Музыкальный портал
info@topzvuk.com
Moog Sub 37
0

Moog Sub 37

Раздел: Клавишные
Дата публикации: 2 апреля 2015, 10:30
Нравится
Нравится
Sub 37 — новый аналоговый синтезатор, рожденный в конструкторском бюро Роберта Муга. При его разработке были использованы схемотехнические решения, уже применяемые в известной модели Sub Phatty. Таким образом, Sub 37 принадлежит, по принятой в компании Moog классификации, к семейству синтезаторов Phatty. Об этом же косвенно говорит и форма корпуса с уже привычным профилем типа "ласточкин хвост". На лицевой панели, как и полагается аналоговому синтезатору, находится обширный набор органов управления: 40 вращаемых регуляторов, 74 переключателя (кнопочных и поворотных), а также небольшой жидкокристаллический дисплей для отображения системных меню и некоторых параметров синтеза.

Синтезатор имеет два осциллятора и может работать как в одноголосном режиме, так и в парафоническом (Duo Mode). Во втором случае осцилляторы работают независимо один от другого, и синтезатор может издавать одновременно два разновысотных звука. От обычной двухголосной полифонии этот режим отличается тем, что для второго голоса не предусмотрен запуск собственных огибающих. Если, например, при нажатии первой клавиши начинает закрываться фильтр, постепенно смягчая звук, то при нажатии второй клавиши новый звук возникнет с той же самой глубиной фильтрации, которая была достигнута к этому моменту времени на первой ноте.

Sub 37 оснащен 37-нотной динамической клавиатурой с послекасанием. Клавиши на ощупь довольно тугие, с глубоким ходом, и играть на них очень удобно. Как и многие современные инструменты, Sub 37, в дополнение к аналоговой звукообразующей части, имеет цифровой управляющий блок, благодаря которому может хранить готовые звуковые пэтчи. Синтезатор имеет память на 256 пресетов, организованную в виде 16 банков по 16 ячеек с почти мгновенным доступом.

Moog Sub 37 выпускается в двух исполнениях. Есть обычная версия, и есть специальная, Tribute Edition, выпущенная ограниченным тиражом. Этот выпуск посвящен памяти Роберта Муга, основателя компании Moog Music, изобретателя управляемого напряжением осциллятора, генератора огибающей, фильтра низких частот и многого другого. Собственно, создание портативного синтезатора как такового, тоже дело рук Роберта Муга. На лицевой панели синтезатора данной версии можно увидеть надпись: "Sub 37 Tribute" с факсимильной подписью "Bob Moog". Боковины корпуса такого инструмента выполнены из светлой древесины.

Звуковые примеры
Для этого синтезатора я подготовил немного звуковых примеров. Всех возможностей инструмента они не охватывают, — да это и невозможно. Но отработка басов, возможности фильтра и секвенсора в них отражены.

Файл 1-Osc-Saw-Bass-multitrig показывает простой одноосцилляторный бас, в котором частота среза фильтра модулируется генератором огибающей, работающим в режиме Multitrig. Вначале, примерно до десятой секунды, хорошо слышен характерный призвук резонансного "горбика" на характеристике фильтра, затем этот резонанс обнуляется, и звук приобретает нормальную плотность.

Более выраженный басовый звук можно услышать в файле 1-Osc-Saw-Bass. Здесь использовался один осциллятор с пилообразной волной. Из-за резкого закрытия огибающей фильтра звук формируется рублеными ударами, но при ручном увеличении частоты среза он раскрывается, звуки удлиняются, несколько смягчая ударный характер. В начале записи, как и в предыдущем примере, фильтр использует резонанс, который слышен по характерному "вжиканью", и который я плавно убрал на десятой секунде воспроизведения, то есть примерно к середине примера. Без резонанса фильтр начал формировать совсем другой, глубокий и основательный звук.

Пример Filt_No-res показывает работу фильтра совсем без резонанса. Здесь трудится только один осциллятор в басовом диапазоне, фильтр на каждой ноте закрывается по сигналу генератора огибающей, формируя ожидаемо плотный ударный звук.

