Музыкальный портал
info@topzvuk.com
Уду
0

Уду

Раздел: Народные
Дата публикации: 23 июня 2015, 15:05
Нравится
Нравится
Этот интересный барабан появился на свет благодаря находке гончаров народа Ибо (Игбо), проживающего на территории Нигерии. Кому-то из них пришло в голову проделать небольшое отверстие в стенке обычного глиняного кувшина, превратив тем самым ничем не примечательную бытовую утварь в прекрасный музыкальный инструмент.

Если задаться целью классифицировать уду, то нам придется отнести его к аэрофонам за глубокий бас, возникающий в резонаторе при резком закрытии рукой бокового отверстия, и к идиофонам за высокие звонкие тона, издаваемые барабаном при ударах по корпусу. Более того, среди современных моделей уду часто встречаются варианты с дополнительными отверстиями в корпусе, на которые натягивается кожаная или пластиковая мембрана, что дает нам полное право отнести такие модели еще и к мембранофонам.

Возможности звукоизвлечения у барабана очень широки, но главная его черта, то, за что полюбил уду я и, думаю, большинство играющих на нем людей, — это его глубокий, гипнотический бас. У себя на родине в Нигерии уду и используется, в основном, именно как басовый инструмент.

Стоит отметить, что какой-либо традиционной школы игры на уду попросту не существует, как не существует и общепринятого названия этого инструмента. Собственно, это ничуть не удивительно, учитывая что большую часть своей истории Ибо жили разобщенными группами, хотя их численность по африканским меркам всегда была довольно велика и составляет сейчас около двадцати пяти миллионов человек. Установлению каких-то единых традиций подобный образ жизни совершенно не способствует, и единственной общей для всех нигерийских музыкантов основой техники являются удары по боковому отверстию с открыванием и закрыванием другой рукой горловины барабана. Такая же ситуация и с названием инструмента: оно меняется не только от региона к региону, но и от того, для каких церемоний используется барабан. Чаще всего ему приписывается имя «абанг мбрэ», что означает попросту «горшок для игры».

В связи с этим возникает вопрос, почему же мы называем уду «уду»?

Судя по всему, за это имя мы должны благодарить нью-йоркского художника Френка Джорджини. В 1974-м году он освоил традиционную нигерийскую технику производства уду и начал изготавливать и продавать этот инструмент. Столкнувшись с проблемой множества названий, хитрец Джорджини зарегистрировал самое простое и удобоваримое из них в качестве своей торговой марки. Талант Джорджини сделал его барабаны популярными не только у музыкантов, но и у ценителей художественной керамики (два барабана его работы, например, находятся в постоянной экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке), а название «уду» прочно привязалось к этому горшку для игры. К настоящему времени уду изготавливает не только Udu.inc маэстро Джорджини и множество маленьких гончарных мастерских по всему миру, но и крупные фирмы-производители музыкальных инструментов. Например, у известной фирмы Meinl есть целый ряд моделей этого барабана. Естественно, если мелкие мастерские и мастера-одиночки могут позволить себе использовать устоявшееся название, то крупным фирмам использовать чужую торговую марку чревато крупными неприятностями. Поэтому, искать барабаны уду среди продукции того же Meinl бесполезно, зато можно найти подозрительно похожие на них барабаны-горшки под названием Ibo drum.

Несмотря на появление уду из стеклопластика и дерева, самым популярным материалом для изготовления этого инструмента остается глина. Сейчас большинство мастеров делают барабаны на гончарном круге, но в Нигерии до сих пор широко распространен традиционный способ изготовления без использования станков и сложных инструментов. Именно этим, полностью ручным способом пользуется для создания своих барабанов Френк Джорджини:

«При традиционном способе производства барабанов кусок глины сначала распределяется по поверхности твердой круглой формы (формовочной болванки) с помощью плоского камня. Глина аккуратно утрамбовывается и разглаживается самодельными деревянными лопатками до достижения равномерной толщины. Затем она обрезается на формовочной болванке до полусферы. Размер болванки определяет размер барабана: полусфера снимается с нее и становится нижней частью уду. Оставшаяся часть лепится вручную методом витков, при котором отдельные полоски глины накладываются одна за одной, обжимаются, разглаживаются и притираются до полного соответствия ранее созданным формам боков. Очень важно сохранить равномерную толщину при формировании и сглаживании контуров круглого тела барабана и сложных кривых перехода к его горлу. Обычно я делаю три или четыре барабана одновременно, поднимая их стенки на высоту около 3,5 сантиметров в день. Через десять — четырнадцать дней барабан готов, и я вырезаю боковое отверстие. Затем поверхность барабана полируется вручную с помощью гладкого камня. Полировка уплотняет поверхность барабана и придает ей глубокий блеск без использования портящей звук глазури. Готовый барабан медленно сохнет в контролируемых условиях. После полного высыхания барабан обжигается при определенной температуре для достижения прочности и качественного звучания. Второй раз он обжигается в уличной печи: вынимается из пламени, когда разогреется докрасна, и погружается в контейнер с горючим материалом. После выгорания горючего содержимого барабан приобретает традиционный глубокий черный глянец. Весь процесс формирования, сушки и обжига занимает около месяца.»

Giorgini F. Udu drum: Voice of the Ancestors//Experimental Musical Instruments — 1990. — Vol. 5. #5 — P. 7-11.

Некоторые играющие на уду музыканты негативно отзываются о сделанных по традиционной технологии барабанах, привезенных из Нигерии, за слишком толстые стенки сосуда, не дающие извлекать высокий звонкий звук, и предпочитают им уду, сделанные на гончарном круге. Но, как показывают работы Джорджини, дело здесь не скорее не в технологии, а в мастере. Тем не менее, если вам предложат приобрести настоящий уду из Африки, стоит попробовать поиграть на нем до покупки.

Что касается свойств уду из разных материалов, то, к сожалению, с деревянными экземплярами я не встречался вживую и не могу описать их особенностей, так что расскажу про стеклопластиковые и глиняные барабаны.

Несомненным преимуществом стеклопластика является его прочность, позволяющая делать барабаны с более тонкими стенками и добиваться более мощного и уверенного звучания при игре, не отбивая при этом пальцы. Кроме того, стеклопластиковые уду меньше весят и не заставляют хвататься за сердце при каждом случайном ударе во время их транспортировки.

Существует интересная техника игры на уду, когда свойства резонатора изменяются с помощью налитой в горшок воды. С водой барабан приобретает поистине мистическое звучание. За счет большей плотности стеклопластика барабаны из него более чутко реагируют на изменение уровня воды в резонаторе, открывая почти фантастические возможности инструмента.

А что же глина? Возможности глиняных уду сильно зависят от материала, технологии производства и, главное, мастера, делавшего инструмент. Индивидуальность — вот главное их достоинство. Глина позволяет делать то, что сложно, а иногда и невозможно реализовать в стеклопластике. Разные варианты состава глины, текстурирования, полировки и глазирования позволяют создавать инструменты с богатейшими оттенками звучания и возможностями использования множества штрихов при игре. Да и в целом, пусть это и субъективное мнение, идиофонический спектр глиняных барабанов кажется мне более богатым и приятным, чем звучание пластика.

Когда речь идет о таком инструменте, невозможно дать каких-то универсальных рекомендаций по выбору, но одно могу сказать наверняка: какой бы уду вы не приобрели, вам обязательно захочется пополнить коллекцию каждый раз, когда вы услышите звук отличного от вашего барабана.

