Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Мониторный стереомикс: за и против

Мониторный стереомикс: за и против
0

Мониторный стереомикс: за и против

Раздел: Мониторинг
Дата публикации: 2 апреля 2015, 12:05
Нравится
Нравится
Долгое время я находился в раздумьях на тему использования мониторов, включенных в стереорежиме. Я был уверен, что подобная конфигурация должна звучать неплохо, и поэтому все-таки решился опробовать ее, задействовав пару мониторов, чтобы понять, что же из себя представляет стереомикс.

Примерно неделю я пытался разобраться, какие плюсы и минусы есть в таком подходе к мониторингу. В дни концертов, когда была возможность, я прослушивал в мониторах различные инструменты и вокальные микрофоны. Часто их звучание было гораздо лучше, чем при использовании обычного мономикса. Особенно это было заметно при использовании реверберации на вокале, или игре на фортепиано. (У нас была 7-футовая модель от Steinway с тремя звукоснимателями Barcus Berry Planar Wave)

Я не переставал слушать мониторные миксы даже во время концертов, используя для этого пару отдельных мониторов, включенных в стереорежиме, в которых я формировал, с применением эквалайзера, свой собственный микс реальных инструментов прямо во время представления.

Однозначно, мониторный стереомикс является более приятным для ушей, но, однако, является ли он подходящим для практического применения на сцене во время концерта?

Все должно быть одинаковым
Что я понял в самом начале, так это то, что следует быть очень аккуратным с эквализацией, чтобы сохранить правильное расположение источника звука в стереомиксе. Мне кажется оптимальным использование для этих целей двухканального прибора, который позволяет линковать каналы для того, чтобы можно было эквализировать оба канала движением одной ручки.

Элементы мониторной системы (включая кроссоверы и усилители мощности) также должны быть тщательно подобраны, чтобы левый и правый мониторы звучали максимально идентично. Это является необходимым условием для создания и управления качественным стереомиксом. Различие частотных характеристик мониторов, включенных в стереорежиме, приведут к нарушению положения источника звука внутри стереомикса.

Для примера, попробуйте представить ситуацию, когда хай-хэт спанорамирован вами немного влево. При этом, в левом мониторе, по сравнению с правым, присутствует провал в диапазоне тех частот, которые являются ключевыми для этого инструмента. В итоге, расположение источника звука в миксе не будет совпадать с тем положением, на которое указывает регулятор панорамы.

Конечно, сами по себе, различия в частотных характеристиках элементов мониторной системы не являются слишком большой проблемой. Тем не менее, об этом вам не следует забывать. Посмотрим на инструмент, звучание которого содержит в себя большой диапазон частот, например, на гитару. При всем при том, что она, как ритмический инструмент, может объемно звучать сама по себе, не думаю, что вам захочется, чтобы ее звук перемещался по панораме с одной стороны на другую во время исполнения проигрыша со смещением вверх и вниз по гамме из нот. (Или вам нравится такое? Каждому свое…)

При наличии в стереомиксе большого количества инструментов, тембральная разница в звучании мониторов на разных частотах станет причиной звуковой “каши” в голове слушателя. Помните, что при работе с “живой” группой следует создавать аккуратный мониторный микс на сцене.

Иногда да, а иногда…
Если вы сумели решить вопрос с идентичностью звучания мониторов, включенных в стереорежиме, то такая конфигурация в некоторых случаях может действительно оказаться полезной.

Многие клавишники чувствуют себя более комфортно, когда слышат свои инструменты в стерео. Даже гитарист, имеющий на выходе своего гитарного оборудования стереосигнал, хотел бы слышать, как именно он звучит в портале. Для умелого исполнителя, мониторинг в таком режиме является хорошим средством повышения уровня своего мастерства. Однако, следует сразу заметить, что речь в данных примерах идет именно о контроле инструментов со стереосигналом на выходе, а не о размещении моноинструмента в мониторном стереомиксе.