Нужно сказать, что "плохих" басов у Муга не бывает в принципе. Чтобы сформировать отчетливый бас, нужно чтобы схема поддерживала высокую скорость нарастания выходного напряжения на всех частотах. Я неоднократно просматривал спектральные изображения басовых звуков, взятых с разных инструментов, и всякий раз убеждался, что в электронных схемах Moog и основной тон, и гармоники быстро и практически синхронно достигают максимума. Когда мне попадался инструмент, не очень хорошо справлявшийся с басами, то, как правило, картина была иной: атака гармоник отставала от основного тона, и звук просто размазывался во времени. Работая с Moog Sub 37, я не удержался и тоже визуально оценил спектр. Картина распределения мне понравилась: практически стена (рис. 6). Для удобства просмотра я оставил вертикальную желтую ниточку курсора. Линия времени горизонтальна, следовательно, чем ближе к вертикали будут начальные точки атаки разных гармоник, тем монолитней получится звук. Что, собственно, и наблюдается. Так что, если я буду искать электронный инструмент для баса, из доступных, то в первую очередь подумаю как раз о синтезаторах этой марки. Впрочем, с "не-басовыми" звуками здесь тоже порядок, но к ним требования не такие жесткие, поэтому про них мы говорим меньше.

Продолжим прослушивание. Достаточно спокойные, но при этом вполне плотные басовые звуки, пригодные для проигрывания длинных нот, можно услышать в файле LowBass. Это один из пресетных тембров, густой и основательный, и в нем даже вполне различается "панч", то есть участок с явным ударным уплотнением звука. При этом непосредственно фаза атаки остается довольно мягкой.

Звучание жестко синхронизированного осциллятора, при всей его узнаваемой резкости, зависит еще и от исходной волновой формы. И при поиске нужного тембра имеет смысл изменять сразу два параметра: форму волны и высоту тона. Покрутив два указанных потенциометра, я в какой-то момент получил звук, схожий тембром с басовой партией из альбома Жана-Мишеля Жарра "Рандеву" (второй трек). Если немного позаниматься доводкой (в частности, нужно снизить скорость скольжения), а затем добавить пространственную обработку, то отличить его от оригинала будет непросто. Этим звуком я сыграл фрагмент партии из указанного произведения, но допустил некоторые вольности, немного покрутив колесо модуляции, чего в оригинале не было. Файл с этим примером называется JMJ-bass.

Другой пример работы синхронизированных осцилляторов можно прослушать в файле 2-Osc-hard-sync. Здесь я играл в верхней части диапазона и старался получить прозрачно-стеклянное звучание. Перкуссионный характер звука формировался за счет быстрого закрытия огибающей фильтра.

В файле Paraphonic показан один из вариантов использования парафонического режима. Здесь у меня получилось нечто вроде волынки. В принципе ничто не мешает использовать этот режим при работе с арпеджиатором или секвенсором. В этом случае есть возможность проигрывать по две ноты одновременно, в одном шаге паттерна (секвенции). Это может быть обычный интервал, или вообще произвольная пара нот. Образец такого использования показан в файле DuoMode-with-arpeggiator.

Следующий пример посвящен морфингу волновых форм осциллятора. Несмотря на относительно простой набор этих самых форм, плавное преобразование сигнала из одной формы в другую придает звуку ощутимую подвижность. При дополнительном использовании пространственной обработки такие звуки будут просто "летать". В данном случае записан исключительно "сухой" звук. Морфированию подвергался одиночный осциллятор. Файл с этим примером называется 1-Osc-wave-morph.

В следующем примере можно услышать двухосцилляторный басовый звук с ручной модуляцией форм волны в каждом осцилляторе. С самого начала я ввел дополнительную расстройку осцилляторов при помощи функции Beat Freq. Для проигрывания партии использовался арпеджиатор в режиме короткой секвенции. Начав играть, я сделал основной акцент на взаимной расстройке осцилляторов и на изменении частоты среза фильтра. Затем настроил осцилляторы на слитное звучание и начал активно изменять волновые формы. Особенно отчетливо это слышно в промежутке между 30-й и 40-й секундой воспроизведения. Звук ожидаемо ожил, в секвенции появилась внутренняя фразировка, придающая ей некий дополнительный смысл (кстати, еще более интересных результатов можно добиться автоматической модуляцией, нужно только аккуратно привязать ее к ритмической сетке). Файл с этим примером называется 2-Osc-Bass-seq_morph.

