Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Современные технологии обработки и микширования вокала

Современные технологии обработки и микширования вокала
0

Современные технологии обработки и микширования вокала

Дата публикации: 2 апреля 2015, 08:51
Нравится
Нравится
Любая попытка полностью описать процесс продюсирования вокала, да ещё с учётом всех жанров, стилей и субъективных мнений, скорее всего, обречена на неудачу, поскольку невозможно втиснуть всё, что можно сказать по этой теме в одну журнальную статью. Но поскольку вокал это один из важнейших элементов в большинстве современных музыкальных стилей, мы всё-таки решили внести свою посильную лепту и дать здесь некоторые советы, которые могут быть полезными на всех этапах музыкального производства.

Стоит сказать, что современная «звуковая мода» имеет одну заметную особенность, заключающуюся в том, что вокал звучит на переднем плане и свободен от очевидной реверберации (но при этом далеко не сух). Именно на этом мы и сосредоточимся. Тем не менее, не станем ограничиваться только лишь этим, и по ходу пьесы расскажем о некоторых других уловках, которые позволят добавить разнообразие в разных местах песни, но при этом сохранить иллюзию минимальной обработки. Конечно, вряд ли я дам в этой статье всё, что требуется знать об обработке вокала, хотя и уверен, что Вы сможете почерпнуть здесь кое-какие интересные и полезные идеи для своей работы.

Поппинг и борьба с ним
Многие знают, что если петь близко к микрофону и при этом не использовать поп-фильтр, то это зачастую приводит к поппингу на таких звуках, как «Б», «П», «М» и некоторых других. В народе это часто называют плевками. Но, даже если Вы используете поп-фильтр, стоит учитывать, что существенная часть низкочастотной энергии этих звуков всё равно пробивается через него. И хотя их уровень низок и они не заметны на слух, но стоит пропустить вокальный канал через анализатор спектра, как он сразу разоблачит «незаконную» деятельность в области до 20 Гц или даже ниже. Хоть их зачастую и не слышно, но зато они съедают хэдрум и в некоторых случаях конфликтуют с «законными» низкими частотами других элементов микса.

Обрезной НЧ-фильтр, включённый в микрофоне и/или предусилителе (обычно 80 Гц, 18dB на октаву), способствует решению этой проблемы, хотя, в некоторых случаях этого тоже недостаточно. Поэтому, желательно использовать его и на стадиях редактирования или сведения. В большинстве случаев, Вы можете увеличивать частоту среза до тех пор, пока не появятся слышимые изменения тембра голоса, и только после этого немного открутить его обратно. Благодаря этому, Вы сможете максимально оградиться от нежелательного грохота и при этом не затронуть низкие частоты вокального звука.

Компрессия
В современной поп-музыке широко используется компрессия вокала, которая не только управляет его уровнем, но и увеличивает среднюю энергию, чтобы помочь голосу удержаться на поверхности плотного микса. Однако, слишком сильная компрессия может запросто убить в нём всю жизнь, поэтому, зачастую лучше использовать автоматизацию уровня, чтобы исправить заметные различия громкости. И, если необходимо, изменять общий вокальный уровень, чтобы лучше соответствовать динамике песни. Так Вы сможете сосредоточиться на получении хорошего звучания, не пытаясь заставить компрессор разглаживать сигнал с большими перепадами уровня. Отношение 2:1 - 4:1, атака около 10 мс и восстановление 50 - 100 мс обычно работают неплохо. Хотя, уровень подавления при этом желательно держать 5 dB или около того. Рок и urban-стили могут выдержать большие уровни компрессии, но и в этом случае об умеренности забывать не стоит. В конце концов, весь микс скорее всего будет довольно сильно скомпрессирован во время мастеринга или даже раньше (если Вы сводите через компрессор).

Примите во внимание, что канальные фейдеры DAW обычно управляют уровнями сигналов, приходящими после всех инсертных процессоров канала. Иными словами, они никак не влияют на их вход. Посему, эти ячейки и называются префейдерными. Таким образом, если Вы хотите чтобы автоматизация уровня повлияла на входной сигнал компрессора, то Вам потребуется либо отрегулировать уровень непосредственно в аудиоклипе, либо вставить перед компрессором специализированный плагин для управления уровнем и автоматизировать его, либо автоматизировать регулятор входного уровня в самом компрессоре. Кроме того, в каналах некоторых DAW есть что-то вроде регулятора входной чувствительности, который тоже можно использовать для этих целей. Если программа позволяет, Вы можете вставить компрессор в постфейдерную ячейку или маршрутизировать канал на дополнительную шину, куда и вставлен компрессор. Помните, что автоматизация уровня «до» и «после» даёт отличающиеся результаты, поскольку в каждом сценарии компрессор работает с разными сигналами. Хотя, зачастую, обе тактики используются вместе.

При обработке ведущего вокала я часто обращаюсь к параллельной компрессии, но использую её достаточно экономно, чтобы не допустить тяжеловесного и сиплого звучания. Если сделать независимые посылы на параллельный компрессор и прочие эффекты (реверберация, задержка и так далее), то это позволит удержать параллельный сигнал в полной «сухости» (либо навесить на него совершенно другие эффекты). Затем, смикшировав его с оригинальным вокалом и эффектами, Вы сможете добавить вес и не потерять фокус звука. Типичные настройки параллельного компрессора примерно таковы: высокое отношение и низкий порог, чтобы получить подавление более 20 dB, быстрые атака и восстановление, чтобы активно «поощрять» пампинг. Подмешивая его с уровнем -20 -15dB, Вы услышите, как ощутимо увеличивается вес и энергия вокального звука.

Пространство
У меня есть теория, что в давние 70 - 80-е года, когда хорошие цифровые ревербераторы стоили невероятно дорого, продюсеры и звукоинженеры часто наваливали огромное количество реверберации просто потому, что так пытались оправдать потраченные на эти устройства деньги! Сегодня тоже можно встретить песни с большим количеством этого эффекта, хотя общая тенденция в рок и поп-музыке такова, чтобы создавать вокальный звук, не содержащий явно выраженной реверберации, но при этом имеющий ощущение пространства, помогающее комфортно усадить его в микс. Конечно, когда аранжировка оставляет слишком мало места для вокала, высокие уровни реверберации дают психоакустический эффект, задвигающий его в микс, но есть некоторые простые стратегии, которые помогут сделать вокал более близким и менее «мокрым».

