Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Уровни цифровой записи. Информация к размышлению

Уровни цифровой записи. Информация к размышлению
0

Уровни цифровой записи. Информация к размышлению

Дата публикации: 2 апреля 2015, 11:55
Нравится
Нравится
Вполне очевиден тот факт, что в головах многих людей имеется определённый беспорядок по поводу «идеальных» уровней, с которыми требуется осуществлять цифровую запись. Здесь я хотел бы дать некоторые рекомендации, вкратце подытожив информацию, доступную в различных печатных и онлайн-источниках. Итак, вот это простое правило, состоящее всего лишь из трёх пунктов:

1.Записывайте с разрешением 24 бита, а не 16.

2.Старайтесь, чтобы средний уровень был в области -18dBFS. Не страшно, если это значение немного отклоняется в ту или иную сторону (например, от -21dBFS до -15dBFS).

3.Избегайте пиков, превышающих -6dBFS.

Это всё. Ваши миксы станут звучать более полно, насыщенно и динамично, нежели следовать правилу «записывать всё с максимально возможной без клиппинга громкостью».

Некоторые распространённые вопросы

Почему надо избегать пиков выше -6dB? У нас же ведь есть пространство до 0dBFS?

Ответ №1 «Аналоговый»

Одна из задач, стоящих перед звукоинженером во время записи – это получить максимально чистый сигнал от аналогово-цифрового преобразователя. Многие интерфейсы откалиброваны так, чтобы при поступлении на линейный вход аналогового сигнала уровня 0VU (например, с микшера), дать цифровой сигнал с уровнем -18dBFS/-20dBFS. Таким образом, это оптимальное значение.

P.S. Хотя, если Вам нравятся специфические искажения, возникающие при перегрузке входных цепей Вашей звуковой карты, можете поэкспериментировать и с более высокими уровнями.

Ответ №2 «Цифровой»

Если бы всё, что нам приходилось делать, это просто смешивать цифровые сигналы (причём, не выходя за пределы DAW), то мы могли бы без проблем делать прекрасные чистые миксы с уровнями впритык к 0dBFS. Однако, имеются некоторые явления, омрачающие эту радужную картину.

Во-первых, существует такая вещь, как межсэмпловое искажение. Оно может создать «фантомные» пики, намного превышающие 0dBFS, что чревато перегрузками цифро-аналоговых конверторов, и, как следствие, ухудшением звучания.

Во-вторых, некоторые инсертные плагины могут вызывать перегрузки внутренней шины. И, чем больше плагинов используется в проекте, тем сильнее может проявиться кумулятивный эффект этих искажений. Кроме того, у плагинов есть потенциал к генерации внутренних пиков величиной до 6 dB. Причём, такое явление даже может случиться в эквалайзере, ПОНИЖАЮЩЕМ частоты.

В-третьих,
канальные измерители редко когда показывают истинный уровень. Очень короткие пики они обычно пропускают (к примеру, продолжительностью 1 сэмпл). В некоторых случаях, реальный уровень может быть на 3 dB выше, чем показывает измеритель.

Таким образом, более низкие уровни индивидуальных треков помогают избежать или уменьшить большинство этих проблем. Если же оригинальные уровни высоки, понижайте их при помощи специальных trim/gain-плагинов, вставленных перед другими инсертными плагинами, либо, если позволяет DAW, непосредственно внутри аудиоклипов. Кроме того, в канальных линейках DAW есть регулятор GAIN, который выполняет такую же функцию.

P.S. Что такое gain или trim-плагин? По сути дела, это простой регулятор, управляющий уровнем сигнала, поступающим на вход следующего за ним процессора. В отличие от него, канальный фейдер DAW управляет выходным сигналом цепи обработки, и никак не влияет на то, что поступает на её вход. (Правда, для полноты картины следует оговориться, что некоторые инсертные ячейки DAW работают в постфейдерном режиме и канальный фейдер влияет на их входной сигнал).

Разве мы не потеряем часть динамического диапазона, если будем записывать с такими низкими уровнями? Поскольку мы становимся ближе к собственному шуму системы, не будет ли у нас больше ошибок квантизации?

Нет, поскольку мы не будем искусственно повышать уровень аудио и потом понижать его обратно. Терять здесь нечего. По сути, мы имеем дело с сигналом с нормальным аналоговым уровнем.

