Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Основы импровизации

Основы импровизации
0

Основы импровизации

Раздел: Струнные
Дата публикации: 5 июня 2015, 12:11
Нравится
Нравится
Слегка погрузившись в искусство импровизации, вы уже способны на некоторое ее подобие. Но это скорее спонтанное извлечение нот и отрывков фраз, не связанных друг с другом единым смысловым зерном. Это всего лишь зачатки вашего будущего стиля. И скорее всего, на данном этапе ваши пассажи очень однообразны, местами даже надоедливы. Это проблема многих гитаристов. Тех, кто не знает, как разнообразить свою игру, привнести в нее новые элементы, пожалуй даже больше, чем тех, кто не знает, как вообще начать импровизировать.

Что ж, есть совет и он довольно прост – играйте! Играйте соло ваших любимых гитаристов, тех, кто однажды побудил вас взять гитару в руки. Это действительно работает. С каждым новым пассажем ваша техника будет становиться все лучше, а запас оригинальных фраз расти. А если вы попытаетесь вычислить составляющие хорошей импровизации, то поймете, что это они и есть – хорошая техника и огромный арсенал всевозможных пассажей и паттернов.

А теперь вспомните предыдущий урок. Я говорил, что для качественной импровизации необходимо как можно меньше умственных ресурсов бросать на технические аспекты игры. В тот раз я советовал пользоваться переменным штрихом, потому что он в полной мере соответствует этому требованию.

Все верно, но лишь для технической составляющей. Что касается заранее заученных заготовок, то здесь вы можете дать волю фантазии и своим желаниям. Используйте свип, экономичную технику, тэппинг в перекрестном положении рук и вообще все, что только сможете придумать. Но оно действительно должно быть заучено назубок, сыграно сотни раз, ведь правило «Мозг думает только о музыке!» действует и здесь. Действует, потому что вам не нужно думать о том, как сыграть арпеджио, которые вы уже сыграли триста семьдесят три раза.

Итак, подводя небольшую черту, повторю еще раз – играйте как можно больше. Вот несколько имен, имеющих вес в мире электрогитары. Композиции этих гитаристов помогут вам выбраться из тупика банальных, затасканных фраз, в который многие начинающие гитаристы, как бы они того не хотели, все равно попадают. Joe Satriani, Eric Johnson, Gary Moore, Zakk Wylde, Buckethead, Paul Gilbert – у каждого из них свой неповторимый стиль и техника. Если вы любитель акустической гитары – послушайте и попробуйте повторить треки Tommy Emmanuel.

А теперь продолжим тот разговор о пентатонике, что мы начали в предыдущей части. И здесь нельзя ни упомянуть хроматические ходы. Довольно часто, играя в быстром темпе, не хватает количества сыгранных нот для того, чтобы завершить такт. Тут хроматика приходит на помощь. Просто играйте промежуточные ноты, не входящие в пентатонику и они будут звучать вполне приемлемо (не во всех стилях музыки, само собой), а порой даже мощно и подчеркнуто тяжело. Это может придать разнообразия вашей игре. Или же наоборот, превратить ее в сумбурную кашу, а потому старайтесь каждый раз думать, прежде чем прибегнуть к хроматическим ступеням. Разумеется, такое оригинальное дополнение к вашему стилю требует тщательной отработки и в конечном итоге может стать одним из ключевых его моментов. Быть может, именно по специфичным хроматическим пассажам спустя несколько лет фанаты будут узнавать ваши записи даже с закрытыми глазами…

Кстати, что касается стиля игры – он требует отдельного времени на отработку. Вы уже уловили идею о хроматике, но ведь можно вообще ее не использовать. И это станет вашим стилем – подчеркнуто-строгое следование диатонике, порой даже навязчивое, но всегда уместное и «с огоньком». Стилем, от которого будет замирать сердце, а музыкальные каноны классической школы выйдут на первый план. Поверьте, это может быть сложнее, чем разбавить пассаж хроматическими ступенями.

