Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law

Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law
0

Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law

Раздел: Стерео
Дата публикации: 22 марта 2015, 16:12
Нравится
Нравится
Легко увлечься расширением стереобазы и, в итоге, получить звук, абсолютно не имеющий никакой моносовместимости. Проблемы могут быть разными: от умеренной окраски, ухудшения баланса или тонких «фазовращательных» эффектов, до полного пропадания некоторых инструментов. Таким образом, на всех этапах производства следует проверять моносовместимость своего материала: регулярно нажимайте кнопку «МОНО» в микшере или в процессоре, и тщательно прислушивайтесь к любым побочным эффектам обработки.

В процессе работы используйте измерители фазы между правым и левым каналами. Есть два основных типа таких приборов: стрелочный фазокоррелометр и стереогониометр, по сути, представляющий собой осциллограф, показывающий фигуры Лиссажу. Обе разновидности доступны как в виде аппаратных устройств, так и в виде плагинов. Самый простой – это фазокоррелометр, имеющий шкалу, маркированную от 1 до -1 и разделённую посередине нулём. В принципе, он не всегда является стрелочным прибором. Сейчас распространены измерители, выполненные в виде ряда светодиодов (или а-ля газоразрядная трубка). Область от 0 до +1 обычно окрашивается в зелёный цвет, область от 0 до –1 – в красный. Принцип работы его примерно таков: он осуществляет умножение сигналов, а затем интегрирует произведение. Прибор должен действовать независимо от входных уровней сигналов. С этой целью сигналы предварительно проходят через ограничители. Для умножения сигналов применяется кольцевой балансный модулятор. Время интеграции интегрирующей цепочки выбирается с расчетом, чтобы оно было больше наибольшего времени T, свойственного сигналу, как стационарному процессу. Проинтегрированное за время T произведение сигналов, пропорциональное коэффициенту корреляции, регистрируется прибором.

Если левый и правый каналы одинаковы (то есть, это моноисточник), то между ними нет никаких фазовых различий, и измеритель покажет +1. Говоря более научным языком – оба канала полностью когерентны (коррелированны). Уменьшая когерентность (то есть, вводя стереофонию), Вы увидите, что стрелка начнёт колебаться в диапазоне от нуля до +1. Колебания стрелки прибора в зоне, близкой к нулю, означает отсутствие корреляции между правым и левым сигналами. В этом случае звучание, сохраняя моносовместимость, воспринимается наиболее стереофоническим, с широкой стереобазой.

Если у обоих каналов будут одинаковые элементы, находящиеся в противофазе, то стрелка начнёт попадать в красную зону, приближаясь к значению -1. Если стрелка полностью отклонится к -1, это означает, что оба канала полностью идентичны, но имеют противоположные полярности (фазы). Незначительные «залёты» в красную зону обычно не предоставляют проблем, но если стрелка долгое время находится ниже нуля или отклоняется до -1, это означает, что у Вас серьёзные проблемы с противофазой и моносовместимостью. Таким образом, наша цель – так сформировать сигнал, чтобы измеритель фазы находился близко к нолю, но при этом не переходил в красную зону. Именно тогда у Вас будет максимальная ширина стереобазы с прекрасной моносовместимостью. 

Еще большей информативностью по сравнению с фазокоррелометром обладает стереогониометр. Это прибор в основном состоит из осциллоскопа без блока временной (горизонтальной) развертки и двух усилителей горизонтального и вертикального отклонения луча электронно-лучевой трубки. Усилители прибора имеют автоматическую регулировку усиления (логарифмирование), что позволяет наблюдать за разностью фаз в большом динамическом диапазоне сигналов. Перед усилителями включен блок суммирования и вычитания входных сигналов (суммо-разностный преобразователь).

Принцип действия прибора следующий. На два входа подаются сигналы A и B, которые суммо-разностным преобразователем преобразуются в сигналы A+B = M и A-B = S. Далее, суммарный сигнал M подается на пластины вертикальной развертки электронно-лучевой трубки, а разностный сигнал S - на пластины горизонтального отклонения.

