Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Запись живых концертов. Как это делается

Запись живых концертов. Как это делается
0

Запись живых концертов. Как это делается

Раздел: Концертное
Дата публикации: 24 марта 2015, 18:11
Нравится
Нравится
Начать, наверное, нужно с вопроса, для чего вообще делаются записи живых концертов. В первую очередь для создания видеофильмов или телевизионных фильмов о концерте или о целом туре, еще для истории, если это что-то уникальное: выступление, фестиваль или событие, для последующего прослушивания исполнителями, с целью работы над ошибками. Но этот процесс скорее можно назвать технологической записью и к нему мы вернемся в конце этого обзора. Итак, чаще всего заказчиком записи звука на живом концерте является телеканал или реже звукозаписывающая компания, выпускающая потом DVD или CD с записью шоу. Рассмотрим два первых варианта как наиболее часто встречающиеся. Работа с телевизионными студиями требует, естественно, соблюдения их стандартов уровня сигналов, соотношения сигнал/шум и так далее, у производителей дисков есть собственные стандарты, такие, как соблюдение необходимой битности цифрового сигнала и частот дискретизации и тому подобное. Но, конечно всех объединяет стремление получить максимально возможное качество записи звука и максимально полный материал для последующей с ним работы. Есть, собственно, всего три способа записи концертов: запись микса прямо с пульта в зале, запись с нескольких высококачественных микрофонов, установленных в зрительном зале, и многоканальная запись независимо от звучания в зале.

Запись с пульта часто используют телевизионщики, но качественную запись таким способом можно получить только на очень качественной и правильно настроенной аппаратуре звукоусиления зала, в этом случае задача инженера сродни сведению в студии. Как правило, для телевизионного звука достаточно записать всего несколько дорожек с группами однотипных инструментов и микрофонов. Связано это, прежде всего, с небольшим количеством аудиодорожек в профессиональных камерах и с невысокими требованиями к качеству звука на отечественном телевидении. Отсюда и любовь телевизионных звукорежиссеров к «фонограммным» выступлениям артистов, ведь подложить при монтаже под телевизионную картинку готовую фонограмму гораздо проще и дешевле, чем записать, а потом и грамотно свести несколько десятков дорожек.

Запись с микрофонов чаще всего используется для классической музыки, причем использование этих же микрофонов для звукоусиления невозможно. Иногда очень неплохие результаты дает совмещение записей с пульта и с микрофонов в зале, надо только помнить, что микрофоны зала находятся на приличном расстоянии от сцены, а звук с пульта выходит практически без задержки и при микшировании надо его задерживать для совпадения по фазе со звуком, записанным с микрофонов, причем за счет этой задержки можно в некоторой степени влиять на объемность звучания финального микса. По расположению микрофонов зала существует масса вариантов, каждый звукорежиссер или инженер записи должен знать полсотни возможных точек установки. Решение о применении конкретных видов и марок микрофонов каждый звукорежиссер принимает сам, основываясь на общем звучании в зале, его акустических особенностях и собственном опыте.

Самый профессиональный, но и самый дорогой способ записи живого шоу – это многоканальная запись. Задача перед звукоинженерами записи стоит, на первый взгляд, очень непростая: необходимо записать отдельно на многоканальный носитель звук с каждого микрофона, каждого комбика и инструмента на сцене, общий микс с пульта в зале, да еще и общую звуковую панораму зала и обязательно аплодисменты зрителей. Без всего этого не удастся воспроизвести в студии достоверную атмосферу шоу. Ведь не секрет, что все современные концертные записи потом заново сводятся в студии и у исполнителей есть возможность перепеть и переиграть неудачные моменты живого выступления, хотя это, конечно, немного портит подлинность и достоверность записываемого события, но, с другой стороны, дает большие творческие возможности звукорежиссерам и продюсерам. Например, многие концертные записи вы можете послушать дома в многоканальном формате, что в концертном зале практически невозможно, да и ни к чему, наверное. 

