Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A

Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A
0

Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A

Раздел: Компрессия
Дата публикации: 24 марта 2015, 16:56
Нравится
Нравится
Существуют приборы, которые своим появлением оставили глубокий след в истории звукозаписи. Одними из таких легендарных "культовых" приборов являются компрессоры Teletronix LA-2A и UREI 1176LN.

Даже после прекращения производства Teletronix LA-2A около 40 лет назад звукорежиссеры продолжали платить большие деньги за оригинальный б/у ламповый опто-компрессор, если, конечно, могли найти подходящий экземпляр. И не ставили его на полку в домашний музей, а активно использовали в студии. Достаточно высокие цены на подобные винтажные приборы и сопровождающие их мистические истории – вот ключевой момент процесса возобновления производства "реплик" старой техники, которой последнее время стали заниматься уважаемые производители элитного профессионального аудиооборудования. Ощущая большую потребность профессионалов в LA-2A, владелец бренда компания Universal Audio в свое время решила возобновить его производство по оригинальным схемам из комплектующих, максимально соответствующих оригиналу - радиоламп, трансформаторов, переключателей, пассивных компонентов и больших стрелочных VU-индикаторов. Цена вновь выпущенного прибора (более 3000 долларов) соизмерима с ценой оригинального LA-2A.
История "нормирующего усилителя" LA-2A

LA – это сокращение словосочетания levelling amplifier – нормирующий, поддерживающий уровень усилитель (а отнюдь не Лос Анджелес, как иногда шуточно переводят название прибора).

LA-2A представляет собой классический одноканальный компрессор/лимитер, разработанный для радиовещания инженерами компании Teletronix в начале 60-х. Позднее Teletronix продала свои акции компании Babcoock Electronics Co., которая, в свою очередь, в 1967 году была приобретена нынешним владельцем бренда – компанией Universal Audio (UA). Основателем последней был Бил Путнэм (Bill Putnam); выпускались три версии LA-2A. Производство этого лампового монстра было прекращено в 1969 году - наступила эпоха поголовной транзисторизации…

Через 30 лет сыновья Била Путнэма – Джим и Бил-младший возобновили работы по возрождению легендарных приборов. Первыми выпущенными продуктами были практически точные копии Teletronix LA-2A и не менее легендарной модели 1176LN от компании UREI, к тому моменту также ставшей собственностью Universal Audio (неточность: компания Билла Путнэма называлась Universal Audio до 1958 года, а затем была переименована в UREI – прим. ред.). Для этого были проделана титаническая работа, начиная от воссоздания давно забытого навесного монтажа и заканчивая поиском оригинальных компонентов по необъятным просторам на тот момент тотально "транзисторизованных" и компьютеризованных США.

Братьям заново пришлось организовать производство некоторых из них. Слово "практически" означает отсутствие (или присутствие минимальных) отличий от первоначальной версии легендарного компрессора.

Отступления от оригинала все же были, но они не затронули сути звучания прибора. Например, первоначально использовавшиеся потенциометры производства Allen-Bradley были заменены на более надежные от Precision Electronic Components (PEC).

Для соответствия европейским стандартам безопасности большие винты откидной лицевой панели, закрепленной на обычном "мебельном завесе" и отворачиваемые рукой (!), были заменены на винты под отвертку, чем в определенной мере предотвращался несанкционированный доступ к высоковольтной начинке прибора. Также для удобства пользования с задней панели на лицевую был перенесен переключатель режима компрессия/лимитирование (на фото – с краю слева).

К входным/выходным планкам "под закрутку" добавились вездесущие разъемы XLR. В итоге благодаря усилиям братьев Путнэм конструкция и звучание прибора были максимально точно воспроизведены в переизданной версии.

Устройство
Ключевыми моментами LA-2A являются: оптронная пара Т4, состоящая из электролюминесцентной ячейки и фотоэлемента на основе сульфида кадмия, входной звуковой трансформатор HA 100X, и выходной трансформатор UTC A24. Все эти компоненты радикально влияют на фирменное звучание прибора, и заменить их любыми подвернувшимися под руку комплектующими было нельзя. Их и стали производить по оригинальным спецификациям 1962 года. Прибор собран на радиолампах – двойных триодах 12АХ7 и 12ВН7А и пентоде 6AQ5A.

