Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.

Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.
0

Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.

Раздел: Мониторинг
Дата публикации: 2 апреля 2015, 11:29
Нравится
Нравится
Каким бы качественным и дорогим ни был студийный монитор, его преимущества могут превратиться в недостатки, если при размещении его в контрольной комнате не будут соблюдены основные принципы. В этой статье мы будем говорить о базовых понятиях, которые необходимо принимать в расчет при установке новых акустических систем в студии.

Специалистам по акустике и опытным звукоинженерам известно, что нельзя рассматривать характеристики студийного монитора, не принимая в расчет акустические параметры комнаты, в которой он будет работать. Акустический и технический дизайн студий звукозаписи и других помещений, в которых планируется проводить прослушивание качественных фонограмм, — задача, включающая в себя множество аспектов. В основе нее лежит правильное размещение акустических систем, которое в каждом помещении требует отдельной настройки.

Комната и комплект акустических систем всегда должны рассматриваться как единое целое, так как оба этих компонента (а также взаимодействие между ними) влияют на финальное звучание фонограммы. В студии нам требуется создать идеальный, неокрашенный звуковой поток. Помещение всегда имеет собственные резонансы, влияющие прежде всего на окраску низких частот. Положение студийных мониторов вносит в режим работы помещения дополнительные особенности. Звук отражается от стен, пола, потолка и других плоских поверхностей, возникает устойчивая интерференция, которая выражается в эффекте гребенчатого фильтра, и наиболее сильно она будет проявляться на низких частотах и в области низкой середины — то есть именно там, где содержится основной «характер» инструментов и голосов. Понятно, что это крайне нежелательный эффект, который будет сказываться на качестве работы.

Существует два принципиальных подхода к размещению студийных мониторов в аппаратной студии звукозаписи: свободное расположение (акустические системы располагаются, например, на стойках) или постоянная инсталляция (мониторы встраиваются в ниши в стенах студии).
Вопреки распространенному мнению, процесс инсталляции акустических систем в свободном расположении — задача, требующая участия специалиста по акустике или как минимум опытного звукоинженера, так как в процессе ее выполнения потребуется принимать в расчет взаимодействие стен, потолка, пола, акустических систем и самого слушателя. Все эти взаимодействия необходимо оптимизировать, что делается путем прослушивания эталонного музыкального материала (фонограммы, звучание которой очень хорошо знакомо специалисту, занимающемуся инсталляцией) и изменения положения акустических систем до тех пор, пока эталонный материал не начнет звучать так, как надо. Иногда перемещение студийного монитора всего на 15 см в одну или другую сторону дает огромную разницу в звучании музыки.

Перечислим два основных правила, лежащие в основе этого процесса. Первое: расстояние от акустических систем до пола, потолка и стен не должно быть одинаковым. Это необходимо для того, чтобы избежать наслаивания различных типов взаимодействия между границами помещения и тем самым немного сгладить эффект собственных резонансов комнаты. Второе правило заключается в следующем: необходимо помнить, что чем ниже частота, тем больше энергии излучается из тыльной части громкоговорителя. ВЧ динамик «проталкивает» высокие частоты вперед через рупор, именно поэтому они являются направленными. Но направленность падает по мере того, как длина звуковой волны становится сравнимой с диаметром диффузора.

Установка на стойках
Поверхности, на которых планируется установить студийные мониторы, должны быть выполнены из очень прочного материала, который благодаря своей массе способен погасить большую часть вибраций. Например, в домашней компьютерной музыкальной студии нередко совершается такая ошибка: колонки располагаются на легких книжных полках, подвешенных на стенах возле компьютерного стола. В этом случае начинает звучать не только колонка, но и полка, на которую приходится вибрация. Звук в такой студии будет очень проблемным.