В аналоговые времена осуществление такой живой записи прямо в концертном зале требовало чуть ли не целого грузовика оборудования или передвижной звукозаписывающей студии, занимающей огромный двухэтажный автобус. Каждый сигнал со сцены должен быть скоммутирован через сплиттер, который разветвит его на несколько направлений: на пульт FOH; на мониторный пульт; на пульт записи; на резервный пульт записи. (Пульт резервной записи использовался для того, чтобы в момент, когда на основном многоканальном магнитофоне кончится пленка, заранее включенный резервный магнитофон записывал звук, пока меняют бобину с пленкой на основном). На небольших концертах и сегодня обходятся часто без мониторного пульта, это немного уменьшает количество коммутации, но на больших фестивальных концертах, где количество используемых каналов превышает 48, необходимо было просто огромное число кабелей! Нас в этом хитросплетении интересует только пульт записи, куда попадают все сигналы от всех источников со сцены и шумовых микрофонов. Звучание в зале остается на совести FOH звукорежиссеров, хотя озвучка концертной площадки довольно сильно влияет на записываемые сигналы микрофонов, ведь отраженный звук из зала и из мониторов на сцене всегда присутствует. Инженер записи независимо от звука в концертном зале уже через свой пульт раздает все сигналы на входы дорожек многоканального магнитофона; если их меньше, чем общее количество приходящих на пульт записи сигналов, то некоторые микшируются по группам и уже их сумма записывается на одну дорожку. Потом бобины с пленкой попадают в студию, где обязательно должен быть такой же магнитофон, для сведения и монтажа. Надо заметить, что применение множества кабелей большой длины предъявляет повышенные требования к их качеству, а также требует качественного заземления всей системы и обязательно питания от общей электросети.
С появлением цифровых носителей записи, систем нелинейного монтажа и компьютерных рабочих станций инженеры записи смогли вздохнуть свободней. Теперь не нужно было использовать резервные магнитофоны с пленкой, длительность непрерывной записи стала практически любой, можно сохранять записи в любом удобном формате и переносить их из студии в студию, работая там, где это удобнее, а не там, где есть необходимая техника. Но это был только переходный период!

С выходом в массы цифровых пультов и цифровых аудиосетей все упростилось настолько, что теперь сами FOH звукорежиссеры могут с легкостью осуществлять многоканальную запись всего концерта, используя всего лишь один ноутбук, стоящий прямо на пультовой! Достаточно установить в цифровой пульт плату сетевого интерфейса, такого, как MADI или Ethersound, или любого другого, и в компьютер подобную плату, и ВСЕ!!!! До 64 каналов на вход и столько же на выход можно использовать одновременно и записать все сразу в тот звуковой редактор, в котором материал будет в дальнейшем сводиться. Эта технология дает еще одну приятную для концертирующих музыкантов возможность: один раз записав звучание всех инструментов и микрофонов, воспроизводить его через те же каналы пульта! Нет больше необходимости всем музыкантам приходить на саундчеки, они могут вообще не участвовать в настройке оборудования! Правда, это актуально только при использовании одного и того же оборудования на протяжении всего тура. В любой момент звукорежиссер может заменить внезапно заболевшего участника шоу его записанной на прошлом концерте дорожкой, только необходимо синхронизировать при помощи клика остальных музыкантов на сцене с компьютером. Также отпадает необходимость в больших аккомпанирующих составах, ведь все нужные звуки и партии можно прописать заранее в студии, что для гастролирующих коллективов весьма важно. В некоторых недорогих цифровых пультиках появилась даже функция записи и воспроизведения звука прямо с USB флешки в МР3 формате, для технической записи этого вполне достаточно. Можно записывать каждый концерт для последующего прослушивания и работы над ошибками для всех участников музыкального коллектива, даже компьютер уже не нужен, достаточно только воткнуть в пульт флеш-накопитель! Современные технологии стали настоящим прорывом в области звукозаписи, надо только правильно их применять, и творческий успех обязательно придет! 