Безусловно, при наличии соответствующего микшерного пульта и хороших мониторов, можно получить отлично звучащий, великолепный стереомикс. Парни на FOHе занимаются этим постоянно, не так ли?

Однако, как было замечено ранее, на сцене необходимо создавать комфортную среду, в которой участники группы будут без затруднений слышать то, что они хотят услышать. По этой причине, стоит задуматься, действительно ли необходимо создавать воображаемые образы инструментов в пространстве между двумя мониторами? В большинстве случаев, я считаю, что нет…

Однако…
Хочется еще обратить внимание на то, что с хорошими музыкантами, в соответствующей обстановке, можно достаточно быстро добиться положительных результатов от мониторинга в стереорежиме. Но это требует наличия таких музыкантов, которые четко понимают, что они хотят слышать, и при этом имеют желание экспериментировать, чтобы добиться требуемого результата. (Здесь не тот случай, когда натолкнувшись на что-то, сразу признаешь это единственно верным и правильным) Какие-то разовые попытки реализовать стереомониторинг просто бессмысленны… Даже и не стоит пытаться.

В пространство… Или все же в лицо
Когда все эксперименты были завершены, я заметил одну вещь, которая и расставила все точки над “i” лично для меня.

Да, в стереомиксе инструменты звучат лучше и эффекты производят впечатление, но, скажите, вы знаете что звучит в наушниках, когда вы слушаете стереозапись, а потом резко включаете моно-режим?

БАЦ!
Внезапно, звуковая картина перемещается в прямо в центр вашей головы и, при этом, сохраняется баланс между ушами. Я провел эксперимент с двумя мониторами, включенными в монорежиме. Когда они находятся прямо перед музыкантом, вокал в миксе находится точно по центру, и микс просто направляет его прямо в лицо. Если же музыканту требуется без каких-либо затруднений услышать нужное в мониторах, особенно при работе в сложной акустической среде, то я предпочитаю делать мониторный микс старым, проверенным способом.

Dan Laveglia, профессиональный системный инженер, работавший с компаниями Showco и Clair Brothers, обеспечивающими техническую поддержку многим зарубежным артистам первого эшелона.

