Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Сведение в наушниках: проблемы и решения

Сведение в наушниках: проблемы и решения
0

Сведение в наушниках: проблемы и решения

Раздел: Сведение
Дата публикации: 24 марта 2015, 14:33
Нравится
Нравится
Если спросить звукоинженера старой закалки, можно ли создать хороший микс, работая исключительно в наушниках, он наверняка ответит отрицательно. Однако реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что при наличии качественных студийных наушников можно сводить музыку столь же эффективно, как и на студийных мониторах.

Мнение, что в наушниках нельзя получить качественный микс, основано на нескольких базовых принципах, которые описывают ряд существенных проблем.

Первое: в наушниках очень трудно адекватно оценить уровень баса. 

Второе: стереообраз, который человек слышит в наушниках, радикально отличается от того, что звучит из студийных мониторов (здесь и проблемы с балансом, и с панорамированием). 

Третье: продолжительные сессии сведения в наушниках могут привести к потере слуха гораздо быстрее, чем при нормальной работе с использованием акустических систем.

Тем не менее, существует ряд причин, по которым сведение в наушниках является единственно возможным либо наиболее предпочтительным методом работы. Прежде всего это относится к владельцам домашних студий: кому, как не им, известно, что остальные члены семейства или соседи очень быстро начинают возражать против того, что вы все время «прогоняете» одну и ту же песню в течение нескольких часов, слушая ее через акустические системы! В студии, построенной с соблюдением правил звукоизоляции, такой проблемы, скорее всего, нет — однако и здесь бывают ситуации, когда использование наушников дает известные преимущества. В первую очередь это относится к детализации звука: в хороших наушниках она значительно выше, чем в студийных мониторах. Работа в качественных студийных наушниках дает возможность услышать такие детали, которые обычно теряются при прослушивании в акустических системах — в том числе щелчки, фоновые шумы, искажения, имеющие небольшой уровень громкости, артефакты излишней компрессии и т.д. А поскольку наушники исключают возможность влияния акустического окружения на саунд фонограммы, многие звукоинженеры и продюсеры берут с собой свои любимые наушники на сведение в незнакомых условиях, (чтобы слышать запись, но не помещение, в котором она звучит).

Есть еще одно соображение, которое требует если и не целиком выполнять сведение в наушниках, то хотя бы проверять в них звучание микса гораздо чаще, чем это обычно делается в студии при стандартном методе работы. Когда во второй половине XX века закладывался базис современного саунда популярной музыки (рок, поп, «электроники» и всех вытекающих из них стилей), наушники были еще недостаточно качественным инструментом: они звучали «коробочно», в них было мало баса, и по этой причине на них нельзя было полагаться при создании микса. Да и сам продукт сведения — музыкальный альбом — был ориентирован прежде всего на прослушивание на домашней hi-fi системе. Но с тех пор, как портативный кассетный плеер Sony Walkman в 1979 году дал возможность миллионам поклонников музыки брать с собой любимые мелодии и слушать их в наушниках, ситуация радикально изменилась. Можно с уверенностью сказать, что сейчас количество пользователей, слушающих музыку только на акустических системах, весьма мало по сравнению с теми, кто день и ночь не расстается со своей фонотекой, хранящейся на портативном плеере. Современное «потребление» музыкального материала происходит прежде всего в наушниках, и поэтому наушники как медиум, используемый для передачи этого материала, больше нельзя игнорировать. Все, что требуется — найти правильный подход. И он существует.

В этой статье мы будем говорить о том, как качественно сводить музыку в наушниках — но это не значит, что студийные мониторы вам больше никогда не потребуются. В них вы будете периодически проверять звучание вашего микса, чтобы не выпадать из реальности. Метод заключается в том, чтобы адаптировать свой слух к звучанию студийных наушников и научиться адекватно в них работать. Освоив этот метод, вы будете создавать миксы, которые звучат одинаково впечатляюще и в наушниках, и в мониторах — хотя звучание это будет все-таки отличаться.

Положение источника звука
Одна из основных особенностей, характерных для прослушивания музыки в наушниках, заключается в том, что любой источник звука, панорамированный жестко влево или жестко право, звучит только в одном ухе. Если ту же самую фонограмму слушать через акустические системы, то такого эффекта нет: в этом случае сигнал, панорамированный, например, жестко влево, все-таки воспринимается и правым ухом тоже — хотя и с меньшим уровнем и с некоторой задержкой. Голова слушателя создает «акустическую тень» и поглощает часть частот, приходящих на ухо с противоположного направления. Кроме того, при прослушивании музыки на мониторах человек также слышит отражения звука от стен, потолка, пола и других жестких поверхностей. Такой способ восприятия музыки вполне комфортен, так как полностью соответствует тому, как человек в своем мозгу формирует звуковой образ на основе анализа частот, приходящих на его органы слуха. По сравнению с этим эффект присутствия источника звука только в одном ухе вносит значительный дискомфорт для многих людей.