Итак, что же показывает нам сиё чудо техники? Если сигналы в обоих каналах одинаковы (моно), то на дисплее мы увидим прямую вертикальную линию. Если сигнал имеется только лишь в левом канале, то линия будет отклонена на 45° влево. Если сигнал имеется только лишь в правом канале, то линия будет отклонена на 45° вправо. Длина линии отображает амплитуду сигнала. При подаче на вход прибора сигналов реальной стереофонической программы, изображения на экране приобретают более сложный вид, соответствующий непрерывным изменениям сигналов A и B во времени.

При наличии некоторого опыта, по «картинкам» на экране можно определить правильность передачи звуковой картины, распределение направлений на отдельные виртуальные источники, наличие или отсутствие баланса, фазовые соотношения и моносовместимость. Например, я часто пользуюсь гониометром, настраивая угол между микрофонами в совмещённой паре. Это гарантирует, что звуковые источники будут иметь необходимую стереоширину.

Пользуясь этим измерителем, Вы сможете быстро обнаружить проблематичные элементы. Например, слишком широкие гитары или подклады предстанут в виде эллипса, ориентированного по горизонтали. Если источник слишком далеко панорамирован от центра, то это станет видно по наклону эллипса в ту или иную сторону. Тонкие эффекты, зачастую плохо различимые слухом, ясно выделяются на дисплее гониометра. Благодаря такой информации, Вы можете отредактировать проблемный источник или использовать другую обработку. 

Stereo Pan Law
Есть несколько «законов» или правил, которые определяют соотношение между углом поворота регулятора панорамы и уровнем сигнала. Важные аспекты этих правил – это фактический выходной уровень каждого канала при центральном положении регулятора, плюс опциональное понижение на 3, 4,5 или 6 dB. 

Вы можете спросить: зачем нужно несколько вариантов ослабления? В системах, где моносовместимость критически важна (например, на радио), требуется обеспечить постоянство уровня при перемещении источника по звуковому полю. Когда он находится в центре, то его уровень в обоих каналах одинаков, и при моносуммировании произойдёт их электрическое сложение. Это приводит к увеличению уровня на 6 dB. Таким образом, чтобы уровень полученного моносигнала был постоянен и не зависел от панорамы, центральное положение регулятора должно уменьшать оба выхода на 6 dB относительно крайних положений. Это называют законом постоянной величины напряжения.

Есть несколько способов изменения уровня. Первый: уровень оригинального сигнала не изменяется в крайних положениях, и прогрессивно уменьшается при перемещении к центру. Второй: в центральном положении сохраняется оригинальный уровень, а при перемещении к любому краю происходит усиление. Кроме того, в некоторых случаях используется комбинация обоих. Есть плюсы и минусы в каждом подходе, но самый важный аспект в том, что уровень в центральном положении уменьшен относительно краёв.

Как мы увидели, чтобы получить идеальную моносовместимость, требуется ослаблять на 6 dB уровень источников, панорамированных в центр. Однако, когда мы слушаем громкоговорители, то их выходной сигнал объединяется акустическим путём (а не электрическим), и это подразумевает, что требуется уже другое количество ослабления. Если мы воспроизведём один и тот же сигнал через обе колонки, то воспринятый уровень увеличится примерно на 3 dB по сравнению с одним громкоговорителем. Таким образом, чтобы обеспечить постоянный воспринимаемый уровень, достаточно только лишь 3 dB ослабления, а не 6. Это называют законом постоянной мощности.