- See more at: http://ethnophony.ru/instruments/udu#sthash.IV5kvyrS.dpuf

Уду

Этот интересный барабан появился на свет благодаря находке гончаров народа Ибо (Игбо), проживающего на территории Нигерии. Кому-то из них пришло в голову проделать небольшое отверстие в стенке обычного глиняного кувшина, превратив тем самым ничем не примечательную бытовую утварь в прекрасный музыкальный инструмент.<br /> <br /> Если задаться целью классифицировать уду, то нам придется отнести его к аэрофонам за глубокий бас, возникающий в резонаторе при резком закрытии рукой бокового отверстия, и к идиофонам за высокие звонкие тона, издаваемые барабаном при ударах по корпусу. Более того, среди современных моделей уду часто встречаются варианты с дополнительными отверстиями в корпусе, на которые натягивается кожаная или пластиковая мембрана, что дает нам полное право отнести такие модели еще и к мембранофонам.<br /> <br /> Возможности звукоизвлечения у барабана очень широки, но главная его черта, то, за что полюбил уду я и, думаю, большинство играющих на нем людей, — это его глубокий, гипнотический бас. У себя на родине в Нигерии уду и используется, в основном, именно как басовый инструмент.<br /> <br /> Стоит отметить, что какой-либо традиционной школы игры на уду попросту не существует, как не существует и общепринятого названия этого инструмента. Собственно, это ничуть не удивительно, учитывая что большую часть своей истории Ибо жили разобщенными группами, хотя их численность по африканским меркам всегда была довольно велика и составляет сейчас около двадцати пяти миллионов человек. Установлению каких-то единых традиций подобный образ жизни совершенно не способствует, и единственной общей для всех нигерийских музыкантов основой техники являются удары по боковому отверстию с открыванием и закрыванием другой рукой горловины барабана. Такая же ситуация и с названием инструмента: оно меняется не только от региона к региону, но и от того, для каких церемоний используется барабан. Чаще всего ему приписывается имя «абанг мбрэ», что означает попросту «горшок для игры».<br /> <br /> В связи с этим возникает вопрос, почему же мы называем уду «уду»?<br /> <br /> Судя по всему, за это имя мы должны благодарить нью-йоркского художника Френка Джорджини. В 1974-м году он освоил традиционную нигерийскую технику производства уду и начал изготавливать и продавать этот инструмент. Столкнувшись с проблемой множества названий, хитрец Джорджини зарегистрировал самое простое и удобоваримое из них в качестве своей торговой марки. Талант Джорджини сделал его барабаны популярными не только у музыкантов, но и у ценителей художественной керамики (два барабана его работы, например, находятся в постоянной экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке), а название «уду» прочно привязалось к этому горшку для игры. К настоящему времени уду изготавливает не только Udu.inc маэстро Джорджини и множество маленьких гончарных мастерских по всему миру, но и крупные фирмы-производители музыкальных инструментов. Например, у известной фирмы Meinl есть целый ряд моделей этого барабана. Естественно, если мелкие мастерские и мастера-одиночки могут позволить себе использовать устоявшееся название, то крупным фирмам использовать чужую торговую марку чревато крупными неприятностями. Поэтому, искать барабаны уду среди продукции того же Meinl бесполезно, зато можно найти подозрительно похожие на них барабаны-горшки под названием Ibo drum.<br /> <br /> Несмотря на появление уду из стеклопластика и дерева, самым популярным материалом для изготовления этого инструмента остается глина. Сейчас большинство мастеров делают барабаны на гончарном круге, но в Нигерии до сих пор широко распространен традиционный способ изготовления без использования станков и сложных инструментов. Именно этим, полностью ручным способом пользуется для создания своих барабанов Френк Джорджини:<br /> <br /> «При традиционном способе производства барабанов кусок глины сначала распределяется по поверхности твердой круглой формы (формовочной болванки) с помощью плоского камня. Глина аккуратно утрамбовывается и разглаживается самодельными