Еще один пример тоже показывает секвенцию с басовым звуком. В процессе игры я крутил ручку фильтра, а также, примерно после 30-й секунды, регулятор Beat Freq, вводящий неглубокую фиксированную расстройку второго осциллятора относительно первого. Волновые формы на этот раз не менялись, и общий характер секвенции оказался более спокойным. Файл называется Sequencer.

Чтобы продемонстрировать разницу в работе фильтров с различной крутизной спада характеристики, я записал один пример технического характера. Он называется Filter_1-2-3-4-pole. Скольжение частоты среза обеспечивается генератором огибающей. В файле записана одинаковая музыкальная фраза, которую я проигрывал для четырех типов фильтров и всякий раз с разными настройками: вначале без резонанса, затем с легким резонансом. То есть, такие парные проходы повторяются четырежды. Звучание всякий раз получается разным, это хорошо заметно. Описывать эту разницу словами я не возьмусь, лучше просто прослушать и сделать собственные выводы.

Для записи следующего примера использовалась специально запрограммированная секвенция с лигами и акцентами, и работал только один осциллятор. Был выбран также трехполюсный фильтр низких частот. Все это было необходимо, чтобы наиболее достоверно сымитировать работу Roland TB303 и, на мой взгляд, результат получился очень хороший. Файл называется 3-Pole-LPF.

Еще одну "говорящую" при помощи фильтра секвенцию можно услышать в файле Acid-Bass-Seq. Это заводской пэтч с подвижным "кислотным" звуком, в котором сохранена секвенция, по своему характеру соответствующая этому тембру. Начав запись, я обыгрывал секвенцию с ее изначально запрограммированной скоростью, довольно высокой. Через несколько тактов я снизил скорость, чтобы иметь возможность более детально прослушать возможные переходы. Особенно любопытный результат получался при смене ключевой ноты в тот момент, когда проигрывался переход между лигованными нотами. Здесь появляется аккуратное, но хорошо заметное соскальзывание звука, которого нет в исходной секвенции. По сути, это ее модификация "на лету". Вхождение фильтра в резонанс, на мой взгляд, вообще очень красивое, я бы сказал, "правильное". Таким образом, в итоге выяснилось, что Moog Sub 37, кроме всех своих достоинств, очень успешно имитирует вполне конкретный аппарат, а именно — Roland TB303.