Современные DAW позволяют пользователям выбирать нужное для конкретной задачи правило панорамирования. Однако, в случае с аналоговыми микшерами, будет не самым практичным решением снабжать их всеми возможными разновидностями панорамизаторов. Таким образом, на протяжении многих десятилетий, производители прибегали к компромиссу, используя для центральных источников ослабление 4,5 dB. Если Вы будете слушать сделанную в микшере моносумму, то сможете заметить небольшую «выпуклость» на 1,5 dB. А при внимательном прослушивании в стереоколонках, можно заметить маленькую ямку (излишнее понижение уровня). Практически, величина ошибки при таком суммировании крайне незначительна, и мало кто способен её заметить. Тем не менее, полезно знать действие каждого правила, и как они влияют на баланс источников при прослушивании в стерео и моно.

Некоторые аспекты динамической обработки
Обычно, при использовании таких динамических процессоров, как компрессоры и ограничители, важно, чтобы уровень подавления в правом и левом каналах был тождественен. Это достигается при помощи такой функции, как «Stereo Link», которая гарантирует, что управляющие напряжения, сгенерированные детекторными цепями, будут одинаково применены к каждому каналу.

Благодаря этому, компрессор синхронно изменяет уровни обоих каналов, не оказывая влияние на стереокартину. Однако, если каналы компрессора никак между собой не связаны, то может произойти следующее: например, в самом краю левой стороны появляется слишком громкий звук и компрессор начинает подавлять уровень левого сигнала, тогда как правый канал вообще на это никак не будет реагировать. В результате, центральные источники (у которых должен быть одинаковый уровень в обоих каналах), начинают перемещаться в правую сторону, поскольку её уровень будет выше, чем у компрессированного левого канала. Когда компрессор перейдёт в фазу восстановления, картина начнёт перемещаться обратно к центру. Очевидно, что подобная раскачка стереообраза нежелательна.

А вот при динамической обработке в M/S-формате, цель как раз таки состоит в том, чтобы независимо манипулировать центральным и боковым сигналами. Таким образом, линкование каналов здесь обычно не применяется. Так, если сжать MID-канал, не трогая SIDE, то, после преобразования в L/R-формат, стереосигнал приобретёт своеобразное дыхание: ширина стереобазы будет пульсировать в зависимости от количества подавления, приложенного к MID-каналу. К счастью, большинство людей совершенно не чувствительно к подобным изменениям стереокартины, и ощущает только лишь изменённую динамику, которая даёт эффект изменения баланса между центральными и боковыми звуками.