Прежде всего, сводя музыку в наушниках, необходимо избегать экстремальных установок регуляторов панорамы. Просто не выводите их в самое крайнее правое и левое положения: пусть последние 10 процентов диапазона регулировки панорамы будут для вас своеобразной «запретной зоной». Источники сигнала будут звучать гораздо более натурально при соблюдении этого правила.

Вторая особенность звуковой картины, характерной для наушников, относится к сигналам, панорамированным по центру. При прослушивании такой фонограммы на студийных мониторах создается впечатление, что данный инструмент или голос расположен напротив слушателя. В наушниках картина меняется: звук более не расположен перед вами, а находится внутри вашей головы. Эта особенность не так критична, как эффект звучания инструмента только в одном ухе, и большинство звукоинженеров и музыкантов спокойно работают в таких условиях.

Для решения проблемы с звучанием источников сигнала, панорамированных влево или вправо, используется метод акустической имитации — перекрестное подмешивание сигнала из левого канала в правый и наоборот. Причем это подмешивание происходит с учетом естественного поглощения и отражения высоких частот головой слушателя, а также с учетом задержки сигнала, вызванной расстоянием между ушами человека. Сигнал из одного канала подвергается частотной коррекции (т.е. создается плавный откат частот выше 2 кГц) и подается в противоположный канал с уровнем не более –20 дБ. Благодаря такому методу инструменты, панорамированные влево и вправо, начинают звучать примерно в тех же точках стереофонической картины, в каких они находятся при прослушивании на фронтальных акустических системах.

Помимо этого, в целях имитации естественных отражений, которые подмешиваются к звуку при прослушивании фонограммы на акустических системах в помещении, применяют искусственную реверберацию. Эффект добавляют в небольшом количестве, значительно меньшем, чем уровень основного сигнала. Реверберация во многих случаях является более предпочтительной, так как она создает одновременно и перекрестный поток каналов. Для этой цели удобно использовать любой программный ревербератор: на его выходе оставляют только обработанный («wet») сигнал, причем этот стереофонический возврат панорамируется таким образом, чтобы «сухой» сигнал, звучащий в одном канале, и его обработанная ревербератором версия находились в прямо противоположных местах стереокартинки.

Необходимо привыкнуть к тому, что в наушниках инструменты кажутся разнесенными в пространстве гораздо дальше, чем это воспринимается при прослушивании через студийные мониторы. Например, в случае с ударной установкой надо избегать размещать ее по всей стереобазе. Кроме того, многие синтезаторные звуки по умолчанию панорамированы слишком широко и по этой причине сразу захватывают все пространство в миксе. К ним потребуется применить обработку, сужающую стереобазу (вплоть до 30% от нормальной ширины), чтобы освободить место для других инструментов.

Низкие частоты
Принятие решения по поводу того, достаточно ли баса в вашей фонограмме — самая сложная задача при работе в наушниках. Когда вы слушаете музыку через акустические системы, то воспринимаете низкие частоты не только органами слуха, но и всем телом. В наушниках это невозможно. Поэтому, работая с басом, необходимо все время сверяться с хорошо знакомыми вам коммерческими фонограммами — причем не только на слух, но и визуально, по анализатору спектра. Нужно иметь в виду, что многие бюджетные модели наушников искажают восприятие низких частот, и в результате у вас может сложиться впечатление, что баса в вашей музыке столько же, сколько и на вашем любимом компакт-диске — но при прослушивании на акустических системах выясняется, что низкие частоты слишком «раздуты» в полосе от 80 Гц и ниже, а в следующей октаве (80…160 Гц) их слишком мало. Это происходит потому, что самый край акустического диапазона вы практически не слышите в наушниках и потому усиливаете его сверх меры, а в следующей октаве, где точность передачи звука возрастает, вы убираете «лишние» частоты.

Единственное решение здесь — подобрать такие наушники, которым вы можете доверять. И, разумеется, периодически проверять звучание микса в целом и баса в отдельности на студийных мониторах. Достаточно всего нескольких секунд такого прослушивания, чтобы вернуться в реальный мир и произвести адекватные изменения в частотной характеристике фонограммы.

Рабочий уровень громкости
К высокой детализации звука, которую вы слышите в наушниках, тоже потребуется адаптировать свой слух. Необходимо помнить, что в наушниках любой инструмент хорошо слышен, даже если его уровень недостаточно высок. На студийных мониторах он может потеряться в миксе. Чтобы не допускать таких ошибок, следует проверять баланс на акустических системах либо использовать метод, аналогичный методу «открытой двери» (когда микс проверяется из соседнего с контрольной комнатой помещения, т.е. прослушивается снаружи через открытую дверь). В наушниках это делается следующим образом: уровень громкости микса понижается до практически полного минимума, и вы проверяете баланс — не «выпирает» ли какой-либо инструмент, не «провалились» ли барабаны или вокал и т.д.

