Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Советы по микшированию большого барабана и баса

Советы по микшированию большого барабана и баса
0

Советы по микшированию большого барабана и баса

Дата публикации: 26 марта 2015, 23:09
Нравится
Нравится
Редактирование, тайминг и фаза

Правильный тайминг крайне важен, поэтому стоит заставить музыкантов сыграть настолько хорошо, насколько это возможно. Вы должны побудить их прочувствовать общий пульс песни и поддержать его. Конечно, если Вы не участвуете в записи, то повлиять на музыкантов не получится, зато всегда можно обратиться к тому продвинутому инструментарию, что предоставляют нынешние DAW. Зачастую, достаточно разместить басовую и барабанную дорожки рядом, увеличить масштаб и подтолкнуть «неправильные» басовые ноты, чтобы они выстроились в одну линию с большим барабаном. Опять же, не забывайте, что окончательное решение нужно принимать на слух, а не глазами – далеко не всегда то, что выглядит хорошо, точно также и звучит. И наоборот.

Зачастую, окончание басовых нот не менее важно, чем их начало. В принципе, чтобы укоротить их, Вы можете использовать тайм-стретчинг в своей DAW, хотя я предпочитаю просто отрезать лишнее и, если требуется, использовать фейды. Если имеется реально проблемная нота, то всегда можно найти другую, которой можно заменить неблагозвучное место. Впрочем, если Вы стремитесь к максимально естественному звучанию, то не стоит слишком увлекаться подобным редактированием. Лучше просто переписать партию. Хотя, аккуратная коррекция никогда не будет лишней.

Если партия состоит из нескольких сигналов (например, микрофоны внутри и снаружи большого барабана, или бас, записанный как с кабинета, так и в линию), то важно удостовериться, что все эти сигналы сфазированы друг с другом. Вы можете попробовать выровнять фазы визуально, опираясь на транзиенты, хотя, опять же, окончательное решение нужно принимать на слух. Более подробно об этом можно почитать в статьях «Микширование баса» и «10 существенных ошибок, допускаемых при сведении». 

Большой барабан: обработка гейтом
Большой барабан требует обработки гейтом, который помогает удалить утечки от других барабанов. Впрочем, полной изоляции обычно не требуется. Если, к примеру, малый барабан иногда прорывается, то это вряд ли будет иметь особое значение при воспроизведении всей установки. Настроив фильтр боковой цепи в гейте на частоту около 1,5 кГц (или немного ниже), Вы избежите ложных срабатываний. Установите быструю атаку, а восстановление настройте на слух так, чтобы оно соответствовало естественному спаду звучания инструмента. Отрегулируйте гейт таким образом, чтобы он не полностью отсекал сигнал, а понижал его где-то на 12 – 15 dB. Это даст более естественное звучание.

Большой барабан: фильтрация и эквализация
Дальнейшую «очистку» большого барабана мы продолжим при помощи фильтров. Близкие микрофоны могут генерировать массу сверхнизких частот, не имеющих никакой пользы, но при этом съедающих драгоценный хэдрум. Применяя обрезной НЧ-фильтр со срезом 30 – 40 Гц, Вы сможете удержать их под контролем.

После этого, я обычно обращаюсь к тональным характеристикам инструментам (конечно, если это требуется). Если большому барабану не хватает «удара» или «веса», то повышение в области 70 – 90 Гц помогает исправить это. При этом, возникает риск получить менее чёткое звучание с коробочными призвуками, поэтому, я обычно добавляю вырез, расположенный примерно на октаву выше этого повышения (где-то в районе 180 Гц). Небольшое повышение в области 3 – 4 кГц подчеркнёт атаку, если Вы чувствуете, что её недостаёт. Всякий раз, когда Вы начинаете крутить ручки эквалайзера, помните, что нет никаких волшебных частот, которые надо повышать или понижать: всё зависит от исходного звука. Впрочем, фабричные пресеты могут помочь отыскать правильные частоты, но только Ваши уши скажут, насколько они верны и стоит ли вообще их трогать.

Дополняющая эквализация
Один вопрос, неоднократно возникающий у любого не очень опытного микс-инженера, звучит так: как в большом барабане сделать место для баса и наоборот? Если задать этот вопрос на любом более-менее профессиональном форуме, то набежит масса людей, которые скажут примерно следующее: нужно так обработать бочку эквалайзером, чтобы в ней появилось место для баса. И, соответственно, бас обработать аналогичным образом, чтобы появилось место для барабана. [А особо упоротые начнут предлагать свои услуги за деньги или спрашивать, не забанили ли вопрошающего в Гугле]. Теоретически, всё это понятно, но как это сделать на практике?

Фундаментальная частота баса будет изменяться с каждой нотой, но я думаю, что Вам не стоит волноваться о точном её значении. Наши уши не особо прецизионно воспринимают сверхнизкие частоты: мы скорее их ощущаем, чем слышим. У каждого инструмента есть свой довольно устойчивый звуковой характер, узнаваемый во всём диапазоне извлекаемых нот. Это как с человеческим голосом – в нём есть относительно неподвижные частоты-форманты, практически не зависящие от исполняемой мелодии. Таким образом, важнее найти ту часть звукового спектра, что определяет общий тембр инструмента.

Если Вы сделаете повышение в своём эквалайзере и потом протащите этот горб по низкой середине бас-гитарного звука, то, вероятно, обнаружите ту часть спектра, что даёт басу его характер. Скорее всего, это будет где-то в области 220 – 300 Гц. Немного усилив этот диапазон, Вы поможете басу быть более заметным при воспроизведении на маленьких колонках. Общее правило эквализации гласит, что если Вы хотите получить максимально естественное звучание, то повышения должны быть широкими, а понижения – узкими. Однако, в случае с басом и большим барабаном это далеко не всегда главная цель, поэтому регулируйте добротность на слух, оценивая настройки в общем контексте микса, чтобы понять, насколько всё это сочетается с другими инструментами. Вы можете заметить, что «область характера» изменяется, если переключаться между различными моделями усилителей (к примеру, когда Вы записал бас в линию и используете плагины, чтобы сформировать нужный тон). У каждого усилителя есть собственный «голос», и у каждого кабинета есть свои уникальные резонансы.