Боковая цепь компрессора (sidechain) содержит регулировку частотных предыскажений, первоначально разработанную для работы в радиовещании и имеющей на лицевой панели регулирующий потенциометр под шлиц. При вращении его по часовой стрелке компрессор более чутко реагирует на ВЧ (своеобразный де-эссинг): при работе с музыкальным материалом пользователям следует учитывать это.
Именно оптопара Т4 придает звуку LA-2A уникальный характер. Она имеет собственные временные характеристики срабатывания – этими параметрами нельзя управлять с помощью ручек регулировки прибора, как это происходит в большинстве современных компрессоров. Выпускалось три версии оптопары – Т4, Т4А и Т4В, имевших несколько различающиеся характеристики срабатывания.

Время срабатывания фотоэлемента базовой оптопары Т4 составляет около 10 мс, оно и определяет время атаки компрессора. Но главное, такой фотоэлемент отпускает сигнал не сразу, а в два этапа. Это определяет характерное время release и, как следствие, прозрачное звучание прибора. Это время на первом этапе составляет 40…80 мc, на втором – секунды (!), причем тут фотоэлемент проявляет специфический эффект памяти, зависящий от длительности и интенсивности засветки элемента. То есть если вы используете жесткую компрессию (входной сигнал длительное время превышает порог), то время отпускания LA-2A будет медленным, что позволяет прибору не вносить слышимые артефакты в обрабатываемый сигнал.

Все входы и выходы (симметричные трансформаторные) расположены на задней панели оригинального вида. Там же закреплены четыре радиолампы, сетевой разъем, планки вх/вых "под закрутку" и все трансформаторы.

Максимальные входной и выходной уровни составляют +16 dBm, что несколько ниже современных стандартов, но компания Universal Audio мудро решила быть верной раритетной схемотехнике и не улучшать то, что прошло проверку временем и работает хорошо.

Корпус прибора имеет высоту 3U, все лампы смонтированы горизонтально на задней панели и имеют невысокое тепловыделение. Оставлять свободные пробелы в рэке при монтаже компрессора для его охлаждения не требуется. Простая логика организации ручек регулировки и переключателей на лицевой панели сводит управление прибором на уровень интуитивности. Компрессия – классическое "мягкое колено" (soft knee) с фиксированным коэффициентом компрессиии (ratio) около 4:1. Лампы и звуковые трансформаторы добавляют теплоту в звучание. Атака достаточно медленная, (медленнее, чем у популярного dbx 160) что позволяет не «отуплять» переходные процессы сигнала, хотя для ударных компрессор несколько медленноват.

На LA-2A можно достичь значительного уровня подавления сигнала, вплоть до 30 дБ почти без слышимых артефактов – великолепный параметр! На слух различия между режимами компрессии и лимитирования незначительны. Как и большинство оптокомпрессоров (Joemeek, Antony DeMaria, HCL), LA-2A имеет минимум ручек регулировки. Вращение правой ручки Peak Reduction (R2 по схеме, хотя там она названа gain reduction) по часовой стрелке увеличивает усиление в боковой цепи, что снижает порог компрессии/лимитирования. Вы просто крутите ручку вперед для большей компрессии сигнала, и назад – для меньшей. Левая ручка Gain (R1 по схеме) устанавливает выходной уровень сигнала. У прибора нет традиционной кнопки обхода bypass, позволяющей мгновенно сравнивать обработанный/необработанный сигнал – он для высоких профессионалов! Крайний справа переключатель под "клювик" переключает большой стрелочный индикатор между режимами отображения степени компрессии и выходным уровнем +4/+10 dBm. Крайний справа-внизу на лицевой панели – тумблер выключателя питания.