Вообще, что касается рабочего уровня громкости, то вам необходимо очень внимательно следить за ним и не поддаваться соблазну увеличить его сверх допустимых пределов. Такое желание у вас может возникнуть по мере того, как ухо «замыливается», возникает усталость в процессе работы и становится все труднее принимать решения. В этой ситуации нужно сделать перерыв. Это единственный способ выполнить качественное сведение. В противном случае вы повредите свой слух, продолжая работать и постепенно повышая уровень громкости звука в наушниках.

Звукоинженеры, выполняющие сведение на студийных мониторах, прекрасно знают правило, которое гласит: «Тебе кажется, что микс звучит хорошо? А теперь послушай его на «геббельсах», и ты узнаешь много нового». «Геббельсы» на профессиональном сленге — это бытовые колонки, качество которых немногим лучше, чем у акустических систем времен второй мировой войны. Микс необходимо проверять не только на качественной акустике, но и на «бумбоксах» и «мыльницах». Это правило вполне работает и в случае с наушниками: время от времени проверяйте результат своего сведения на самых дешевых наушниках типа «капли», которыми комплектуются портативные MP3-плееры. Дело в том, что очень много людей будет слушать ваш финальный микс именно в таких моделях, а вовсе не в наушниках за 500 долларов, какие используете вы. А если вы готовите к выпуску коммерческий альбом, то вам тем более нужно проверить, как он звучит на дешевой технике: в онлайн-магазинах ваши треки в первую очередь будут прослушиваться как раз с использованием наушников типа «капли».

Реверберация
Работая в наушниках, можно ошибиться и с уровнем реверберации: вы слышите слишком далеко вглубь микса, и даже негромкие «хвосты» по-прежнему заметны. В акустических системах они пропадут, поэтому надо приучаться давать больше реверберации, чем в наушниках кажется достаточным.

Учитывая тот факт, что нередко акустическое окружение само по себе «склеивает» микс, т.е. делает его более цельным, при создании фонограммы в наушниках вам может потребоваться добавить финальные штрихи с помощью ревербератора. Например, если основной вокал или солирующие инструменты звучат на акустических системах слишком сухо, но вы не хотите применять к ним заметное количество реверберации, то их можно обработать с помощью небольшого количества эффекта «room» или «hall» — звучание только выиграет от этого, даже если вы добавляете эффект с уровнем не более 40 дБ ниже уровня основного сигнала. Немаловажно, что такая обработка не сдвигает инструменты вглубь стереокартинки.

Помимо реверберации, дополнительные оттенки можно добавить к миксу с помощью эффекта эха, синхронизированного с темпом песни. Автопанорамирование также вводит движение в микс, даже если оно присутствует на «подсознательном» уровне. Эти и другие эффекты (вплоть до «дисторшн») хорошо работают и при прослушивании на акустических системах, но в наушниках очень хорошо слышны их тончайшие нюансы. Такую обработку, как уже было сказано выше, нужно добавлять в весьма малой степени. Контроль над их параметрами, разумеется, гораздо более удобен при сведении в наушниках, нежели при традиционном методе работы с использованием студийных мониторов.