Рассматривайте это как накручивание чувствительности в микшере, фейдеры которого убраны вниз. Чем выше чувствительность, тем больше нежелательных шумов и искажений проникает в сигнал. Вместо этого, лучше поставить фейдеры в референсное положение и добавлять столько чувствительности, сколько требуется для получения правильного звукового уровня. Подобное мы и пытаемся сделать в цифровом записывающем тракте, а именно, оптимизировать нашу «цепочку уровней».

Лучший способ проиллюстрировать мой ответ – это рассмотреть несколько чисел:

Каждый бит цифрового аудио равен примерно 6dB.

Таким образом, 16-битное аудио имеет динамический диапазон 96dB.

24-битное аудио имеет диапазон 144dB.

Пока ничего особенного… Давайте теперь рассмотрим аналоговую сторону, где ситуация становится более интересной:

Итак, максимальное теоретическое отношение сигнал/шум в аналоговых системах составляет 130dB. Даже ребёнку сразу видно, что это намного меньше, чем динамический диапазон 24-битного аудио. Фактически, даже лучшие [из более или менее доступных] AD-конверторов с трудом достигают значения сигнал/шум 118dB, не говоря уж о заветных 144dB!

Теперь давайте поразмышляем ещё немного:

Если мы будем записывать с уровнем -18dBFS, сколько битов это нам даст?

24 бита минус 3 (каждый бит - это 6dB, если ещё не забыли). Таким образом, остаётся 21 бит.

Каков динамический диапазон при 21 бите? 126dB.

Каков динамический диапазон Вашего аналого-цифрового конвертора? Около 120dB.

Менее чем 20 бит и, естественно, меньше, чем получается при записи с уровнем - 18dBFS (21 бит).

Итак, подведём итоги: записывая с уровнем -18dBFS, Вы получаете, как минимум, один бит запаса между полезным сигналом и собственными шумами системы и ошибками квантизации. Фактически, повышая уровень записи до 0dBFS, Вы просто усиливаете все сопутствующие сигналу шумы и создаёте благоприятную почву для всяческого рода искажений.

Единственное оправдание высоким уровням – это если Вам нравится, как звучит клиппинг в Вашем конверторе. Больше здесь нет никаких эстетических или технических преимуществ.