деревянными лопатками до достижения равномерной толщины. Затем она обрезается на формовочной болванке до полусферы. Размер болванки определяет размер барабана: полусфера снимается с нее и становится нижней частью уду. Оставшаяся часть лепится вручную методом витков, при котором отдельные полоски глины накладываются одна за одной, обжимаются, разглаживаются и притираются до полного соответствия ранее созданным формам боков. Очень важно сохранить равномерную толщину при формировании и сглаживании контуров круглого тела барабана и сложных кривых перехода к его горлу. Обычно я делаю три или четыре барабана одновременно, поднимая их стенки на высоту около 3,5 сантиметров в день. Через десять — четырнадцать дней барабан готов, и я вырезаю боковое отверстие. Затем поверхность барабана полируется вручную с помощью гладкого камня. Полировка уплотняет поверхность барабана и придает ей глубокий блеск без использования портящей звук глазури. Готовый барабан медленно сохнет в контролируемых условиях. После полного высыхания барабан обжигается при определенной температуре для достижения прочности и качественного звучания. Второй раз он обжигается в уличной печи: вынимается из пламени, когда разогреется докрасна, и погружается в контейнер с горючим материалом. После выгорания горючего содержимого барабан приобретает традиционный глубокий черный глянец. Весь процесс формирования, сушки и обжига занимает около месяца.»<br /> <br /> Giorgini F. Udu drum: Voice of the Ancestors//Experimental Musical Instruments — 1990. — Vol. 5. #5 — P. 7-11.<br /> <br /> Некоторые играющие на уду музыканты негативно отзываются о сделанных по традиционной технологии барабанах, привезенных из Нигерии, за слишком толстые стенки сосуда, не дающие извлекать высокий звонкий звук, и предпочитают им уду, сделанные на гончарном круге. Но, как показывают работы Джорджини, дело здесь не скорее не в технологии, а в мастере. Тем не менее, если вам предложат приобрести настоящий уду из Африки, стоит попробовать поиграть на нем до покупки.<br /> <br /> Что касается свойств уду из разных материалов, то, к сожалению, с деревянными экземплярами я не встречался вживую и не могу описать их особенностей, так что расскажу про стеклопластиковые и глиняные барабаны.<br /> <br /> Несомненным преимуществом стеклопластика является его прочность, позволяющая делать барабаны с более тонкими стенками и добиваться более мощного и уверенного звучания при игре, не отбивая при этом пальцы. Кроме того, стеклопластиковые уду меньше весят и не заставляют хвататься за сердце при каждом случайном ударе во время их транспортировки.<br /> <br /> Существует интересная техника игры на уду, когда свойства резонатора изменяются с помощью налитой в горшок воды. С водой барабан приобретает поистине мистическое звучание. За счет большей плотности стеклопластика барабаны из него более чутко реагируют на изменение уровня воды в резонаторе, открывая почти фантастические возможности инструмента.<br /> <br /> А что же глина? Возможности глиняных уду сильно зависят от материала, технологии производства и, главное, мастера, делавшего инструмент. Индивидуальность — вот главное их достоинство. Глина позволяет делать то, что сложно, а иногда и невозможно реализовать в стеклопластике. Разные варианты состава глины, текстурирования, полировки и глазирования позволяют создавать инструменты с богатейшими оттенками звучания и возможностями использования множества штрихов при игре. Да и в целом, пусть это и субъективное мнение, идиофонический спектр глиняных барабанов кажется мне более богатым и приятным, чем звучание пластика.<br /> <br /> Когда речь идет о таком инструменте, невозможно дать каких-то универсальных рекомендаций по выбору, но одно могу сказать наверняка: какой бы уду вы не приобрели, вам обязательно захочется пополнить коллекцию каждый раз, когда вы услышите звук отличного от вашего барабана.<br /> <br /> - See more at: <a class="txttohtmllink" href="http://ethnophony.ru/instruments/udu#sthash.IV5kvyrS.dpuf">http://ethnophony.ru/instruments/udu#sthash.IV5kvyrS.dpuf</a>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Уду