Сведение в наушниках: проблемы и решения

<div>Если спросить звукоинженера старой закалки, можно ли создать хороший микс, работая исключительно в наушниках, он наверняка ответит отрицательно. Однако реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что при наличии качественных студийных наушников можно сводить музыку столь же эффективно, как и на студийных мониторах.</div> <div> <br /> </div> <div>Мнение, что в наушниках нельзя получить качественный микс, основано на нескольких базовых принципах, которые описывают ряд существенных проблем.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Первое</b>: в наушниках очень трудно адекватно оценить уровень баса. </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Второе</b>: стереообраз, который человек слышит в наушниках, радикально отличается от того, что звучит из студийных мониторов (здесь и проблемы с балансом, и с панорамированием). </div> <div> <br /> </div> <div><b>Третье</b>: продолжительные сессии сведения в наушниках могут привести к потере слуха гораздо быстрее, чем при нормальной работе с использованием акустических систем.</div> <div> <br /> </div> <div>Тем не менее, существует ряд причин, по которым сведение в наушниках является единственно возможным либо наиболее предпочтительным методом работы. Прежде всего это относится к владельцам домашних студий: кому, как не им, известно, что остальные члены семейства или соседи очень быстро начинают возражать против того, что вы все время «прогоняете» одну и ту же песню в течение нескольких часов, слушая ее через акустические системы! В студии, построенной с соблюдением правил звукоизоляции, такой проблемы, скорее всего, нет — однако и здесь бывают ситуации, когда использование наушников дает известные преимущества. В первую очередь это относится к детализации звука: в хороших наушниках она значительно выше, чем в студийных мониторах. Работа в качественных студийных наушниках дает возможность услышать такие детали, которые обычно теряются при прослушивании в акустических системах — в том числе щелчки, фоновые шумы, искажения, имеющие небольшой уровень громкости, артефакты излишней компрессии и т.д. А поскольку наушники исключают возможность влияния акустического окружения на саунд фонограммы, многие звукоинженеры и продюсеры <b>берут с собой свои любимые наушники на сведение в незнакомых условиях</b>, (чтобы слышать запись, но не помещение, в котором она звучит).</div> <div> <br /> </div> <div>Есть еще одно соображение, которое требует если и не целиком выполнять сведение в наушниках, то хотя бы проверять в них звучание микса гораздо чаще, чем это обычно делается в студии при стандартном методе работы. Когда во второй половине XX века закладывался базис современного саунда популярной музыки (рок, поп, «электроники» и всех вытекающих из них стилей), наушники были еще недостаточно качественным инструментом: они звучали «коробочно», в них было мало баса, и по этой причине на них нельзя было полагаться при создании микса. Да и сам продукт сведения — музыкальный альбом — был ориентирован прежде всего на прослушивание на домашней hi-fi системе. Но с тех пор, как портативный кассетный плеер Sony Walkman в 1979 году дал возможность миллионам поклонников музыки брать с собой любимые мелодии и слушать их в наушниках, ситуация радикально изменилась. Можно с уверенностью сказать, что сейчас количество пользователей, слушающих музыку только на акустических системах, весьма мало по сравнению с теми, кто день и ночь не расстается со своей фонотекой, хранящейся на портативном плеере. Современное «потребление» музыкального материала происходит прежде всего в наушниках, и поэтому наушники как медиум, используемый для передачи этого материала, больше нельзя игнорировать. <b>Все, что требуется — найти правильный подход. И он существует.</b></div> <div> <br /> </div> <div>В этой статье мы будем говорить о том, как качественно сводить музыку в наушниках — но это не значит, что студийные мониторы вам больше никогда не потребуются. В них вы будете периодически проверять звучание вашего микса, чтобы не выпадать из реальности. Метод заключается в том, чтобы адаптировать свой слух к звучанию студийных наушников и научиться адекватно в них работать. Освоив этот метод, вы будете создавать миксы, которые звучат одинаково впечатляюще и в наушниках, и в мониторах — хотя звучание это будет все-таки отличаться.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Положение источника звука</b></div> <div>Одна из основных особенностей, характерных для прослушивания музыки в наушниках, заключается в том, что любой источник звука, панорамированный жестко влево или жестко право, звучит только в одном ухе. Если ту же самую фонограмму слушать через акустические системы, то такого эффекта нет: в этом случае сигнал, панорамированный, например, жестко влево, все-таки воспринимается и правым ухом тоже — хотя и с меньшим уровнем и с некоторой задержкой. Голова слушателя создает «акустическую тень» и поглощает часть частот, приходящих на ухо с противоположного направления. Кроме того, при прослушивании музыки на мониторах человек также слышит отражения звука от стен, потолка, пола и других жестких поверхностей. Такой способ восприятия музыки вполне комфортен, так как полностью соответствует тому, как человек в своем мозгу формирует звуковой образ на основе анализа частот, приходящих на его органы слуха. По сравнению с этим эффект присутствия источника звука только в одном ухе вносит значительный дискомфорт для многих людей.</div> <div> <br /> </div> <div>Прежде всего, сводя музыку в наушниках, необходимо избегать экстремальных установок регуляторов панорамы. Просто не выводите их в самое крайнее правое и левое положения: пусть последние 10 процентов диапазона регулировки панорамы будут для вас своеобразной «запретной зоной». Источники сигнала будут звучать гораздо более натурально при соблюдении этого правила.</div> <div> <br /> </div> <div>Вторая особенность звуковой картины, характерной для наушников, относится к сигналам, панорамированным по центру. При прослушивании такой фонограммы на студийных мониторах создается впечатление, что данный инструмент или голос расположен напротив слушателя. В наушниках картина меняется: звук более не расположен перед вами, а находится внутри вашей головы. Эта особенность не так критична, как эффект звучания инструмента только в одном ухе, и <b>большинство звукоинженеров и музыкантов спокойно работают в таких условиях</b>.</div> <div> <br /> </div> <div>Для решения проблемы с звучанием источников сигнала, панорамированных влево или вправо, используется метод акустической имитации — перекрестное подмешивание сигнала из левого канала в правый и наоборот. Причем это подмешивание происходит с учетом естественного поглощения и отражения высоких частот головой слушателя, а также с учетом задержки сигнала, вызванной расстоянием между ушами человека. Сигнал из одного канала подвергается частотной коррекции (т.е. создается плавный откат частот выше 2 кГц) и подается в противоположный канал с уровнем не более –20 дБ. Благодаря такому методу инструменты, панорамированные влево и вправо, начинают звучать примерно в тех же точках стереофонической картины, в каких они находятся при прослушивании на фронтальных акустических системах.