Перевод: ВячеславБережной

Уровни цифровой записи. Информация к размышлению

Вполне очевиден тот факт, что в головах многих людей имеется определённый беспорядок по поводу «идеальных» уровней, с которыми требуется осуществлять цифровую запись. Здесь я хотел бы дать некоторые рекомендации, вкратце подытожив информацию, доступную в различных печатных и онлайн-источниках. Итак, вот это простое правило,<b> состоящее всего лишь из трёх пунктов:</b> <br /> <br /> 1.Записывайте с разрешением 24 бита, а не 16. <br /> <br /> 2.Старайтесь, чтобы средний уровень был в области -18dBFS. Не страшно, если это значение немного отклоняется в ту или иную сторону (например, от -21dBFS до -15dBFS). <br /> <br /> 3.Избегайте пиков, превышающих -6dBFS. <br /> <br /> Это всё. Ваши миксы станут звучать более полно, насыщенно и динамично, нежели следовать правилу «записывать всё с максимально возможной без клиппинга громкостью». <br /> <br /> <b>Некоторые распространённые вопросы</b> <br /> <br /> Почему надо избегать пиков выше -6dB? У нас же ведь есть пространство до 0dBFS? <br /> <br /> <b>Ответ №1 «Аналоговый»</b> <br /> <br /> Одна из задач, стоящих перед звукоинженером во время записи – это получить максимально чистый сигнал от аналогово-цифрового преобразователя. Многие интерфейсы откалиброваны так, чтобы при поступлении на линейный вход аналогового сигнала уровня 0VU (например, с микшера), дать цифровой сигнал с уровнем -18dBFS/-20dBFS. Таким образом, это оптимальное значение. <br /> <br /> P.S. Хотя, если Вам нравятся специфические искажения, возникающие при перегрузке входных цепей Вашей звуковой карты, можете поэкспериментировать и с более высокими уровнями. <br /> <br /> <b>Ответ №2 «Цифровой»</b> <br /> <br /> Если бы всё, что нам приходилось делать, это просто смешивать цифровые сигналы (причём, не выходя за пределы DAW), то мы могли бы без проблем делать прекрасные чистые миксы с уровнями впритык к 0dBFS. Однако, имеются некоторые явления, омрачающие эту радужную картину. <br /> <br /> <b>Во-первых, </b>существует такая вещь, как межсэмпловое искажение. Оно может создать «фантомные» пики, намного превышающие 0dBFS, что чревато перегрузками цифро-аналоговых конверторов, и, как следствие, ухудшением звучания. <br /> <br /> <b>Во-вторых,</b> некоторые инсертные плагины могут вызывать перегрузки внутренней шины. И, чем больше плагинов используется в проекте, тем сильнее может проявиться кумулятивный эффект этих искажений. Кроме того, у плагинов есть потенциал к генерации внутренних пиков величиной до 6 dB. Причём, такое явление даже может случиться в эквалайзере, ПОНИЖАЮЩЕМ частоты. <br /> <b> <br /> В-третьих, </b>канальные измерители редко когда показывают истинный уровень. Очень короткие пики они обычно пропускают (к примеру, продолжительностью 1 сэмпл). В некоторых случаях, реальный уровень может быть на 3 dB выше, чем показывает измеритель. <br /> <br /> Таким образом, более низкие уровни индивидуальных треков помогают избежать или уменьшить большинство этих проблем. Если же оригинальные уровни высоки, понижайте их при помощи специальных trim/gain-плагинов, вставленных перед другими инсертными плагинами, либо, если позволяет DAW, непосредственно внутри аудиоклипов. Кроме того, в канальных линейках DAW есть регулятор GAIN, который выполняет такую же функцию. <br /> <br /> P.S. Что такое gain или trim-плагин? По сути дела, это простой регулятор, управляющий уровнем сигнала, поступающим на вход следующего за ним процессора. В отличие от него, канальный фейдер DAW управляет выходным сигналом цепи обработки, и никак не влияет на то, что поступает на её вход. (Правда, для полноты картины следует оговориться, что некоторые инсертные ячейки DAW работают в постфейдерном режиме и канальный фейдер влияет на их входной сигнал). <br /> <br /> Разве мы не потеряем часть динамического диапазона, если будем записывать с такими низкими уровнями? Поскольку мы становимся ближе к собственному шуму системы, <b>не будет ли у нас больше ошибок квантизации? <br /> </b> <br /> Нет, поскольку мы не будем искусственно повышать уровень аудио и потом понижать его обратно. Терять здесь нечего. По сути, мы имеем дело с сигналом с нормальным аналоговым уровнем. <br /> <br /> Рассматривайте это как накручивание чувствительности в микшере, фейдеры которого убраны вниз. Чем выше чувствительность, тем больше нежелательных шумов и искажений проникает в сигнал. Вместо этого, лучше поставить фейдеры в референсное положение и добавлять столько чувствительности, сколько требуется для получения правильного звукового уровня. Подобное мы и пытаемся сделать в цифровом записывающем тракте, а именно,<b> оптимизировать нашу «цепочку уровней».</b> <br /> <br /> Лучший способ проиллюстрировать мой ответ – это рассмотреть несколько чисел: <br /> <br /> Каждый бит цифрового аудио равен примерно 6dB. <br /> <br /> Таким образом, 16-битное аудио имеет динамический диапазон 96dB. <br /> <br /> 24-битное аудио имеет диапазон 144dB. <br /> <br /> Пока ничего особенного… Давайте теперь рассмотрим аналоговую сторону, где ситуация становится более интересной: <br /> <br /> Итак, максимальное теоретическое отношение сигнал/шум в аналоговых системах составляет 130dB. Даже ребёнку сразу видно, что это намного меньше, чем динамический диапазон 24-битного аудио. Фактически, даже лучшие [из более или менее доступных] AD-конверторов с трудом достигают значения сигнал/шум 118dB, <b>не говоря уж о заветных 144dB!</b> <br /> <br /> Теперь давайте поразмышляем ещё немного: <br /> <br /> Если мы будем записывать с уровнем -18dBFS, сколько битов это нам даст? <br /> <br /> 24 бита минус 3 (каждый бит - это 6dB, если ещё не забыли). Таким образом, остаётся 21 бит. <br /> <br /> Каков динамический диапазон при 21 бите? 126dB. <br /> <br /> Каков динамический диапазон Вашего аналого-цифрового конвертора? Около 120dB. <br /> <br /> Менее чем 20 бит и, естественно, меньше, чем получается при записи с уровнем - 18dBFS (21 бит). <br /> <br /> Итак, подведём итоги: записывая с уровнем -18dBFS, Вы получаете, как минимум, один бит запаса между полезным сигналом и собственными шумами системы и ошибками квантизации. Фактически, повышая уровень записи до 0dBFS, Вы просто усиливаете все сопутствующие сигналу шумы и<b> создаёте благоприятную почву для всяческого рода искажений.</b> <br /> <br /> Единственное оправдание высоким уровням – это <b>если Вам нравится, как звучит клиппинг в Вашем конверторе. </b>Больше здесь нет никаких эстетических или технических преимуществ. <br /> <i> <br /> Перевод: ВячеславБережной </i>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Уровни цифровой записи. Информация к размышлению

