования гитаристы обычно возят с собой или указывают в техническом райдере обязательным условием наличие данного оборудования на концертной площадке. <br /> <br /> Первым делом надо, конечно же, выбрать для себя гитару. Гитары бывают разные и предназначены они для разных стилей музыки, но это вовсе не означает, что вы блюзовую гитару не можете использовать в музыке в стиле фанк. Это наоборот внесет некоторое разнообразие в звучание, появятся новые обертона, быть может, Вы станете первым, кто сделал подобный шаг и это ляжет в основу нового направления в звуке. Сейчас на отечественном рынке можно купить практически любую гитару и это уже не является такой проблемой, как 25 лет назад. О том, какая гитара лучше, стоит ли разоряться на дорогую гитару за 3000$ или можно ограничиться 15000 рублей, мы в этой статье говорить не будем! У каждого взгляд на гитары свой и я не хочу рождать новые споры. Давайте допустим, что Вы уже выбрали себе гитару и перейдем к следующим пунктам в нашей связке. <br /> <br /> Транзистор несомненно произвел революцию в мире электроники и электротехники. Он меньше, лучше по параметрам, менее хрупкий чем его предшественница, электронная лампа. Пожалуй, единственная отрасль электроники, где еще используются электронные лампы – это звукотехника. Электронная лампа вносит больше искажений в звуковой тракт, чем транзистор. Но эти искажения оказались довольно приятными на слух. Возникающие в результате искажений гармоники обогащают звук, делают его ярче насыщенней. Если Вы послушаете разницу в звуке транзисторного и лампового комбиков, Вы поймете, о чем я говорю. Поэтому сейчас все более-менее приличные комбики делают с применением усилительных каскадов на электронных лампах. О том, использовать ли транзисторный или ламповый комбик на студии, даже речи быть не может. Только электронная лампа!<b> Звук такого комбика может скрасить даже пластмассовость звучания дешевой электрогитары.</b> <br /> <br /> Что касается обработки гитарного звука, то это может быть примочка или эффекты, встроенные в комбоусилитель. Примочки тоже бывают транзисторные и ламповые. Какие выбирать – это уже Вам решать. Ламповые лучше звучат, транзисторные дешевле, но и звучат тоже неплохо. Со временем гитарист обычно набирает свой набор примочек для гитары и собирает их в единый комплекс, который всегда носит с собой на выступления. Музыканты побогаче заказывают у производителя для себя индивидуальный процессор эффектов. Если Вы не используете в своей игре каких-нибудь определенных эффектов, вроде хоруса или фленджера, а играете только чистым и перегруженным звуком, то вполне можно обойтись и без педалей. Практически любой комбик имеет в комплекте Foot Switch (ножной переключатель), с помощью которого можно управлять эффектами на комбике ногой во время игры. Эти эффекты обычно ограничиваются эффектами Over Drive и Reverb. Овердрайв на хорошем комбике обычно звучит достаточно хорошо, а для создания эффекта реверберации используется пружинный ревербератор. <br /> <br /> Итак, запомните, что секрет гитарного звука кроется в правильной связке гитара-примочка-комбик! Поменяв одно из звеньев этой цепочки, Вы кардинально измените звук гитары. Иногда этим пользуются на концертах, для разных композиций меняя гитару или комбик, <b>а иногда и то и другое.</b> <br /> <br /> Все, что было написано выше, касается только электрогитар! А как же быть с акустическими гитарами? Тут во многом все зависит от самой гитары. Акустический инструмент, сделанный из хорошего дерева по правильной технологии, и звучит соответственно. Цена его, конечно, сильно возрастает, но звук, который вы получаете в итоге, стоит таких денег. Для акустических гитар так же выпускаются комбоусилители, и они тоже могут транзисторными и ламповыми. Использование комбика может значительно улучшить звук вашей акустической гитары, но и ухудшить его он тоже может. Поэтому прежде чем использовать комбик, послушайте звук, который получается на выходе, может быть этот звук и не впишется в общую картину композиции, и от использования комбика стоит отказаться. <br /> <br /> <b>Выбор и расстановка микрофонов</b> <br /> Вы определились со звуком своей гитары. Следующая задача – перенести этот звук на магнитную ленту или в память жесткого диска компьютера так, чтобы он не потерял свои положительные качества, а в идеальном варианте – приобрел новые. Многие начинающие звукорежиссеры считают, что чем больше заглушено студийное помещение, тем лучше для звука. Забудьте об этом, наконец! Полностью заглушенные комнаты годятся только для записи дикторского текста и все! Хорошее помещение для записи должно обладать собственным звучанием, которое добавит звуку инструментов, в ней записывавшихся, дополнительную теплоту и красоту. На эту тему написано множество книг, и мы не будем сейчас на этом останавливаться. Если Вы хотите подробнее узнать об акустическом расчете помещений, то можете почитать такие книги, как «Музыкальная акустика» Ирины Алдошиной или «Звуковая студия» Алека Нисбетта. <br /> <br /> Первая задача, которая стоит перед Вами во время подготовки к записи гитары, это расположение источника звука в контрольной комнате. Если вы пишите электрогитару, то источником звука станет комбик. Не забывайте, что звук из комбика распространяется не только вперед, но и назад (за исключением тех кабинетов, где задняя стенка полностью закрыта), поэтому ставить комбик вплотную к стене нецелесообразно. Если расположить усилитель в центре комнаты, Вам может не хватить места, чтобы поставить микрофон общего плана. Идеальным вариантом в идеальной комнате будет расположение комбика на расстоянии 1/3 ширины комнаты, диффузором в большую сторону комнаты. Но на самом деле, так как все комнаты разные, точка наилучшего звука обычно находится эмпирическим путем. Не забывайте пробовать поворачивать комбик диффузором в угол, экспериментировать с наклоном комбика к потолку, в общем, <b>дайте волю своей фантазии, и ваши труды будут вознаграждены.