Игорь Родовский

Запись живых концертов. Как это делается

<div>Начать, наверное, нужно с вопроса, <b>для чего вообще делаются записи живых концертов. </b>В первую очередь для создания видеофильмов или телевизионных фильмов о концерте или о целом туре, еще для истории, если это что-то уникальное: выступление, фестиваль или событие, для последующего прослушивания исполнителями, с целью работы над ошибками. Но этот процесс скорее можно назвать технологической записью и к нему мы вернемся в конце этого обзора. Итак, чаще всего заказчиком записи звука на живом концерте является телеканал или реже звукозаписывающая компания, выпускающая потом DVD или CD с записью шоу. Рассмотрим два первых варианта как наиболее часто встречающиеся. Работа с телевизионными студиями требует, естественно, соблюдения их стандартов уровня сигналов, соотношения сигнал/шум и так далее, у производителей дисков есть собственные стандарты, такие, как соблюдение необходимой битности цифрового сигнала и частот дискретизации и тому подобное. Но, конечно всех объединяет стремление получить максимально возможное качество записи звука и максимально полный материал для последующей с ним работы. Есть, собственно, <b>всего три способа записи концертов</b>: запись микса прямо с пульта в зале, запись с нескольких высококачественных микрофонов, установленных в зрительном зале, и многоканальная запись независимо от звучания в зале.</div> <div> <br /> </div> <div>Запись с пульта часто используют телевизионщики, но качественную запись таким способом можно получить только на очень качественной и правильно настроенной аппаратуре звукоусиления зала,<b> в этом случае задача инженера сродни сведению в студии</b>. Как правило, для телевизионного звука достаточно записать всего несколько дорожек с группами однотипных инструментов и микрофонов. Связано это, прежде всего, с небольшим количеством аудиодорожек в профессиональных камерах и с невысокими требованиями к качеству звука на отечественном телевидении. Отсюда и любовь телевизионных звукорежиссеров к «фонограммным» выступлениям артистов, ведь подложить при монтаже под телевизионную картинку готовую фонограмму гораздо проще и дешевле, чем записать,<b> а потом и грамотно свести несколько десятков дорожек.</b></div> <div> <br /> </div> <div><b>Запись с микрофонов </b>чаще всего используется для классической музыки, причем использование этих же микрофонов для звукоусиления невозможно. Иногда очень неплохие результаты дает совмещение записей с пульта и с микрофонов в зале, надо только помнить, что микрофоны зала находятся на приличном расстоянии от сцены, а звук с пульта выходит практически без задержки и при микшировании надо его задерживать для совпадения по фазе со звуком, записанным с микрофонов, причем за счет этой задержки можно в некоторой степени влиять на объемность звучания финального микса. По расположению микрофонов зала существует масса вариантов, каждый звукорежиссер или инженер записи должен знать полсотни возможных точек установки. Решение о применении конкретных видов и марок микрофонов каждый звукорежиссер принимает сам, основываясь на общем звучании в зале, его акустических особенностях и собственном опыте.</div> <div> <br /> </div> <div>Самый профессиональный, но и самый дорогой способ записи живого шоу – это<b> многоканальная запись.</b> Задача перед звукоинженерами записи стоит, на первый взгляд, очень непростая: необходимо записать отдельно на многоканальный носитель звук с каждого микрофона, каждого комбика и инструмента на сцене, общий микс с пульта в зале, да еще и общую звуковую панораму зала и обязательно аплодисменты зрителей. Без всего этого не удастся воспроизвести в студии достоверную атмосферу шоу. Ведь не секрет, что все современные концертные записи потом заново сводятся в студии и у исполнителей есть возможность перепеть и переиграть неудачные моменты живого выступления, хотя это, конечно, немного портит подлинность и достоверность записываемого события, но, с другой стороны, дает большие творческие возможности звукорежиссерам и продюсерам. Например, многие концертные записи вы можете послушать дома в многоканальном формате, <b>что в концертном зале практически невозможно</b>, да и ни к чему, наверное. </div> <div> <br /> </div> <div>В аналоговые времена осуществление такой живой записи прямо в концертном зале требовало чуть ли не целого