Но вернемся к импровизации. Одним вполне хватает пентатоники, они каждый раз находят в ней что-то новое и очень редко повторяются. Другим же, и это естественно, хочется добавить в свою игру мелодики, свойственной семиступенным ладам. У каждого из них свой неповторимый оттенок, свой вкус, цвет, запах. Как вам известно, существует семь средневековых ладов. Три мажорных, три минорных и локрийская гамма. Последняя в качестве тонального трезвучия имеет уменьшенный аккорд и вряд ли может представлять какое-либо практическое применение. Зато остальные шесть… О, да! Бесконечный источник всевозможных музыкальных идей, от загадочных космических интерлюдий в лидийском ладу, до темных, сверхтяжелых риффов во фригийском, вам гарантирован!

Однако обо всем по порядку. Ионийский или натуральный мажор – первый лад, который вам следует выучить. Имеет эпическое, местами пафосное, но в целом просто позитивное звучание. Строиться по принципу ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. Следом идет дорийский минор – самый светлый из миноров. Отличается от натурального шестой повышенной ступенью, которая и придает ему эту легкость. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. За дорийским минором расположился фригийский, на этот раз самый темный, что достигается понижением второй ступени по отношению к натуральному. Строение: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. Далее идет лидийский – самый светлый из мажоров и один из фаворитов Джо Сатриани. Я уже писал про его загадочность, а порой даже некую отстраненность, но это всего лишь слова. Если вы не слышали написанные в нем композиции, то вряд ли поймете, о чем я говорю. Вам действительно стоит взять на вооружение лидийский лад и пользоваться им почаще. Строение: ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. После находиться миксолидийский, самый темный из мажоров. И если лидийский отличался от натурального мажора четвертой повышенной, то миксолидийский – седьмой пониженной ступенью. Честно говоря, я пока еще не до конца распробовал этот лад, возможно по этой причине я равнодушен, к трекам, написанным в нем. Мне он кажется слегка безвкусным, каким то прозрачным что ли, лишенным эмоций. Но это все лишь субъективное мнение и потому вам обязательно нужно его выучить. Строение: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. Далее следует эолийский или натуральный минор. Уверен он знаком каждому, ведь большинство рок баллад написано именно в нем. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. И наконец, локрийский – о нем я уже говорил, весьма неустойчивый. Да и вообще бесполезный и существующий скорее в теории лад. Если интересно, его строение следующее: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН.

Как вы наверняка заметили, если были достаточно внимательными, светлые лады получаются при повышении ступеней (дорийский минор, лидийский мажор), темные соответственно при понижении (фригийский минор, миксолидийский мажор). Это две крайности, между которыми стоят натуральные (эолийский минор, ионийский мажор) лады. Если за основу взять минорную пентатонику, то любой из миноров получится, если добавить в нее вторую и шестую ступень, а мажор (само собой из мажорной пентатоники) получается при добавлении четвертой и седьмой ступени. Вот так, достаточно плавно, мы перешли к технической стороне импровизации в семиступенных ладах. Проще всего вам будет ориентироваться по пентатоническим боксам, разбавляя их время от времени необходимыми ступенями. Какими именно – это зависит от того, чего именно вы добиваетесь.

И напоследок пару слов о том, как научиться импровизировать в семиступенных ладах и при этом играть довольно быстро. Для этого вам понадобиться выучить боксы гамм, расположенные по принципу «три ноты на струне». Вы уже уловили идею? Нет ничего проще, чем играть легатные пассажи «по три ноты». Таких боксов семь – каждому ладу свой. Все вместе они представляют собой взаимосвязанную аппликатурную сетку на грифе гитары, изучение которой – огромный шаг для каждого гитариста. Но это уже не тема данного урока. Надеюсь у вас все получиться. Удачи!