Самый простой способ воссоздать звучание какого-нибудь маленького клуба – это воспользоваться конволюционным ревербератором и загрузить в него импульс, записанный в соответствующем акустическом окружении. Но вот задумайтесь, почему, когда дело доходит до более общих и менее специфических задач, так популярна листовая реверберация? А всё дело в том, что она позволяет добавить объём и блеск, не запуская в мозгу цепочку ассоциаций с конкретным окружением. Иными словами, когда Вы слышите её, то не представляете себе собор, концертный зал или автостоянку. Настоящие листовые ревербераторы сейчас довольно редки, но зато практически в каждом цифровом ревербераторе есть эмуляция этого эффекта. На мой взгляд, плагин Universal Audio EMT Plate 140 для платформы UAD наиболее точно воссоздаёт звучание этих раритетных аппаратов.

Один из самых известных и старинных способов, позволяющих сохранить вокал на передних позициях – это отделить сухой звук от сопровождающей его реверберации при помощи задержки. Это называется предзадержкой, и подобный параметр имеется в большинстве цифровых процессоров. Время предзадержки может варьироваться от 30 до 100 мс и более. У неё есть реальное физическое воплощение: например, когда Вы находитесь в большом помещении и стоите близко к говорящему человеку, то сначала слышите его сухой и яркий голос, и лишь через некоторое время, когда звук достигнет стен и отразится обратно, услышите реверберацию.

Если реверберация имеет яркий характер, то она может быть очень заметной в миксе, хотя, некоторые стили с успехом эксплуатируют это свойство (вспомните о Джордже Майкле). Но если Вам не требуется столь навязчивое присутствие, понизьте в ней высокие частоты – скажем, всё, что выше 3 – 4 кГц. В комбинации с предзадержкой, это поможет удержать вокал на переднем фронте. По сути дела, явно слышать реверберацию Вы практически не будете, но на подсознательном уровне мозг определит её наличие. 

Я также предпочитаю понижать частоты ниже 150 Гц или около того, чтобы реверберация не замутняла низкую середину. Старые алгоритмические процессоры хорошо работают в этом отношении. В некоторых случаях, убрав на минимум такие параметры, как плотность (density) и диффузия (diffusion), Вы получаете, скажем так, довольно примитивную и дешёвую реверберацию, которая, тем не менее, звучит более гладко и музыкально, нежели современные плотные эффекты. 

Подобный тип реверберации можно услышать у таких групп, как Kings of Leon, The Killers и Red Hot Chili Peppers. В результате, вокал звучит практически сухо и на переднем плане, но при этом имеет ощущение пространства, не отрывающее его от остальных инструментов. Хотя, в некоторых песнях Kings of Leon также используется небольшая задержка. Многие треки Coldplay тоже имеют сухой вокал, правда, иногда они всё-таки используют довольно много реверберации – прям как в старые добрые времена. Стоит сказать, что во многих альбомах, выпущенных к концу прошлого столетия, часто использовалась щедрая доза одного и того же эффекта во всех треках. Нынешние же продюсеры, в основном, изменяют эффекты от трека к треку. Например, послушайте недавний альбом Strokes и Вы заметите, как изменяется диапазон обработок. Здесь и короткая сухая реверберация с предзадержкой, и slapback-эхо в стиле Джона Леннона, а также питч-шифтинг и прочие трюки. 

Стоит сказать, что есть некоторые очень успешные исполнители, не стесняющиеся сдабривать вокал щедрой дозой реверберации. Fleet Foxes – показательный пример. В большинстве их треков, как мне кажется, использована алгоритмическая реверберация с предзадержкой и довольно длительным распадом (возможно, от Lexicon). В ней также несколько убраны высокие частоты, но не настолько, чтобы затушить в эффекте все искры. Они проявили реальный олдскульный подход, но если он работает, зачем его отвергать? Такие группы, как JLS и Arctic Monkeys тоже не чураются этого, часто комбинируя реверберацию с задержкой, чтобы создать большой звук, живо напоминающий нам давние треки Duran Duran. С другой стороны, Adele и Amy Winehouse часто использовали различные типы реверберации практически для каждого трека – от довольно живой и заметной листовой (в комбинации с задержкой), до очень интимного и едва ощутимого окружения комнаты. 

Полезная тактика, благодаря которой можно получить вокальное окружение, помогающее ему оставаться на фронте микса – это воспользоваться процессором, имеющим регулятор баланса между ранними отражениями и хвостом реверберации. Если повернуть баланс в сторону ранних отражений, то можно создать ощущение окружающего пространства без какого-либо заметного эха. Опять же, убрав такие параметры, как плотность и диффузия, а также добавив предзадержку, можно создать в вокале ощущение пространства и близости, не замыливая его реверберацией. Если процессор позволяет регулировать такой параметр, как размер (size), то Вы можете настроить интервал между ранними отражениями и получить больший контроль над характером звука. Тем не менее, очень аккуратно пользуйтесь этими советами: Вы удивитесь, насколько мало эффекта нужно добавить к вокалу, чтобы убрать в нём сухость и усадить в микс. 
В некоторых случаях, можно вообще забыть о реверберации и вместо неё использовать задержку. Я получал неплохие результаты, пользуясь стереофоническим дилэем, в котором один канал настроен примерно на 100 мс без обратной связи (чтобы получить что-то типа предилэя/дабл-трека), а в другом выставлено несколько сот миллисекунд с обратной связью, достаточной для того, чтобы возникало три или четыре слышимых повтора. Уровень эффекта настройте таким, чтобы его хорошо было слышно в соло, но в общем миксе он был практически незаметен. Кроме того, неплохо работает комбинация из небольшого количества стереофонической задержки и умеренно широкой реверберации.

Эквализация или многополосная компрессия?
В принципе, кроме срезания низких частот, больше нет никаких золотых правил эквализации вокала. Всё зависит от характера голоса, от микрофона и, в меньшей степени, от предусилителя.