Hugh Robjohns. Перевод подготовил Вячеслав Бережной

Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law

<div>Легко увлечься расширением стереобазы и, в итоге, получить звук, <b>абсолютно не имеющий никакой моносовместимости.</b> Проблемы могут быть разными: от умеренной окраски, ухудшения баланса или тонких «фазовращательных» эффектов, до полного пропадания некоторых инструментов. Таким образом, на всех этапах производства следует проверять моносовместимость своего материала: регулярно нажимайте кнопку «МОНО» в микшере или в процессоре, и тщательно прислушивайтесь к любым побочным эффектам обработки.</div> <div> <br /> </div> <div>В процессе работы используйте<b> измерители фазы между правым и левым каналами.</b> Есть два основных типа таких приборов: стрелочный фазокоррелометр и стереогониометр, по сути, представляющий собой осциллограф, показывающий фигуры Лиссажу. Обе разновидности доступны как в виде аппаратных устройств, так и в виде плагинов. Самый простой – это фазокоррелометр, имеющий шкалу, маркированную от 1 до -1 и разделённую посередине нулём. В принципе, он не всегда является стрелочным прибором. Сейчас распространены измерители, выполненные в виде ряда светодиодов (или а-ля газоразрядная трубка). Область от 0 до +1 обычно окрашивается в зелёный цвет, область от 0 до –1 – в красный. Принцип работы его примерно таков: он осуществляет умножение сигналов, а затем интегрирует произведение. Прибор должен действовать независимо от входных уровней сигналов. С этой целью сигналы предварительно проходят через ограничители. Для умножения сигналов применяется кольцевой балансный модулятор. Время интеграции интегрирующей цепочки выбирается с расчетом, чтобы оно было больше наибольшего времени T, свойственного сигналу, как стационарному процессу. Проинтегрированное за время T произведение сигналов, пропорциональное коэффициенту корреляции, регистрируется прибором.</div> <div> <br /> </div> <div>Если левый и правый каналы одинаковы (то есть, это моноисточник), то между ними нет никаких фазовых различий, и измеритель покажет +1. Говоря более научным языком – оба канала полностью когерентны (коррелированны). Уменьшая когерентность (то есть, вводя стереофонию), Вы увидите, что стрелка начнёт колебаться в диапазоне от нуля до +1. Колебания стрелки прибора в зоне, близкой к нулю, означает отсутствие корреляции между правым и левым сигналами. В этом случае звучание, <b>сохраняя моносовместимость, воспринимается наиболее стереофоническим, с широкой стереобазой.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Если у обоих каналов будут одинаковые элементы, находящиеся в противофазе, то стрелка начнёт попадать в красную зону, приближаясь к значению -1. Если стрелка полностью отклонится к -1, это означает, что оба канала полностью идентичны, но имеют противоположные полярности (фазы). Незначительные «залёты» в красную зону обычно не предоставляют проблем, но если стрелка долгое время находится ниже нуля или отклоняется до -1, это означает, что у Вас серьёзные проблемы с противофазой и моносовместимостью. Таким образом, наша цель – так сформировать сигнал, чтобы измеритель фазы находился близко к нолю, но при этом не переходил в красную зону. Именно тогда у Вас будет максимальная ширина стереобазы с прекрасной моносовместимостью. </div> <div> <br /> </div> <div>Еще большей информативностью по сравнению с фазокоррелометром обладает стереогониометр. Это прибор в основном состоит из осциллоскопа без блока временной (горизонтальной) развертки и двух усилителей горизонтального и вертикального отклонения луча электронно-лучевой трубки. Усилители прибора имеют автоматическую регулировку усиления (логарифмирование), что позволяет наблюдать за разностью фаз в большом динамическом диапазоне сигналов. <b>Перед усилителями включен блок суммирования и вычитания входных сигналов (суммо-разностный преобразователь).</b></div> <div> <br /> </div> <div>Принцип действия прибора следующий. На два входа подаются сигналы A и B, которые суммо-разностным преобразователем преобразуются в сигналы A+B = M и A-B = S. Далее, суммарный сигнал M подается на пластины вертикальной развертки электронно-лучевой трубки, а разностный сигнал S - на пластины горизонтального отклонения.</div> <div> <br /> </div> <div>Итак, что же показывает нам сиё чудо техники? Если сигналы в обоих каналах одинаковы (моно), то на дисплее мы увидим прямую вертикальную линию. Если сигнал имеется только лишь в левом канале, то линия будет отклонена на 45° влево. Если сигнал имеется только лишь в правом канале, то линия будет отклонена на 45° вправо. Длина линии отображает амплитуду сигнала. При подаче на вход прибора сигналов реальной стереофонической программы, изображения на экране приобретают более сложный вид, <b>соответствующий непрерывным изменениям сигналов A и B во времени.</b></div> <div> <br /> </div> <div>При наличии некоторого опыта, по «картинкам» на экране можно определить правильность передачи звуковой картины, распределение направлений на отдельные виртуальные источники, наличие или отсутствие баланса, фазовые соотношения и моносовместимость. Например, я часто пользуюсь гониометром, настраивая угол между микрофонами в совмещённой паре. Это гарантирует, что звуковые источники будут иметь необходимую стереоширину.