</div> <div> <br /> </div> <div>Помимо этого, в целях имитации естественных отражений, которые подмешиваются к звуку при прослушивании фонограммы на акустических системах в помещении, применяют искусственную реверберацию. Эффект добавляют в небольшом количестве, значительно меньшем, чем уровень основного сигнала. Реверберация во многих случаях является более предпочтительной, так как она создает одновременно и перекрестный поток каналов. Для этой цели удобно использовать любой программный ревербератор: на его выходе оставляют только обработанный («wet») сигнал, причем этот стереофонический возврат панорамируется таким образом, чтобы «сухой» сигнал, звучащий в одном канале, и его обработанная ревербератором версия <b>находились в прямо противоположных местах стереокартинки.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Необходимо привыкнуть к тому, что в наушниках инструменты кажутся разнесенными в пространстве гораздо дальше, чем это воспринимается при прослушивании через студийные мониторы. Например, в случае с ударной установкой надо избегать размещать ее по всей стереобазе. Кроме того, многие синтезаторные звуки по умолчанию панорамированы слишком широко и по этой причине сразу захватывают все пространство в миксе. К ним потребуется применить обработку, сужающую стереобазу (вплоть до 30% от нормальной ширины), чтобы освободить место для других инструментов.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Низкие частоты</b></div> <div>Принятие решения по поводу того, достаточно ли баса в вашей фонограмме — самая сложная задача при работе в наушниках. Когда вы слушаете музыку через акустические системы, то воспринимаете низкие частоты не только органами слуха, но и всем телом. В наушниках это невозможно. Поэтому, работая с басом, необходимо все время сверяться с хорошо знакомыми вам коммерческими фонограммами — причем не только на слух, но и визуально, по анализатору спектра. Нужно иметь в виду, что многие бюджетные модели наушников искажают восприятие низких частот, и в результате у вас может сложиться впечатление, что баса в вашей музыке столько же, сколько и на вашем любимом компакт-диске — но при прослушивании на акустических системах выясняется, что низкие частоты слишком «раздуты» в полосе от 80 Гц и ниже, а в следующей октаве (80…160 Гц) их слишком мало. Это происходит потому, что самый край акустического диапазона вы практически не слышите в наушниках и потому усиливаете его сверх меры, а в следующей октаве, где точность передачи звука возрастает, вы убираете «лишние» частоты.</div> <div> <br /> </div> <div>Единственное решение здесь — подобрать такие наушники, которым вы можете доверять. И, разумеется, периодически проверять звучание микса в целом и баса в отдельности на студийных мониторах. Достаточно всего нескольких секунд такого прослушивания, чтобы вернуться в реальный мир и произвести адекватные изменения в частотной характеристике фонограммы.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Рабочий уровень громкости</b></div> <div>К высокой детализации звука, которую вы слышите в наушниках, тоже потребуется адаптировать свой слух. Необходимо помнить, что в наушниках любой инструмент хорошо слышен, даже если его уровень недостаточно высок. На студийных мониторах он может потеряться в миксе. Чтобы не допускать таких ошибок, следует проверять баланс на акустических системах либо использовать метод, аналогичный методу «открытой двери» (когда микс проверяется из соседнего с контрольной комнатой помещения, т.е. прослушивается снаружи через открытую дверь). В наушниках это делается следующим образом: уровень громкости микса понижается до практически полного минимума, и вы проверяете баланс — не «выпирает» ли какой-либо инструмент, не «провалились» ли барабаны или вокал и т.д.</div> <div> <br /> </div> <div>Вообще, что касается рабочего уровня громкости, то вам необходимо очень внимательно следить за ним и не поддаваться соблазну увеличить его сверх допустимых пределов. Такое желание у вас может возникнуть по мере того, как ухо «замыливается», возникает усталость в процессе работы и становится все труднее принимать решения. В этой ситуации нужно сделать перерыв. Это единственный способ выполнить качественное сведение.<b> В противном случае вы повредите свой слух</b>, продолжая работать и постепенно повышая уровень громкости звука в наушниках.</div> <div> <br /> </div> <div>Звукоинженеры, выполняющие сведение на студийных мониторах, прекрасно знают правило, которое гласит: «Тебе кажется, что микс звучит хорошо? А теперь послушай его на «геббельсах», и ты узнаешь много нового». «Геббельсы» на профессиональном сленге — это бытовые колонки, качество которых немногим лучше, чем у акустических систем времен второй мировой войны. Микс необходимо проверять не только на качественной акустике, но и на «бумбоксах» и «мыльницах». Это правило вполне работает и в случае с наушниками: время от времени проверяйте результат своего сведения на самых дешевых наушниках типа «капли», которыми комплектуются портативные MP3-плееры. Дело в том, что очень много людей будет слушать ваш финальный микс именно в таких моделях, а вовсе не в наушниках за 500 долларов, какие используете вы. А если вы готовите к выпуску коммерческий альбом, то вам тем более нужно проверить, как он звучит на дешевой технике: в онлайн-магазинах ваши треки в первую очередь будут прослушиваться как раз с использованием наушников типа «капли».</div> <div> <br /> </div> <div><b>Реверберация</b></div> <div>Работая в наушниках, можно ошибиться и с уровнем реверберации: вы слышите слишком далеко вглубь микса, и даже негромкие «хвосты» по-прежнему заметны. В акустических системах они пропадут, поэтому надо приучаться <b>давать больше реверберации, чем в наушниках кажется достаточным.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Учитывая тот факт, что нередко акустическое окружение само по себе «склеивает» микс, т.е. делает его более цельным, при создании фонограммы в наушниках вам может потребоваться добавить финальные штрихи с помощью ревербератора. Например, если основной вокал или солирующие инструменты звучат на акустических системах слишком сухо, но вы не хотите применять к ним заметное количество реверберации, то их можно обработать с помощью небольшого количества эффекта «room» или «hall» — звучание только выиграет от этого, даже если вы добавляете эффект с уровнем не более 40 дБ ниже уровня основного сигнала. Немаловажно, что такая обработка не сдвигает инструменты вглубь стереокартинки.</div> <div> <br /> </div> <div>Помимо реверберации, дополнительные оттенки можно добавить к миксу с помощью эффекта эха, синхронизированного с темпом песни. Автопанорамирование также вводит движение в микс, даже если оно присутствует на «подсознательном» уровне. Эти и другие эффекты (вплоть до «дисторшн») хорошо работают и при прослушивании на акустических системах, но в наушниках очень хорошо слышны их тончайшие нюансы. Такую обработку, как уже было сказано выше, нужно добавлять в весьма малой степени. Контроль над их параметрами, разумеется, гораздо более удобен при сведении в наушниках,<b> нежели при традиционном методе работы с использованием студийных мониторов.</b></div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Сведение в наушниках: проблемы и решения