Прослушивание

Первой задачей, которую я поставил перед LA-2A, была запись в Pro Tools голоса не очень дисциплинированной рок-вокалистки. Атрибутами ее голоса были плотный тембр, активная атака и слабо управляемая динамика. Тем не менее, ветеран компрессии легко решил проблемы – темпераментной певице ни разу не удалось перегрузить ни тракт записи, ни мой видавший виды Neumann U87 (по мере разогрева голоса мне пришлось несколько раз подобрать усиление микрофонного преампа). В этой связи для LA2 есть шутка. Звукорежиссер говорит капризничающей в студии вокалистке: "Будешь плохо себя вести – переведу ручки с 40 долларов в час на 50!".

Компрессор обеспечил прозрачное, драйвовое и музыкальное звучание вокала. Что значит правильно подобранные времена атаки и восстановления! Но главное, благодаря всего двум ручкам регулировки для установки нужных параметров компрессии потребовался минимум времени.

Второй, менее экстремальной задачей была запись саксофона под насыщенную электронными партиями "минусовку". Этот инструмент известен своей яркой атакой и широкой динамикой, и по фактуре близок к параметрам человеческого голоса. Трек получился не пронзительным, очень теплым и гладким, с небольшим намеком на приятные искажения.

И, наконец, классическая задача – лимитирование бас-гитары в пьесе типа рок-баллады. Сигнал снимался с DI-выхода транзисторного бас-комбо. Тут я достиг искомого контроля над динамикой (правда, пришлось активно поработать обеими ручками компрессора) при сохранении артикуляции. Прибор придал ламповую теплоту изначально несколько плоскому транзисторному звуку баса. Увы, этот компрессор несколько вяловат для ударных и агрессивной слэповой бас-гитары, но универсальных компрессоров ведь не существует…

LA-2A – удивительно тепло и прозрачно звучащий компрессор, он особенно эффективен для обработки вокалаов. Когда требуется уплотнить тонкий голос, сгладить широкую динамику и придать ему "ламповые" краски – этот компрессор для вас (язык просто не поворачивается назвать его "нормирующим усилителем"). Для любителей софта уникальная работа этого прибора эмулирована популярным программным продуктом от UAD. После проведенных тестов у меня появилось желание использовать прибор на разных типах звукового материала, кроме, наверно, финального микса. А вполне подъемная цена делает этот компрессор доступным студиям со средним бюджетом.

Проверенным годами работы "классиком среди классиков" был и остается знаменитый "Эл-Эй-Ту-Эй" - Teletronix LA-2A.

Валерий Папченко.

Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A

Существуют приборы, которые своим появлением оставили глубокий след в истории звукозаписи. Одними из таких легендарных &quot;культовых&quot; приборов являются <b>компрессоры Teletronix LA-2A и UREI 1176LN.</b> <br /> <br /> Даже после прекращения производства Teletronix LA-2A около 40 лет назад звукорежиссеры продолжали платить большие деньги за оригинальный б/у ламповый опто-компрессор, если, конечно, могли найти подходящий экземпляр. И не ставили его на полку в домашний музей, а активно использовали в студии. Достаточно высокие цены на подобные винтажные приборы и сопровождающие их мистические истории – вот ключевой момент процесса возобновления производства &quot;реплик&quot; старой техники, которой последнее время стали заниматься уважаемые производители элитного профессионального аудиооборудования. Ощущая большую потребность профессионалов в LA-2A, владелец бренда компания Universal Audio в свое время решила возобновить его производство по оригинальным схемам из комплектующих, максимально соответствующих оригиналу - радиоламп, трансформаторов, переключателей, пассивных компонентов и больших стрелочных VU-индикаторов. Цена вновь выпущенного прибора (более 3000 долларов) соизмерима с ценой оригинального LA-2A. <br /> История &quot;нормирующего усилителя&quot; LA-2A <br /> <br /> LA – это сокращение словосочетания<b> levelling amplifier</b> – нормирующий, поддерживающий уровень усилитель (а отнюдь не Лос Анджелес, как иногда шуточно переводят название прибора). <br /> <br /> LA-2A представляет собой классический одноканальный компрессор/лимитер, разработанный для радиовещания инженерами компании Teletronix в начале 60-х. Позднее Teletronix продала свои акции компании Babcoock Electronics Co., которая, в свою очередь, в 1967 году была приобретена нынешним владельцем бренда – компанией Universal Audio (UA). Основателем последней был Бил Путнэм (Bill Putnam); выпускались три версии LA-2A. Производство этого лампового монстра было прекращено в 1969 году - наступила эпоха поголовной транзисторизации… <br /> <br /> Через 30 лет сыновья Била Путнэма – Джим и Бил-младший возобновили работы по возрождению легендарных приборов. Первыми выпущенными продуктами были практически точные копии Teletronix LA-2A и не менее легендарной модели 1176LN от компании UREI, к тому моменту также ставшей собственностью Universal Audio (неточность: компания Билла Путнэма называлась Universal Audio до 1958 года, а затем была переименована в UREI – прим. ред.). Для этого были проделана титаническая работа, начиная от воссоздания давно забытого навесного монтажа и заканчивая поиском оригинальных компонентов по необъятным просторам на тот момент тотально &quot;транзисторизованных&quot; и компьютеризованных США. <br /> <br /> Братьям заново пришлось организовать производство некоторых из них. Слово &quot;практически&quot; означает отсутствие (или присутствие минимальных) отличий от первоначальной версии легендарного компрессора. <br /> <br /> Отступления от оригинала все же были, но они не затронули сути звучания прибора. Например, первоначально использовавшиеся потенциометры производства Allen-Bradley были заменены на более надежные от <b>Precision Electronic Components (PEC).</b> <br /> <br /> Для соответствия европейским стандартам безопасности большие винты откидной лицевой панели, закрепленной на обычном &quot;мебельном завесе&quot; и отворачиваемые рукой (!), были заменены на винты под отвертку, чем в определенной мере предотвращался несанкционированный доступ к высоковольтной начинке прибора. Также для удобства пользования с задней панели на лицевую был перенесен переключатель режима компрессия/лимитирование (на фото – с краю слева). <br /> <br /> К входным/выходным планкам &quot;под закрутку&quot; добавились вездесущие разъемы XLR. В итоге благодаря усилиям братьев Путнэм конструкция и звучание прибора были максимально точно воспроизведены в переизданной версии. <br /> <br /> <b>Устройство</b> <br /> Ключевыми моментами LA-2A являются: оптронная пара Т4, состоящая из электролюминесцентной ячейки и фотоэлемента на основе сульфида кадмия, входной звуковой трансформатор HA 100X, и выходной трансформатор UTC A24. Все эти компоненты радикально влияют на фирменное звучание прибора, и заменить их любыми подвернувшимися под руку комплектующими было нельзя. Их и стали производить по оригинальным спецификациям 1962 года. Прибор собран на радиолампах – двойных триодах 12АХ7 и 12ВН7А и пентоде 6AQ5A. <br /> <br /> Боковая цепь компрессора (sidechain) содержит регулировку частотных предыскажений, первоначально разработанную для работы в радиовещании и имеющей на лицевой панели регулирующий потенциометр под шлиц. При вращении его по часовой стрелке компрессор более чутко реагирует на ВЧ (своеобразный де-эссинг): при работе с музыкальным материалом пользователям следует учитывать это. <br /> Именно оптопара Т4 придает звуку LA-2A уникальный характер. Она имеет собственные временные характеристики срабатывания – этими параметрами нельзя управлять с помощью ручек регулировки прибора, как это происходит в большинстве современных компрессоров. Выпускалось три версии оптопары – Т4, Т4А и Т4В, имевших несколько различающиеся характеристики срабатывания. <br /> <br /> Время срабатывания фотоэлемента базовой оптопары Т4 составляет около 10 мс, оно и определяет время атаки компрессора. Но главное, такой фотоэлемент отпускает сигнал не сразу, а в два этапа. Это определяет характерное