Лично я предпочитаю пореже обращаться к радикальной эквализации. Иногда я применяю аккуратные вырезы в низкой середине, чтобы устранить коробочные призвуки, но если голос начинает звучать слишком резко на более высоких нотах или в более громких секциях, то часто нахожу, что достаточно использовать одну полосу многополосного компрессора, чтобы решить эту проблему. Для начала, Вы можете воспользоваться обычным эквалайзером, чтобы «прошерстить» вокальный спектр и найти источник резкости. Обычно он находится в диапазоне 2 – 5 кГц. Затем, вставьте многополосный компрессор, настройте на этот диапазон одну из его групп, а остальные отключите. Включив воспроизведение, настройте порог так, чтобы подавление происходило только во время наиболее громких и скрипучих секций. Отношение 4:1, атака 10 – 20 мс, восстановление 50 – 100 мс и подавление 4 – 6 dB будут нормально работать в большинстве случаев. Если у Вас нет специализированного де-эссера, то аналогичную методику можно использовать и для устранения сибилянтов. Если вокалу требуется добавить яркости, используёте лёгкое полочное повышение с частотой 8 кГц.

Тюнинг и прочие трюки
Мы много рассказывали об автоматических питч-корректорах, включая и использование их в качестве средства для создания искусственных дабл-треков. Смысл этого метода состоит в том, что Вы берёте задержанную копию вокального трека, загружаете питч-корректор и устанавливаете в нём относительно медленное срабатывание. Кроме того, при помощи такого процессора Вы можете получить и другие, очень тонкие и интересные вокальные эффекты. Попробуйте пропустить реверберацию или задержку через питч-корректор, установив в нём соответствующую тональность и быстрое срабатывание. В результате, оригинал сохраняет свои высотные характеристики, а на ревербератор/дилэй идёт жёстко оттюненый сигнал. Сбалансируйте оба сигнала, и получите свежее и неожиданное звучание знакомого эффекта.

Подобные креативные дела часто востребованы в танцевальной музыке. Весьма популярна такая вещь, как подача на дилэй сигнала, который прошёл через такие эффекты, как bit crusher, granuliser или stutter. Большие, или даже избыточные уровни задержки/реверберации часто используются в танцевальных треках для подчёркивания ключевых моментов или создания определённых структурных элементов аранжировки (к примеру, брейкдаун нередко состоит только лишь из хвоста такого гигантского эффекта). Впрочем, ничто не мешает делать эти вещи и в любых других стилях – главное, чтоб голова и руки росли из правильного места.

Динамика и вариации эффектов
Как я уже намекал, далеко не всегда можно быстро и легко найти правильный баланс эффектов, поскольку, чтобы быть услышанными в загруженном миксе, им требуется довольно высокий собственный уровень. Однако, когда в аранжировке встречается тихое или разрежённое место, они могут стать слишком довлеющими. Самое простое решение – это автоматизировать уровни посыла на ревербератор или дилэй, понижая их во время тихих секций. На практике, я предпочитаю просто перемещать такие тихие партии на отдельные треки, где и применять к ним соответствующую обработку.

Один из способов подчеркнуть ключевые секции, не добавляя при этом много реверберации или дилэя – это скопировать секцию на новый трек, немного сместить её высоту (обычно хватает 5-7 центов) и задержать на несколько миллисекунд. Как Вы уже догадались, это один из вариантов создания искусственного дабл-трека. Когда Вы начнёте добавлять к основному вокалу такие обработанные слои, то обнаружите, что требуется намного меньше реверберации или задержки, чтобы комфортно усадить его в микс. Чем больше слоёв, тем богаче и насыщенней становится звучание. Впрочем, желательно и тут не слишком усердствовать, и подчёркивать только наиболее значимые и эффектные места.