Сведение в наушниках: проблемы и решения

Сведение в наушниках: проблемы и решения

<div>Если спросить звукоинженера старой закалки, можно ли создать хороший микс, работая исключительно в наушниках, он наверняка ответит отрицательно. Однако реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что при наличии качественных студийных наушников можно сводить музыку столь же эффективно, как и на студийных мониторах.</div> <div> <br /> </div> <div>Мнение, что в наушниках нельзя получить качественный микс, основано на нескольких базовых принципах, которые описывают ряд существенных проблем.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Первое</b>: в наушниках очень трудно адекватно оценить уровень баса. </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Второе</b>: стереообраз, который человек слышит в наушниках, радикально отличается от того, что звучит из студийных мониторов (здесь и проблемы с балансом, и с панорамированием). </div> <div> <br /> </div> <div><b>Третье</b>: продолжительные сессии сведения в наушниках могут привести к потере слуха гораздо быстрее, чем при нормальной работе с использованием акустических систем.</div> <div> <br /> </div> <div>Тем не менее, существует ряд причин, по которым сведение в наушниках является единственно возможным либо наиболее предпочтительным методом работы. Прежде всего это относится к владельцам домашних студий: кому, как не им, известно, что остальные члены семейства или соседи очень быстро начинают возражать против того, что вы все время «прогоняете» одну и ту же песню в течение нескольких часов, слушая ее через акустические системы! В студии, построенной с соблюдением правил звукоизоляции, такой проблемы, скорее всего, нет — однако и здесь бывают ситуации, когда использование наушников дает известные преимущества. В первую очередь это относится к детализации звука: в хороших наушниках она значительно выше, чем в студийных мониторах. Работа в качественных студийных наушниках дает возможность услышать такие детали, которые обычно теряются при прослушивании в акустических системах — в том числе щелчки, фоновые шумы, искажения, имеющие небольшой уровень громкости, артефакты излишней компрессии и т.д. А поскольку наушники исключают возможность влияния акустического окружения на саунд фонограммы, многие звукоинженеры и продюсеры <b>берут с собой свои любимые наушники на сведение в незнакомых условиях</b>, (чтобы слышать запись, но не помещение, в котором она звучит).</div> <div> <br /> </div> <div>Есть еще одно соображение, которое требует если и не целиком выполнять сведение в наушниках, то хотя бы проверять в них звучание микса гораздо чаще, чем это обычно делается в студии при стандартном методе работы. Когда во второй половине XX века закладывался базис современного саунда популярной музыки (рок, поп, «электроники» и всех вытекающих из них стилей), наушники были еще недостаточно качественным инструментом: они звучали «коробочно», в них было мало баса, и по этой причине на них нельзя было полагаться при создании микса. Да и сам продукт сведения — музыкальный альбом — был ориентирован прежде всего на прослушивание на домашней hi-fi системе. Но с тех пор, как портативный кассетный плеер Sony Walkman в 1979 году дал возможность миллионам поклонников музыки брать с собой любимые мелодии и слушать их в наушниках, ситуация радикально изменилась. Можно с уверенностью сказать, что сейчас количество пользователей, слушающих музыку только на акустических системах, весьма мало по сравнению с теми, кто день и ночь не расстается со своей фонотекой, хранящейся на портативном плеере. Современное «потребление» музыкального материала происходит прежде всего в наушниках, и поэтому наушники как медиум, используемый для передачи этого материала, больше нельзя игнорировать. <b>Все, что требуется — найти правильный подход. И он существует.</b></div> <div> <br /> </div> <div>В этой статье мы будем говорить о том, как качественно сводить музыку в наушниках — но это не значит, что студийные мониторы вам больше никогда не потребуются. В них вы будете периодически проверять звучание вашего микса, чтобы не выпадать из реальности. Метод заключается в том, чтобы адаптировать свой слух к звучанию студийных наушников и научиться адекватно в них работать. Освоив этот метод, вы будете создавать миксы, которые звучат одинаково впечатляюще и в наушниках, и в мониторах — хотя звучание это будет все-таки отличаться.