Мониторный стереомикс: за и против

<div>Долгое время я находился в раздумьях на тему использования мониторов, включенных в стереорежиме. Я был уверен, что подобная конфигурация должна звучать неплохо, и поэтому все-таки решился опробовать ее, задействовав пару мониторов, чтобы понять, что же из себя представляет стереомикс.</div> <div> <br /> </div> <div>Примерно неделю я пытался разобраться, <b>какие плюсы и минусы есть в таком подходе к мониторингу.</b> В дни концертов, когда была возможность, я прослушивал в мониторах различные инструменты и вокальные микрофоны. Часто их звучание было гораздо лучше, чем при использовании обычного мономикса. Особенно это было заметно при использовании реверберации на вокале, или игре на фортепиано. (У нас была 7-футовая модель от Steinway с тремя звукоснимателями Barcus Berry Planar Wave)</div> <div> <br /> </div> <div>Я не переставал слушать мониторные миксы даже во время концертов, используя для этого пару отдельных мониторов, включенных в стереорежиме, в которых я формировал, с применением эквалайзера, свой собственный микс реальных инструментов прямо во время представления.</div> <div> <br /> </div> <div>Однозначно, мониторный стереомикс является более приятным для ушей, но, однако, является ли он подходящим для практического применения на сцене во время концерта?</div> <div> <br /> </div> <div><b>Все должно быть одинаковым</b></div> <div>Что я понял в самом начале, так это то, что следует быть очень аккуратным с эквализацией, чтобы сохранить правильное расположение источника звука в стереомиксе. Мне кажется оптимальным использование для этих целей двухканального прибора, который позволяет линковать каналы для того, чтобы можно было эквализировать оба канала движением одной ручки.</div> <div> <br /> </div> <div>Элементы мониторной системы (включая кроссоверы и усилители мощности) также должны быть тщательно подобраны, чтобы левый и правый мониторы звучали максимально идентично. Это является необходимым условием для создания и управления качественным стереомиксом. Различие частотных характеристик мониторов, включенных в стереорежиме, <b>приведут к нарушению положения источника звука внутри стереомикса.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Для примера, попробуйте представить ситуацию, когда хай-хэт спанорамирован вами немного влево. При этом, в левом мониторе, по сравнению с правым, присутствует провал в диапазоне тех частот, которые являются ключевыми для этого инструмента. В итоге, расположение источника звука в миксе не будет совпадать с тем положением, на которое указывает регулятор панорамы.</div> <div> <br /> </div> <div>Конечно, сами по себе, различия в частотных характеристиках элементов мониторной системы не являются слишком большой проблемой. Тем не менее, об этом вам не следует забывать. Посмотрим на инструмент, звучание которого содержит в себя большой диапазон частот, например, на гитару. При всем при том, что она, как ритмический инструмент, может объемно звучать сама по себе, <b>не думаю, что вам захочется, чтобы ее звук перемещался по панораме с одной стороны на другую</b> во время исполнения проигрыша со смещением вверх и вниз по гамме из нот. (Или вам нравится такое? Каждому свое…)</div> <div> <br /> </div> <div>При наличии в стереомиксе большого количества инструментов, тембральная разница в звучании мониторов на разных частотах станет причиной звуковой “каши” в голове слушателя. Помните, что при работе с “живой” группой следует создавать аккуратный мониторный микс на сцене.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Иногда да, а иногда…</b></div> <div>Если вы сумели решить вопрос с идентичностью звучания мониторов, включенных в стереорежиме, то такая конфигурация в некоторых случаях может действительно оказаться полезной.</div> <div> <br /> </div> <div>Многие клавишники чувствуют себя более комфортно, когда слышат свои инструменты в стерео. Даже гитарист, имеющий на выходе своего гитарного оборудования стереосигнал, хотел бы слышать, как именно он звучит в портале. Для умелого исполнителя, мониторинг в таком режиме является хорошим средством повышения уровня своего мастерства. Однако, следует сразу заметить, что речь в данных примерах идет <b>именно о контроле инструментов со стереосигналом на выходе</b>, а не о размещении моноинструмента в мониторном стереомиксе.</div> <div> <br /> </div> <div>Безусловно, при наличии соответствующего микшерного пульта и хороших мониторов, можно получить отлично звучащий, великолепный стереомикс. Парни на FOHе занимаются этим постоянно, не так ли?</div> <div> <br /> </div> <div>Однако, как было замечено ранее, на сцене необходимо создавать комфортную среду, в которой участники группы будут без затруднений слышать то, что они хотят услышать. По этой причине, стоит задуматься, действительно ли необходимо создавать воображаемые образы инструментов в пространстве между двумя мониторами? В большинстве случаев, я считаю, что нет…</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Однако…</b></div> <div>Хочется еще обратить внимание на то, что с хорошими музыкантами, в соответствующей обстановке, можно достаточно быстро добиться положительных результатов от мониторинга в стереорежиме. Но это требует наличия таких музыкантов, которые четко понимают, что они хотят слышать, и при этом имеют желание экспериментировать, чтобы добиться требуемого результата. (Здесь не тот случай, когда натолкнувшись на что-то, сразу признаешь это единственно верным и правильным) Какие-то разовые попытки реализовать стереомониторинг просто бессмысленны… Даже и не стоит пытаться.</div> <div> <br /> </div> <div><b>В пространство… Или все же в лицо</b></div> <div>Когда все эксперименты были завершены, я заметил одну вещь, которая и расставила все точки над “i” лично для меня.</div> <div> <br /> </div> <div>Да, в стереомиксе инструменты звучат лучше и эффекты производят впечатление, но, скажите, вы знаете что звучит в наушниках, когда вы слушаете стереозапись, а потом резко включаете моно-режим?</div> <div> <br /> </div> <div><b>БАЦ!</b></div> <div>Внезапно, звуковая картина перемещается в прямо в центр вашей головы и, при этом, сохраняется баланс между ушами. Я провел эксперимент с двумя мониторами, включенными в монорежиме. Когда они находятся прямо перед музыкантом, вокал в миксе находится точно по центру, и микс просто направляет его прямо в лицо. Если же музыканту требуется без каких-либо затруднений услышать нужное в мониторах, особенно при работе в сложной акустической среде, то <b>я предпочитаю делать мониторный микс старым, проверенным способом.</b></div> <div> <br /> </div> <div><i>Dan Laveglia, профессиональный системный инженер, работавший с компаниями Showco и Clair Brothers, обеспечивающими техническую поддержку многим зарубежным артистам первого эшелона.</i></div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Мониторный стереомикс: за и против