Moog Sub 37

Sub 37 — новый аналоговый синтезатор, рожденный в конструкторском бюро Роберта Муга. При его разработке были использованы схемотехнические решения, уже применяемые в известной модели Sub Phatty. Таким образом, Sub 37 принадлежит, по принятой в компании Moog классификации, к семейству синтезаторов Phatty. Об этом же косвенно говорит и форма корпуса с уже привычным профилем типа &quot;ласточкин хвост&quot;. На лицевой панели, как и полагается аналоговому синтезатору, находится обширный набор органов управления: 40 вращаемых регуляторов, 74 переключателя (кнопочных и поворотных), а также небольшой жидкокристаллический дисплей для отображения системных меню и некоторых параметров синтеза.<br /> <br /> Синтезатор имеет два осциллятора и может работать как в одноголосном режиме, так и в парафоническом (Duo Mode). Во втором случае осцилляторы работают независимо один от другого, и синтезатор может издавать одновременно два разновысотных звука. От обычной двухголосной полифонии этот режим отличается тем, что для второго голоса не предусмотрен запуск собственных огибающих. Если, например, при нажатии первой клавиши начинает закрываться фильтр, постепенно смягчая звук, то при нажатии второй клавиши новый звук возникнет с той же самой глубиной фильтрации, которая была достигнута к этому моменту времени на первой ноте.<br /> <br /> Sub 37 оснащен 37-нотной динамической клавиатурой с послекасанием. Клавиши на ощупь довольно тугие, с глубоким ходом, и играть на них очень удобно. Как и многие современные инструменты, Sub 37, в дополнение к аналоговой звукообразующей части, имеет цифровой управляющий блок, благодаря которому может хранить готовые звуковые пэтчи. Синтезатор имеет память на 256 пресетов, организованную в виде 16 банков по 16 ячеек с почти мгновенным доступом.<br /> <br /> Moog Sub 37 выпускается в двух исполнениях. Есть обычная версия, и есть специальная, Tribute Edition, выпущенная ограниченным тиражом. Этот выпуск посвящен памяти Роберта Муга, основателя компании Moog Music, изобретателя управляемого напряжением осциллятора, генератора огибающей, фильтра низких частот и многого другого. Собственно, создание портативного синтезатора как такового, тоже дело рук Роберта Муга. На лицевой панели синтезатора данной версии можно увидеть надпись: &quot;Sub 37 Tribute&quot; с факсимильной подписью &quot;Bob Moog&quot;. Боковины корпуса такого инструмента выполнены из светлой древесины.<br /> <br /> Звуковые примеры<br /> Для этого синтезатора я подготовил немного звуковых примеров. Всех возможностей инструмента они не охватывают, — да это и невозможно. Но отработка басов, возможности фильтра и секвенсора в них отражены.<br /> <br /> Файл 1-Osc-Saw-Bass-multitrig показывает простой одноосцилляторный бас, в котором частота среза фильтра модулируется генератором огибающей, работающим в режиме Multitrig. Вначале, примерно до десятой секунды, хорошо слышен характерный призвук резонансного &quot;горбика&quot; на характеристике фильтра, затем этот резонанс обнуляется, и звук приобретает нормальную плотность.<br /> <br /> Более выраженный басовый звук можно услышать в файле 1-Osc-Saw-Bass. Здесь использовался один осциллятор с пилообразной волной. Из-за резкого закрытия огибающей фильтра звук формируется рублеными ударами, но при ручном увеличении частоты среза он раскрывается, звуки удлиняются, несколько смягчая ударный характер. В начале записи, как и в предыдущем примере, фильтр использует резонанс, который слышен по характерному &quot;вжиканью&quot;, и который я плавно убрал на десятой секунде воспроизведения, то есть примерно к середине примера. Без резонанса фильтр начал формировать совсем другой, глубокий и основательный звук.<br /> <br /> Пример Filt_No-res показывает работу фильтра совсем без резонанса. Здесь трудится только один осциллятор в басовом диапазоне, фильтр на каждой ноте закрывается по сигналу генератора огибающей, формируя ожидаемо плотный ударный звук.<br /> <br /> Нужно сказать, что &quot;плохих&quot; басов у Муга не бывает в принципе. Чтобы сформировать отчетливый бас, нужно чтобы схема поддерживала высокую скорость нарастания выходного напряжения на всех частотах. Я неоднократно просматривал спектральные изображения басовых звуков, взятых с разных инструментов, и всякий раз убеждался, что в электронных схемах Moog и основной тон, и гармоники быстро и практически синхронно достигают максимума. Когда мне попадался инструмент, не очень хорошо справлявшийся с басами, то, как правило, картина была иной: атака гармоник отставала от основного тона, и звук просто размазывался во времени. Работая с Moog Sub 37, я не удержался и тоже визуально оценил спектр. Картина распределения мне понравилась: практически стена (рис. 6). Для удобства просмотра я оставил вертикальную желтую ниточку курсора. Линия времени горизонтальна, следовательно, чем ближе к вертикали будут начальные точки атаки разных гармоник, тем монолитней получится звук. Что, собственно, и наблюдается. Так что, если я буду искать электронный инструмент для баса, из доступных, то в первую очередь подумаю как раз о синтезаторах этой марки. Впрочем, с &quot;не-басовыми&quot; звуками здесь тоже порядок, но к ним требования не такие жесткие, поэтому про них мы говорим меньше.<br /> <br /> Продолжим прослушивание. Достаточно спокойные, но при этом вполне плотные басовые звуки, пригодные для проигрывания длинных нот, можно услышать в файле LowBass. Это один из пресетных тембров, густой и основательный, и в нем даже вполне различается &quot;панч&quot;, то есть участок с явным ударным уплотнением звука. При этом непосредственно фаза атаки остается довольно мягкой.