Основы импровизации

Слегка погрузившись в искусство импровизации, вы уже способны на некоторое ее подобие. Но это скорее спонтанное извлечение нот и отрывков фраз, не связанных друг с другом единым смысловым зерном. Это всего лишь зачатки вашего будущего стиля. И скорее всего, на данном этапе ваши пассажи очень однообразны, местами даже надоедливы. Это проблема многих гитаристов. Тех, кто не знает, как разнообразить свою игру, привнести в нее новые элементы, пожалуй даже больше, чем тех, кто не знает, как вообще начать импровизировать.<br /> <br /> Что ж, есть совет и он довольно прост – играйте! Играйте соло ваших любимых гитаристов, тех, кто однажды побудил вас взять гитару в руки. Это действительно работает. С каждым новым пассажем ваша техника будет становиться все лучше, а запас оригинальных фраз расти. А если вы попытаетесь вычислить составляющие хорошей импровизации, то поймете, что это они и есть – хорошая техника и огромный арсенал всевозможных пассажей и паттернов.<br /> <br /> А теперь вспомните предыдущий урок. Я говорил, что для качественной импровизации необходимо как можно меньше умственных ресурсов бросать на технические аспекты игры. В тот раз я советовал пользоваться переменным штрихом, потому что он в полной мере соответствует этому требованию.<br /> <br /> Все верно, но лишь для технической составляющей. Что касается заранее заученных заготовок, то здесь вы можете дать волю фантазии и своим желаниям. Используйте свип, экономичную технику, тэппинг в перекрестном положении рук и вообще все, что только сможете придумать. Но оно действительно должно быть заучено назубок, сыграно сотни раз, ведь правило «Мозг думает только о музыке!» действует и здесь. Действует, потому что вам не нужно думать о том, как сыграть арпеджио, которые вы уже сыграли триста семьдесят три раза.<br /> <br /> Итак, подводя небольшую черту, повторю еще раз – играйте как можно больше. Вот несколько имен, имеющих вес в мире электрогитары. Композиции этих гитаристов помогут вам выбраться из тупика банальных, затасканных фраз, в который многие начинающие гитаристы, как бы они того не хотели, все равно попадают. Joe Satriani, Eric Johnson, Gary Moore, Zakk Wylde, Buckethead, Paul Gilbert – у каждого из них свой неповторимый стиль и техника. Если вы любитель акустической гитары – послушайте и попробуйте повторить треки Tommy Emmanuel.<br /> <br /> А теперь продолжим тот разговор о пентатонике, что мы начали в предыдущей части. И здесь нельзя ни упомянуть хроматические ходы. Довольно часто, играя в быстром темпе, не хватает количества сыгранных нот для того, чтобы завершить такт. Тут хроматика приходит на помощь. Просто играйте промежуточные ноты, не входящие в пентатонику и они будут звучать вполне приемлемо (не во всех стилях музыки, само собой), а порой даже мощно и подчеркнуто тяжело. Это может придать разнообразия вашей игре. Или же наоборот, превратить ее в сумбурную кашу, а потому старайтесь каждый раз думать, прежде чем прибегнуть к хроматическим ступеням. Разумеется, такое оригинальное дополнение к вашему стилю требует тщательной отработки и в конечном итоге может стать одним из ключевых его моментов. Быть может, именно по специфичным хроматическим пассажам спустя несколько лет фанаты будут узнавать ваши записи даже с закрытыми глазами…<br /> <br /> Кстати, что касается стиля игры – он требует отдельного времени на отработку. Вы уже уловили идею о хроматике, но ведь можно вообще ее не использовать. И это станет вашим стилем – подчеркнуто-строгое следование диатонике, порой даже навязчивое, но всегда уместное и «с огоньком». Стилем, от которого будет замирать сердце, а музыкальные каноны классической школы выйдут на первый план. Поверьте, это может быть сложнее, чем разбавить пассаж хроматическими ступенями.