Как и в случае с большим барабаном, бас тоже желательно обработать обрезным НЧ-фильтром. Вы удивитесь, сколько иногда там содержится совершенно бесполезных сверхнизких частот. Удаляя этот мусор, Вы сохраняете хэдрум, останавливаете конкуренцию между басом и большим барабаном, очищаете и уплотняете общее звучание. Непосредственно услышать весь этот грохот зачастую проблематично, особенно в условиях маленьких студий, поэтому, пользуйтесь анализатором спектра, который подскажет, где и как использовать эквалайзер.

Повышая в большом барабане область 80 Гц, и понижая диапазон 160 - 180 Гц, Вы помогаете этим инструментам сотрудничать друг с другом, поскольку этот вырез как раз попадает на басовую «область характера». И если в барабане сделать дополнительный вырез в районе 220 Гц, то это может ещё больше улучшить разделение между звуками. Как правило, я нахожу, что если обрабатывать большой барабан, то сотрудничество между этими инструментами налаживается быстрее, нежели делать наоборот и пытаться «прикрутить» бас к бочке. 

Глубина и вес: всегда ли это хорошо?
Принимая решения по поводу эквализации, не забывайте, что хоть это и басовые источники, далеко не все музыкальные стили требуют, чтобы оба инструмента одновременно были максимально тяжёлыми и глубокими. Зачастую, глубокая и плотная басовая партия лучше работает с «облегчённым» и менее глубоким барабаном. Убирая некоторое количество низов из бочки, Вы сможете смикшировать её с более высоким уровнем и получить больше читаемости, тогда как бас будет обеспечивать необходимую полноту и теплоту в низких частотах. И, наоборот, если трек «заводит» плотный и мощный большой барабан, то басу зачастую пойдёт на пользу некоторое облегчение. Уменьшайте низкие частоты в басу и слушайте, как взаимодействуют оба инструмента. (Хотя, во многих случаях всё это находится на уровне субъективно-художественных предпочтений).

Динамическая обработка
Если большой барабан реально нуждается в «подъёме», можете воспользоваться лимитером, который увеличит его громкость и устойчивость. Настройте его так, чтобы подавление на пиках составляло около 6 dB. Если жёсткое ограничение не требуется, Вы можете придерживаться компрессии, используя время атаки около 20 мс. Это позволит пропустить начальный ударный «щелчок», прежде чем включится подавление. Восстановление 80 мс обычно тоже работает неплохо, хотя точное значение этого параметра нужно подбирать в зависимости от темпа песни, используемой модели компрессора и характера звучания большого барабана (в основном, как происходит его затухание). Отношение 3:1 или 4:1 тоже подходит в большинстве случаев, хотя, окончательное решение принимайте только на слух.

В случае с бас-гитарой, параметры обработки очень сильно зависят от партии, поскольку динамика исполнения может очень сильно изменяться на протяжении всего трека. Как мне кажется, некоторые компрессоры лучше сотрудничают с басом, чем другие. Поэтому, используйте свои уши, чтобы решить, какую модель выбрать. Лично я предпочитаю dbx 160 или 1176 (или их виртуальные версии) с атакой 20 мс и автоматическим восстановлением. Если в компрессоре можно регулировать отношение, то я обычно настраиваю где-то между 3:1 и 6:1. Уровень подавления, по большей части – это вопрос вкуса, очень зависящий от того, как была сыграна партия. Но, я думаю, что для «нормального» рок/поп-материала будет достаточно -6 dB, а для более тяжёлых песен можно смело накручивать -10 - 12 dB. Если этого недостаточно, используйте лимитер, чтобы ловить слишком энергичные щелчки и удары. Не гонитесь здесь за большим уровнем подавления, а применяйте это как средство безопасности, помогающее избежать клиппинга.

Я не большой поклонник использования искажения на басу, но многие люди считают, что это очень помогает ему как следует прорезаться в миксе. Если же я всё-таки прибегаю к нему, то в основном использую басовый усилитель (как например, плагин IK Multimedia Ampeg SVX), где накручиваю драйва, чтобы подогреть звучание. Если же басу требуется более агрессивное искажение, то Вы всегда можете поместить свою «искажалку» в шину посыла (к примеру, можно поставить её после параллельного компрессора).

Эмуляция магнитной ленты – это ещё один процесс, который я иногда использую, чтобы добавить приятную полноту и округлость низким частотам. В одних случаях, я могу использовать её для индивидуальной обработки большого барабана и баса, в других – я пропущу через неё всю барабанную установку, поскольку считаю, что во многих современных треках тарелки звучат слишком близко и агрессивно. А лента приятно разглаживает и смягчает их. Есть чудесный плагин Universal Audio Studer и очень неплохой бесплатный Bootsie Ferric, при помощи которых Вы можете привнести «аромат» аналоговой магнитной ленты в свои записи. 

Транзиенты
SPL Transient Designer и его последователи реально полезны, когда дело доходит до формирования звучания барабанов. Этот процессор определяет транзиенты в аудиосигнале и предоставляет независимый контроль над фазами атаки и устойчивого звучания (сустейна). Понятно, что использовать его можно не только с барабанами: SPL Transient Designer можно поставить в басовый трек, где у нот слишком уж затянувшееся затухание, или где присутствует заметный скрежет струн. Конечно, он не уберёт скрежет полностью, но может сделать этот трек годным к дальнейшему употреблению.

Дакинг (сайд-чейн)
Разделение между бочкой и басом можно ещё больше улучшить, если использовать такой процесс, как дакинг (также его часто называют сайд-чейн). Смысл его заключается в том, что басовый компрессор управляется через боковую цепь от большого барабана. И когда барабан делает удар, компрессор понижает уровень баса и, в результате, для бочки остаётся больше места. Всё очень просто. 3 dB понижения не создаёт каких-либо неестественностей в звучании, хотя, в более тяжёлых или электронных стилях уровень дакинга преднамеренно увеличивается, что приводит к явному пампингу, который, в свою очередь, создаёт ощущение энергии. В таких случаях, Вы должны настроить восстановление так, чтобы пампинг раскачивал бас в одном ритме с песней. Самый простой способ сделать это – установить дакинг на максимум, и потом на слух настроить время восстановления. Как только Вы почувствовали, что бас «колбасит» как положено, просто уберите уровень дакинга до нужного Вам значения.