<br /> <br /> Звучание жестко синхронизированного осциллятора, при всей его узнаваемой резкости, зависит еще и от исходной волновой формы. И при поиске нужного тембра имеет смысл изменять сразу два параметра: форму волны и высоту тона. Покрутив два указанных потенциометра, я в какой-то момент получил звук, схожий тембром с басовой партией из альбома Жана-Мишеля Жарра &quot;Рандеву&quot; (второй трек). Если немного позаниматься доводкой (в частности, нужно снизить скорость скольжения), а затем добавить пространственную обработку, то отличить его от оригинала будет непросто. Этим звуком я сыграл фрагмент партии из указанного произведения, но допустил некоторые вольности, немного покрутив колесо модуляции, чего в оригинале не было. Файл с этим примером называется JMJ-bass.<br /> <br /> Другой пример работы синхронизированных осцилляторов можно прослушать в файле 2-Osc-hard-sync. Здесь я играл в верхней части диапазона и старался получить прозрачно-стеклянное звучание. Перкуссионный характер звука формировался за счет быстрого закрытия огибающей фильтра.<br /> <br /> В файле Paraphonic показан один из вариантов использования парафонического режима. Здесь у меня получилось нечто вроде волынки. В принципе ничто не мешает использовать этот режим при работе с арпеджиатором или секвенсором. В этом случае есть возможность проигрывать по две ноты одновременно, в одном шаге паттерна (секвенции). Это может быть обычный интервал, или вообще произвольная пара нот. Образец такого использования показан в файле DuoMode-with-arpeggiator.<br /> <br /> Следующий пример посвящен морфингу волновых форм осциллятора. Несмотря на относительно простой набор этих самых форм, плавное преобразование сигнала из одной формы в другую придает звуку ощутимую подвижность. При дополнительном использовании пространственной обработки такие звуки будут просто &quot;летать&quot;. В данном случае записан исключительно &quot;сухой&quot; звук. Морфированию подвергался одиночный осциллятор. Файл с этим примером называется 1-Osc-wave-morph.<br /> <br /> В следующем примере можно услышать двухосцилляторный басовый звук с ручной модуляцией форм волны в каждом осцилляторе. С самого начала я ввел дополнительную расстройку осцилляторов при помощи функции Beat Freq. Для проигрывания партии использовался арпеджиатор в режиме короткой секвенции. Начав играть, я сделал основной акцент на взаимной расстройке осцилляторов и на изменении частоты среза фильтра. Затем настроил осцилляторы на слитное звучание и начал активно изменять волновые формы. Особенно отчетливо это слышно в промежутке между 30-й и 40-й секундой воспроизведения. Звук ожидаемо ожил, в секвенции появилась внутренняя фразировка, придающая ей некий дополнительный смысл (кстати, еще более интересных результатов можно добиться автоматической модуляцией, нужно только аккуратно привязать ее к ритмической сетке). Файл с этим примером называется 2-Osc-Bass-seq_morph.<br /> <br /> Еще один пример тоже показывает секвенцию с басовым звуком. В процессе игры я крутил ручку фильтра, а также, примерно после 30-й секунды, регулятор Beat Freq, вводящий неглубокую фиксированную расстройку второго осциллятора относительно первого. Волновые формы на этот раз не менялись, и общий характер секвенции оказался более спокойным. Файл называется Sequencer.<br /> <br /> Чтобы продемонстрировать разницу в работе фильтров с различной крутизной спада характеристики, я записал один пример технического характера. Он называется Filter_1-2-3-4-pole. Скольжение частоты среза обеспечивается генератором огибающей. В файле записана одинаковая музыкальная фраза, которую я проигрывал для четырех типов фильтров и всякий раз с разными настройками: вначале без резонанса, затем с легким резонансом. То есть, такие парные проходы повторяются четырежды. Звучание всякий раз получается разным, это хорошо заметно. Описывать эту разницу словами я не возьмусь, лучше просто прослушать и сделать собственные выводы.<br /> <br /> Для записи следующего примера использовалась специально запрограммированная секвенция с лигами и акцентами, и работал только один осциллятор. Был выбран также трехполюсный фильтр низких частот. Все это было необходимо, чтобы наиболее достоверно сымитировать работу Roland TB303 и, на мой взгляд, результат получился очень хороший. Файл называется 3-Pole-LPF.<br /> <br /> Еще одну &quot;говорящую&quot; при помощи фильтра секвенцию можно услышать в файле Acid-Bass-Seq. Это заводской пэтч с подвижным &quot;кислотным&quot; звуком, в котором сохранена секвенция, по своему характеру соответствующая этому тембру. Начав запись, я обыгрывал секвенцию с ее изначально запрограммированной скоростью, довольно высокой. Через несколько тактов я снизил скорость, чтобы иметь возможность более детально прослушать возможные переходы. Особенно любопытный результат получался при смене ключевой ноты в тот момент, когда проигрывался переход между лигованными нотами. Здесь появляется аккуратное, но хорошо заметное соскальзывание звука, которого нет в исходной секвенции. По сути, это ее модификация &quot;на лету&quot;. Вхождение фильтра в резонанс, на мой взгляд, вообще очень красивое, я бы сказал, &quot;правильное&quot;. Таким образом, в итоге выяснилось, что Moog Sub 37, кроме всех своих достоинств, очень успешно имитирует вполне конкретный аппарат, а именно — Roland TB303.