грузовика оборудования или передвижной звукозаписывающей студии, занимающей огромный двухэтажный автобус. Каждый сигнал со сцены должен быть скоммутирован через сплиттер, который разветвит его на несколько направлений: на пульт FOH; на мониторный пульт; на пульт записи; на резервный пульт записи. (Пульт резервной записи использовался для того, чтобы в момент, когда на основном многоканальном магнитофоне кончится пленка, заранее включенный резервный магнитофон записывал звук, пока меняют бобину с пленкой на основном). На небольших концертах и сегодня обходятся часто без мониторного пульта, это немного уменьшает количество коммутации, но на больших фестивальных концертах, где количество используемых каналов превышает 48, необходимо было просто огромное число кабелей! Нас в этом хитросплетении интересует только пульт записи, куда попадают все сигналы от всех источников со сцены и шумовых микрофонов. <b>Звучание в зале остается на совести FOH звукорежиссеров,</b> хотя озвучка концертной площадки довольно сильно влияет на записываемые сигналы микрофонов, ведь отраженный звук из зала и из мониторов на сцене всегда присутствует. Инженер записи независимо от звука в концертном зале уже через свой пульт раздает все сигналы на входы дорожек многоканального магнитофона; если их меньше, чем общее количество приходящих на пульт записи сигналов, то некоторые микшируются по группам и уже их сумма записывается на одну дорожку. Потом бобины с пленкой попадают в студию, где обязательно должен быть такой же магнитофон, для сведения и монтажа. Надо заметить, что применение множества кабелей большой длины предъявляет повышенные требования к их качеству, а также требует качественного заземления всей системы и обязательно питания от общей электросети.</div> <div>С появлением цифровых носителей записи, систем нелинейного монтажа и компьютерных рабочих станций инженеры записи <b>смогли вздохнуть свободней.</b> Теперь не нужно было использовать резервные магнитофоны с пленкой, длительность непрерывной записи стала практически любой, можно сохранять записи в любом удобном формате и переносить их из студии в студию, работая там, где это удобнее, а не там, где есть необходимая техника. Но это был только переходный период!</div> <div> <br /> </div> <div>С выходом в массы цифровых пультов и цифровых аудиосетей все упростилось настолько, что теперь сами FOH звукорежиссеры могут с легкостью осуществлять многоканальную запись всего концерта, используя всего лишь один ноутбук, стоящий прямо на пультовой! Достаточно установить в цифровой пульт плату сетевого интерфейса, такого, как MADI или Ethersound, или любого другого, и в компьютер подобную плату, и ВСЕ!!!! До 64 каналов на вход и столько же на выход можно использовать одновременно и записать все сразу в тот звуковой редактор, в котором материал будет в дальнейшем сводиться. Эта технология дает еще одну приятную для концертирующих музыкантов возможность: один раз записав звучание всех инструментов и микрофонов, воспроизводить его через те же каналы пульта! Нет больше необходимости всем музыкантам приходить на саундчеки, они могут вообще не участвовать в настройке оборудования! Правда, это актуально только при использовании одного и того же оборудования на протяжении всего тура. В любой момент звукорежиссер может заменить внезапно заболевшего участника шоу его записанной на прошлом концерте дорожкой, только необходимо синхронизировать при помощи клика остальных музыкантов на сцене с компьютером. Также отпадает необходимость в больших аккомпанирующих составах, ведь все нужные звуки и партии можно прописать заранее в студии, что для гастролирующих коллективов весьма важно. В некоторых недорогих цифровых пультиках появилась даже функция записи и воспроизведения звука прямо с USB флешки в МР3 формате, для технической записи этого вполне достаточно. Можно записывать каждый концерт для последующего прослушивания и работы над ошибками для всех участников музыкального коллектива, даже компьютер уже не нужен, достаточно только воткнуть в пульт флеш-накопитель! Современные технологии стали настоящим прорывом в области звукозаписи, надо только правильно их применять, и творческий успех обязательно придет! </div> <div> <br /> </div> <div><i>Игорь Родовский</i></div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Запись живых концертов. Как это делается