Параллельная компрессия
Ещё одна техника, к которой я весьма часто обращаюсь – это параллельная компрессия. Я использую её как при обработке всего барабанного субмикса, так и индивидуальных инструментов. Идея заключается в том, чтобы вставлять компрессор не в разрыв канала, а в шину посыла, как, например, ревербератор или дилэй. Вы берёте самый грязный, самый норовистый прибор, и заставляете его буквально с пролетарской ненавистью давить и раскачивать сигнал. Это означает, что типичное отношение будет 8:1 или выше, а порог настолько низок, чтобы получить подавление 25 и более децибелов. Быстрая атака и восстановление усилят пампинг, хотя, восстановление всё-таки надо настроить так, чтобы пампинг поддерживал общий ритм песни. Я недавно обнаружил, что простой штатный компрессор Logic Silver великолепно подходит для этого, хотя, не составит особого труда найти аналогичный процессор в любой другой DAW (или у сторонних производителей). Если DAW не имеет автоматической компенсации задержки, то воспользуйтесь компрессором, в котором имеется регулятор Dry/Wet, что позволит организовать параллельную обработку без всяких там шин посылов. В качестве примеров можно привести процессоры DDMF NY Compressor или бесподобный Softube FET Compressor.

Сам по себе, такой тяжело компрессированный сигнал звучит довольно отвратительно – и если это не так, то Вы просто недостаточно жёстко его уплющили или выбрали слишком деликатный компрессор (хотя, некоторые люди именно так и делают, если только лишь хотят поднять низкоуровневые детали). Так вот, волшебство начинается тогда, когда Вы подмешиваете обработанный сигнал с уровнем, примерно на 15 dB ниже оригинала. В результате, Вы значительно уплотняете и усиливаете общее звучание, при этом совершенно не разрушая динамику (что часто случается при чрезмерном количестве обычной компрессии). Кроме того, Вы можете дополнительно обработать параллельный сигнал эквалайзером, если хотите ограничить его вклад в какую-то частотную область.

Причина, почему параллельная компрессия оказывает такой эффект, заключается в том, что в отличии от обычной компрессии, которая воздействует на высокоуровневые сигналы, параллельная поднимает более тихие детали, заставляя их сиять во всей красе.

Обрабатывая ритм-секцию, начните с того, что сделайте посылы с бочки и баса на один и тот же параллельный компрессор. Потом Вы можете послать туда и другие барабаны (если они в этом нуждаются), но сначала займитесь большим барабаном и послушайте, как он звучит. Обычно я нахожу, что это помогает склеить ритм-секцию, не размазывая при этом бочку и бас. Если Вы обрабатываете весь барабанный микс, попробуйте сделать на этот же компрессор индивидуальные посылы с бочки или баса. Это повлияет на работу компрессора и может привести к интересным результатам.

Компрессия: осторожность и аккуратность
Наконец, учитывая весь этот разговор о динамике, я скажу несколько общих слов о компрессии. Помните, что прежде чем слушатель услышит Вашу песню, микс может пройти через много стадий самой разной компрессии: компрессия будет применена на индивидуальных треках и подгруппах, потом её используют в процессе мастеринга, и, в случае трансляции по радио или телевидению, трек дополнительно будет обработан многополосным вещательным процессором… 

Учитывая всё это, стоит удостовериться, что Вы не переусердствовали с компрессией ни на каком этапе своего производства. Правильное количество динамической обработки может усилить впечатление от мощности и размера ритм-секции или вокалов, но, что любопытно, если зайти слишком далеко, звук снова начнёт становиться «меньше»! Таким образом, когда Вы считаете, что песня готова к миксдауну, будет неплохо опять проверить параметры компрессии на индивидуальных треках и подгруппах, и посмотреть, не приводит ли уменьшение её количества к более лучшему звучанию. Я нахожу, что зачастую именно так и происходит.