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Moog Sub 37

Moog Sub 37

Moog Sub 37

Sub 37 — новый аналоговый синтезатор, рожденный в конструкторском бюро Роберта Муга. При его разработке были использованы схемотехнические решения, уже применяемые в известной модели Sub Phatty. Таким образом, Sub 37 принадлежит, по принятой в компании Moog классификации, к семейству синтезаторов Phatty. Об этом же косвенно говорит и форма корпуса с уже привычным профилем типа &quot;ласточкин хвост&quot;. На лицевой панели, как и полагается аналоговому синтезатору, находится обширный набор органов управления: 40 вращаемых регуляторов, 74 переключателя (кнопочных и поворотных), а также небольшой жидкокристаллический дисплей для отображения системных меню и некоторых параметров синтеза.<br /> <br /> Синтезатор имеет два осциллятора и может работать как в одноголосном режиме, так и в парафоническом (Duo Mode). Во втором случае осцилляторы работают независимо один от другого, и синтезатор может издавать одновременно два разновысотных звука. От обычной двухголосной полифонии этот режим отличается тем, что для второго голоса не предусмотрен запуск собственных огибающих. Если, например, при нажатии первой клавиши начинает закрываться фильтр, постепенно смягчая звук, то при нажатии второй клавиши новый звук возникнет с той же самой глубиной фильтрации, которая была достигнута к этому моменту времени на первой ноте.<br /> <br /> Sub 37 оснащен 37-нотной динамической клавиатурой с послекасанием. Клавиши на ощупь довольно тугие, с глубоким ходом, и играть на них очень удобно. Как и многие современные инструменты, Sub 37, в дополнение к аналоговой звукообразующей части, имеет цифровой управляющий блок, благодаря которому может хранить готовые звуковые пэтчи. Синтезатор имеет память на 256 пресетов, организованную в виде 16 банков по 16 ячеек с почти мгновенным доступом.<br /> <br /> Moog Sub 37 выпускается в двух исполнениях. Есть обычная версия, и есть специальная, Tribute Edition, выпущенная ограниченным тиражом. Этот выпуск посвящен памяти Роберта Муга, основателя компании Moog Music, изобретателя управляемого напряжением осциллятора, генератора огибающей, фильтра низких частот и многого другого. Собственно, создание портативного синтезатора как такового, тоже дело рук Роберта Муга. На лицевой панели синтезатора данной версии можно увидеть надпись: &quot;Sub 37 Tribute&quot; с факсимильной подписью &quot;Bob Moog&quot;. Боковины корпуса такого инструмента выполнены из светлой древесины.<br /> <br /> Звуковые примеры<br /> Для этого синтезатора я подготовил немного звуковых примеров. Всех возможностей инструмента они не охватывают, — да это и невозможно. Но отработка басов, возможности фильтра и секвенсора в них отражены.<br /> <br /> Файл 1-Osc-Saw-Bass-multitrig показывает простой одноосцилляторный бас, в котором частота среза фильтра модулируется генератором огибающей, работающим в режиме Multitrig. Вначале, примерно до десятой секунды, хорошо слышен характерный призвук резонансного &quot;горбика&quot; на характеристике фильтра, затем этот резонанс обнуляется, и звук приобретает нормальную плотность.<br /> <br /> Более выраженный басовый звук можно услышать в файле 1-Osc-Saw-Bass. Здесь использовался один осциллятор с пилообразной волной. Из-за резкого закрытия огибающей фильтра звук формируется рублеными ударами, но при ручном увеличении частоты среза он раскрывается, звуки удлиняются, несколько смягчая ударный характер. В начале записи, как и в предыдущем примере, фильтр использует резонанс, который слышен по характерному &quot;вжиканью&quot;, и который я плавно убрал на десятой секунде воспроизведения, то есть примерно к середине примера. Без резонанса фильтр начал формировать совсем другой, глубокий и основательный звук.