Также не имеет смысла ставить акустическую систему на легкую стойку, находящуюся на деревянном полу. Стойка должна быть тяжелой, только в этом случае можно снизить резонансную частоту той поверхности, на которой она стоит. Например, известен случай, как в одной парижской студии басовая энергия уходила полностью в разогрев стойки, создавая провал на целых 12 дБ/окт.! Клиенты этой студии все время жаловались, что фонограмма, которая звучала идеально при сведении, на самом деле была полным браком, что выяснялось только при прослушивании в домашних условиях или на другой акустике. Как только владелец студии снял мониторы со стоек и установил их по-другому, бас вернулся в помещение, и никаких нареканий от клиентов на уровень НЧ и общее качество фонограмм больше никогда не последовало.

Монтаж студийных мониторов
Итак, акустический дизайн — это процесс тестирования и улучшения комбинации «помещение/монитор». Первое, что требуется — решить проблемы с басом. Очень хороший способ заключается в использовании «софитного» монтажа акустических систем, т.е. попросту встраивание их в стены. Такой способ позволяет уменьшить басовые отражения. Однако для того, чтобы он работал, мониторы недостаточно прикрепить вплотную к стене и оклеить обоями. Они должны быть встроены в массивную стену, в большие ниши. Затем с помощью минеральной ваты уплотняется передняя часть стены.

При такой установке мониторов бас становится более эффективным, поскольку он полностью излучается вперед, и первые отражения низких частот отныне целиком под контролем. После этого остается только правильно выбрать расстояние от стен, в которые вмонтированы акустические системы, до рабочего места звукооператора.

Архитектура аппаратной
Существуют различные стандарты, по которым оценивается архитектура контрольной комнаты, и каждый из этих подходов имеет своих приверженцев. Известно, что кубическая архитектура — самый плохой вариант из возможных, по крайней мере в том случае, если вы собираетесь в такой комнате профессионально слушать и оценивать музыку.

Необходимо измерить высоту и ширину контрольной комнаты, чтобы убедиться, что эти величины не находятся в точной пропорции. Собственные резонансы есть в любом помещении, необходимо лишь добиться того, чтобы они происходили на разных частотах, несоотносящихся между собой по гармоникам. Пока в помещении нет огромной акустической «ямы» (места, где вы никогда не услышите баса на определенной частоте), в ней можно вполне адекватно работать. Гораздо хуже, когда баса не слышишь просто потому, что комната его полностью поглощает.

Высокие частоты
Окна, двери, консоли, компьютерные мониторы и прочие плоские поверхности, от которых отражается звук, создают окраску в области высоких и средних частот. Вот когда в игру вступает такой фактор, как угол дисперсии акустической системы в высокочастотном диапазоне. При акустической настройке аппаратной необходимо обращать внимание на траекторию распространения звука. И, конечно, если вы хотите получить хорошую, профессиональную, акустически нейтральную комнату, настройкой должен заниматься специалист, который будет принимать во внимание распространение и взаимное пересечение различных частотных полос, а также неизбежные отражения, возникающие в помещении, и применять необходимую корректировку. Например, если в комнате существует несколько проблемных кластеров (провалов) в области верхней середины звукового диапазона, то нередко это можно компенсировать путем усиления соответствующей полосы на мастер-эквалайзере.

Акустическая обработка
Выпускается большое количество акустических материалов, от поролона и пенопластовых панелей до профессиональных акустических рассеивателей. Рассеиватель позволяет разбить звуковую волну, чтобы она перестала быть когерентной, и тем самым избежать эффекта гребенки. Существует несколько теорий относительно акустической обработки помещения, и многие из них основаны на идее, что сперва нужно заглушить все, а потом вернуть часть частот обратно. Однако на практике заглушить все не удается. Пеноматериалы работают эффективно только с высокими частотами. Часто в домашних студиях люди покрывают стены и потолок пенопластом и потом начинают жаловаться, что у них возникли проблемы с басом. Неудивительно, ведь они заглушили все, кроме него! Поэтому нужно заглушать только те частоты, которые являются проблемными для данного помещения.

Материал подготовил Артем Михайлов

Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.