Пол Уайт

Советы по микшированию большого барабана и баса

<div><b>Редактирование, тайминг и фаза</b></div> <div> <br /> </div> <div>Правильный тайминг крайне важен, поэтому стоит заставить музыкантов сыграть настолько хорошо, насколько это возможно. Вы должны побудить их прочувствовать общий пульс песни и поддержать его. Конечно, если Вы не участвуете в записи, то повлиять на музыкантов не получится, зато всегда можно обратиться к тому продвинутому инструментарию, что предоставляют нынешние DAW. Зачастую, достаточно разместить басовую и барабанную дорожки рядом, увеличить масштаб и подтолкнуть «неправильные» басовые ноты, чтобы они выстроились в одну линию с большим барабаном. Опять же, не забывайте, что окончательное решение нужно принимать на слух, а не глазами – далеко не всегда то, что выглядит хорошо, точно также и звучит. И наоборот.</div> <div> <br /> </div> <div>Зачастую, окончание басовых нот не менее важно, чем их начало. В принципе, чтобы укоротить их, Вы можете использовать тайм-стретчинг в своей DAW, хотя я предпочитаю просто отрезать лишнее и, если требуется, использовать фейды. Если имеется реально проблемная нота, то всегда можно найти другую, которой можно заменить неблагозвучное место. Впрочем, если Вы стремитесь к максимально естественному звучанию, то не стоит слишком увлекаться подобным редактированием. Лучше просто переписать партию.<b> Хотя, аккуратная коррекция никогда не будет лишней.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Если партия состоит из нескольких сигналов (например, микрофоны внутри и снаружи большого барабана, или бас, записанный как с кабинета, так и в линию), то важно удостовериться, что все эти сигналы сфазированы друг с другом. Вы можете попробовать выровнять фазы визуально, опираясь на транзиенты, хотя, опять же, окончательное решение нужно принимать на слух. Более подробно об этом можно почитать в статьях «Микширование баса» и «10 существенных ошибок, допускаемых при сведении». </div> <div> <br /> </div> <div><b>Большой барабан: обработка гейтом</b></div> <div>Большой барабан требует обработки гейтом, который помогает удалить утечки от других барабанов. Впрочем, полной изоляции обычно не требуется. Если, к примеру, малый барабан иногда прорывается, то это вряд ли будет иметь особое значение при воспроизведении всей установки. Настроив фильтр боковой цепи в гейте на частоту около 1,5 кГц (или немного ниже), Вы избежите ложных срабатываний. Установите быструю атаку, а восстановление настройте на слух так, чтобы оно соответствовало естественному спаду звучания инструмента. Отрегулируйте гейт таким образом, чтобы он не полностью отсекал сигнал, а понижал его где-то на 12 – 15 dB. Это даст более естественное звучание.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Большой барабан: фильтрация и эквализация</b></div> <div>Дальнейшую «очистку» большого барабана мы продолжим при помощи фильтров. Близкие микрофоны могут генерировать массу сверхнизких частот, не имеющих никакой пользы, но при этом съедающих драгоценный хэдрум. Применяя обрезной НЧ-фильтр со срезом 30 – 40 Гц, Вы сможете удержать их под контролем.</div> <div> <br /> </div> <div>После этого, я обычно обращаюсь к тональным характеристикам инструментам (конечно, если это требуется). Если большому барабану не хватает «удара» или «веса», то повышение в области 70 – 90 Гц помогает исправить это. При этом, возникает риск получить менее чёткое звучание с коробочными призвуками, поэтому, я обычно добавляю вырез, расположенный примерно на октаву выше этого повышения (где-то в районе 180 Гц). Небольшое повышение в области 3 – 4 кГц подчеркнёт атаку, если Вы чувствуете, что её недостаёт. Всякий раз, когда Вы начинаете крутить ручки эквалайзера, помните, что <b>нет никаких волшебных частот, которые надо повышать или понижать</b>: всё зависит от исходного звука. Впрочем, фабричные пресеты могут помочь отыскать правильные частоты, но только Ваши уши скажут, насколько они верны и стоит ли вообще их трогать.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Дополняющая эквализация</b></div> <div>Один вопрос, неоднократно возникающий у любого не очень опытного микс-инженера, звучит так: как в большом барабане сделать место для баса и наоборот? Если задать этот вопрос на любом более-менее профессиональном форуме, то набежит масса людей, которые скажут примерно следующее: нужно так обработать бочку эквалайзером, чтобы в ней появилось место для баса. И, соответственно, бас обработать аналогичным образом, чтобы появилось место для барабана. [А особо упоротые начнут предлагать свои услуги за деньги или спрашивать, не забанили ли вопрошающего в Гугле]. Теоретически, всё это понятно, но как это сделать на практике?</div> <div> <br /> </div> <div>Фундаментальная частота баса будет изменяться с каждой нотой, но я думаю, что Вам не стоит волноваться о точном её значении. Наши уши не особо прецизионно воспринимают сверхнизкие частоты: мы скорее их ощущаем, чем слышим. У каждого инструмента есть свой довольно устойчивый звуковой характер, узнаваемый во всём диапазоне извлекаемых нот. Это как с человеческим голосом – в нём есть относительно неподвижные частоты-форманты, практически не зависящие от исполняемой мелодии. Таким образом, важнее найти ту часть звукового спектра, <b>что определяет общий тембр инструмента.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Если Вы сделаете повышение в своём эквалайзере и потом протащите этот горб по низкой середине бас-гитарного звука, то, вероятно, обнаружите ту часть спектра, что даёт басу его характер. Скорее всего, это будет где-то в области 220 – 300 Гц. Немного усилив этот диапазон, Вы поможете басу быть более заметным при воспроизведении на маленьких колонках. Общее правило эквализации гласит, что если Вы хотите получить максимально естественное звучание, то повышения должны быть широкими, а понижения – узкими. Однако, в случае с басом и большим барабаном это далеко не всегда главная цель, поэтому регулируйте добротность на слух, оценивая настройки в общем контексте микса, чтобы понять, насколько всё это сочетается с другими инструментами. Вы можете заметить, что «область характера» изменяется, если переключаться между различными моделями усилителей (к примеру, когда Вы записал бас в линию и используете плагины, чтобы сформировать нужный тон). У каждого усилителя есть собственный «голос», и <b>у каждого кабинета есть свои уникальные резонансы.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Как и в случае с большим барабаном, бас тоже желательно обработать обрезным НЧ-фильтром. Вы удивитесь, сколько иногда там содержится совершенно бесполезных сверхнизких частот. Удаляя этот мусор, Вы сохраняете хэдрум, останавливаете конкуренцию между басом и большим барабаном, очищаете и уплотняете общее звучание. Непосредственно услышать весь этот грохот зачастую проблематично, особенно в условиях маленьких студий, поэтому, пользуйтесь анализатором спектра, который подскажет, где и как использовать эквалайзер.</div> <div> <br /> </div> <div>Повышая в большом барабане область 80 Гц, и понижая диапазон 160 - 180 Гц, Вы помогаете этим инструментам сотрудничать друг с другом, поскольку этот вырез как раз попадает на басовую «область характера». И если в барабане сделать дополнительный вырез в районе 220 Гц, то это может ещё больше улучшить разделение между звуками. Как правило, я нахожу, что если обрабатывать большой барабан, то сотрудничество между этими инструментами налаживается быстрее, нежели делать наоборот и пытаться «прикрутить» бас к бочке. </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Глубина и вес: всегда ли это хорошо?</b></div> <div>Принимая решения по поводу эквализации, не забывайте, что хоть это и басовые источники, далеко не все музыкальные стили требуют, чтобы оба инструмента одновременно были максимально тяжёлыми и глубокими. Зачастую, глубокая и плотная басовая партия лучше работает с «облегчённым» и менее глубоким барабаном. Убирая некоторое количество низов из бочки, Вы сможете смикшировать её с более высоким уровнем и получить больше читаемости, тогда как бас будет обеспечивать необходимую полноту и теплоту в низких частотах. И, наоборот, если трек «заводит» плотный и мощный большой барабан, то басу зачастую пойдёт на пользу некоторое облегчение. Уменьшайте низкие частоты в басу и слушайте, как взаимодействуют оба инструмента. (Хотя, во многих случаях всё это находится на уровне субъективно-художественных предпочтений).