Запись живых концертов. Как это делается

Запись живых концертов. Как это делается

<div>Начать, наверное, нужно с вопроса, <b>для чего вообще делаются записи живых концертов. </b>В первую очередь для создания видеофильмов или телевизионных фильмов о концерте или о целом туре, еще для истории, если это что-то уникальное: выступление, фестиваль или событие, для последующего прослушивания исполнителями, с целью работы над ошибками. Но этот процесс скорее можно назвать технологической записью и к нему мы вернемся в конце этого обзора. Итак, чаще всего заказчиком записи звука на живом концерте является телеканал или реже звукозаписывающая компания, выпускающая потом DVD или CD с записью шоу. Рассмотрим два первых варианта как наиболее часто встречающиеся. Работа с телевизионными студиями требует, естественно, соблюдения их стандартов уровня сигналов, соотношения сигнал/шум и так далее, у производителей дисков есть собственные стандарты, такие, как соблюдение необходимой битности цифрового сигнала и частот дискретизации и тому подобное. Но, конечно всех объединяет стремление получить максимально возможное качество записи звука и максимально полный материал для последующей с ним работы. Есть, собственно, <b>всего три способа записи концертов</b>: запись микса прямо с пульта в зале, запись с нескольких высококачественных микрофонов, установленных в зрительном зале, и многоканальная запись независимо от звучания в зале.</div> <div> <br /> </div> <div>Запись с пульта часто используют телевизионщики, но качественную запись таким способом можно получить только на очень качественной и правильно настроенной аппаратуре звукоусиления зала,<b> в этом случае задача инженера сродни сведению в студии</b>. Как правило, для телевизионного звука достаточно записать всего несколько дорожек с группами однотипных инструментов и микрофонов. Связано это, прежде всего, с небольшим количеством аудиодорожек в профессиональных камерах и с невысокими требованиями к качеству звука на отечественном телевидении. Отсюда и любовь телевизионных звукорежиссеров к «фонограммным» выступлениям артистов, ведь подложить при монтаже под телевизионную картинку готовую фонограмму гораздо проще и дешевле, чем записать,<b> а потом и грамотно свести несколько десятков дорожек.</b></div> <div> <br /> </div> <div><b>Запись с микрофонов </b>чаще всего используется для классической музыки, причем использование этих же микрофонов для звукоусиления невозможно. Иногда очень неплохие результаты дает совмещение записей с пульта и с микрофонов в зале, надо только помнить, что микрофоны зала находятся на приличном расстоянии от сцены, а звук с пульта выходит практически без задержки и при микшировании надо его задерживать для совпадения по фазе со звуком, записанным с микрофонов, причем за счет этой задержки можно в некоторой степени влиять на объемность звучания финального микса. По расположению микрофонов зала существует масса вариантов, каждый звукорежиссер или инженер записи должен знать полсотни возможных точек установки. Решение о применении конкретных видов и марок микрофонов каждый звукорежиссер принимает сам, основываясь на общем звучании в зале, его акустических особенностях и собственном опыте.</div> <div> <br /> </div> <div>Самый профессиональный, но и самый дорогой способ записи живого шоу – это<b> многоканальная запись.</b> Задача перед звукоинженерами записи стоит, на первый взгляд, очень непростая: необходимо записать отдельно на многоканальный носитель звук с каждого микрофона, каждого комбика и инструмента на сцене, общий микс с пульта в зале, да еще и общую звуковую панораму зала и обязательно аплодисменты зрителей. Без всего этого не удастся воспроизвести в студии достоверную атмосферу шоу. Ведь не секрет, что все современные концертные записи потом заново сводятся в студии и у исполнителей есть возможность перепеть и переиграть неудачные моменты живого выступления, хотя это, конечно, немного портит подлинность и достоверность записываемого события, но, с другой стороны, дает большие творческие возможности звукорежиссерам и продюсерам. Например, многие концертные записи вы можете послушать дома в многоканальном формате, <b>что в концертном зале практически невозможно</b>, да и ни к чему, наверное. </div> <div> <br /> </div> <div>В аналоговые времена осуществление такой живой записи