время release и, как следствие, прозрачное звучание прибора. Это время на первом этапе составляет 40…80 мc, на втором – секунды (!), причем тут фотоэлемент проявляет специфический эффект памяти, зависящий от длительности и интенсивности засветки элемента. То есть если вы используете жесткую компрессию (входной сигнал длительное время превышает порог), то время отпускания LA-2A будет медленным, что<b> позволяет прибору не вносить слышимые артефакты в обрабатываемый сигнал. <br /> </b> <br /> Все входы и выходы (симметричные трансформаторные) расположены на задней панели оригинального вида. Там же закреплены четыре радиолампы, сетевой разъем, планки вх/вых &quot;под закрутку&quot; и все трансформаторы. <br /> <br /> Максимальные входной и выходной уровни составляют +16 dBm, что несколько ниже современных стандартов, но компания Universal Audio мудро решила быть верной раритетной схемотехнике и не улучшать то, что прошло проверку временем и работает хорошо. <br /> <br /> Корпус прибора имеет высоту 3U, все лампы смонтированы горизонтально на задней панели и имеют невысокое тепловыделение. Оставлять свободные пробелы в рэке при монтаже компрессора для его охлаждения не требуется. Простая логика организации ручек регулировки и переключателей на лицевой панели сводит управление прибором на уровень интуитивности. Компрессия – классическое &quot;мягкое колено&quot; (soft knee) с фиксированным коэффициентом компрессиии (ratio) около 4:1. Лампы и звуковые трансформаторы добавляют теплоту в звучание. Атака достаточно медленная, (медленнее, чем у популярного dbx 160) что позволяет не «отуплять» переходные процессы сигнала, хотя для ударных компрессор несколько медленноват. <br /> <br /> На LA-2A можно достичь значительного уровня подавления сигнала, вплоть до 30 дБ почти без слышимых артефактов – великолепный параметр! На слух различия между режимами компрессии и лимитирования незначительны. Как и большинство оптокомпрессоров (Joemeek, Antony DeMaria, HCL), LA-2A имеет минимум ручек регулировки. Вращение правой ручки Peak Reduction (R2 по схеме, хотя там она названа gain reduction) по часовой стрелке увеличивает усиление в боковой цепи, что снижает порог компрессии/лимитирования. Вы просто крутите ручку вперед для большей компрессии сигнала, и назад – для меньшей. Левая ручка Gain (R1 по схеме) устанавливает выходной уровень сигнала. У прибора нет традиционной кнопки обхода bypass, позволяющей мгновенно сравнивать обработанный/необработанный сигнал – он для высоких профессионалов! Крайний справа переключатель под &quot;клювик&quot; переключает большой стрелочный индикатор между режимами отображения степени компрессии и выходным уровнем +4/+10 dBm. Крайний справа-внизу на лицевой панели – тумблер выключателя питания. <br /> <b> <br /> Прослушивание</b> <br /> Первой задачей, которую я поставил перед LA-2A, была запись в Pro Tools голоса не очень дисциплинированной рок-вокалистки. Атрибутами ее голоса были плотный тембр, активная атака и слабо управляемая динамика. Тем не менее, ветеран компрессии легко решил проблемы – темпераментной певице ни разу не удалось перегрузить ни тракт записи, ни мой видавший виды Neumann U87 (по мере разогрева голоса мне пришлось несколько раз подобрать усиление микрофонного преампа). В этой связи для LA2 есть шутка. Звукорежиссер говорит капризничающей в студии вокалистке: &quot;Будешь плохо себя вести – переведу ручки с 40 долларов в час на 50!&quot;. <br /> <br /> Компрессор обеспечил прозрачное, драйвовое и музыкальное звучание вокала. Что значит правильно подобранные времена атаки и восстановления! Но главное, благодаря всего двум ручкам регулировки для установки нужных параметров компрессии потребовался минимум времени. <br /> <br /> Второй, менее экстремальной задачей была запись саксофона под насыщенную электронными партиями &quot;минусовку&quot;. Этот инструмент известен своей яркой атакой и широкой динамикой, и по фактуре близок к параметрам человеческого голоса. Трек получился не пронзительным, очень теплым и гладким,<b> с небольшим намеком на приятные искажения.</b> <br /> <br /> И, наконец, классическая задача – лимитирование бас-гитары в пьесе типа рок-баллады. Сигнал снимался с DI-выхода транзисторного бас-комбо. Тут я достиг искомого контроля над динамикой (правда, пришлось активно поработать обеими ручками компрессора) при сохранении артикуляции. Прибор придал ламповую теплоту изначально несколько плоскому транзисторному звуку баса. Увы, этот компрессор несколько вяловат для ударных и агрессивной слэповой бас-гитары, но универсальных компрессоров ведь не существует… <br /> <br /> LA-2A – удивительно тепло и прозрачно звучащий компрессор, он особенно эффективен для обработки вокалаов. Когда требуется уплотнить тонкий голос, сгладить широкую динамику и придать ему &quot;ламповые&quot; краски – этот компрессор для вас (язык просто не поворачивается назвать его &quot;нормирующим усилителем&quot;). Для любителей софта уникальная работа этого прибора эмулирована популярным программным продуктом от UAD. После проведенных тестов у меня появилось желание использовать прибор на разных типах звукового материала, кроме, наверно, финального микса. А вполне подъемная цена делает этот компрессор доступным студиям со средним бюджетом. <br /> <br /> Проверенным годами работы &quot;классиком среди классиков&quot; был и остается знаменитый &quot;Эл-Эй-Ту-Эй&quot; - <b>Teletronix LA-2A.</b> <br /> <br /> <i>Валерий Папченко.</i>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A

Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A

Неувядаемая классика: Teletronix LA-2A

Существуют приборы, которые своим появлением оставили глубокий след в истории звукозаписи. Одними из таких легендарных &quot;культовых&quot; приборов являются <b>компрессоры Teletronix LA-2A и UREI 1176LN.</b> <br /> <br /> Даже после прекращения производства Teletronix LA-2A около 40 лет назад звукорежиссеры продолжали платить большие деньги за оригинальный б/у ламповый опто-компрессор, если, конечно, могли найти подходящий экземпляр. И не ставили его на полку в домашний музей, а активно использовали в студии. Достаточно высокие цены на подобные винтажные приборы и сопровождающие их мистические истории – вот ключевой момент процесса возобновления производства &quot;реплик&quot; старой техники, которой последнее время стали заниматься уважаемые производители элитного профессионального аудиооборудования. Ощущая большую потребность профессионалов в LA-2A, владелец бренда компания Universal Audio в свое время решила возобновить его производство по оригинальным схемам из комплектующих, максимально соответствующих оригиналу - радиоламп, трансформаторов, переключателей, пассивных компонентов и больших стрелочных VU-индикаторов. Цена вновь выпущенного прибора (более 3000 долларов) соизмерима с ценой оригинального LA-2A. <br /> История &quot;нормирующего усилителя&quot; LA-2A <br /> <br /> LA – это сокращение словосочетания<b> levelling amplifier</b> – нормирующий, поддерживающий уровень усилитель (а отнюдь не Лос Анджелес, как иногда шуточно переводят название прибора). <br /> <br /> LA-2A представляет собой классический одноканальный компрессор/лимитер, разработанный для радиовещания инженерами компании Teletronix в начале 60-х. Позднее Teletronix продала свои акции компании Babcoock Electronics Co., которая, в свою очередь, в 1967 году была приобретена нынешним владельцем бренда – компанией Universal Audio (UA). Основателем последней был Бил Путнэм (Bill Putnam); выпускались три версии LA-2A. Производство этого лампового монстра было прекращено в 1969 году - наступила эпоха поголовной транзисторизации… <br /> <br /> Через 30 лет сыновья Била Путнэма – Джим и Бил-младший возобновили работы по возрождению легендарных приборов. Первыми выпущенными продуктами были практически точные копии Teletronix LA-2A и не менее легендарной модели 1176LN от компании UREI, к тому моменту также ставшей собственностью Universal Audio (неточность: компания Билла Путнэма называлась Universal Audio до 1958 года, а затем была переименована в UREI – прим. ред.). Для этого были проделана титаническая работа, начиная от воссоздания давно забытого навесного монтажа и заканчивая поиском оригинальных компонентов по необъятным просторам на тот момент тотально &quot;транзисторизованных&quot; и компьютеризованных США. <br /> <br /> Братьям заново пришлось организовать производство некоторых из них. Слово &quot;практически&quot; означает отсутствие (или присутствие минимальных) отличий от первоначальной версии легендарного компрессора. <br /> <br /> Отступления от оригинала все же были, но они не затронули сути звучания прибора. Например, первоначально использовавшиеся потенциометры производства Allen-Bradley были заменены на более надежные от <b>Precision Electronic Components (PEC).