</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Динамическая обработка</b></div> <div>Если большой барабан реально нуждается в «подъёме», можете воспользоваться лимитером, который увеличит его громкость и устойчивость. Настройте его так, чтобы подавление на пиках составляло около 6 dB. Если жёсткое ограничение не требуется, Вы можете придерживаться компрессии, используя время атаки около 20 мс. Это позволит пропустить начальный ударный «щелчок», прежде чем включится подавление. Восстановление 80 мс обычно тоже работает неплохо, хотя точное значение этого параметра нужно подбирать в зависимости от темпа песни, используемой модели компрессора и характера звучания большого барабана (в основном, как происходит его затухание). Отношение 3:1 или 4:1 тоже подходит в большинстве случаев, хотя, окончательное решение принимайте только на слух.</div> <div> <br /> </div> <div>В случае с бас-гитарой, параметры обработки очень сильно зависят от партии, поскольку динамика исполнения может очень сильно изменяться на протяжении всего трека. Как мне кажется, некоторые компрессоры лучше сотрудничают с басом, чем другие. Поэтому, используйте свои уши, чтобы решить, какую модель выбрать. Лично я предпочитаю dbx 160 или 1176 (или их виртуальные версии) с атакой 20 мс и автоматическим восстановлением. Если в компрессоре можно регулировать отношение, то я обычно настраиваю где-то между 3:1 и 6:1. Уровень подавления, по большей части – это вопрос вкуса, очень зависящий от того, как была сыграна партия. Но, я думаю, что для «нормального» рок/поп-материала будет достаточно -6 dB, а для более тяжёлых песен можно смело накручивать -10 - 12 dB. Если этого недостаточно, используйте лимитер, чтобы ловить слишком энергичные щелчки и удары. Не гонитесь здесь за большим уровнем подавления, а применяйте это <b>как средство безопасности, помогающее избежать клиппинга.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Я не большой поклонник использования искажения на басу, но многие люди считают, что это очень помогает ему как следует прорезаться в миксе. Если же я всё-таки прибегаю к нему, то в основном использую басовый усилитель (как например, плагин IK Multimedia Ampeg SVX), где накручиваю драйва, чтобы подогреть звучание. Если же басу требуется более агрессивное искажение, то Вы всегда можете поместить свою «искажалку» в шину посыла (к примеру, можно поставить её после параллельного компрессора).</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Эмуляция магнитной ленты </b>– это ещё один процесс, который я иногда использую, чтобы добавить приятную полноту и округлость низким частотам. В одних случаях, я могу использовать её для индивидуальной обработки большого барабана и баса, в других – я пропущу через неё всю барабанную установку, поскольку считаю, что во многих современных треках тарелки звучат слишком близко и агрессивно. А лента приятно разглаживает и смягчает их. Есть чудесный плагин Universal Audio Studer и очень неплохой бесплатный Bootsie Ferric, при помощи которых Вы можете привнести «аромат» аналоговой магнитной ленты в свои записи. </div> <div> <br /> </div> <div><b>Транзиенты</b></div> <div>SPL Transient Designer и его последователи реально полезны, когда дело доходит до формирования звучания барабанов. Этот процессор определяет транзиенты в аудиосигнале и предоставляет независимый контроль над фазами атаки и устойчивого звучания (сустейна). Понятно, что использовать его можно не только с барабанами: SPL Transient Designer можно поставить в басовый трек, где у нот слишком уж затянувшееся затухание, или где присутствует заметный скрежет струн. Конечно, он не уберёт скрежет полностью, но может сделать этот трек годным к дальнейшему употреблению.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Дакинг (сайд-чейн)</b></div> <div>Разделение между бочкой и басом можно ещё больше улучшить, если использовать такой процесс, как дакинг (также его часто называют сайд-чейн). Смысл его заключается в том, что басовый компрессор управляется через боковую цепь от большого барабана. И когда барабан делает удар, компрессор понижает уровень баса и, в результате, для бочки остаётся больше места. Всё очень просто. 3 dB понижения не создаёт каких-либо неестественностей в звучании, хотя, в более тяжёлых или электронных стилях уровень дакинга преднамеренно увеличивается, что приводит к явному пампингу, который, в свою очередь, создаёт ощущение энергии. В таких случаях, Вы должны настроить восстановление так, чтобы пампинг раскачивал бас в одном ритме с песней. Самый простой способ сделать это – установить дакинг на максимум, и потом на слух настроить время восстановления. Как только Вы почувствовали, что бас «колбасит» как положено, просто уберите уровень дакинга до нужного Вам значения.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Параллельная компрессия</b></div> <div>Ещё одна техника, к которой я весьма часто обращаюсь – это параллельная компрессия. Я использую её как при обработке всего барабанного субмикса, так и индивидуальных инструментов. Идея заключается в том, чтобы вставлять компрессор не в разрыв канала, а в шину посыла, как, например, ревербератор или дилэй. Вы берёте самый грязный, самый норовистый прибор, и заставляете его буквально с пролетарской ненавистью давить и раскачивать сигнал. Это означает, что типичное отношение будет 8:1 или выше, а порог настолько низок, чтобы получить подавление 25 и более децибелов. Быстрая атака и восстановление усилят пампинг, хотя, восстановление всё-таки надо настроить так, чтобы пампинг поддерживал общий ритм песни. Я недавно обнаружил, что простой штатный компрессор Logic Silver великолепно подходит для этого, хотя, не составит особого труда найти аналогичный процессор в любой другой DAW (или у сторонних производителей). Если DAW не имеет автоматической компенсации задержки, то воспользуйтесь компрессором, в котором имеется регулятор Dry/Wet, <b>что позволит организовать параллельную обработку без всяких там шин посылов</b>. В качестве примеров можно привести процессоры DDMF NY Compressor или бесподобный Softube FET Compressor.</div> <div> <br /> </div> <div>Сам по себе, такой тяжело компрессированный сигнал звучит довольно отвратительно – и если это не так, то Вы просто недостаточно жёстко его уплющили или выбрали слишком деликатный компрессор (хотя, некоторые люди именно так и делают, если только лишь хотят поднять низкоуровневые детали). Так вот, волшебство начинается тогда, когда Вы подмешиваете обработанный сигнал с уровнем, примерно на 15 dB ниже оригинала. В результате, Вы значительно уплотняете и усиливаете общее звучание, при этом совершенно не разрушая динамику (что часто случается при чрезмерном количестве обычной компрессии). Кроме того, Вы можете дополнительно обработать параллельный сигнал эквалайзером, если хотите ограничить его вклад в какую-то частотную область.</div> <div> <br /> </div> <div>Причина, почему параллельная компрессия оказывает такой эффект, заключается в том, что в отличии от обычной компрессии, которая воздействует на высокоуровневые сигналы, параллельная поднимает более тихие детали,<b> заставляя их сиять во всей красе.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Обрабатывая ритм-секцию, начните с того, что сделайте посылы с бочки и баса на один и тот же параллельный компрессор. Потом Вы можете послать туда и другие барабаны (если они в этом нуждаются), но сначала займитесь большим барабаном и послушайте, как он звучит. Обычно я нахожу, что это помогает склеить ритм-секцию, не размазывая при этом бочку и бас. Если Вы обрабатываете весь барабанный микс, попробуйте сделать на этот же компрессор индивидуальные посылы с бочки или баса. Это повлияет на работу компрессора и может привести к интересным результатам.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Компрессия: осторожность и аккуратность</b></div> <div>Наконец, учитывая весь этот разговор о динамике, я скажу несколько общих слов о компрессии. Помните, что прежде чем слушатель услышит Вашу песню, микс может пройти через много стадий самой разной компрессии: компрессия будет применена на индивидуальных треках и подгруппах, потом её используют в процессе мастеринга, и, в случае трансляции по радио или телевидению, трек дополнительно будет обработан многополосным вещательным процессором… </div> <div> <br /> </div> <div>Учитывая всё это, стоит удостовериться, что Вы не переусердствовали с компрессией ни на каком этапе своего производства. Правильное количество динамической обработки может усилить впечатление от мощности и размера ритм-секции или вокалов, но, что любопытно, если зайти слишком далеко, звук снова начнёт становиться «меньше»! Таким образом, когда Вы считаете, что песня готова к миксдауну, будет неплохо опять проверить параметры компрессии на индивидуальных треках и подгруппах, и посмотреть, не приводит ли уменьшение её количества к более лучшему звучанию. Я нахожу, что зачастую именно так и происходит.</div> <div> <br /> </div> <div><i>Пол Уайт</i></div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Советы по микшированию большого барабана и баса