Современные технологии обработки и микширования вокала

<div>Любая попытка полностью описать процесс продюсирования вокала, да ещё с учётом всех жанров, стилей и субъективных мнений, скорее всего, обречена на неудачу, поскольку невозможно втиснуть всё, что можно сказать по этой теме в одну журнальную статью. Но поскольку вокал это один из важнейших элементов в большинстве современных музыкальных стилей, мы всё-таки решили внести свою посильную лепту и дать здесь некоторые советы, которые могут быть полезными <b>на всех этапах музыкального производства.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Стоит сказать, что современная «звуковая мода» имеет одну заметную особенность, заключающуюся в том, что вокал звучит на переднем плане и свободен от очевидной реверберации (но при этом далеко не сух). Именно на этом мы и сосредоточимся. Тем не менее, не станем ограничиваться только лишь этим, и по ходу пьесы расскажем о некоторых других уловках, которые позволят добавить разнообразие в разных местах песни, но при этом сохранить иллюзию минимальной обработки. Конечно, вряд ли я дам в этой статье всё, что требуется знать об обработке вокала, хотя и уверен, что Вы сможете почерпнуть здесь кое-какие интересные и полезные идеи для своей работы.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Поппинг и борьба с ним</b></div> <div>Многие знают, что если петь близко к микрофону и при этом не использовать поп-фильтр, то это зачастую приводит к поппингу на таких звуках, как «Б», «П», «М» и некоторых других. В народе это часто называют плевками. Но, даже если Вы используете поп-фильтр, стоит учитывать, что существенная часть низкочастотной энергии этих звуков всё равно пробивается через него. И хотя их уровень низок и они не заметны на слух, но стоит пропустить вокальный канал через анализатор спектра, как он сразу разоблачит «незаконную» деятельность в области до 20 Гц или даже ниже. Хоть их зачастую и не слышно, но зато они съедают хэдрум и в некоторых случаях конфликтуют с «законными» низкими частотами других элементов микса.</div> <div> <br /> </div> <div>Обрезной НЧ-фильтр, включённый в микрофоне и/или предусилителе (обычно 80 Гц, 18dB на октаву), способствует решению этой проблемы, хотя, в некоторых случаях этого тоже недостаточно. Поэтому, желательно использовать его и на стадиях редактирования или сведения. В большинстве случаев, Вы можете увеличивать частоту среза до тех пор, пока не появятся слышимые изменения тембра голоса, и только после этого немного открутить его обратно. Благодаря этому, Вы сможете максимально оградиться от нежелательного грохота и при этом не затронуть низкие частоты вокального звука.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Компрессия</b></div> <div>В современной поп-музыке широко используется компрессия вокала, которая не только управляет его уровнем, но и увеличивает среднюю энергию, чтобы помочь голосу удержаться на поверхности плотного микса. Однако, слишком сильная компрессия может запросто убить в нём всю жизнь, поэтому, зачастую лучше использовать автоматизацию уровня, чтобы исправить заметные различия громкости. И, если необходимо, изменять общий вокальный уровень, чтобы лучше соответствовать динамике песни. Так Вы сможете сосредоточиться на получении хорошего звучания, не пытаясь заставить компрессор разглаживать сигнал с большими перепадами уровня. Отношение 2:1 - 4:1, атака около 10 мс и восстановление 50 - 100 мс обычно работают неплохо. Хотя, уровень подавления при этом желательно держать 5 dB или около того. Рок и urban-стили могут выдержать большие уровни компрессии, но и в этом случае об умеренности забывать не стоит. В конце концов, весь микс скорее всего будет довольно сильно скомпрессирован во время мастеринга или даже раньше (если Вы сводите через компрессор).</div> <div> <br /> </div> <div>Примите во внимание, что канальные фейдеры DAW обычно управляют уровнями сигналов, приходящими после всех инсертных процессоров канала. Иными словами, они никак не влияют на их вход. Посему, эти ячейки и называются префейдерными. Таким образом, если Вы хотите чтобы автоматизация уровня повлияла на входной сигнал компрессора, то Вам потребуется либо отрегулировать уровень непосредственно в аудиоклипе, либо вставить перед компрессором специализированный плагин для управления уровнем и автоматизировать его, либо автоматизировать регулятор входного уровня в самом компрессоре. Кроме того, в каналах некоторых DAW есть что-то вроде регулятора входной чувствительности, который тоже можно использовать для этих целей. Если программа позволяет, Вы можете вставить компрессор в постфейдерную ячейку или маршрутизировать канал на дополнительную шину, куда и вставлен компрессор. Помните, что автоматизация уровня «до» и «после» даёт отличающиеся результаты, поскольку в каждом сценарии компрессор работает с разными сигналами. <b>Хотя, зачастую, обе тактики используются вместе.</b></div> <div> <br /> </div> <div>При обработке ведущего вокала я часто обращаюсь к параллельной компрессии, но использую её достаточно экономно, чтобы не допустить тяжеловесного и сиплого звучания. Если сделать независимые посылы на параллельный компрессор и прочие эффекты (реверберация, задержка и так далее), то это позволит удержать параллельный сигнал в полной «сухости» (либо навесить на него совершенно другие эффекты). Затем, смикшировав его с оригинальным вокалом и эффектами, Вы сможете добавить вес и не потерять фокус звука. Типичные настройки параллельного компрессора примерно таковы: высокое отношение и низкий порог, чтобы получить подавление более 20 dB, быстрые атака и восстановление, чтобы активно «поощрять» пампинг. Подмешивая его с уровнем -20 -15dB, Вы услышите, как ощутимо увеличивается вес и энергия вокального звука.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Пространство</b></div> <div>У меня есть теория, что в давние 70 - 80-е года, когда хорошие цифровые ревербераторы стоили невероятно дорого, продюсеры и звукоинженеры часто наваливали огромное количество реверберации просто потому, что так пытались оправдать потраченные на эти устройства деньги! Сегодня тоже можно встретить песни с большим количеством этого эффекта, хотя общая тенденция в рок и поп-музыке такова, чтобы создавать вокальный звук, не содержащий явно выраженной реверберации, но при этом имеющий ощущение пространства, помогающее комфортно усадить его в микс. Конечно, когда аранжировка оставляет слишком мало места для вокала, высокие уровни реверберации дают психоакустический эффект, задвигающий его в микс, но есть некоторые простые стратегии, которые помогут сделать вокал более близким и менее «мокрым».</div> <div> <br /> </div> <div>Самый простой способ воссоздать звучание какого-нибудь маленького клуба – это воспользоваться конволюционным ревербератором и загрузить в него импульс, записанный в соответствующем акустическом окружении. Но вот задумайтесь, почему, когда дело доходит до более общих и менее специфических задач, так популярна листовая реверберация? А всё дело в том, что она позволяет добавить объём и блеск, не запуская в мозгу цепочку ассоциаций с конкретным окружением. Иными словами, когда Вы слышите её, то не представляете себе собор, концертный зал или автостоянку. Настоящие листовые ревербераторы сейчас довольно редки, но зато <b>практически в каждом цифровом ревербераторе есть эмуляция этого эффекта</b>. На мой взгляд, плагин Universal Audio EMT Plate 140 для платформы UAD наиболее точно воссоздаёт звучание этих раритетных аппаратов.</div> <div> <br /> </div> <div>Один из самых известных и старинных способов, позволяющих сохранить вокал на передних позициях – это отделить сухой звук от сопровождающей его реверберации при помощи задержки. Это называется предзадержкой, и подобный параметр имеется в большинстве цифровых процессоров. Время предзадержки может варьироваться от 30 до 100 мс и более. У неё есть реальное физическое воплощение: например, когда Вы находитесь в большом помещении и стоите близко к говорящему человеку, то сначала слышите его сухой и яркий голос, и лишь через некоторое время, когда звук достигнет стен и отразится обратно, услышите реверберацию.