</b> <br /> <br /> Для соответствия европейским стандартам безопасности большие винты откидной лицевой панели, закрепленной на обычном &quot;мебельном завесе&quot; и отворачиваемые рукой (!), были заменены на винты под отвертку, чем в определенной мере предотвращался несанкционированный доступ к высоковольтной начинке прибора. Также для удобства пользования с задней панели на лицевую был перенесен переключатель режима компрессия/лимитирование (на фото – с краю слева). <br /> <br /> К входным/выходным планкам &quot;под закрутку&quot; добавились вездесущие разъемы XLR. В итоге благодаря усилиям братьев Путнэм конструкция и звучание прибора были максимально точно воспроизведены в переизданной версии. <br /> <br /> <b>Устройство</b> <br /> Ключевыми моментами LA-2A являются: оптронная пара Т4, состоящая из электролюминесцентной ячейки и фотоэлемента на основе сульфида кадмия, входной звуковой трансформатор HA 100X, и выходной трансформатор UTC A24. Все эти компоненты радикально влияют на фирменное звучание прибора, и заменить их любыми подвернувшимися под руку комплектующими было нельзя. Их и стали производить по оригинальным спецификациям 1962 года. Прибор собран на радиолампах – двойных триодах 12АХ7 и 12ВН7А и пентоде 6AQ5A. <br /> <br /> Боковая цепь компрессора (sidechain) содержит регулировку частотных предыскажений, первоначально разработанную для работы в радиовещании и имеющей на лицевой панели регулирующий потенциометр под шлиц. При вращении его по часовой стрелке компрессор более чутко реагирует на ВЧ (своеобразный де-эссинг): при работе с музыкальным материалом пользователям следует учитывать это. <br /> Именно оптопара Т4 придает звуку LA-2A уникальный характер. Она имеет собственные временные характеристики срабатывания – этими параметрами нельзя управлять с помощью ручек регулировки прибора, как это происходит в большинстве современных компрессоров. Выпускалось три версии оптопары – Т4, Т4А и Т4В, имевших несколько различающиеся характеристики срабатывания. <br /> <br /> Время срабатывания фотоэлемента базовой оптопары Т4 составляет около 10 мс, оно и определяет время атаки компрессора. Но главное, такой фотоэлемент отпускает сигнал не сразу, а в два этапа. Это определяет характерное время release и, как следствие, прозрачное звучание прибора. Это время на первом этапе составляет 40…80 мc, на втором – секунды (!), причем тут фотоэлемент проявляет специфический эффект памяти, зависящий от длительности и интенсивности засветки элемента. То есть если вы используете жесткую компрессию (входной сигнал длительное время превышает порог), то время отпускания LA-2A будет медленным, что<b> позволяет прибору не вносить слышимые артефакты в обрабатываемый сигнал. <br /> </b> <br /> Все входы и выходы (симметричные трансформаторные) расположены на задней панели оригинального вида. Там же закреплены четыре радиолампы, сетевой разъем, планки вх/вых &quot;под закрутку&quot; и все трансформаторы. <br /> <br /> Максимальные входной и выходной уровни составляют +16 dBm, что несколько ниже современных стандартов, но компания Universal Audio мудро решила быть верной раритетной схемотехнике и не улучшать то, что прошло проверку временем и работает хорошо. <br /> <br /> Корпус прибора имеет высоту 3U, все лампы смонтированы горизонтально на задней панели и имеют невысокое тепловыделение. Оставлять свободные пробелы в рэке при монтаже компрессора для его охлаждения не требуется. Простая логика организации ручек регулировки и переключателей на лицевой панели сводит управление прибором на уровень интуитивности. Компрессия – классическое &quot;мягкое колено&quot; (soft knee) с фиксированным коэффициентом компрессиии (ratio) около 4:1. Лампы и звуковые трансформаторы добавляют теплоту в звучание. Атака достаточно медленная, (медленнее, чем у популярного dbx 160) что позволяет не «отуплять» переходные процессы сигнала, хотя для ударных компрессор несколько медленноват. <br /> <br /> На LA-2A можно достичь значительного уровня подавления сигнала, вплоть до 30 дБ почти без слышимых