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Положение источника звука</b></div> <div>Одна из основных особенностей, характерных для прослушивания музыки в наушниках, заключается в том, что любой источник звука, панорамированный жестко влево или жестко право, звучит только в одном ухе. Если ту же самую фонограмму слушать через акустические системы, то такого эффекта нет: в этом случае сигнал, панорамированный, например, жестко влево, все-таки воспринимается и правым ухом тоже — хотя и с меньшим уровнем и с некоторой задержкой. Голова слушателя создает «акустическую тень» и поглощает часть частот, приходящих на ухо с противоположного направления. Кроме того, при прослушивании музыки на мониторах человек также слышит отражения звука от стен, потолка, пола и других жестких поверхностей. Такой способ восприятия музыки вполне комфортен, так как полностью соответствует тому, как человек в своем мозгу формирует звуковой образ на основе анализа частот, приходящих на его органы слуха. По сравнению с этим эффект присутствия источника звука только в одном ухе вносит значительный дискомфорт для многих людей.</div> <div> <br /> </div> <div>Прежде всего, сводя музыку в наушниках, необходимо избегать экстремальных установок регуляторов панорамы. Просто не выводите их в самое крайнее правое и левое положения: пусть последние 10 процентов диапазона регулировки панорамы будут для вас своеобразной «запретной зоной». Источники сигнала будут звучать гораздо более натурально при соблюдении этого правила.</div> <div> <br /> </div> <div>Вторая особенность звуковой картины, характерной для наушников, относится к сигналам, панорамированным по центру. При прослушивании такой фонограммы на студийных мониторах создается впечатление, что данный инструмент или голос расположен напротив слушателя. В наушниках картина меняется: звук более не расположен перед вами, а находится внутри вашей головы. Эта особенность не так критична, как эффект звучания инструмента только в одном ухе, и <b>большинство звукоинженеров и музыкантов спокойно работают в таких условиях</b>.</div> <div> <br /> </div> <div>Для решения проблемы с звучанием источников сигнала, панорамированных влево или вправо, используется метод акустической имитации — перекрестное подмешивание сигнала из левого канала в правый и наоборот. Причем это подмешивание происходит с учетом естественного поглощения и отражения высоких частот головой слушателя, а также с учетом задержки сигнала, вызванной расстоянием между ушами человека. Сигнал из одного канала подвергается частотной коррекции (т.е. создается плавный откат частот выше 2 кГц) и подается в противоположный канал с уровнем не более –20 дБ. Благодаря такому методу инструменты, панорамированные влево и вправо, начинают звучать примерно в тех же точках стереофонической картины, в каких они находятся при прослушивании на фронтальных акустических системах.</div> <div> <br /> </div> <div>Помимо этого, в целях имитации естественных отражений, которые подмешиваются к звуку при прослушивании фонограммы на акустических системах в помещении, применяют искусственную реверберацию. Эффект добавляют в небольшом количестве, значительно меньшем, чем уровень основного сигнала. Реверберация во многих случаях является более предпочтительной, так как она создает одновременно и перекрестный поток каналов. Для этой цели удобно использовать любой программный ревербератор: на его выходе оставляют только обработанный («wet») сигнал, причем этот стереофонический возврат панорамируется таким образом, чтобы «сухой» сигнал, звучащий в одном канале, и его обработанная ревербератором версия <b>находились в прямо противоположных местах стереокартинки.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Необходимо привыкнуть к тому, что в наушниках инструменты кажутся разнесенными в пространстве гораздо дальше, чем это воспринимается при прослушивании через студийные мониторы. Например, в случае с ударной установкой надо избегать размещать ее по всей стереобазе. Кроме того, многие синтезаторные звуки по умолчанию панорамированы слишком широко и по этой причине сразу захватывают все пространство в миксе. К ним потребуется применить обработку, сужающую стереобазу (вплоть до 30% от нормальной ширины), чтобы освободить место для других инструментов.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Низкие частоты</b></div> <div>Принятие решения по поводу того, достаточно ли баса в вашей фонограмме — самая сложная задача при работе в наушниках. Когда вы слушаете музыку через акустические системы, то воспринимаете низкие частоты не только органами слуха, но и всем телом. В наушниках это невозможно. Поэтому, работая с басом, необходимо все время сверяться с хорошо знакомыми вам коммерческими фонограммами — причем не только на слух, но и визуально, по анализатору спектра. Нужно иметь в виду, что многие бюджетные модели наушников искажают восприятие низких частот, и в результате у вас может сложиться впечатление, что баса в вашей музыке столько же, сколько и на вашем любимом компакт-диске — но при прослушивании на акустических системах выясняется, что низкие частоты слишком «раздуты» в полосе от 80 Гц и ниже, а в следующей октаве (80…160 Гц) их слишком мало. Это происходит потому, что самый край акустического диапазона вы практически не слышите в наушниках и потому усиливаете его сверх меры, а в следующей октаве, где точность передачи звука возрастает, вы убираете «лишние» частоты.