</div> <div> <br /> </div> <div>Пользуясь этим измерителем, Вы сможете быстро обнаружить проблематичные элементы. Например, слишком широкие гитары или подклады предстанут в виде эллипса, ориентированного по горизонтали. Если источник слишком далеко панорамирован от центра, то это станет видно по наклону эллипса в ту или иную сторону. Тонкие эффекты, зачастую плохо различимые слухом, ясно выделяются на дисплее гониометра. Благодаря такой информации, Вы можете отредактировать проблемный источник или использовать другую обработку. </div> <div> <br /> </div> <div><b>Stereo Pan Law</b></div> <div>Есть несколько «законов» или правил, которые определяют соотношение между углом поворота регулятора панорамы и уровнем сигнала. Важные аспекты этих правил – это фактический выходной уровень каждого канала при центральном положении регулятора, плюс опциональное понижение на 3, 4,5 или 6 dB. </div> <div> <br /> </div> <div>Вы можете спросить: зачем нужно несколько вариантов ослабления? В системах, где моносовместимость критически важна (например, на радио), требуется обеспечить постоянство уровня при перемещении источника по звуковому полю. Когда он находится в центре, то его уровень в обоих каналах одинаков, и при моносуммировании произойдёт их электрическое сложение. Это приводит к увеличению уровня на 6 dB. Таким образом, чтобы уровень полученного моносигнала был постоянен и не зависел от панорамы, центральное положение регулятора должно уменьшать оба выхода на 6 dB относительно крайних положений. <b>Это называют законом постоянной величины напряжения.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Есть несколько способов изменения уровня. Первый: уровень оригинального сигнала не изменяется в крайних положениях, и прогрессивно уменьшается при перемещении к центру. Второй: в центральном положении сохраняется оригинальный уровень, а при перемещении к любому краю происходит усиление. Кроме того, в некоторых случаях используется комбинация обоих. Есть плюсы и минусы в каждом подходе, но самый важный аспект в том, что уровень в центральном положении уменьшен относительно краёв.</div> <div> <br /> </div> <div>Как мы увидели, чтобы получить идеальную моносовместимость, требуется ослаблять на 6 dB уровень источников, панорамированных в центр. Однако, когда мы слушаем громкоговорители, то их выходной сигнал объединяется акустическим путём (а не электрическим), и это подразумевает, что требуется уже другое количество ослабления. Если мы воспроизведём один и тот же сигнал через обе колонки, то воспринятый уровень увеличится примерно на 3 dB по сравнению с одним громкоговорителем. Таким образом, чтобы обеспечить постоянный воспринимаемый уровень, достаточно только лишь 3 dB ослабления, а не 6.<b> Это называют законом постоянной мощности.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Современные DAW позволяют пользователям выбирать нужное для конкретной задачи правило панорамирования. Однако, в случае с аналоговыми микшерами, будет не самым практичным решением снабжать их всеми возможными разновидностями панорамизаторов. Таким образом, на протяжении многих десятилетий, производители прибегали к компромиссу, используя для центральных источников ослабление 4,5 dB. Если Вы будете слушать сделанную в микшере моносумму, то сможете заметить небольшую «выпуклость» на 1,5 dB. А при внимательном прослушивании в стереоколонках, можно заметить маленькую ямку (излишнее понижение уровня). Практически, величина ошибки при таком суммировании крайне незначительна, и мало кто способен её заметить. Тем не менее, полезно знать действие каждого правила, и как они влияют на баланс источников при прослушивании в стерео и моно.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Некоторые аспекты динамической обработки</b></div> <div>Обычно, при использовании таких динамических процессоров, как компрессоры и ограничители, важно, чтобы уровень подавления в правом и левом каналах был тождественен. Это достигается при помощи такой функции, как «Stereo Link», которая гарантирует, что управляющие напряжения, сгенерированные детекторными цепями, будут одинаково применены к каждому каналу.</div> <div> <br /> </div> <div>Благодаря этому, компрессор синхронно изменяет уровни обоих каналов, не оказывая влияние на стереокартину. Однако, если каналы компрессора никак между собой не связаны, то может произойти следующее: например, в самом краю левой стороны появляется слишком громкий звук и компрессор начинает подавлять уровень левого сигнала, тогда как правый канал вообще на это никак не будет реагировать. В результате, центральные источники (у которых должен быть одинаковый уровень в обоих каналах), начинают перемещаться в правую сторону, поскольку её уровень будет выше, чем у компрессированного левого канала. Когда компрессор перейдёт в фазу восстановления, картина начнёт перемещаться обратно к центру. <b>Очевидно, что подобная раскачка стереообраза нежелательна.</b></div> <div> <br /> </div> <div>А вот при динамической обработке в M/S-формате, цель как раз таки состоит в том, чтобы независимо манипулировать центральным и боковым сигналами. Таким образом, линкование каналов здесь обычно не применяется. Так, если сжать MID-канал, не трогая SIDE, то, после преобразования в L/R-формат, стереосигнал приобретёт своеобразное дыхание: ширина стереобазы будет пульсировать в зависимости от количества подавления, приложенного к MID-каналу. К счастью, большинство людей совершенно не чувствительно к подобным изменениям стереокартины, и ощущает только лишь изменённую динамику, которая даёт эффект изменения баланса между центральными и боковыми звуками.</div> <div> <br /> </div> <div><i>Hugh Robjohns. Перевод подготовил Вячеслав Бережной</i></div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law

Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law

Некоторые аспекты динамической обработки. Stereo Pan Law

<div>Легко увлечься расширением стереобазы и, в итоге, получить звук, <b>абсолютно не имеющий никакой моносовместимости.</b> Проблемы могут быть разными: от умеренной окраски, ухудшения баланса или тонких «фазовращательных» эффектов, до полного пропадания некоторых инструментов. Таким образом, на всех этапах производства следует проверять моносовместимость своего материала: регулярно нажимайте кнопку «МОНО» в микшере или в процессоре, и тщательно прислушивайтесь к любым побочным эффектам обработки.</div> <div> <br /> </div> <div>В процессе работы используйте<b> измерители фазы между правым и левым каналами.</b> Есть два основных типа таких приборов: стрелочный фазокоррелометр и стереогониометр, по сути, представляющий собой осциллограф, показывающий фигуры Лиссажу. Обе разновидности доступны как в виде аппаратных устройств, так и в виде плагинов. Самый простой – это фазокоррелометр, имеющий шкалу, маркированную от 1 до -1 и разделённую посередине нулём. В принципе, он не всегда является стрелочным прибором. Сейчас распространены измерители, выполненные в виде ряда светодиодов (или а-ля газоразрядная трубка). Область от 0 до +1 обычно окрашивается в зелёный цвет, область от 0 до –1 – в красный. Принцип работы его примерно таков: он осуществляет умножение сигналов, а затем интегрирует произведение. Прибор должен действовать независимо от входных уровней сигналов. С этой целью сигналы предварительно проходят через ограничители. Для умножения сигналов применяется кольцевой балансный модулятор. Время интеграции интегрирующей цепочки выбирается с расчетом, чтобы оно было больше наибольшего времени T, свойственного сигналу, как стационарному процессу. Проинтегрированное за время T произведение сигналов, пропорциональное коэффициенту корреляции, регистрируется прибором.</div> <div> <br /> </div> <div>Если левый и правый каналы одинаковы (то есть, это моноисточник), то между ними нет никаких фазовых различий, и измеритель покажет +1. Говоря более научным языком – оба канала полностью когерентны (коррелированны). Уменьшая когерентность (то есть, вводя стереофонию), Вы увидите, что стрелка начнёт колебаться в диапазоне от нуля до +1. Колебания стрелки прибора в зоне, близкой к нулю, означает отсутствие корреляции между правым и левым сигналами. В этом случае звучание, <b>сохраняя моносовместимость, воспринимается наиболее стереофоническим, с широкой стереобазой.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Если у обоих каналов будут одинаковые элементы, находящиеся в противофазе, то стрелка начнёт попадать в красную зону, приближаясь к значению -1. Если стрелка полностью отклонится к -1, это означает, что оба канала полностью идентичны, но имеют противоположные полярности (фазы). Незначительные «залёты» в красную зону обычно не предоставляют проблем, но если стрелка долгое время находится ниже нуля или отклоняется до -1, это означает, что у Вас серьёзные проблемы с противофазой и моносовместимостью. Таким образом, наша цель – так сформировать сигнал, чтобы измеритель фазы находился близко к нолю, но при этом не переходил в красную зону. Именно тогда у Вас будет максимальная ширина стереобазы с прекрасной моносовместимостью. </div> <div> <br /> </div> <div>Еще большей информативностью по сравнению с фазокоррелометром обладает стереогониометр. Это прибор в основном состоит из осциллоскопа без блока временной (горизонтальной) развертки и двух усилителей горизонтального и вертикального отклонения луча электронно-лучевой трубки. Усилители прибора имеют автоматическую регулировку усиления (логарифмирование), что позволяет наблюдать за разностью фаз в большом динамическом диапазоне сигналов. <b>Перед усилителями включен блок суммирования и вычитания входных сигналов (суммо-разностный преобразователь).