<br /> <br /> Но вернемся к импровизации. Одним вполне хватает пентатоники, они каждый раз находят в ней что-то новое и очень редко повторяются. Другим же, и это естественно, хочется добавить в свою игру мелодики, свойственной семиступенным ладам. У каждого из них свой неповторимый оттенок, свой вкус, цвет, запах. Как вам известно, существует семь средневековых ладов. Три мажорных, три минорных и локрийская гамма. Последняя в качестве тонального трезвучия имеет уменьшенный аккорд и вряд ли может представлять какое-либо практическое применение. Зато остальные шесть… О, да! Бесконечный источник всевозможных музыкальных идей, от загадочных космических интерлюдий в лидийском ладу, до темных, сверхтяжелых риффов во фригийском, вам гарантирован!<br /> <br /> Однако обо всем по порядку. Ионийский или натуральный мажор – первый лад, который вам следует выучить. Имеет эпическое, местами пафосное, но в целом просто позитивное звучание. Строиться по принципу ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. Следом идет дорийский минор – самый светлый из миноров. Отличается от натурального шестой повышенной ступенью, которая и придает ему эту легкость. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. За дорийским минором расположился фригийский, на этот раз самый темный, что достигается понижением второй ступени по отношению к натуральному. Строение: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. Далее идет лидийский – самый светлый из мажоров и один из фаворитов Джо Сатриани. Я уже писал про его загадочность, а порой даже некую отстраненность, но это всего лишь слова. Если вы не слышали написанные в нем композиции, то вряд ли поймете, о чем я говорю. Вам действительно стоит взять на вооружение лидийский лад и пользоваться им почаще. Строение: ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. После находиться миксолидийский, самый темный из мажоров. И если лидийский отличался от натурального мажора четвертой повышенной, то миксолидийский – седьмой пониженной ступенью. Честно говоря, я пока еще не до конца распробовал этот лад, возможно по этой причине я равнодушен, к трекам, написанным в нем. Мне он кажется слегка безвкусным, каким то прозрачным что ли, лишенным эмоций. Но это все лишь субъективное мнение и потому вам обязательно нужно его выучить. Строение: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. Далее следует эолийский или натуральный минор. Уверен он знаком каждому, ведь большинство рок баллад написано именно в нем. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. И наконец, локрийский – о нем я уже говорил, весьма неустойчивый. Да и вообще бесполезный и существующий скорее в теории лад. Если интересно, его строение следующее: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН.<br /> <br /> Как вы наверняка заметили, если были достаточно внимательными, светлые лады получаются при повышении ступеней (дорийский минор, лидийский мажор), темные соответственно при понижении (фригийский минор, миксолидийский мажор). Это две крайности, между которыми стоят натуральные (эолийский минор, ионийский мажор) лады. Если за основу взять минорную пентатонику, то любой из миноров получится, если добавить в нее вторую и шестую ступень, а мажор (само собой из мажорной пентатоники) получается при добавлении четвертой и седьмой ступени. Вот так, достаточно плавно, мы перешли к технической стороне импровизации в семиступенных ладах. Проще всего вам будет ориентироваться по пентатоническим боксам, разбавляя их время от времени необходимыми ступенями. Какими именно – это зависит от того, чего именно вы добиваетесь.<br /> <br /> И напоследок пару слов о том, как научиться импровизировать в семиступенных ладах и при этом играть довольно быстро. Для этого вам понадобиться выучить боксы гамм, расположенные по принципу «три ноты на струне». Вы уже уловили идею? Нет ничего проще, чем играть легатные пассажи «по три ноты». Таких боксов семь – каждому ладу свой. Все вместе они представляют собой взаимосвязанную аппликатурную сетку на грифе гитары, изучение которой – огромный шаг для каждого гитариста. Но это уже не тема данного урока. Надеюсь у вас все получиться. Удачи!