Уровни цифровой записи. Информация к размышлению

Уровни цифровой записи. Информация к размышлению

Вполне очевиден тот факт, что в головах многих людей имеется определённый беспорядок по поводу «идеальных» уровней, с которыми требуется осуществлять цифровую запись. Здесь я хотел бы дать некоторые рекомендации, вкратце подытожив информацию, доступную в различных печатных и онлайн-источниках. Итак, вот это простое правило,<b> состоящее всего лишь из трёх пунктов:</b> <br /> <br /> 1.Записывайте с разрешением 24 бита, а не 16. <br /> <br /> 2.Старайтесь, чтобы средний уровень был в области -18dBFS. Не страшно, если это значение немного отклоняется в ту или иную сторону (например, от -21dBFS до -15dBFS). <br /> <br /> 3.Избегайте пиков, превышающих -6dBFS. <br /> <br /> Это всё. Ваши миксы станут звучать более полно, насыщенно и динамично, нежели следовать правилу «записывать всё с максимально возможной без клиппинга громкостью». <br /> <br /> <b>Некоторые распространённые вопросы</b> <br /> <br /> Почему надо избегать пиков выше -6dB? У нас же ведь есть пространство до 0dBFS? <br /> <br /> <b>Ответ №1 «Аналоговый»</b> <br /> <br /> Одна из задач, стоящих перед звукоинженером во время записи – это получить максимально чистый сигнал от аналогово-цифрового преобразователя. Многие интерфейсы откалиброваны так, чтобы при поступлении на линейный вход аналогового сигнала уровня 0VU (например, с микшера), дать цифровой сигнал с уровнем -18dBFS/-20dBFS. Таким образом, это оптимальное значение. <br /> <br /> P.S. Хотя, если Вам нравятся специфические искажения, возникающие при перегрузке входных цепей Вашей звуковой карты, можете поэкспериментировать и с более высокими уровнями. <br /> <br /> <b>Ответ №2 «Цифровой»</b> <br /> <br /> Если бы всё, что нам приходилось делать, это просто смешивать цифровые сигналы (причём, не выходя за пределы DAW), то мы могли бы без проблем делать прекрасные чистые миксы с уровнями впритык к 0dBFS. Однако, имеются некоторые явления, омрачающие эту радужную картину. <br /> <br /> <b>Во-первых, </b>существует такая вещь, как межсэмпловое искажение. Оно может создать «фантомные» пики, намного превышающие 0dBFS, что чревато перегрузками цифро-аналоговых конверторов, и, как следствие, ухудшением звучания. <br /> <br /> <b>Во-вторых,</b> некоторые инсертные плагины могут вызывать перегрузки внутренней шины. И, чем больше плагинов используется в проекте, тем сильнее может проявиться кумулятивный эффект этих искажений. Кроме того, у плагинов есть потенциал к генерации внутренних пиков величиной до 6 dB. Причём, такое явление даже может случиться в эквалайзере, ПОНИЖАЮЩЕМ частоты. <br /> <b> <br /> В-третьих, </b>канальные измерители редко когда показывают истинный уровень. Очень короткие пики они обычно пропускают (к примеру, продолжительностью 1 сэмпл). В некоторых случаях, реальный уровень может быть на 3 dB выше, чем показывает измеритель. <br /> <br /> Таким образом, более низкие уровни индивидуальных треков помогают избежать или уменьшить большинство этих проблем. Если же оригинальные уровни высоки, понижайте их при помощи специальных trim/gain-плагинов, вставленных перед другими инсертными плагинами, либо, если позволяет DAW, непосредственно внутри аудиоклипов. Кроме того, в канальных линейках DAW есть регулятор GAIN, который выполняет такую же функцию. <br /> <br /> P.S. Что такое gain или trim-плагин? По сути дела, это простой регулятор, управляющий уровнем сигнала, поступающим на вход следующего за ним процессора. В отличие от него, канальный фейдер DAW управляет выходным сигналом цепи обработки, и никак не влияет на то, что поступает на её вход. (Правда, для полноты картины следует оговориться, что некоторые инсертные ячейки DAW работают в постфейдерном режиме и канальный фейдер влияет на их входной сигнал). <br /> <br /> Разве мы не потеряем часть динамического диапазона, если будем записывать с такими низкими уровнями? Поскольку мы становимся ближе к собственному шуму системы, <b>не будет ли у нас больше ошибок квантизации? <br /> </b> <br /> Нет, поскольку мы не будем искусственно повышать уровень аудио и потом понижать его обратно. Терять здесь нечего. По сути, мы имеем дело с сигналом с нормальным аналоговым уровнем. <br /> <br /> Рассматривайте это как накручивание чувствительности в микшере, фейдеры которого убраны вниз. Чем выше чувствительность, тем больше нежелательных шумов и искажений проникает в сигнал. Вместо этого, лучше поставить фейдеры в референсное положение и добавлять столько чувствительности, сколько требуется для получения правильного звукового уровня. Подобное мы и пытаемся сделать в цифровом записывающем тракте, а именно,<b> оптимизировать нашу «цепочку уровней».</b> <br /> <br /> Лучший способ проиллюстрировать мой ответ – это рассмотреть несколько чисел: <br /> <br /> Каждый бит цифрового аудио равен примерно 6dB. <br /> <br /> Таким образом, 16-битное аудио имеет динамический диапазон 96dB. <br /> <br /> 24-битное аудио имеет диапазон 144dB. <br /> <br /> Пока ничего особенного… Давайте теперь рассмотрим аналоговую сторону, где ситуация становится более интересной: <br /> <br /> Итак, максимальное теоретическое отношение сигнал/шум в аналоговых системах составляет 130dB. Даже ребёнку сразу видно, что это намного меньше, чем динамический диапазон 24-битного аудио. Фактически, даже лучшие [из более или менее доступных] AD-конверторов с трудом достигают значения сигнал/шум 118dB, <b>не говоря уж о заветных 144dB!</b> <br /> <br /> Теперь давайте поразмышляем ещё немного: <br /> <br /> Если мы будем записывать с уровнем -18dBFS, сколько битов это нам даст? <br /> <br /> 24 бита минус 3 (каждый бит - это 6dB, если ещё не забыли). Таким образом, остаётся 21 бит. <br /> <br /> Каков динамический диапазон при 21 бите? 126dB. <br /> <br /> Каков динамический диапазон Вашего аналого-цифрового конвертора? Около 120dB. <br /> <br /> Менее чем 20 бит и, естественно, меньше, чем получается при записи с уровнем - 18dBFS (21 бит). <br /> <br /> Итак, подведём итоги: записывая с уровнем -18dBFS, Вы получаете, как минимум, один бит запаса между полезным сигналом и собственными шумами системы и ошибками квантизации. Фактически, повышая уровень записи до 0dBFS, Вы просто усиливаете все сопутствующие сигналу шумы и<b> создаёте благоприятную почву для всяческого рода искажений.</b> <br /> <br /> Единственное оправдание высоким уровням – это <b>если Вам нравится, как звучит клиппинг в Вашем конверторе. </b>Больше здесь нет никаких эстетических или технических преимуществ. <br /> <i> <br /> Перевод: ВячеславБережной </i>

Загрузка комментариев...