Каким бы качественным и дорогим ни был студийный монитор, его преимущества могут превратиться в недостатки, если при размещении его в контрольной комнате не будут соблюдены основные принципы. В этой статье мы будем говорить о базовых понятиях, которые необходимо принимать в расчет при установке новых акустических систем в студии. <br /> <br /> Специалистам по акустике и опытным звукоинженерам известно, что нельзя рассматривать характеристики студийного монитора, не принимая в расчет акустические параметры комнаты, в которой он будет работать. Акустический и технический дизайн студий звукозаписи и других помещений, в которых планируется проводить прослушивание качественных фонограмм, — задача, включающая в себя множество аспектов. В основе нее лежит правильное размещение акустических систем, <b>которое в каждом помещении требует отдельной настройки.</b> <br /> <br /> Комната и комплект акустических систем всегда должны рассматриваться как единое целое, так как оба этих компонента (а также взаимодействие между ними) влияют на финальное звучание фонограммы. В студии нам требуется создать идеальный, неокрашенный звуковой поток. Помещение всегда имеет собственные резонансы, влияющие прежде всего на окраску низких частот. Положение студийных мониторов вносит в режим работы помещения дополнительные особенности. Звук отражается от стен, пола, потолка и других плоских поверхностей, возникает устойчивая интерференция, которая выражается в эффекте гребенчатого фильтра, и наиболее сильно она будет проявляться на низких частотах и в области низкой середины — то есть именно там, где содержится основной «характер» инструментов и голосов. Понятно, что это крайне нежелательный эффект, который будет сказываться на качестве работы. <br /> <br /> Существует два принципиальных подхода к размещению студийных мониторов в аппаратной студии звукозаписи: свободное расположение (акустические системы располагаются, например, на стойках) или постоянная инсталляция (мониторы встраиваются в ниши в стенах студии). <br /> Вопреки распространенному мнению, процесс инсталляции акустических систем в свободном расположении — задача, требующая участия специалиста по акустике или как минимум опытного звукоинженера, так как в процессе ее выполнения потребуется принимать в расчет взаимодействие стен, потолка, пола, акустических систем и самого слушателя. Все эти взаимодействия необходимо оптимизировать, что делается путем прослушивания эталонного музыкального материала (фонограммы, звучание которой очень хорошо знакомо специалисту, занимающемуся инсталляцией) и изменения положения акустических систем до тех пор, пока эталонный материал не начнет звучать так, как надо. Иногда перемещение студийного монитора<b> всего на 15 см в </b>одну или другую сторону <b>дает огромную разницу в звучании музыки.</b> <br /> <br /> Перечислим два основных правила, лежащие в основе этого процесса. Первое: расстояние от акустических систем до пола, потолка и стен не должно быть одинаковым. Это необходимо для того, чтобы избежать наслаивания различных типов взаимодействия между границами помещения и тем самым немного сгладить эффект собственных резонансов комнаты. Второе правило заключается в следующем: необходимо помнить, что чем ниже частота, тем больше энергии излучается из тыльной части громкоговорителя. ВЧ динамик «проталкивает» высокие частоты вперед через рупор, именно поэтому они являются направленными. Но направленность падает по мере того, как длина звуковой волны становится сравнимой с диаметром диффузора. <br /> <br /> <b>Установка на стойках</b> <br /> Поверхности, на которых планируется установить студийные мониторы, должны быть выполнены из очень прочного материала, который благодаря своей массе способен погасить большую часть вибраций. Например, в домашней компьютерной музыкальной студии нередко совершается такая ошибка: колонки располагаются на легких книжных полках, подвешенных на стенах возле компьютерного стола. В этом случае начинает звучать не только колонка, но и полка, на которую приходится вибрация. Звук в такой студии будет очень проблемным. <br /> <br /> Также не имеет смысла ставить акустическую систему на легкую стойку, находящуюся на деревянном полу. Стойка должна быть тяжелой, только в этом случае можно снизить резонансную частоту той поверхности, на которой она стоит. Например, известен случай, как в одной