прямо в концертном зале требовало чуть ли не целого грузовика оборудования или передвижной звукозаписывающей студии, занимающей огромный двухэтажный автобус. Каждый сигнал со сцены должен быть скоммутирован через сплиттер, который разветвит его на несколько направлений: на пульт FOH; на мониторный пульт; на пульт записи; на резервный пульт записи. (Пульт резервной записи использовался для того, чтобы в момент, когда на основном многоканальном магнитофоне кончится пленка, заранее включенный резервный магнитофон записывал звук, пока меняют бобину с пленкой на основном). На небольших концертах и сегодня обходятся часто без мониторного пульта, это немного уменьшает количество коммутации, но на больших фестивальных концертах, где количество используемых каналов превышает 48, необходимо было просто огромное число кабелей! Нас в этом хитросплетении интересует только пульт записи, куда попадают все сигналы от всех источников со сцены и шумовых микрофонов. <b>Звучание в зале остается на совести FOH звукорежиссеров,</b> хотя озвучка концертной площадки довольно сильно влияет на записываемые сигналы микрофонов, ведь отраженный звук из зала и из мониторов на сцене всегда присутствует. Инженер записи независимо от звука в концертном зале уже через свой пульт раздает все сигналы на входы дорожек многоканального магнитофона; если их меньше, чем общее количество приходящих на пульт записи сигналов, то некоторые микшируются по группам и уже их сумма записывается на одну дорожку. Потом бобины с пленкой попадают в студию, где обязательно должен быть такой же магнитофон, для сведения и монтажа. Надо заметить, что применение множества кабелей большой длины предъявляет повышенные требования к их качеству, а также требует качественного заземления всей системы и обязательно питания от общей электросети.</div> <div>С появлением цифровых носителей записи, систем нелинейного монтажа и компьютерных рабочих станций инженеры записи <b>смогли вздохнуть свободней.</b> Теперь не нужно было использовать резервные магнитофоны с пленкой, длительность непрерывной записи стала практически любой, можно сохранять записи в любом удобном формате и переносить их из студии в студию, работая там, где это удобнее, а не там, где есть необходимая техника. Но это был только переходный период!</div> <div> <br /> </div> <div>С выходом в массы цифровых пультов и цифровых аудиосетей все упростилось настолько, что теперь сами FOH звукорежиссеры могут с легкостью осуществлять многоканальную запись всего концерта, используя всего лишь один ноутбук, стоящий прямо на пультовой! Достаточно установить в цифровой пульт плату сетевого интерфейса, такого, как MADI или Ethersound, или любого другого, и в компьютер подобную плату, и ВСЕ!!!! До 64 каналов на вход и столько же на выход можно использовать одновременно и записать все сразу в тот звуковой редактор, в котором материал будет в дальнейшем сводиться. Эта технология дает еще одну приятную для концертирующих музыкантов возможность: один раз записав звучание всех инструментов и микрофонов, воспроизводить его через те же каналы пульта! Нет больше необходимости всем музыкантам приходить на саундчеки, они могут вообще не участвовать в настройке оборудования! Правда, это актуально только при использовании одного и того же оборудования на протяжении всего тура. В любой момент звукорежиссер может заменить внезапно заболевшего участника шоу его записанной на прошлом концерте дорожкой, только необходимо синхронизировать при помощи клика остальных музыкантов на сцене с компьютером. Также отпадает необходимость в больших аккомпанирующих составах, ведь все нужные звуки и партии можно прописать заранее в студии, что для гастролирующих коллективов весьма важно. В некоторых недорогих цифровых пультиках появилась даже функция записи и воспроизведения звука прямо с USB флешки в МР3 формате, для технической записи этого вполне достаточно. Можно записывать каждый концерт для последующего прослушивания и работы над ошибками для всех участников музыкального коллектива, даже компьютер уже не нужен, достаточно только воткнуть в пульт флеш-накопитель! Современные технологии стали настоящим прорывом в области звукозаписи, надо только правильно их применять, и творческий успех обязательно придет! </div> <div> <br /> </div> <div><i>Игорь Родовский</i></div>

Загрузка комментариев...