</div> <div> <br /> </div> <div>Если реверберация имеет яркий характер, то она может быть очень заметной в миксе, хотя, некоторые стили с успехом эксплуатируют это свойство (вспомните о Джордже Майкле). Но если Вам не требуется столь навязчивое присутствие, понизьте в ней высокие частоты – скажем, всё, что выше 3 – 4 кГц. В комбинации с предзадержкой, это поможет удержать вокал на переднем фронте. По сути дела, явно слышать реверберацию Вы практически не будете, но на подсознательном уровне мозг определит её наличие. </div> <div> <br /> </div> <div>Я также предпочитаю понижать частоты ниже 150 Гц или около того, чтобы реверберация не замутняла низкую середину. Старые алгоритмические процессоры хорошо работают в этом отношении. В некоторых случаях, убрав на минимум такие параметры, как плотность (density) и диффузия (diffusion), Вы получаете, скажем так, довольно примитивную и дешёвую реверберацию, которая, тем не менее, звучит более гладко и музыкально,<b> нежели современные плотные эффекты. </b></div> <div> <br /> </div> <div>Подобный тип реверберации можно услышать у таких групп, как Kings of Leon, The Killers и Red Hot Chili Peppers. В результате, вокал звучит практически сухо и на переднем плане, но при этом имеет ощущение пространства, не отрывающее его от остальных инструментов. Хотя, в некоторых песнях Kings of Leon также используется небольшая задержка. Многие треки Coldplay тоже имеют сухой вокал, правда, иногда они всё-таки используют довольно много реверберации – прям как в старые добрые времена. Стоит сказать, что во многих альбомах, выпущенных к концу прошлого столетия, часто использовалась щедрая доза одного и того же эффекта во всех треках. Нынешние же продюсеры, в основном, изменяют эффекты от трека к треку. Например, послушайте недавний альбом Strokes и Вы заметите, как изменяется диапазон обработок. Здесь и короткая сухая реверберация с предзадержкой, и slapback-эхо в стиле Джона Леннона, а также питч-шифтинг и прочие трюки. </div> <div> <br /> </div> <div>Стоит сказать, что есть некоторые очень успешные исполнители, не стесняющиеся сдабривать вокал щедрой дозой реверберации. Fleet Foxes – показательный пример. В большинстве их треков, как мне кажется, использована алгоритмическая реверберация с предзадержкой и довольно длительным распадом (возможно, от Lexicon). В ней также несколько убраны высокие частоты, но не настолько, чтобы затушить в эффекте все искры. Они проявили реальный олдскульный подход, но если он работает, зачем его отвергать? Такие группы, как JLS и Arctic Monkeys тоже не чураются этого, часто комбинируя реверберацию с задержкой, чтобы создать большой звук, живо напоминающий нам давние треки Duran Duran. С другой стороны, Adele и Amy Winehouse часто использовали различные типы реверберации практически для каждого трека – от довольно живой и заметной листовой (в комбинации с задержкой), до очень интимного и едва ощутимого окружения комнаты. </div> <div> <br /> </div> <div>Полезная тактика, благодаря которой можно получить вокальное окружение, помогающее ему оставаться на фронте микса – это воспользоваться процессором, имеющим <b>регулятор баланса между ранними отражениями и хвостом реверберации.</b> Если повернуть баланс в сторону ранних отражений, то можно создать ощущение окружающего пространства без какого-либо заметного эха. Опять же, убрав такие параметры, как плотность и диффузия, а также добавив предзадержку, можно создать в вокале ощущение пространства и близости, не замыливая его реверберацией. Если процессор позволяет регулировать такой параметр, как размер (size), то Вы можете настроить интервал между ранними отражениями и получить больший контроль над характером звука. Тем не менее, очень аккуратно пользуйтесь этими советами: Вы удивитесь, насколько мало эффекта нужно добавить к вокалу, чтобы убрать в нём сухость и усадить в микс. </div> <div>В некоторых случаях, можно вообще забыть о реверберации и вместо неё использовать задержку. Я получал неплохие результаты, пользуясь стереофоническим дилэем, в котором один канал настроен примерно на 100 мс без обратной связи (чтобы получить что-то типа предилэя/дабл-трека), а в другом выставлено несколько сот миллисекунд с обратной связью, достаточной для того, чтобы возникало три или четыре слышимых повтора. Уровень эффекта настройте таким, чтобы его хорошо было слышно в соло, но в общем миксе он был практически незаметен. Кроме того, неплохо работает комбинация из небольшого количества стереофонической задержки и умеренно широкой реверберации.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Эквализация или многополосная компрессия?</b></div> <div>В принципе, кроме срезания низких частот, больше нет никаких золотых правил эквализации вокала. Всё зависит от характера голоса, от микрофона и, в меньшей степени, от предусилителя.</div> <div> <br /> </div> <div>Лично я предпочитаю пореже обращаться к радикальной эквализации. Иногда я применяю аккуратные вырезы в низкой середине, чтобы устранить коробочные призвуки, но если голос начинает звучать слишком резко на более высоких нотах или в более громких секциях, то часто нахожу, что достаточно использовать одну полосу многополосного компрессора, чтобы решить эту проблему. Для начала, Вы можете воспользоваться обычным эквалайзером, чтобы «прошерстить» вокальный спектр и найти источник резкости. Обычно он находится в диапазоне 2 – 5 кГц. Затем, вставьте многополосный компрессор, настройте на этот диапазон одну из его групп, а остальные отключите. Включив воспроизведение, настройте порог так, чтобы подавление происходило только во время наиболее громких и скрипучих секций. Отношение 4:1, атака 10 – 20 мс, восстановление 50 – 100 мс и подавление 4 – 6 dB будут нормально работать в большинстве случаев. Если у Вас нет специализированного де-эссера, то аналогичную методику можно использовать и для устранения сибилянтов. Если вокалу требуется добавить яркости, используёте лёгкое полочное повышение с частотой 8 кГц.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Тюнинг и прочие трюки</b></div> <div>Мы много рассказывали об автоматических питч-корректорах, включая и использование их в качестве средства для создания искусственных дабл-треков. Смысл этого метода состоит в том, что Вы берёте задержанную копию вокального трека, загружаете питч-корректор и устанавливаете в нём относительно медленное срабатывание. Кроме того, при помощи такого процессора Вы можете получить и другие, очень тонкие и интересные вокальные эффекты. Попробуйте пропустить реверберацию или задержку через питч-корректор, установив в нём соответствующую тональность и быстрое срабатывание. В результате, оригинал сохраняет свои высотные характеристики, а на ревербератор/дилэй идёт жёстко оттюненый сигнал. Сбалансируйте оба сигнала, и получите <b>свежее и неожиданное звучание знакомого эффекта.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Подобные креативные дела часто востребованы в танцевальной музыке. Весьма популярна такая вещь, как подача на дилэй сигнала, который прошёл через такие эффекты, как bit crusher, granuliser или stutter. Большие, или даже избыточные уровни задержки/реверберации часто используются в танцевальных треках для подчёркивания ключевых моментов или создания определённых структурных элементов аранжировки (к примеру, брейкдаун нередко состоит только лишь из хвоста такого гигантского эффекта). Впрочем, ничто не мешает делать эти вещи и в любых других стилях – главное, чтоб голова и руки росли из правильного места.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Динамика и вариации эффектов</b></div> <div>Как я уже намекал, далеко не всегда можно быстро и легко найти правильный баланс эффектов, поскольку, чтобы быть услышанными в загруженном миксе, им требуется довольно высокий собственный уровень. Однако, когда в аранжировке встречается тихое или разрежённое место, они могут стать слишком довлеющими. Самое простое решение – это автоматизировать уровни посыла на ревербератор или дилэй, понижая их во время тихих секций. На практике, я предпочитаю просто перемещать такие тихие партии на отдельные треки, где и применять к ним соответствующую обработку.</div> <div> <br /> </div> <div>Один из способов подчеркнуть ключевые секции, не добавляя при этом много реверберации или дилэя – это скопировать секцию на новый трек, немного сместить её высоту (обычно хватает 5-7 центов) и задержать на несколько миллисекунд. Как Вы уже догадались, это один из вариантов создания искусственного дабл-трека. Когда Вы начнёте добавлять к основному вокалу такие обработанные слои, то обнаружите, что требуется намного меньше реверберации или задержки, чтобы комфортно усадить его в микс. Чем больше слоёв, тем богаче и насыщенней становится звучание. Впрочем, желательно и тут не слишком усердствовать, и подчёркивать только наиболее значимые и эффектные места.</div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Современные технологии обработки и микширования вокала