парижской студии басовая энергия уходила полностью в разогрев стойки, <b>создавая провал на целых 12 дБ/окт.! </b>Клиенты этой студии все время жаловались, что фонограмма, которая звучала идеально при сведении, на самом деле была полным браком, что выяснялось только при прослушивании в домашних условиях или на другой акустике. Как только владелец студии снял мониторы со стоек и установил их по-другому, бас вернулся в помещение, и никаких нареканий от клиентов на уровень НЧ и общее качество фонограмм больше никогда не последовало. <br /> <br /> <b>Монтаж студийных мониторов</b> <br /> Итак, акустический дизайн — это процесс тестирования и улучшения комбинации «помещение/монитор». Первое, что требуется — решить проблемы с басом. Очень хороший способ заключается в использовании «софитного» монтажа акустических систем, т.е. попросту встраивание их в стены. Такой способ позволяет уменьшить басовые отражения. Однако для того, чтобы он работал, мониторы недостаточно прикрепить вплотную к стене и оклеить обоями. Они должны быть встроены в массивную стену, в большие ниши. Затем с помощью минеральной ваты уплотняется передняя часть стены. <br /> <br /> При такой установке мониторов бас становится более эффективным, поскольку он полностью излучается вперед, и первые отражения низких частот отныне целиком под контролем. После этого остается только правильно выбрать расстояние от стен, в которые вмонтированы акустические системы, до рабочего места звукооператора. <br /> <br /> <b>Архитектура аппаратной</b> <br /> Существуют различные стандарты, по которым оценивается архитектура контрольной комнаты, и каждый из этих подходов имеет своих приверженцев. Известно, что кубическая архитектура — самый плохой вариант из возможных, по крайней мере в том случае, если вы собираетесь в такой комнате профессионально слушать и оценивать музыку. <br /> <br /> Необходимо измерить высоту и ширину контрольной комнаты, чтобы убедиться, что эти величины не находятся в точной пропорции. Собственные резонансы есть в любом помещении, необходимо лишь добиться того, чтобы они происходили на разных частотах, несоотносящихся между собой по гармоникам. Пока в помещении нет огромной акустической «ямы» (места, где вы никогда не услышите баса на определенной частоте), в ней можно вполне адекватно работать. Гораздо хуже, когда баса не слышишь просто потому, что комната его полностью поглощает. <br /> <br /> <b>Высокие частоты</b> <br /> Окна, двери, консоли, компьютерные мониторы и прочие плоские поверхности, от которых отражается звук, создают окраску в области высоких и средних частот. Вот когда в игру вступает такой фактор, как угол дисперсии акустической системы в высокочастотном диапазоне. При акустической настройке аппаратной необходимо обращать внимание на траекторию распространения звука. И, конечно, если вы хотите получить х<b>орошую, профессиональную, акустически нейтральную комнату</b>, настройкой должен заниматься специалист, который будет принимать во внимание распространение и взаимное пересечение различных частотных полос, а также неизбежные отражения, возникающие в помещении, и применять необходимую корректировку. Например, если в комнате существует несколько проблемных кластеров (провалов) в области верхней середины звукового диапазона, то нередко это можно компенсировать путем усиления соответствующей полосы на мастер-эквалайзере. <br /> <br /> <b>Акустическая обработка</b> <br /> Выпускается большое количество акустических материалов, от поролона и пенопластовых панелей до профессиональных акустических рассеивателей. Рассеиватель позволяет разбить звуковую волну, чтобы она перестала быть когерентной, и тем самым избежать эффекта гребенки. Существует несколько теорий относительно акустической обработки помещения, и многие из них основаны на идее, что сперва нужно заглушить все, а потом вернуть часть частот обратно. Однако на практике заглушить все не удается. Пеноматериалы работают эффективно только с высокими частотами. Часто в домашних студиях люди покрывают стены и потолок пенопластом и потом начинают жаловаться, что у них возникли проблемы с басом. <b>Неудивительно, ведь они заглушили все, кроме него! </b>Поэтому нужно заглушать только те частоты, которые являются проблемными для данного помещения. <br /> <br /> <i>Материал подготовил Артем Михайлов</i>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.

Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.

Инсталляция студийных мониторов: основные принципы.

Каким бы качественным и дорогим ни был студийный монитор, его преимущества могут превратиться в недостатки, если при размещении его в контрольной комнате не будут соблюдены основные принципы. В этой статье мы будем говорить о базовых понятиях, которые необходимо принимать в расчет при установке новых акустических систем в студии. <br /> <br /> Специалистам по акустике и опытным звукоинженерам известно, что нельзя рассматривать характеристики студийного монитора, не принимая в расчет акустические параметры комнаты, в которой он будет работать. Акустический и технический дизайн студий звукозаписи и других помещений, в которых планируется проводить прослушивание качественных фонограмм, — задача, включающая в себя множество аспектов. В основе нее лежит правильное размещение акустических систем, <b>которое в каждом помещении требует отдельной настройки.</b> <br /> <br /> Комната и комплект акустических систем всегда должны рассматриваться как единое целое, так как оба этих компонента (а также взаимодействие между ними) влияют на финальное звучание фонограммы. В студии нам требуется создать идеальный, неокрашенный звуковой поток. Помещение всегда имеет собственные резонансы, влияющие прежде всего на окраску низких частот. Положение студийных мониторов вносит в режим работы помещения дополнительные особенности. Звук отражается от стен, пола, потолка и других плоских поверхностей, возникает устойчивая интерференция, которая выражается в эффекте гребенчатого фильтра, и наиболее сильно она будет проявляться на низких частотах и в области низкой середины — то есть именно там, где содержится основной «характер» инструментов и голосов. Понятно, что это крайне нежелательный эффект, который будет сказываться на качестве работы. <br /> <br /> Существует два принципиальных подхода к размещению студийных мониторов в аппаратной студии звукозаписи: свободное расположение (акустические системы располагаются, например, на стойках) или постоянная инсталляция (мониторы встраиваются в ниши в стенах студии). <br /> Вопреки распространенному мнению, процесс инсталляции акустических систем в свободном расположении — задача, требующая участия специалиста по акустике или как минимум опытного звукоинженера, так как в процессе ее выполнения потребуется принимать в расчет взаимодействие стен, потолка, пола, акустических систем и самого слушателя. Все эти взаимодействия необходимо оптимизировать, что делается путем прослушивания эталонного музыкального материала (фонограммы, звучание которой очень хорошо знакомо специалисту, занимающемуся инсталляцией) и изменения положения акустических систем до тех пор, пока эталонный материал не начнет звучать так, как надо. Иногда перемещение студийного монитора<b> всего на 15 см в </b>одну или другую сторону <b>дает огромную разницу в звучании музыки.</b> <br /> <br /> Перечислим два основных правила, лежащие в основе этого процесса. Первое: расстояние от акустических систем до пола, потолка и стен не должно быть одинаковым. Это необходимо для того, чтобы избежать наслаивания различных типов взаимодействия между границами помещения и тем самым немного сгладить эффект собственных резонансов комнаты. Второе правило заключается в следующем: необходимо помнить, что чем ниже частота, тем больше энергии излучается из тыльной части громкоговорителя. ВЧ динамик «проталкивает» высокие частоты вперед через рупор, именно поэтому они являются направленными. Но направленность падает по мере того, как длина звуковой волны становится сравнимой с диаметром диффузора. <br /> <br /> <b>Установка на стойках</b> <br /> Поверхности, на которых планируется установить студийные мониторы, должны быть выполнены из очень прочного материала, который благодаря своей массе способен погасить большую часть вибраций. Например, в домашней компьютерной музыкальной студии нередко совершается такая ошибка: колонки располагаются на легких книжных полках, подвешенных на стенах возле компьютерного стола. В этом случае начинает звучать не только колонка, но и полка, на которую приходится вибрация. Звук в такой студии будет очень проблемным. <br /> <br /> Также не имеет смысла ставить акустическую систему на легкую стойку, находящуюся на деревянном полу. Стойка должна быть тяжелой, только в этом случае можно снизить резонансную частоту той поверхности, на