Уду

Уду

Этот интересный барабан появился на свет благодаря находке гончаров народа Ибо (Игбо), проживающего на территории Нигерии. Кому-то из них пришло в голову проделать небольшое отверстие в стенке обычного глиняного кувшина, превратив тем самым ничем не примечательную бытовую утварь в прекрасный музыкальный инструмент.<br /> <br /> Если задаться целью классифицировать уду, то нам придется отнести его к аэрофонам за глубокий бас, возникающий в резонаторе при резком закрытии рукой бокового отверстия, и к идиофонам за высокие звонкие тона, издаваемые барабаном при ударах по корпусу. Более того, среди современных моделей уду часто встречаются варианты с дополнительными отверстиями в корпусе, на которые натягивается кожаная или пластиковая мембрана, что дает нам полное право отнести такие модели еще и к мембранофонам.<br /> <br /> Возможности звукоизвлечения у барабана очень широки, но главная его черта, то, за что полюбил уду я и, думаю, большинство играющих на нем людей, — это его глубокий, гипнотический бас. У себя на родине в Нигерии уду и используется, в основном, именно как басовый инструмент.<br /> <br /> Стоит отметить, что какой-либо традиционной школы игры на уду попросту не существует, как не существует и общепринятого названия этого инструмента. Собственно, это ничуть не удивительно, учитывая что большую часть своей истории Ибо жили разобщенными группами, хотя их численность по африканским меркам всегда была довольно велика и составляет сейчас около двадцати пяти миллионов человек. Установлению каких-то единых традиций подобный образ жизни совершенно не способствует, и единственной общей для всех нигерийских музыкантов основой техники являются удары по боковому отверстию с открыванием и закрыванием другой рукой горловины барабана. Такая же ситуация и с названием инструмента: оно меняется не только от региона к региону, но и от того, для каких церемоний используется барабан. Чаще всего ему приписывается имя «абанг мбрэ», что означает попросту «горшок для игры».<br /> <br /> В связи с этим возникает вопрос, почему же мы называем уду «уду»?<br /> <br /> Судя по всему, за это имя мы должны благодарить нью-йоркского художника Френка Джорджини. В 1974-м году он освоил традиционную нигерийскую технику производства уду и начал изготавливать и продавать этот инструмент. Столкнувшись с проблемой множества названий, хитрец Джорджини зарегистрировал самое простое и удобоваримое из них в качестве своей торговой марки. Талант Джорджини сделал его барабаны популярными не только у музыкантов, но и у ценителей художественной керамики (два барабана его работы, например, находятся в постоянной экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке), а название «уду» прочно привязалось к этому горшку для игры. К настоящему времени уду изготавливает не только Udu.inc маэстро Джорджини и множество маленьких гончарных мастерских по всему миру, но и крупные фирмы-производители музыкальных инструментов. Например, у известной фирмы Meinl есть целый ряд моделей этого барабана. Естественно, если мелкие мастерские и мастера-одиночки могут позволить себе использовать устоявшееся название, то крупным фирмам использовать чужую торговую марку чревато крупными неприятностями. Поэтому, искать барабаны уду среди продукции того же Meinl бесполезно, зато можно найти подозрительно похожие на них барабаны-горшки под названием Ibo drum.<br /> <br /> Несмотря на появление уду из стеклопластика и дерева, самым популярным материалом для изготовления этого инструмента остается глина. Сейчас большинство мастеров делают барабаны на гончарном круге, но в Нигерии до сих пор широко распространен традиционный способ изготовления без использования станков и сложных инструментов. Именно этим, полностью ручным способом пользуется для создания своих барабанов Френк Джорджини:<br /> <br /> «При традиционном способе производства барабанов кусок глины сначала распределяется по поверхности твердой круглой формы (формовочной болванки) с помощью плоского камня. Глина аккуратно утрамбовывается и разглаживается самодельными деревянными лопатками