Советы по микшированию большого барабана и баса

Советы по микшированию большого барабана и баса

<div><b>Редактирование, тайминг и фаза</b></div> <div> <br /> </div> <div>Правильный тайминг крайне важен, поэтому стоит заставить музыкантов сыграть настолько хорошо, насколько это возможно. Вы должны побудить их прочувствовать общий пульс песни и поддержать его. Конечно, если Вы не участвуете в записи, то повлиять на музыкантов не получится, зато всегда можно обратиться к тому продвинутому инструментарию, что предоставляют нынешние DAW. Зачастую, достаточно разместить басовую и барабанную дорожки рядом, увеличить масштаб и подтолкнуть «неправильные» басовые ноты, чтобы они выстроились в одну линию с большим барабаном. Опять же, не забывайте, что окончательное решение нужно принимать на слух, а не глазами – далеко не всегда то, что выглядит хорошо, точно также и звучит. И наоборот.</div> <div> <br /> </div> <div>Зачастую, окончание басовых нот не менее важно, чем их начало. В принципе, чтобы укоротить их, Вы можете использовать тайм-стретчинг в своей DAW, хотя я предпочитаю просто отрезать лишнее и, если требуется, использовать фейды. Если имеется реально проблемная нота, то всегда можно найти другую, которой можно заменить неблагозвучное место. Впрочем, если Вы стремитесь к максимально естественному звучанию, то не стоит слишком увлекаться подобным редактированием. Лучше просто переписать партию.<b> Хотя, аккуратная коррекция никогда не будет лишней.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Если партия состоит из нескольких сигналов (например, микрофоны внутри и снаружи большого барабана, или бас, записанный как с кабинета, так и в линию), то важно удостовериться, что все эти сигналы сфазированы друг с другом. Вы можете попробовать выровнять фазы визуально, опираясь на транзиенты, хотя, опять же, окончательное решение нужно принимать на слух. Более подробно об этом можно почитать в статьях «Микширование баса» и «10 существенных ошибок, допускаемых при сведении». </div> <div> <br /> </div> <div><b>Большой барабан: обработка гейтом</b></div> <div>Большой барабан требует обработки гейтом, который помогает удалить утечки от других барабанов. Впрочем, полной изоляции обычно не требуется. Если, к примеру, малый барабан иногда прорывается, то это вряд ли будет иметь особое значение при воспроизведении всей установки. Настроив фильтр боковой цепи в гейте на частоту около 1,5 кГц (или немного ниже), Вы избежите ложных срабатываний. Установите быструю атаку, а восстановление настройте на слух так, чтобы оно соответствовало естественному спаду звучания инструмента. Отрегулируйте гейт таким образом, чтобы он не полностью отсекал сигнал, а понижал его где-то на 12 – 15 dB. Это даст более естественное звучание.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Большой барабан: фильтрация и эквализация</b></div> <div>Дальнейшую «очистку» большого барабана мы продолжим при помощи фильтров. Близкие микрофоны могут генерировать массу сверхнизких частот, не имеющих никакой пользы, но при этом съедающих драгоценный хэдрум. Применяя обрезной НЧ-фильтр со срезом 30 – 40 Гц, Вы сможете удержать их под контролем.</div> <div> <br /> </div> <div>После этого, я обычно обращаюсь к тональным характеристикам инструментам (конечно, если это требуется). Если большому барабану не хватает «удара» или «веса», то повышение в области 70 – 90 Гц помогает исправить это. При этом, возникает риск получить менее чёткое звучание с коробочными призвуками, поэтому, я обычно добавляю вырез, расположенный примерно на октаву выше этого повышения (где-то в районе 180 Гц). Небольшое повышение в области 3 – 4 кГц подчеркнёт атаку, если Вы чувствуете, что её недостаёт. Всякий раз, когда Вы начинаете крутить ручки эквалайзера, помните, что <b>нет никаких волшебных частот, которые надо повышать или понижать</b>: всё зависит от исходного звука. Впрочем, фабричные пресеты могут помочь отыскать правильные частоты, но только Ваши уши скажут, насколько они верны и стоит ли вообще их трогать.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Дополняющая эквализация</b></div> <div>Один вопрос, неоднократно возникающий у любого не очень опытного микс-инженера, звучит так: как в большом барабане сделать место для баса и наоборот? Если задать этот вопрос на любом более-менее профессиональном форуме, то набежит масса людей, которые скажут примерно следующее: нужно так обработать бочку эквалайзером, чтобы в ней появилось место для баса. И, соответственно, бас обработать аналогичным образом, чтобы появилось место для барабана. [А особо упоротые начнут предлагать свои услуги за деньги или спрашивать, не забанили ли вопрошающего в Гугле]. Теоретически, всё это понятно, но как это сделать на практике?</div> <div> <br /> </div> <div>Фундаментальная частота баса будет изменяться с каждой нотой, но я думаю, что Вам не стоит волноваться о точном её значении. Наши уши не особо прецизионно воспринимают сверхнизкие частоты: мы скорее их ощущаем, чем слышим. У каждого инструмента есть свой довольно устойчивый звуковой характер, узнаваемый во всём диапазоне извлекаемых нот. Это как с человеческим голосом – в нём есть относительно неподвижные частоты-форманты, практически не зависящие от исполняемой мелодии. Таким образом, важнее найти ту часть звукового спектра, <b>что определяет общий тембр инструмента.