артефактов – великолепный параметр! На слух различия между режимами компрессии и лимитирования незначительны. Как и большинство оптокомпрессоров (Joemeek, Antony DeMaria, HCL), LA-2A имеет минимум ручек регулировки. Вращение правой ручки Peak Reduction (R2 по схеме, хотя там она названа gain reduction) по часовой стрелке увеличивает усиление в боковой цепи, что снижает порог компрессии/лимитирования. Вы просто крутите ручку вперед для большей компрессии сигнала, и назад – для меньшей. Левая ручка Gain (R1 по схеме) устанавливает выходной уровень сигнала. У прибора нет традиционной кнопки обхода bypass, позволяющей мгновенно сравнивать обработанный/необработанный сигнал – он для высоких профессионалов! Крайний справа переключатель под &quot;клювик&quot; переключает большой стрелочный индикатор между режимами отображения степени компрессии и выходным уровнем +4/+10 dBm. Крайний справа-внизу на лицевой панели – тумблер выключателя питания. <br /> <b> <br /> Прослушивание</b> <br /> Первой задачей, которую я поставил перед LA-2A, была запись в Pro Tools голоса не очень дисциплинированной рок-вокалистки. Атрибутами ее голоса были плотный тембр, активная атака и слабо управляемая динамика. Тем не менее, ветеран компрессии легко решил проблемы – темпераментной певице ни разу не удалось перегрузить ни тракт записи, ни мой видавший виды Neumann U87 (по мере разогрева голоса мне пришлось несколько раз подобрать усиление микрофонного преампа). В этой связи для LA2 есть шутка. Звукорежиссер говорит капризничающей в студии вокалистке: &quot;Будешь плохо себя вести – переведу ручки с 40 долларов в час на 50!&quot;. <br /> <br /> Компрессор обеспечил прозрачное, драйвовое и музыкальное звучание вокала. Что значит правильно подобранные времена атаки и восстановления! Но главное, благодаря всего двум ручкам регулировки для установки нужных параметров компрессии потребовался минимум времени. <br /> <br /> Второй, менее экстремальной задачей была запись саксофона под насыщенную электронными партиями &quot;минусовку&quot;. Этот инструмент известен своей яркой атакой и широкой динамикой, и по фактуре близок к параметрам человеческого голоса. Трек получился не пронзительным, очень теплым и гладким,<b> с небольшим намеком на приятные искажения.</b> <br /> <br /> И, наконец, классическая задача – лимитирование бас-гитары в пьесе типа рок-баллады. Сигнал снимался с DI-выхода транзисторного бас-комбо. Тут я достиг искомого контроля над динамикой (правда, пришлось активно поработать обеими ручками компрессора) при сохранении артикуляции. Прибор придал ламповую теплоту изначально несколько плоскому транзисторному звуку баса. Увы, этот компрессор несколько вяловат для ударных и агрессивной слэповой бас-гитары, но универсальных компрессоров ведь не существует… <br /> <br /> LA-2A – удивительно тепло и прозрачно звучащий компрессор, он особенно эффективен для обработки вокалаов. Когда требуется уплотнить тонкий голос, сгладить широкую динамику и придать ему &quot;ламповые&quot; краски – этот компрессор для вас (язык просто не поворачивается назвать его &quot;нормирующим усилителем&quot;). Для любителей софта уникальная работа этого прибора эмулирована популярным программным продуктом от UAD. После проведенных тестов у меня появилось желание использовать прибор на разных типах звукового материала, кроме, наверно, финального микса. А вполне подъемная цена делает этот компрессор доступным студиям со средним бюджетом. <br /> <br /> Проверенным годами работы &quot;классиком среди классиков&quot; был и остается знаменитый &quot;Эл-Эй-Ту-Эй&quot; - <b>Teletronix LA-2A.</b> <br /> <br /> <i>Валерий Папченко.</i>

Загрузка комментариев...