Современные технологии обработки и микширования вокала

Современные технологии обработки и микширования вокала

<div>Любая попытка полностью описать процесс продюсирования вокала, да ещё с учётом всех жанров, стилей и субъективных мнений, скорее всего, обречена на неудачу, поскольку невозможно втиснуть всё, что можно сказать по этой теме в одну журнальную статью. Но поскольку вокал это один из важнейших элементов в большинстве современных музыкальных стилей, мы всё-таки решили внести свою посильную лепту и дать здесь некоторые советы, которые могут быть полезными <b>на всех этапах музыкального производства.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Стоит сказать, что современная «звуковая мода» имеет одну заметную особенность, заключающуюся в том, что вокал звучит на переднем плане и свободен от очевидной реверберации (но при этом далеко не сух). Именно на этом мы и сосредоточимся. Тем не менее, не станем ограничиваться только лишь этим, и по ходу пьесы расскажем о некоторых других уловках, которые позволят добавить разнообразие в разных местах песни, но при этом сохранить иллюзию минимальной обработки. Конечно, вряд ли я дам в этой статье всё, что требуется знать об обработке вокала, хотя и уверен, что Вы сможете почерпнуть здесь кое-какие интересные и полезные идеи для своей работы.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Поппинг и борьба с ним</b></div> <div>Многие знают, что если петь близко к микрофону и при этом не использовать поп-фильтр, то это зачастую приводит к поппингу на таких звуках, как «Б», «П», «М» и некоторых других. В народе это часто называют плевками. Но, даже если Вы используете поп-фильтр, стоит учитывать, что существенная часть низкочастотной энергии этих звуков всё равно пробивается через него. И хотя их уровень низок и они не заметны на слух, но стоит пропустить вокальный канал через анализатор спектра, как он сразу разоблачит «незаконную» деятельность в области до 20 Гц или даже ниже. Хоть их зачастую и не слышно, но зато они съедают хэдрум и в некоторых случаях конфликтуют с «законными» низкими частотами других элементов микса.</div> <div> <br /> </div> <div>Обрезной НЧ-фильтр, включённый в микрофоне и/или предусилителе (обычно 80 Гц, 18dB на октаву), способствует решению этой проблемы, хотя, в некоторых случаях этого тоже недостаточно. Поэтому, желательно использовать его и на стадиях редактирования или сведения. В большинстве случаев, Вы можете увеличивать частоту среза до тех пор, пока не появятся слышимые изменения тембра голоса, и только после этого немного открутить его обратно. Благодаря этому, Вы сможете максимально оградиться от нежелательного грохота и при этом не затронуть низкие частоты вокального звука.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Компрессия</b></div> <div>В современной поп-музыке широко используется компрессия вокала, которая не только управляет его уровнем, но и увеличивает среднюю энергию, чтобы помочь голосу удержаться на поверхности плотного микса. Однако, слишком сильная компрессия может запросто убить в нём всю жизнь, поэтому, зачастую лучше использовать автоматизацию уровня, чтобы исправить заметные различия громкости. И, если необходимо, изменять общий вокальный уровень, чтобы лучше соответствовать динамике песни. Так Вы сможете сосредоточиться на получении хорошего звучания, не пытаясь заставить компрессор разглаживать сигнал с большими перепадами уровня. Отношение 2:1 - 4:1, атака около 10 мс и восстановление 50 - 100 мс обычно работают неплохо. Хотя, уровень подавления при этом желательно держать 5 dB или около того. Рок и urban-стили могут выдержать большие уровни компрессии, но и в этом случае об умеренности забывать не стоит. В конце концов, весь микс скорее всего будет довольно сильно скомпрессирован во время мастеринга или даже раньше (если Вы сводите через компрессор).</div> <div> <br /> </div> <div>Примите во внимание, что канальные фейдеры DAW обычно управляют уровнями сигналов, приходящими после всех инсертных процессоров канала. Иными словами, они никак не влияют на их вход. Посему, эти ячейки и называются префейдерными. Таким образом, если Вы хотите чтобы автоматизация уровня повлияла на входной сигнал компрессора, то Вам потребуется либо отрегулировать уровень непосредственно в аудиоклипе, либо вставить перед компрессором специализированный плагин для управления уровнем и автоматизировать его, либо автоматизировать регулятор входного уровня в самом компрессоре. Кроме того, в каналах некоторых DAW есть что-то вроде регулятора входной чувствительности, который тоже можно использовать для этих целей. Если программа позволяет, Вы можете вставить компрессор в постфейдерную ячейку или маршрутизировать канал на дополнительную шину, куда и вставлен компрессор. Помните, что автоматизация уровня «до» и «после» даёт отличающиеся результаты, поскольку в каждом сценарии компрессор работает с разными сигналами. <b>Хотя, зачастую, обе тактики используются вместе.</b></div> <div> <br /> </div> <div>При обработке ведущего вокала я часто обращаюсь к параллельной компрессии, но использую её достаточно экономно, чтобы не допустить тяжеловесного и сиплого звучания. Если сделать независимые посылы на параллельный компрессор и прочие эффекты (реверберация, задержка и так далее), то это позволит удержать параллельный сигнал в полной «сухости» (либо навесить на него совершенно другие эффекты). Затем, смикшировав его с оригинальным вокалом и эффектами, Вы сможете добавить вес и не потерять фокус звука. Типичные настройки параллельного компрессора примерно таковы: высокое отношение и низкий порог, чтобы получить подавление более 20 dB, быстрые атака и восстановление, чтобы активно «поощрять» пампинг. Подмешивая его с уровнем -20 -15dB, Вы услышите, как ощутимо увеличивается вес и энергия вокального звука.