</b></div> <div> <br /> </div> <div>Принцип действия прибора следующий. На два входа подаются сигналы A и B, которые суммо-разностным преобразователем преобразуются в сигналы A+B = M и A-B = S. Далее, суммарный сигнал M подается на пластины вертикальной развертки электронно-лучевой трубки, а разностный сигнал S - на пластины горизонтального отклонения.</div> <div> <br /> </div> <div>Итак, что же показывает нам сиё чудо техники? Если сигналы в обоих каналах одинаковы (моно), то на дисплее мы увидим прямую вертикальную линию. Если сигнал имеется только лишь в левом канале, то линия будет отклонена на 45° влево. Если сигнал имеется только лишь в правом канале, то линия будет отклонена на 45° вправо. Длина линии отображает амплитуду сигнала. При подаче на вход прибора сигналов реальной стереофонической программы, изображения на экране приобретают более сложный вид, <b>соответствующий непрерывным изменениям сигналов A и B во времени.</b></div> <div> <br /> </div> <div>При наличии некоторого опыта, по «картинкам» на экране можно определить правильность передачи звуковой картины, распределение направлений на отдельные виртуальные источники, наличие или отсутствие баланса, фазовые соотношения и моносовместимость. Например, я часто пользуюсь гониометром, настраивая угол между микрофонами в совмещённой паре. Это гарантирует, что звуковые источники будут иметь необходимую стереоширину.</div> <div> <br /> </div> <div>Пользуясь этим измерителем, Вы сможете быстро обнаружить проблематичные элементы. Например, слишком широкие гитары или подклады предстанут в виде эллипса, ориентированного по горизонтали. Если источник слишком далеко панорамирован от центра, то это станет видно по наклону эллипса в ту или иную сторону. Тонкие эффекты, зачастую плохо различимые слухом, ясно выделяются на дисплее гониометра. Благодаря такой информации, Вы можете отредактировать проблемный источник или использовать другую обработку. </div> <div> <br /> </div> <div><b>Stereo Pan Law</b></div> <div>Есть несколько «законов» или правил, которые определяют соотношение между углом поворота регулятора панорамы и уровнем сигнала. Важные аспекты этих правил – это фактический выходной уровень каждого канала при центральном положении регулятора, плюс опциональное понижение на 3, 4,5 или 6 dB. </div> <div> <br /> </div> <div>Вы можете спросить: зачем нужно несколько вариантов ослабления? В системах, где моносовместимость критически важна (например, на радио), требуется обеспечить постоянство уровня при перемещении источника по звуковому полю. Когда он находится в центре, то его уровень в обоих каналах одинаков, и при моносуммировании произойдёт их электрическое сложение. Это приводит к увеличению уровня на 6 dB. Таким образом, чтобы уровень полученного моносигнала был постоянен и не зависел от панорамы, центральное положение регулятора должно уменьшать оба выхода на 6 dB относительно крайних положений. <b>Это называют законом постоянной величины напряжения.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Есть несколько способов изменения уровня. Первый: уровень оригинального сигнала не изменяется в крайних положениях, и прогрессивно уменьшается при перемещении к центру. Второй: в центральном положении сохраняется оригинальный уровень, а при перемещении к любому краю происходит усиление. Кроме того, в некоторых случаях используется комбинация обоих. Есть плюсы и минусы в каждом подходе, но самый важный аспект в том, что уровень в центральном положении уменьшен относительно краёв.