до достижения равномерной толщины. Затем она обрезается на формовочной болванке до полусферы. Размер болванки определяет размер барабана: полусфера снимается с нее и становится нижней частью уду. Оставшаяся часть лепится вручную методом витков, при котором отдельные полоски глины накладываются одна за одной, обжимаются, разглаживаются и притираются до полного соответствия ранее созданным формам боков. Очень важно сохранить равномерную толщину при формировании и сглаживании контуров круглого тела барабана и сложных кривых перехода к его горлу. Обычно я делаю три или четыре барабана одновременно, поднимая их стенки на высоту около 3,5 сантиметров в день. Через десять — четырнадцать дней барабан готов, и я вырезаю боковое отверстие. Затем поверхность барабана полируется вручную с помощью гладкого камня. Полировка уплотняет поверхность барабана и придает ей глубокий блеск без использования портящей звук глазури. Готовый барабан медленно сохнет в контролируемых условиях. После полного высыхания барабан обжигается при определенной температуре для достижения прочности и качественного звучания. Второй раз он обжигается в уличной печи: вынимается из пламени, когда разогреется докрасна, и погружается в контейнер с горючим материалом. После выгорания горючего содержимого барабан приобретает традиционный глубокий черный глянец. Весь процесс формирования, сушки и обжига занимает около месяца.»<br /> <br /> Giorgini F. Udu drum: Voice of the Ancestors//Experimental Musical Instruments — 1990. — Vol. 5. #5 — P. 7-11.<br /> <br /> Некоторые играющие на уду музыканты негативно отзываются о сделанных по традиционной технологии барабанах, привезенных из Нигерии, за слишком толстые стенки сосуда, не дающие извлекать высокий звонкий звук, и предпочитают им уду, сделанные на гончарном круге. Но, как показывают работы Джорджини, дело здесь не скорее не в технологии, а в мастере. Тем не менее, если вам предложат приобрести настоящий уду из Африки, стоит попробовать поиграть на нем до покупки.<br /> <br /> Что касается свойств уду из разных материалов, то, к сожалению, с деревянными экземплярами я не встречался вживую и не могу описать их особенностей, так что расскажу про стеклопластиковые и глиняные барабаны.<br /> <br /> Несомненным преимуществом стеклопластика является его прочность, позволяющая делать барабаны с более тонкими стенками и добиваться более мощного и уверенного звучания при игре, не отбивая при этом пальцы. Кроме того, стеклопластиковые уду меньше весят и не заставляют хвататься за сердце при каждом случайном ударе во время их транспортировки.<br /> <br /> Существует интересная техника игры на уду, когда свойства резонатора изменяются с помощью налитой в горшок воды. С водой барабан приобретает поистине мистическое звучание. За счет большей плотности стеклопластика барабаны из него более чутко реагируют на изменение уровня воды в резонаторе, открывая почти фантастические возможности инструмента.<br /> <br /> А что же глина? Возможности глиняных уду сильно зависят от материала, технологии производства и, главное, мастера, делавшего инструмент. Индивидуальность — вот главное их достоинство. Глина позволяет делать то, что сложно, а иногда и невозможно реализовать в стеклопластике. Разные варианты состава глины, текстурирования, полировки и глазирования позволяют создавать инструменты с богатейшими оттенками звучания и возможностями использования множества штрихов при игре. Да и в целом, пусть это и субъективное мнение, идиофонический спектр глиняных барабанов кажется мне более богатым и приятным, чем звучание пластика.<br /> <br /> Когда речь идет о таком инструменте, невозможно дать каких-то универсальных рекомендаций по выбору, но одно могу сказать наверняка: какой бы уду вы не приобрели, вам обязательно захочется пополнить коллекцию каждый раз, когда вы услышите звук отличного от вашего барабана.<br /> <br /> - See more at: <a class="txttohtmllink" href="http://ethnophony.ru/instruments/udu#sthash.IV5kvyrS.dpuf">http://ethnophony.ru/instruments/udu#sthash.IV5kvyrS.dpuf</a>

Загрузка комментариев...