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Основы импровизации

Основы импровизации

Основы импровизации

Слегка погрузившись в искусство импровизации, вы уже способны на некоторое ее подобие. Но это скорее спонтанное извлечение нот и отрывков фраз, не связанных друг с другом единым смысловым зерном. Это всего лишь зачатки вашего будущего стиля. И скорее всего, на данном этапе ваши пассажи очень однообразны, местами даже надоедливы. Это проблема многих гитаристов. Тех, кто не знает, как разнообразить свою игру, привнести в нее новые элементы, пожалуй даже больше, чем тех, кто не знает, как вообще начать импровизировать.<br /> <br /> Что ж, есть совет и он довольно прост – играйте! Играйте соло ваших любимых гитаристов, тех, кто однажды побудил вас взять гитару в руки. Это действительно работает. С каждым новым пассажем ваша техника будет становиться все лучше, а запас оригинальных фраз расти. А если вы попытаетесь вычислить составляющие хорошей импровизации, то поймете, что это они и есть – хорошая техника и огромный арсенал всевозможных пассажей и паттернов.<br /> <br /> А теперь вспомните предыдущий урок. Я говорил, что для качественной импровизации необходимо как можно меньше умственных ресурсов бросать на технические аспекты игры. В тот раз я советовал пользоваться переменным штрихом, потому что он в полной мере соответствует этому требованию.<br /> <br /> Все верно, но лишь для технической составляющей. Что касается заранее заученных заготовок, то здесь вы можете дать волю фантазии и своим желаниям. Используйте свип, экономичную технику, тэппинг в перекрестном положении рук и вообще все, что только сможете придумать. Но оно действительно должно быть заучено назубок, сыграно сотни раз, ведь правило «Мозг думает только о музыке!» действует и здесь. Действует, потому что вам не нужно думать о том, как сыграть арпеджио, которые вы уже сыграли триста семьдесят три раза.<br /> <br /> Итак, подводя небольшую черту, повторю еще раз – играйте как можно больше. Вот несколько имен, имеющих вес в мире электрогитары. Композиции этих гитаристов помогут вам выбраться из тупика банальных, затасканных фраз, в который многие начинающие гитаристы, как бы они того не хотели, все равно попадают. Joe Satriani, Eric Johnson, Gary Moore, Zakk Wylde, Buckethead, Paul Gilbert – у каждого из них свой неповторимый стиль и техника. Если вы любитель акустической гитары – послушайте и попробуйте повторить треки Tommy Emmanuel.<br /> <br /> А теперь продолжим тот разговор о пентатонике, что мы начали в предыдущей части. И здесь нельзя ни упомянуть хроматические ходы. Довольно часто, играя в быстром темпе, не хватает количества сыгранных нот для того, чтобы завершить такт. Тут хроматика приходит на помощь. Просто играйте промежуточные ноты, не входящие в пентатонику и они будут звучать вполне приемлемо (не во всех стилях музыки, само собой), а порой даже мощно и подчеркнуто тяжело. Это может придать разнообразия вашей игре. Или же наоборот, превратить ее в сумбурную кашу, а потому старайтесь каждый раз думать, прежде чем прибегнуть к хроматическим ступеням. Разумеется, такое оригинальное дополнение к вашему стилю требует тщательной отработки и в конечном итоге может стать одним из ключевых его моментов. Быть может, именно по специфичным хроматическим пассажам спустя несколько лет фанаты будут узнавать ваши записи даже с закрытыми глазами…<br /> <br /> Кстати, что касается стиля игры – он требует отдельного времени на отработку. Вы уже уловили идею о хроматике, но ведь можно вообще ее не использовать. И это станет вашим стилем – подчеркнуто-строгое следование диатонике, порой даже навязчивое, но всегда уместное и «с огоньком». Стилем, от которого будет замирать сердце, а музыкальные каноны классической школы выйдут на первый план. Поверьте, это может быть сложнее, чем разбавить пассаж хроматическими ступенями.