</div> <div> <br /> </div> <div>Как мы увидели, чтобы получить идеальную моносовместимость, требуется ослаблять на 6 dB уровень источников, панорамированных в центр. Однако, когда мы слушаем громкоговорители, то их выходной сигнал объединяется акустическим путём (а не электрическим), и это подразумевает, что требуется уже другое количество ослабления. Если мы воспроизведём один и тот же сигнал через обе колонки, то воспринятый уровень увеличится примерно на 3 dB по сравнению с одним громкоговорителем. Таким образом, чтобы обеспечить постоянный воспринимаемый уровень, достаточно только лишь 3 dB ослабления, а не 6.<b> Это называют законом постоянной мощности.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Современные DAW позволяют пользователям выбирать нужное для конкретной задачи правило панорамирования. Однако, в случае с аналоговыми микшерами, будет не самым практичным решением снабжать их всеми возможными разновидностями панорамизаторов. Таким образом, на протяжении многих десятилетий, производители прибегали к компромиссу, используя для центральных источников ослабление 4,5 dB. Если Вы будете слушать сделанную в микшере моносумму, то сможете заметить небольшую «выпуклость» на 1,5 dB. А при внимательном прослушивании в стереоколонках, можно заметить маленькую ямку (излишнее понижение уровня). Практически, величина ошибки при таком суммировании крайне незначительна, и мало кто способен её заметить. Тем не менее, полезно знать действие каждого правила, и как они влияют на баланс источников при прослушивании в стерео и моно.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Некоторые аспекты динамической обработки</b></div> <div>Обычно, при использовании таких динамических процессоров, как компрессоры и ограничители, важно, чтобы уровень подавления в правом и левом каналах был тождественен. Это достигается при помощи такой функции, как «Stereo Link», которая гарантирует, что управляющие напряжения, сгенерированные детекторными цепями, будут одинаково применены к каждому каналу.</div> <div> <br /> </div> <div>Благодаря этому, компрессор синхронно изменяет уровни обоих каналов, не оказывая влияние на стереокартину. Однако, если каналы компрессора никак между собой не связаны, то может произойти следующее: например, в самом краю левой стороны появляется слишком громкий звук и компрессор начинает подавлять уровень левого сигнала, тогда как правый канал вообще на это никак не будет реагировать. В результате, центральные источники (у которых должен быть одинаковый уровень в обоих каналах), начинают перемещаться в правую сторону, поскольку её уровень будет выше, чем у компрессированного левого канала. Когда компрессор перейдёт в фазу восстановления, картина начнёт перемещаться обратно к центру. <b>Очевидно, что подобная раскачка стереообраза нежелательна.</b></div> <div> <br /> </div> <div>А вот при динамической обработке в M/S-формате, цель как раз таки состоит в том, чтобы независимо манипулировать центральным и боковым сигналами. Таким образом, линкование каналов здесь обычно не применяется. Так, если сжать MID-канал, не трогая SIDE, то, после преобразования в L/R-формат, стереосигнал приобретёт своеобразное дыхание: ширина стереобазы будет пульсировать в зависимости от количества подавления, приложенного к MID-каналу. К счастью, большинство людей совершенно не чувствительно к подобным изменениям стереокартины, и ощущает только лишь изменённую динамику, которая даёт эффект изменения баланса между центральными и боковыми звуками.</div> <div> <br /> </div> <div><i>Hugh Robjohns. Перевод подготовил Вячеслав Бережной</i></div>

Загрузка комментариев...