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Если Вы сделаете повышение в своём эквалайзере и потом протащите этот горб по низкой середине бас-гитарного звука, то, вероятно, обнаружите ту часть спектра, что даёт басу его характер. Скорее всего, это будет где-то в области 220 – 300 Гц. Немного усилив этот диапазон, Вы поможете басу быть более заметным при воспроизведении на маленьких колонках. Общее правило эквализации гласит, что если Вы хотите получить максимально естественное звучание, то повышения должны быть широкими, а понижения – узкими. Однако, в случае с басом и большим барабаном это далеко не всегда главная цель, поэтому регулируйте добротность на слух, оценивая настройки в общем контексте микса, чтобы понять, насколько всё это сочетается с другими инструментами. Вы можете заметить, что «область характера» изменяется, если переключаться между различными моделями усилителей (к примеру, когда Вы записал бас в линию и используете плагины, чтобы сформировать нужный тон). У каждого усилителя есть собственный «голос», и <b>у каждого кабинета есть свои уникальные резонансы.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Как и в случае с большим барабаном, бас тоже желательно обработать обрезным НЧ-фильтром. Вы удивитесь, сколько иногда там содержится совершенно бесполезных сверхнизких частот. Удаляя этот мусор, Вы сохраняете хэдрум, останавливаете конкуренцию между басом и большим барабаном, очищаете и уплотняете общее звучание. Непосредственно услышать весь этот грохот зачастую проблематично, особенно в условиях маленьких студий, поэтому, пользуйтесь анализатором спектра, который подскажет, где и как использовать эквалайзер.</div> <div> <br /> </div> <div>Повышая в большом барабане область 80 Гц, и понижая диапазон 160 - 180 Гц, Вы помогаете этим инструментам сотрудничать друг с другом, поскольку этот вырез как раз попадает на басовую «область характера». И если в барабане сделать дополнительный вырез в районе 220 Гц, то это может ещё больше улучшить разделение между звуками. Как правило, я нахожу, что если обрабатывать большой барабан, то сотрудничество между этими инструментами налаживается быстрее, нежели делать наоборот и пытаться «прикрутить» бас к бочке. </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Глубина и вес: всегда ли это хорошо?</b></div> <div>Принимая решения по поводу эквализации, не забывайте, что хоть это и басовые источники, далеко не все музыкальные стили требуют, чтобы оба инструмента одновременно были максимально тяжёлыми и глубокими. Зачастую, глубокая и плотная басовая партия лучше работает с «облегчённым» и менее глубоким барабаном. Убирая некоторое количество низов из бочки, Вы сможете смикшировать её с более высоким уровнем и получить больше читаемости, тогда как бас будет обеспечивать необходимую полноту и теплоту в низких частотах. И, наоборот, если трек «заводит» плотный и мощный большой барабан, то басу зачастую пойдёт на пользу некоторое облегчение. Уменьшайте низкие частоты в басу и слушайте, как взаимодействуют оба инструмента. (Хотя, во многих случаях всё это находится на уровне субъективно-художественных предпочтений).</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Динамическая обработка</b></div> <div>Если большой барабан реально нуждается в «подъёме», можете воспользоваться лимитером, который увеличит его громкость и устойчивость. Настройте его так, чтобы подавление на пиках составляло около 6 dB. Если жёсткое ограничение не требуется, Вы можете придерживаться компрессии, используя время атаки около 20 мс. Это позволит пропустить начальный ударный «щелчок», прежде чем включится подавление. Восстановление 80 мс обычно тоже работает неплохо, хотя точное значение этого параметра нужно подбирать в зависимости от темпа песни, используемой модели компрессора и характера звучания большого барабана (в основном, как происходит его затухание). Отношение 3:1 или 4:1 тоже подходит в большинстве случаев, хотя, окончательное решение принимайте только на слух.</div> <div> <br /> </div> <div>В случае с бас-гитарой, параметры обработки очень сильно зависят от партии, поскольку динамика исполнения может очень сильно изменяться на протяжении всего трека. Как мне кажется, некоторые компрессоры лучше сотрудничают с басом, чем другие. Поэтому, используйте свои уши, чтобы решить, какую модель выбрать. Лично я предпочитаю dbx 160 или 1176 (или их виртуальные версии) с атакой 20 мс и автоматическим восстановлением. Если в компрессоре можно регулировать отношение, то я обычно настраиваю где-то между 3:1 и 6:1. Уровень подавления, по большей части – это вопрос вкуса, очень зависящий от того, как была сыграна партия. Но, я думаю, что для «нормального» рок/поп-материала будет достаточно -6 dB, а для более тяжёлых песен можно смело накручивать -10 - 12 dB. Если этого недостаточно, используйте лимитер, чтобы ловить слишком энергичные щелчки и удары. Не гонитесь здесь за большим уровнем подавления, а применяйте это <b>как средство безопасности, помогающее избежать клиппинга.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Я не большой поклонник использования искажения на басу, но многие люди считают, что это очень помогает ему как следует прорезаться в миксе. Если же я всё-таки прибегаю к нему, то в основном использую басовый усилитель (как например, плагин IK Multimedia Ampeg SVX), где накручиваю драйва, чтобы подогреть звучание. Если же басу требуется более агрессивное искажение, то Вы всегда можете поместить свою «искажалку» в шину посыла (к примеру, можно поставить её после параллельного компрессора).</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Эмуляция магнитной ленты </b>– это ещё один процесс, который я иногда использую, чтобы добавить приятную полноту и округлость низким частотам. В одних случаях, я могу использовать её для индивидуальной обработки большого барабана и баса, в других – я пропущу через неё всю барабанную установку, поскольку считаю, что во многих современных треках тарелки звучат слишком близко и агрессивно. А лента приятно разглаживает и смягчает их. Есть чудесный плагин Universal Audio Studer и очень неплохой бесплатный Bootsie Ferric, при помощи которых Вы можете привнести «аромат» аналоговой магнитной ленты в свои записи. </div> <div> <br /> </div> <div><b>Транзиенты</b></div> <div>SPL Transient Designer и его последователи реально полезны, когда дело доходит до формирования звучания барабанов. Этот процессор определяет транзиенты в аудиосигнале и предоставляет независимый контроль над фазами атаки и устойчивого звучания (сустейна). Понятно, что использовать его можно не только с барабанами: SPL Transient Designer можно поставить в басовый трек, где у нот слишком уж затянувшееся затухание, или где присутствует заметный скрежет струн. Конечно, он не уберёт скрежет полностью, но может сделать этот трек годным к дальнейшему употреблению.