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Пространство</b></div> <div>У меня есть теория, что в давние 70 - 80-е года, когда хорошие цифровые ревербераторы стоили невероятно дорого, продюсеры и звукоинженеры часто наваливали огромное количество реверберации просто потому, что так пытались оправдать потраченные на эти устройства деньги! Сегодня тоже можно встретить песни с большим количеством этого эффекта, хотя общая тенденция в рок и поп-музыке такова, чтобы создавать вокальный звук, не содержащий явно выраженной реверберации, но при этом имеющий ощущение пространства, помогающее комфортно усадить его в микс. Конечно, когда аранжировка оставляет слишком мало места для вокала, высокие уровни реверберации дают психоакустический эффект, задвигающий его в микс, но есть некоторые простые стратегии, которые помогут сделать вокал более близким и менее «мокрым».</div> <div> <br /> </div> <div>Самый простой способ воссоздать звучание какого-нибудь маленького клуба – это воспользоваться конволюционным ревербератором и загрузить в него импульс, записанный в соответствующем акустическом окружении. Но вот задумайтесь, почему, когда дело доходит до более общих и менее специфических задач, так популярна листовая реверберация? А всё дело в том, что она позволяет добавить объём и блеск, не запуская в мозгу цепочку ассоциаций с конкретным окружением. Иными словами, когда Вы слышите её, то не представляете себе собор, концертный зал или автостоянку. Настоящие листовые ревербераторы сейчас довольно редки, но зато <b>практически в каждом цифровом ревербераторе есть эмуляция этого эффекта</b>. На мой взгляд, плагин Universal Audio EMT Plate 140 для платформы UAD наиболее точно воссоздаёт звучание этих раритетных аппаратов.</div> <div> <br /> </div> <div>Один из самых известных и старинных способов, позволяющих сохранить вокал на передних позициях – это отделить сухой звук от сопровождающей его реверберации при помощи задержки. Это называется предзадержкой, и подобный параметр имеется в большинстве цифровых процессоров. Время предзадержки может варьироваться от 30 до 100 мс и более. У неё есть реальное физическое воплощение: например, когда Вы находитесь в большом помещении и стоите близко к говорящему человеку, то сначала слышите его сухой и яркий голос, и лишь через некоторое время, когда звук достигнет стен и отразится обратно, услышите реверберацию.</div> <div> <br /> </div> <div>Если реверберация имеет яркий характер, то она может быть очень заметной в миксе, хотя, некоторые стили с успехом эксплуатируют это свойство (вспомните о Джордже Майкле). Но если Вам не требуется столь навязчивое присутствие, понизьте в ней высокие частоты – скажем, всё, что выше 3 – 4 кГц. В комбинации с предзадержкой, это поможет удержать вокал на переднем фронте. По сути дела, явно слышать реверберацию Вы практически не будете, но на подсознательном уровне мозг определит её наличие. </div> <div> <br /> </div> <div>Я также предпочитаю понижать частоты ниже 150 Гц или около того, чтобы реверберация не замутняла низкую середину. Старые алгоритмические процессоры хорошо работают в этом отношении. В некоторых случаях, убрав на минимум такие параметры, как плотность (density) и диффузия (diffusion), Вы получаете, скажем так, довольно примитивную и дешёвую реверберацию, которая, тем не менее, звучит более гладко и музыкально,<b> нежели современные плотные эффекты. </b></div> <div> <br /> </div> <div>Подобный тип реверберации можно услышать у таких групп, как Kings of Leon, The Killers и Red Hot Chili Peppers. В результате, вокал звучит практически сухо и на переднем плане, но при этом имеет ощущение пространства, не отрывающее его от остальных инструментов. Хотя, в некоторых песнях Kings of Leon также используется небольшая задержка. Многие треки Coldplay тоже имеют сухой вокал, правда, иногда они всё-таки используют довольно много реверберации – прям как в старые добрые времена. Стоит сказать, что во многих альбомах, выпущенных к концу прошлого столетия, часто использовалась щедрая доза одного и того же эффекта во всех треках. Нынешние же продюсеры, в основном, изменяют эффекты от трека к треку. Например, послушайте недавний альбом Strokes и Вы заметите, как изменяется диапазон обработок. Здесь и короткая сухая реверберация с предзадержкой, и slapback-эхо в стиле Джона Леннона, а также питч-шифтинг и прочие трюки. </div> <div> <br /> </div> <div>Стоит сказать, что есть некоторые очень успешные исполнители, не стесняющиеся сдабривать вокал щедрой дозой реверберации. Fleet Foxes – показательный пример. В большинстве их треков, как мне кажется, использована алгоритмическая реверберация с предзадержкой и довольно длительным распадом (возможно, от Lexicon). В ней также несколько убраны высокие частоты, но не настолько, чтобы затушить в эффекте все искры. Они проявили реальный олдскульный подход, но если он работает, зачем его отвергать? Такие группы, как JLS и Arctic Monkeys тоже не чураются этого, часто комбинируя реверберацию с задержкой, чтобы создать большой звук, живо напоминающий нам давние треки Duran Duran. С другой стороны, Adele и Amy Winehouse часто использовали различные типы реверберации практически для каждого трека – от довольно живой и заметной листовой (в комбинации с задержкой), до очень интимного и едва ощутимого окружения комнаты. </div> <div> <br /> </div> <div>Полезная тактика, благодаря которой можно получить вокальное окружение, помогающее ему оставаться на фронте микса – это воспользоваться процессором, имеющим <b>регулятор баланса между ранними отражениями и хвостом реверберации.