</b> <br /> <br /> Что касается выбора микрофонов, то здесь подойдут как динамические, так и конденсаторные микрофоны с кардиодной характеристикой направленности. Ничто не заменит <b>старый добрый Shure SM57.</b> Микрофоны в основном тоже подбираются опытным путем. Все зависит от того, какой звук Вы хотите получить. Если более прозрачный, яркий, то хорошо подойдет конденсаторный микрофон с малой мембраной, если наоборот, требуется более глубокий, жирный звук, то здесь подойдет динамический микрофон. Можно использовать комплекс из двух и более микрофонов. Это позволит записать Вам несколько дорожек разного звука и потом, при обработке материала, поискать нужный баланс между ними. <br /> <br /> Разные звукорежиссеры используют разные методы расстановки микрофонов, поэтому единого правила здесь нет. Чтобы снять прямой звук с источника, нужно расположить основной микрофон как можно ближе к источнику звука, диффузору комбика. <b>Поэтому микрофон обычно ставят вплотную. </b>Чтобы получить более чистый и прозрачный звук гитары, микрофон перемещают ближе к краю диффузора, а чтобы получить более грязный и мутный звук – ближе к центру. <br /> <br /> Кто-то ставит дополнительный микрофон «в спину» основному, кто-то несколько микрофонов в разные точки диффузора, кто-то ставит дополнительный микрофон сзади комбика, вариантов много. Главное, располагая динамические микрофоны рядом друг с другом не забывайте, что в капсюле такого микрофона есть постоянный магнит, магнитное поле которого может действовать и на диафрагму микрофона, находящегося рядом. Из-за этого возникает явление, которое называется «гребенчатый фильтр». В этом случае подавляется каждая вторая частота, а это негативно скажется на звуке. <br /> <br /> Когда Вы определились с расстановкой микрофонов вокруг комбика, не забудьте поставить еще один стереомикрофон общего плана в дальний конец акустической комнаты. Звук, записанный этим микрофоном, передаст акустику помещения и в определенном балансе с основным звуком добавит вашей гитаре теплоты и «вкуса». <br /> <br /> Выбирая микрофоны для записи акустической гитары, Вы должны сначала определиться с выбором точек для съема звука этого инструмента. Существуют определенные правила расстановки микрофонов при записи акустической гитары. Точек для записи звука у этого инструмента несколько, <b>но обычно используют две основные.</b> <br /> <br /> Можете поставить дополнительные микрофоны под правую руку гитариста, чтобы подчеркнуть атаку удара по струнам. Если вы используете комбик, то его озвучивают по тем же правилам, что и комбик для электрогитары. Только комбик должен находиться в другой акустической комнате, чтобы не «мешать» записи чистого звука гитары. <br /> <br /> <b>Запись гитары</b> <br /> Во время записи постарайтесь, чтобы гитарист чувствовал себя комфортно, то есть все ваши каналы записи не должны звучать как попало. Так как гитаристу совсем не обязательно находиться в акустической, он может сидеть рядом с Вами, то Вам необходимо отстроить баланс гитарных микрофонов и других инструментов так, чтобы гитарист во время игры чувствовал себя так, как будто он играет с живым музыкальным коллективом. Чем меньше будет отвлекающих факторов и чем комфортнее будет гитаристу, тем лучше он будет играть. <br /> <br /> Часто бывает так, что во время записи звук отличный и все хорошо, но во время сведения гитара постоянно проваливается в глубину картины, а при увеличении ее громкости звук становится мутным и грязным. Гитаре не хватает напористости, атаки. Такие ситуации нужно предвидеть еще во время записи и параллельно прописать отдельным каналом чистый звук с выхода гитары. Если Вы это сделали, то во время сведения в такой ситуации достаточно лишь немного подмешать к основному звуку гитары этот звук струн, и <b>гитара сразу выйдет на первый план в звуковой картине. <br /> </b> <br /> Если Вы ставили микрофон к задней стенке комбика, не забудьте включить инвертировать этот канал по фазе, в противном случае Вам не избежать противофаз. Во время записи можете использовать предварительное усиление или динамическую обработку, если у Вас есть особо полюбившаяся вам «железка», но чаще всего этого не требуется. <br /> <br /> Сейчас довольно часто используется прием записи гитары, который носит название дабл трек. Суть этого приема в том, что гитарист играет два дубля одной и той же музыкальной темы, а потом оба этих дубля воспроизводятся одновременно, но в разных каналах (левом и правом). Так как гитарист не может сыграть два раза одно и то же абсолютно одинаково, то в результате образуются некие биения и на слух создается ощущение стереозвучания гитары. Вы можете взять на заметку этот прием и<b> использовать его в своих записях.</b> <br /> <br /> Записывая акустическую гитару, надо так же помнить о комфорте гитариста. В этом случае гитарист находится внутри акустической комнаты, следовательно, правильный баланс звука нужно подавать ему в наушники. <br /> <br /> Занимаясь звукозаписью помните, что все хорошо в меру. Не надо окружать источник звука десятками микрофонов, Вы потом просто потеряетесь в обилии разных звучаний, и не будете знать, что выбрать. Лучше поставить два-три микрофона, послушать как это звучит, в следующий раз поставите тоже два-три, но в другое место, в следующий – поменяете микрофоны или комбик и т.д. Таким образом Вы со временем найдете то звук, к которому всегда стремились. <br /> <br /> <i>Автор: Илья Бузовир</i>

Загрузка комментариев...