<br /> <br /> Но вернемся к импровизации. Одним вполне хватает пентатоники, они каждый раз находят в ней что-то новое и очень редко повторяются. Другим же, и это естественно, хочется добавить в свою игру мелодики, свойственной семиступенным ладам. У каждого из них свой неповторимый оттенок, свой вкус, цвет, запах. Как вам известно, существует семь средневековых ладов. Три мажорных, три минорных и локрийская гамма. Последняя в качестве тонального трезвучия имеет уменьшенный аккорд и вряд ли может представлять какое-либо практическое применение. Зато остальные шесть… О, да! Бесконечный источник всевозможных музыкальных идей, от загадочных космических интерлюдий в лидийском ладу, до темных, сверхтяжелых риффов во фригийском, вам гарантирован!<br /> <br /> Однако обо всем по порядку. Ионийский или натуральный мажор – первый лад, который вам следует выучить. Имеет эпическое, местами пафосное, но в целом просто позитивное звучание. Строиться по принципу ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. Следом идет дорийский минор – самый светлый из миноров. Отличается от натурального шестой повышенной ступенью, которая и придает ему эту легкость. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. За дорийским минором расположился фригийский, на этот раз самый темный, что достигается понижением второй ступени по отношению к натуральному. Строение: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. Далее идет лидийский – самый светлый из мажоров и один из фаворитов Джо Сатриани. Я уже писал про его загадочность, а порой даже некую отстраненность, но это всего лишь слова. Если вы не слышали написанные в нем композиции, то вряд ли поймете, о чем я говорю. Вам действительно стоит взять на вооружение лидийский лад и пользоваться им почаще. Строение: ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. После находиться миксолидийский, самый темный из мажоров. И если лидийский отличался от натурального мажора четвертой повышенной, то миксолидийский – седьмой пониженной ступенью. Честно говоря, я пока еще не до конца распробовал этот лад, возможно по этой причине я равнодушен, к трекам, написанным в нем. Мне он кажется слегка безвкусным, каким то прозрачным что ли, лишенным эмоций. Но это все лишь субъективное мнение и потому вам обязательно нужно его выучить. Строение: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. Далее следует эолийский или натуральный минор. Уверен он знаком каждому, ведь большинство рок баллад написано именно в нем. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН. И наконец, локрийский – о нем я уже говорил, весьма неустойчивый. Да и вообще бесполезный и существующий скорее в теории лад. Если интересно, его строение следующее: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН.<br /> <br /> Как вы наверняка заметили, если были достаточно внимательными, светлые лады получаются при повышении ступеней (дорийский минор, лидийский мажор), темные соответственно при понижении (фригийский минор, миксолидийский мажор). Это две крайности, между которыми стоят натуральные (эолийский минор, ионийский мажор) лады. Если за основу взять минорную пентатонику, то любой из миноров получится, если добавить в нее вторую и шестую ступень, а мажор (само собой из мажорной пентатоники) получается при добавлении четвертой и седьмой ступени. Вот так, достаточно плавно, мы перешли к технической стороне импровизации в семиступенных ладах. Проще всего вам будет ориентироваться по пентатоническим боксам, разбавляя их время от времени необходимыми ступенями. Какими именно – это зависит от того, чего именно вы добиваетесь.<br /> <br /> И напоследок пару слов о том, как научиться импровизировать в семиступенных ладах и при этом играть довольно быстро. Для этого вам понадобиться выучить боксы гамм, расположенные по принципу «три ноты на струне». Вы уже уловили идею? Нет ничего проще, чем играть легатные пассажи «по три ноты». Таких боксов семь – каждому ладу свой. Все вместе они представляют собой взаимосвязанную аппликатурную сетку на грифе гитары, изучение которой – огромный шаг для каждого гитариста. Но это уже не тема данного урока. Надеюсь у вас все получиться. Удачи!

Загрузка комментариев...