</div> <div> <br /> </div> <div>Единственное решение здесь — подобрать такие наушники, которым вы можете доверять. И, разумеется, периодически проверять звучание микса в целом и баса в отдельности на студийных мониторах. Достаточно всего нескольких секунд такого прослушивания, чтобы вернуться в реальный мир и произвести адекватные изменения в частотной характеристике фонограммы.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Рабочий уровень громкости</b></div> <div>К высокой детализации звука, которую вы слышите в наушниках, тоже потребуется адаптировать свой слух. Необходимо помнить, что в наушниках любой инструмент хорошо слышен, даже если его уровень недостаточно высок. На студийных мониторах он может потеряться в миксе. Чтобы не допускать таких ошибок, следует проверять баланс на акустических системах либо использовать метод, аналогичный методу «открытой двери» (когда микс проверяется из соседнего с контрольной комнатой помещения, т.е. прослушивается снаружи через открытую дверь). В наушниках это делается следующим образом: уровень громкости микса понижается до практически полного минимума, и вы проверяете баланс — не «выпирает» ли какой-либо инструмент, не «провалились» ли барабаны или вокал и т.д.</div> <div> <br /> </div> <div>Вообще, что касается рабочего уровня громкости, то вам необходимо очень внимательно следить за ним и не поддаваться соблазну увеличить его сверх допустимых пределов. Такое желание у вас может возникнуть по мере того, как ухо «замыливается», возникает усталость в процессе работы и становится все труднее принимать решения. В этой ситуации нужно сделать перерыв. Это единственный способ выполнить качественное сведение.<b> В противном случае вы повредите свой слух</b>, продолжая работать и постепенно повышая уровень громкости звука в наушниках.</div> <div> <br /> </div> <div>Звукоинженеры, выполняющие сведение на студийных мониторах, прекрасно знают правило, которое гласит: «Тебе кажется, что микс звучит хорошо? А теперь послушай его на «геббельсах», и ты узнаешь много нового». «Геббельсы» на профессиональном сленге — это бытовые колонки, качество которых немногим лучше, чем у акустических систем времен второй мировой войны. Микс необходимо проверять не только на качественной акустике, но и на «бумбоксах» и «мыльницах». Это правило вполне работает и в случае с наушниками: время от времени проверяйте результат своего сведения на самых дешевых наушниках типа «капли», которыми комплектуются портативные MP3-плееры. Дело в том, что очень много людей будет слушать ваш финальный микс именно в таких моделях, а вовсе не в наушниках за 500 долларов, какие используете вы. А если вы готовите к выпуску коммерческий альбом, то вам тем более нужно проверить, как он звучит на дешевой технике: в онлайн-магазинах ваши треки в первую очередь будут прослушиваться как раз с использованием наушников типа «капли».</div> <div> <br /> </div> <div><b>Реверберация</b></div> <div>Работая в наушниках, можно ошибиться и с уровнем реверберации: вы слышите слишком далеко вглубь микса, и даже негромкие «хвосты» по-прежнему заметны. В акустических системах они пропадут, поэтому надо приучаться <b>давать больше реверберации, чем в наушниках кажется достаточным.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Учитывая тот факт, что нередко акустическое окружение само по себе «склеивает» микс, т.е. делает его более цельным, при создании фонограммы в наушниках вам может потребоваться добавить финальные штрихи с помощью ревербератора. Например, если основной вокал или солирующие инструменты звучат на акустических системах слишком сухо, но вы не хотите применять к ним заметное количество реверберации, то их можно обработать с помощью небольшого количества эффекта «room» или «hall» — звучание только выиграет от этого, даже если вы добавляете эффект с уровнем не более 40 дБ ниже уровня основного сигнала. Немаловажно, что такая обработка не сдвигает инструменты вглубь стереокартинки.</div> <div> <br /> </div> <div>Помимо реверберации, дополнительные оттенки можно добавить к миксу с помощью эффекта эха, синхронизированного с темпом песни. Автопанорамирование также вводит движение в микс, даже если оно присутствует на «подсознательном» уровне. Эти и другие эффекты (вплоть до «дисторшн») хорошо работают и при прослушивании на акустических системах, но в наушниках очень хорошо слышны их тончайшие нюансы. Такую обработку, как уже было сказано выше, нужно добавлять в весьма малой степени. Контроль над их параметрами, разумеется, гораздо более удобен при сведении в наушниках,<b> нежели при традиционном методе работы с использованием студийных мониторов.</b></div>

Загрузка комментариев...