которой она стоит. Например, известен случай, как в одной парижской студии басовая энергия уходила полностью в разогрев стойки, <b>создавая провал на целых 12 дБ/окт.! </b>Клиенты этой студии все время жаловались, что фонограмма, которая звучала идеально при сведении, на самом деле была полным браком, что выяснялось только при прослушивании в домашних условиях или на другой акустике. Как только владелец студии снял мониторы со стоек и установил их по-другому, бас вернулся в помещение, и никаких нареканий от клиентов на уровень НЧ и общее качество фонограмм больше никогда не последовало. <br /> <br /> <b>Монтаж студийных мониторов</b> <br /> Итак, акустический дизайн — это процесс тестирования и улучшения комбинации «помещение/монитор». Первое, что требуется — решить проблемы с басом. Очень хороший способ заключается в использовании «софитного» монтажа акустических систем, т.е. попросту встраивание их в стены. Такой способ позволяет уменьшить басовые отражения. Однако для того, чтобы он работал, мониторы недостаточно прикрепить вплотную к стене и оклеить обоями. Они должны быть встроены в массивную стену, в большие ниши. Затем с помощью минеральной ваты уплотняется передняя часть стены. <br /> <br /> При такой установке мониторов бас становится более эффективным, поскольку он полностью излучается вперед, и первые отражения низких частот отныне целиком под контролем. После этого остается только правильно выбрать расстояние от стен, в которые вмонтированы акустические системы, до рабочего места звукооператора. <br /> <br /> <b>Архитектура аппаратной</b> <br /> Существуют различные стандарты, по которым оценивается архитектура контрольной комнаты, и каждый из этих подходов имеет своих приверженцев. Известно, что кубическая архитектура — самый плохой вариант из возможных, по крайней мере в том случае, если вы собираетесь в такой комнате профессионально слушать и оценивать музыку. <br /> <br /> Необходимо измерить высоту и ширину контрольной комнаты, чтобы убедиться, что эти величины не находятся в точной пропорции. Собственные резонансы есть в любом помещении, необходимо лишь добиться того, чтобы они происходили на разных частотах, несоотносящихся между собой по гармоникам. Пока в помещении нет огромной акустической «ямы» (места, где вы никогда не услышите баса на определенной частоте), в ней можно вполне адекватно работать. Гораздо хуже, когда баса не слышишь просто потому, что комната его полностью поглощает. <br /> <br /> <b>Высокие частоты</b> <br /> Окна, двери, консоли, компьютерные мониторы и прочие плоские поверхности, от которых отражается звук, создают окраску в области высоких и средних частот. Вот когда в игру вступает такой фактор, как угол дисперсии акустической системы в высокочастотном диапазоне. При акустической настройке аппаратной необходимо обращать внимание на траекторию распространения звука. И, конечно, если вы хотите получить х<b>орошую, профессиональную, акустически нейтральную комнату</b>, настройкой должен заниматься специалист, который будет принимать во внимание распространение и взаимное пересечение различных частотных полос, а также неизбежные отражения, возникающие в помещении, и применять необходимую корректировку. Например, если в комнате существует несколько проблемных кластеров (провалов) в области верхней середины звукового диапазона, то нередко это можно компенсировать путем усиления соответствующей полосы на мастер-эквалайзере. <br /> <br /> <b>Акустическая обработка</b> <br /> Выпускается большое количество акустических материалов, от поролона и пенопластовых панелей до профессиональных акустических рассеивателей. Рассеиватель позволяет разбить звуковую волну, чтобы она перестала быть когерентной, и тем самым избежать эффекта гребенки. Существует несколько теорий относительно акустической обработки помещения, и многие из них основаны на идее, что сперва нужно заглушить все, а потом вернуть часть частот обратно. Однако на практике заглушить все не удается. Пеноматериалы работают эффективно только с высокими частотами. Часто в домашних студиях люди покрывают стены и потолок пенопластом и потом начинают жаловаться, что у них возникли проблемы с басом. <b>Неудивительно, ведь они заглушили все, кроме него! </b>Поэтому нужно заглушать только те частоты, которые являются проблемными для данного помещения. <br /> <br /> <i>Материал подготовил Артем Михайлов</i>

Загрузка комментариев...