<br /> <br /> Пример Filt_No-res показывает работу фильтра совсем без резонанса. Здесь трудится только один осциллятор в басовом диапазоне, фильтр на каждой ноте закрывается по сигналу генератора огибающей, формируя ожидаемо плотный ударный звук.<br /> <br /> Нужно сказать, что &quot;плохих&quot; басов у Муга не бывает в принципе. Чтобы сформировать отчетливый бас, нужно чтобы схема поддерживала высокую скорость нарастания выходного напряжения на всех частотах. Я неоднократно просматривал спектральные изображения басовых звуков, взятых с разных инструментов, и всякий раз убеждался, что в электронных схемах Moog и основной тон, и гармоники быстро и практически синхронно достигают максимума. Когда мне попадался инструмент, не очень хорошо справлявшийся с басами, то, как правило, картина была иной: атака гармоник отставала от основного тона, и звук просто размазывался во времени. Работая с Moog Sub 37, я не удержался и тоже визуально оценил спектр. Картина распределения мне понравилась: практически стена (рис. 6). Для удобства просмотра я оставил вертикальную желтую ниточку курсора. Линия времени горизонтальна, следовательно, чем ближе к вертикали будут начальные точки атаки разных гармоник, тем монолитней получится звук. Что, собственно, и наблюдается. Так что, если я буду искать электронный инструмент для баса, из доступных, то в первую очередь подумаю как раз о синтезаторах этой марки. Впрочем, с &quot;не-басовыми&quot; звуками здесь тоже порядок, но к ним требования не такие жесткие, поэтому про них мы говорим меньше.<br /> <br /> Продолжим прослушивание. Достаточно спокойные, но при этом вполне плотные басовые звуки, пригодные для проигрывания длинных нот, можно услышать в файле LowBass. Это один из пресетных тембров, густой и основательный, и в нем даже вполне различается &quot;панч&quot;, то есть участок с явным ударным уплотнением звука. При этом непосредственно фаза атаки остается довольно мягкой.<br /> <br /> Звучание жестко синхронизированного осциллятора, при всей его узнаваемой резкости, зависит еще и от исходной волновой формы. И при поиске нужного тембра имеет смысл изменять сразу два параметра: форму волны и высоту тона. Покрутив два указанных потенциометра, я в какой-то момент получил звук, схожий тембром с басовой партией из альбома Жана-Мишеля Жарра &quot;Рандеву&quot; (второй трек). Если немного позаниматься доводкой (в частности, нужно снизить скорость скольжения), а затем добавить пространственную обработку, то отличить его от оригинала будет непросто. Этим звуком я сыграл фрагмент партии из указанного произведения, но допустил некоторые вольности, немного покрутив колесо модуляции, чего в оригинале не было. Файл с этим примером называется JMJ-bass.<br /> <br /> Другой пример работы синхронизированных осцилляторов можно прослушать в файле 2-Osc-hard-sync. Здесь я играл в верхней части диапазона и старался получить прозрачно-стеклянное звучание. Перкуссионный характер звука формировался за счет быстрого закрытия огибающей фильтра.<br /> <br /> В файле Paraphonic показан один из вариантов использования парафонического режима. Здесь у меня получилось нечто вроде волынки. В принципе ничто не мешает использовать этот режим при работе с арпеджиатором или секвенсором. В этом случае есть возможность проигрывать по две ноты одновременно, в одном шаге паттерна (секвенции). Это может быть обычный интервал, или вообще произвольная пара нот. Образец такого использования показан в файле DuoMode-with-arpeggiator.