Мониторный стереомикс: за и против

Мониторный стереомикс: за и против

<div>Долгое время я находился в раздумьях на тему использования мониторов, включенных в стереорежиме. Я был уверен, что подобная конфигурация должна звучать неплохо, и поэтому все-таки решился опробовать ее, задействовав пару мониторов, чтобы понять, что же из себя представляет стереомикс.</div> <div> <br /> </div> <div>Примерно неделю я пытался разобраться, <b>какие плюсы и минусы есть в таком подходе к мониторингу.</b> В дни концертов, когда была возможность, я прослушивал в мониторах различные инструменты и вокальные микрофоны. Часто их звучание было гораздо лучше, чем при использовании обычного мономикса. Особенно это было заметно при использовании реверберации на вокале, или игре на фортепиано. (У нас была 7-футовая модель от Steinway с тремя звукоснимателями Barcus Berry Planar Wave)</div> <div> <br /> </div> <div>Я не переставал слушать мониторные миксы даже во время концертов, используя для этого пару отдельных мониторов, включенных в стереорежиме, в которых я формировал, с применением эквалайзера, свой собственный микс реальных инструментов прямо во время представления.</div> <div> <br /> </div> <div>Однозначно, мониторный стереомикс является более приятным для ушей, но, однако, является ли он подходящим для практического применения на сцене во время концерта?</div> <div> <br /> </div> <div><b>Все должно быть одинаковым</b></div> <div>Что я понял в самом начале, так это то, что следует быть очень аккуратным с эквализацией, чтобы сохранить правильное расположение источника звука в стереомиксе. Мне кажется оптимальным использование для этих целей двухканального прибора, который позволяет линковать каналы для того, чтобы можно было эквализировать оба канала движением одной ручки.</div> <div> <br /> </div> <div>Элементы мониторной системы (включая кроссоверы и усилители мощности) также должны быть тщательно подобраны, чтобы левый и правый мониторы звучали максимально идентично. Это является необходимым условием для создания и управления качественным стереомиксом. Различие частотных характеристик мониторов, включенных в стереорежиме, <b>приведут к нарушению положения источника звука внутри стереомикса.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Для примера, попробуйте представить ситуацию, когда хай-хэт спанорамирован вами немного влево. При этом, в левом мониторе, по сравнению с правым, присутствует провал в диапазоне тех частот, которые являются ключевыми для этого инструмента. В итоге, расположение источника звука в миксе не будет совпадать с тем положением, на которое указывает регулятор панорамы.</div> <div> <br /> </div> <div>Конечно, сами по себе, различия в частотных характеристиках элементов мониторной системы не являются слишком большой проблемой. Тем не менее, об этом вам не следует забывать. Посмотрим на инструмент, звучание которого содержит в себя большой диапазон частот, например, на гитару. При всем при том, что она, как ритмический инструмент, может объемно звучать сама по себе, <b>не думаю, что вам захочется, чтобы ее звук перемещался по панораме с одной стороны на другую</b> во время исполнения проигрыша со смещением вверх и вниз по гамме из нот. (Или вам нравится такое? Каждому свое…)</div> <div> <br /> </div> <div>При наличии в стереомиксе большого количества инструментов, тембральная разница в звучании мониторов на разных частотах станет причиной звуковой “каши” в голове слушателя. Помните, что при работе с “живой” группой следует создавать аккуратный мониторный микс на сцене.