</div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Дакинг (сайд-чейн)</b></div> <div>Разделение между бочкой и басом можно ещё больше улучшить, если использовать такой процесс, как дакинг (также его часто называют сайд-чейн). Смысл его заключается в том, что басовый компрессор управляется через боковую цепь от большого барабана. И когда барабан делает удар, компрессор понижает уровень баса и, в результате, для бочки остаётся больше места. Всё очень просто. 3 dB понижения не создаёт каких-либо неестественностей в звучании, хотя, в более тяжёлых или электронных стилях уровень дакинга преднамеренно увеличивается, что приводит к явному пампингу, который, в свою очередь, создаёт ощущение энергии. В таких случаях, Вы должны настроить восстановление так, чтобы пампинг раскачивал бас в одном ритме с песней. Самый простой способ сделать это – установить дакинг на максимум, и потом на слух настроить время восстановления. Как только Вы почувствовали, что бас «колбасит» как положено, просто уберите уровень дакинга до нужного Вам значения.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Параллельная компрессия</b></div> <div>Ещё одна техника, к которой я весьма часто обращаюсь – это параллельная компрессия. Я использую её как при обработке всего барабанного субмикса, так и индивидуальных инструментов. Идея заключается в том, чтобы вставлять компрессор не в разрыв канала, а в шину посыла, как, например, ревербератор или дилэй. Вы берёте самый грязный, самый норовистый прибор, и заставляете его буквально с пролетарской ненавистью давить и раскачивать сигнал. Это означает, что типичное отношение будет 8:1 или выше, а порог настолько низок, чтобы получить подавление 25 и более децибелов. Быстрая атака и восстановление усилят пампинг, хотя, восстановление всё-таки надо настроить так, чтобы пампинг поддерживал общий ритм песни. Я недавно обнаружил, что простой штатный компрессор Logic Silver великолепно подходит для этого, хотя, не составит особого труда найти аналогичный процессор в любой другой DAW (или у сторонних производителей). Если DAW не имеет автоматической компенсации задержки, то воспользуйтесь компрессором, в котором имеется регулятор Dry/Wet, <b>что позволит организовать параллельную обработку без всяких там шин посылов</b>. В качестве примеров можно привести процессоры DDMF NY Compressor или бесподобный Softube FET Compressor.</div> <div> <br /> </div> <div>Сам по себе, такой тяжело компрессированный сигнал звучит довольно отвратительно – и если это не так, то Вы просто недостаточно жёстко его уплющили или выбрали слишком деликатный компрессор (хотя, некоторые люди именно так и делают, если только лишь хотят поднять низкоуровневые детали). Так вот, волшебство начинается тогда, когда Вы подмешиваете обработанный сигнал с уровнем, примерно на 15 dB ниже оригинала. В результате, Вы значительно уплотняете и усиливаете общее звучание, при этом совершенно не разрушая динамику (что часто случается при чрезмерном количестве обычной компрессии). Кроме того, Вы можете дополнительно обработать параллельный сигнал эквалайзером, если хотите ограничить его вклад в какую-то частотную область.</div> <div> <br /> </div> <div>Причина, почему параллельная компрессия оказывает такой эффект, заключается в том, что в отличии от обычной компрессии, которая воздействует на высокоуровневые сигналы, параллельная поднимает более тихие детали,<b> заставляя их сиять во всей красе.</b></div> <div> <br /> </div> <div>Обрабатывая ритм-секцию, начните с того, что сделайте посылы с бочки и баса на один и тот же параллельный компрессор. Потом Вы можете послать туда и другие барабаны (если они в этом нуждаются), но сначала займитесь большим барабаном и послушайте, как он звучит. Обычно я нахожу, что это помогает склеить ритм-секцию, не размазывая при этом бочку и бас. Если Вы обрабатываете весь барабанный микс, попробуйте сделать на этот же компрессор индивидуальные посылы с бочки или баса. Это повлияет на работу компрессора и может привести к интересным результатам.</div> <div> <br /> </div> <div><b>Компрессия: осторожность и аккуратность</b></div> <div>Наконец, учитывая весь этот разговор о динамике, я скажу несколько общих слов о компрессии. Помните, что прежде чем слушатель услышит Вашу песню, микс может пройти через много стадий самой разной компрессии: компрессия будет применена на индивидуальных треках и подгруппах, потом её используют в процессе мастеринга, и, в случае трансляции по радио или телевидению, трек дополнительно будет обработан многополосным вещательным процессором… </div> <div> <br /> </div> <div>Учитывая всё это, стоит удостовериться, что Вы не переусердствовали с компрессией ни на каком этапе своего производства. Правильное количество динамической обработки может усилить впечатление от мощности и размера ритм-секции или вокалов, но, что любопытно, если зайти слишком далеко, звук снова начнёт становиться «меньше»! Таким образом, когда Вы считаете, что песня готова к миксдауну, будет неплохо опять проверить параметры компрессии на индивидуальных треках и подгруппах, и посмотреть, не приводит ли уменьшение её количества к более лучшему звучанию. Я нахожу, что зачастую именно так и происходит.</div> <div> <br /> </div> <div><i>Пол Уайт</i></div>

Загрузка комментариев...