<br /> <br /> Следующий пример посвящен морфингу волновых форм осциллятора. Несмотря на относительно простой набор этих самых форм, плавное преобразование сигнала из одной формы в другую придает звуку ощутимую подвижность. При дополнительном использовании пространственной обработки такие звуки будут просто &quot;летать&quot;. В данном случае записан исключительно &quot;сухой&quot; звук. Морфированию подвергался одиночный осциллятор. Файл с этим примером называется 1-Osc-wave-morph.<br /> <br /> В следующем примере можно услышать двухосцилляторный басовый звук с ручной модуляцией форм волны в каждом осцилляторе. С самого начала я ввел дополнительную расстройку осцилляторов при помощи функции Beat Freq. Для проигрывания партии использовался арпеджиатор в режиме короткой секвенции. Начав играть, я сделал основной акцент на взаимной расстройке осцилляторов и на изменении частоты среза фильтра. Затем настроил осцилляторы на слитное звучание и начал активно изменять волновые формы. Особенно отчетливо это слышно в промежутке между 30-й и 40-й секундой воспроизведения. Звук ожидаемо ожил, в секвенции появилась внутренняя фразировка, придающая ей некий дополнительный смысл (кстати, еще более интересных результатов можно добиться автоматической модуляцией, нужно только аккуратно привязать ее к ритмической сетке). Файл с этим примером называется 2-Osc-Bass-seq_morph.<br /> <br /> Еще один пример тоже показывает секвенцию с басовым звуком. В процессе игры я крутил ручку фильтра, а также, примерно после 30-й секунды, регулятор Beat Freq, вводящий неглубокую фиксированную расстройку второго осциллятора относительно первого. Волновые формы на этот раз не менялись, и общий характер секвенции оказался более спокойным. Файл называется Sequencer.<br /> <br /> Чтобы продемонстрировать разницу в работе фильтров с различной крутизной спада характеристики, я записал один пример технического характера. Он называется Filter_1-2-3-4-pole. Скольжение частоты среза обеспечивается генератором огибающей. В файле записана одинаковая музыкальная фраза, которую я проигрывал для четырех типов фильтров и всякий раз с разными настройками: вначале без резонанса, затем с легким резонансом. То есть, такие парные проходы повторяются четырежды. Звучание всякий раз получается разным, это хорошо заметно. Описывать эту разницу словами я не возьмусь, лучше просто прослушать и сделать собственные выводы.<br /> <br /> Для записи следующего примера использовалась специально запрограммированная секвенция с лигами и акцентами, и работал только один осциллятор. Был выбран также трехполюсный фильтр низких частот. Все это было необходимо, чтобы наиболее достоверно сымитировать работу Roland TB303 и, на мой взгляд, результат получился очень хороший. Файл называется 3-Pole-LPF.<br /> <br /> Еще одну &quot;говорящую&quot; при помощи фильтра секвенцию можно услышать в файле Acid-Bass-Seq. Это заводской пэтч с подвижным &quot;кислотным&quot; звуком, в котором сохранена секвенция, по своему характеру соответствующая этому тембру. Начав запись, я обыгрывал секвенцию с ее изначально запрограммированной скоростью, довольно высокой. Через несколько тактов я снизил скорость, чтобы иметь возможность более детально прослушать возможные переходы. Особенно любопытный результат получался при смене ключевой ноты в тот момент, когда проигрывался переход между лигованными нотами. Здесь появляется аккуратное, но хорошо заметное соскальзывание звука, которого нет в исходной секвенции. По сути, это ее модификация &quot;на лету&quot;. Вхождение фильтра в резонанс, на мой взгляд, вообще очень красивое, я бы сказал, &quot;правильное&quot;. Таким образом, в итоге выяснилось, что Moog Sub 37, кроме всех своих достоинств, очень успешно имитирует вполне конкретный аппарат, а именно — Roland TB303.

Загрузка комментариев...