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Иногда да, а иногда…</b></div> <div>Если вы сумели решить вопрос с идентичностью звучания мониторов, включенных в стереорежиме, то такая конфигурация в некоторых случаях может действительно оказаться полезной.</div> <div> <br /> </div> <div>Многие клавишники чувствуют себя более комфортно, когда слышат свои инструменты в стерео. Даже гитарист, имеющий на выходе своего гитарного оборудования стереосигнал, хотел бы слышать, как именно он звучит в портале. Для умелого исполнителя, мониторинг в таком режиме является хорошим средством повышения уровня своего мастерства. Однако, следует сразу заметить, что речь в данных примерах идет <b>именно о контроле инструментов со стереосигналом на выходе</b>, а не о размещении моноинструмента в мониторном стереомиксе.</div> <div> <br /> </div> <div>Безусловно, при наличии соответствующего микшерного пульта и хороших мониторов, можно получить отлично звучащий, великолепный стереомикс. Парни на FOHе занимаются этим постоянно, не так ли?</div> <div> <br /> </div> <div>Однако, как было замечено ранее, на сцене необходимо создавать комфортную среду, в которой участники группы будут без затруднений слышать то, что они хотят услышать. По этой причине, стоит задуматься, действительно ли необходимо создавать воображаемые образы инструментов в пространстве между двумя мониторами? В большинстве случаев, я считаю, что нет…</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Однако…</b></div> <div>Хочется еще обратить внимание на то, что с хорошими музыкантами, в соответствующей обстановке, можно достаточно быстро добиться положительных результатов от мониторинга в стереорежиме. Но это требует наличия таких музыкантов, которые четко понимают, что они хотят слышать, и при этом имеют желание экспериментировать, чтобы добиться требуемого результата. (Здесь не тот случай, когда натолкнувшись на что-то, сразу признаешь это единственно верным и правильным) Какие-то разовые попытки реализовать стереомониторинг просто бессмысленны… Даже и не стоит пытаться.</div> <div> <br /> </div> <div><b>В пространство… Или все же в лицо</b></div> <div>Когда все эксперименты были завершены, я заметил одну вещь, которая и расставила все точки над “i” лично для меня.</div> <div> <br /> </div> <div>Да, в стереомиксе инструменты звучат лучше и эффекты производят впечатление, но, скажите, вы знаете что звучит в наушниках, когда вы слушаете стереозапись, а потом резко включаете моно-режим?</div> <div> <br /> </div> <div><b>БАЦ!</b></div> <div>Внезапно, звуковая картина перемещается в прямо в центр вашей головы и, при этом, сохраняется баланс между ушами. Я провел эксперимент с двумя мониторами, включенными в монорежиме. Когда они находятся прямо перед музыкантом, вокал в миксе находится точно по центру, и микс просто направляет его прямо в лицо. Если же музыканту требуется без каких-либо затруднений услышать нужное в мониторах, особенно при работе в сложной акустической среде, то <b>я предпочитаю делать мониторный микс старым, проверенным способом.</b></div> <div> <br /> </div> <div><i>Dan Laveglia, профессиональный системный инженер, работавший с компаниями Showco и Clair Brothers, обеспечивающими техническую поддержку многим зарубежным артистам первого эшелона.</i></div>

Загрузка комментариев...