</b> Если повернуть баланс в сторону ранних отражений, то можно создать ощущение окружающего пространства без какого-либо заметного эха. Опять же, убрав такие параметры, как плотность и диффузия, а также добавив предзадержку, можно создать в вокале ощущение пространства и близости, не замыливая его реверберацией. Если процессор позволяет регулировать такой параметр, как размер (size), то Вы можете настроить интервал между ранними отражениями и получить больший контроль над характером звука. Тем не менее, очень аккуратно пользуйтесь этими советами: Вы удивитесь, насколько мало эффекта нужно добавить к вокалу, чтобы убрать в нём сухость и усадить в микс. </div> <div>В некоторых случаях, можно вообще забыть о реверберации и вместо неё использовать задержку. Я получал неплохие результаты, пользуясь стереофоническим дилэем, в котором один канал настроен примерно на 100 мс без обратной связи (чтобы получить что-то типа предилэя/дабл-трека), а в другом выставлено несколько сот миллисекунд с обратной связью, достаточной для того, чтобы возникало три или четыре слышимых повтора. Уровень эффекта настройте таким, чтобы его хорошо было слышно в соло, но в общем миксе он был практически незаметен. Кроме того, неплохо работает комбинация из небольшого количества стереофонической задержки и умеренно широкой реверберации.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Эквализация или многополосная компрессия?</b></div> <div>В принципе, кроме срезания низких частот, больше нет никаких золотых правил эквализации вокала. Всё зависит от характера голоса, от микрофона и, в меньшей степени, от предусилителя.</div> <div> <br /> </div> <div>Лично я предпочитаю пореже обращаться к радикальной эквализации. Иногда я применяю аккуратные вырезы в низкой середине, чтобы устранить коробочные призвуки, но если голос начинает звучать слишком резко на более высоких нотах или в более громких секциях, то часто нахожу, что достаточно использовать одну полосу многополосного компрессора, чтобы решить эту проблему. Для начала, Вы можете воспользоваться обычным эквалайзером, чтобы «прошерстить» вокальный спектр и найти источник резкости. Обычно он находится в диапазоне 2 – 5 кГц. Затем, вставьте многополосный компрессор, настройте на этот диапазон одну из его групп, а остальные отключите. Включив воспроизведение, настройте порог так, чтобы подавление происходило только во время наиболее громких и скрипучих секций. Отношение 4:1, атака 10 – 20 мс, восстановление 50 – 100 мс и подавление 4 – 6 dB будут нормально работать в большинстве случаев. Если у Вас нет специализированного де-эссера, то аналогичную методику можно использовать и для устранения сибилянтов. Если вокалу требуется добавить яркости, используёте лёгкое полочное повышение с частотой 8 кГц.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Тюнинг и прочие трюки</b></div> <div>Мы много рассказывали об автоматических питч-корректорах, включая и использование их в качестве средства для создания искусственных дабл-треков. Смысл этого метода состоит в том, что Вы берёте задержанную копию вокального трека, загружаете питч-корректор и устанавливаете в нём относительно медленное срабатывание. Кроме того, при помощи такого процессора Вы можете получить и другие, очень тонкие и интересные вокальные эффекты. Попробуйте пропустить реверберацию или задержку через питч-корректор, установив в нём соответствующую тональность и быстрое срабатывание. В результате, оригинал сохраняет свои высотные характеристики, а на ревербератор/дилэй идёт жёстко оттюненый сигнал. Сбалансируйте оба сигнала, и получите <b>свежее и неожиданное звучание знакомого эффекта.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Подобные креативные дела часто востребованы в танцевальной музыке. Весьма популярна такая вещь, как подача на дилэй сигнала, который прошёл через такие эффекты, как bit crusher, granuliser или stutter. Большие, или даже избыточные уровни задержки/реверберации часто используются в танцевальных треках для подчёркивания ключевых моментов или создания определённых структурных элементов аранжировки (к примеру, брейкдаун нередко состоит только лишь из хвоста такого гигантского эффекта). Впрочем, ничто не мешает делать эти вещи и в любых других стилях – главное, чтоб голова и руки росли из правильного места.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Динамика и вариации эффектов</b></div> <div>Как я уже намекал, далеко не всегда можно быстро и легко найти правильный баланс эффектов, поскольку, чтобы быть услышанными в загруженном миксе, им требуется довольно высокий собственный уровень. Однако, когда в аранжировке встречается тихое или разрежённое место, они могут стать слишком довлеющими. Самое простое решение – это автоматизировать уровни посыла на ревербератор или дилэй, понижая их во время тихих секций. На практике, я предпочитаю просто перемещать такие тихие партии на отдельные треки, где и применять к ним соответствующую обработку.</div> <div> <br /> </div> <div>Один из способов подчеркнуть ключевые секции, не добавляя при этом много реверберации или дилэя – это скопировать секцию на новый трек, немного сместить её высоту (обычно хватает 5-7 центов) и задержать на несколько миллисекунд. Как Вы уже догадались, это один из вариантов создания искусственного дабл-трека. Когда Вы начнёте добавлять к основному вокалу такие обработанные слои, то обнаружите, что требуется намного меньше реверберации или задержки, чтобы комфортно усадить его в микс. Чем больше слоёв, тем богаче и насыщенней становится звучание. Впрочем, желательно и тут не слишком усердствовать, и подчёркивать только наиболее значимые и эффектные места.</div>

Загрузка комментариев...