Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Дисторшн и искажения звука в студии

Дисторшн и искажения звука в студии
0

Дисторшн и искажения звука в студии

Раздел: В студии
Дата публикации: 20 апреля 2015, 13:02
Нравится
Нравится
Дисторшн и искажения звука в студии

Под термином «дисторшн» имеются в виду любые изменения, которые затрагивают форму звуковой волны, включая простое изменение амплитуды, фактически являющееся одним из видов искажения. К дисторшну в некоторой степени относится даже эквализация, которая представляет собой изменение амплитуды одних частот по отношению к другим.

Но в большинстве случаев термин «дисторшн» употребляется для обозначения явлений, которые происходят при прохождении звукового сигнала через нелинейное устройство наподобие усилителя с ламповой сатурацией или clipping-предусилителя.

Основной целью таких устройств является изменение амплитуды, но в процессе искажения вводятся и новые гармоники, имеющие определенную связь с исходным сигналом.

Разумеется, если вы хотите получить достоверное звучание акустических инструментов, вам не стоит прибегать к использованию дисторшна. Однако его применение в современной поп- и рок-музыке имеет огромный потенциал и сфера его использования весьма обширна.

Гармоническое искажение.

Тембр звука зависит от присутствия в нём тех или иных гармоник. Именно по этой причине звук флейты отличается от звука кларнета.

Под гармоническим дисторшном (искажением) понимают введение новых гармоник, связанных в музыкальном плане с уже присутствующими в оригинальном варианте сигнала. Это, несомненно, вызывает определенные изменения в тембре.

Большой музыкальностью отличаются четные гармоники, которые обогащают звук, добавляют ему яркости и полноты. Большинство ламповых устройств генерируют искажения именно с четными гармониками.

Искажения с нечетными гармониками, генерируемые, например, магнитной аналоговой лентой, часто добавляют в звук грубые, резкие, острые призвуки. Тем не менее, продуманное количество таких гармоник способно также обогатить и углубить звучание.

Хоть высокочастотные гармоники, сформированные аналоговым искажением, зачастую добавляют в звук «песок» и нарушают музыкальность, использование LP-фильтра (обрезного фильтра ВЧ), позволит сделать результат более приятным на слух.

Подобная фильтрация может происходить и сама собой, как, например, в случае с электрогитарой. Это объясняется наличием у большинства гитарных динамиков тенденции к крутому завалу в зонах, превышающих 4 кГц. При удалении динамика высокие частоты у гитары приобретут звучание осы в бумажном стакане.

Гитарные динамики отличаются естественным спадом на высоких частотах, что делает искаженный звук более благоприятным для слуха. Если, добавив дисторшн, вы заметили, что яркость игры инструментов чрезмерно усилилась, попытайтесь пропустить сигнал, например через IK Multimedia Amplitube или другой подобный спикер-симулятор.

Если вы хотите дополнить запись органично звучащим дисторшном, выведите сигнал из рекордера (звуковой карты), подключите его в гитарный усилитель и запишите сигнал, снова сняв его микрофоном.

Этот метод называется реампингом и часто применяется для баса и гитары, которые первоначально были записаны напрямую в линию, однако его использование для других инструментов также может дать очень интересные результаты.

Мистер Динамик.

И в случае с плагином, и в случае с аппаратным устройством наподобие Line 6 Pod, работа спикер-симулятора может быть почти такой же, как у реального гитарного кабинета или динамика.

Здесь вы, как и при реампинге, можете использовать не только гитару, но и другие инструменты. Такой способ может обладать большей гибкостью, по сравнению с реампингом, так как большее количество плагинов позволяет выбрать кабинет, который наилучшим образом подойдет в вашем конкретном случае.

Качество превыше количества.

В процессе записи не переусердствуйте с количеством дисторшна. Его можно добавить и во время сведения, но в уже записанном сигнале убрать его практически невозможно. Если вы не знаете, как поступить – используйте сплиттер или A/B box, которые позволят вам записать и сигнал с искажением, и чистый необработанный вариант одновременно на разные дорожки.

Уменьшение дисторшна.

Тут следует упомянуть и о некоторых способах, с помощью которых все же можно уменьшить уровень дисторшна в уже записанном звуке гитары.

Сначала очень внимательно продублируйте партию гитары путем игры того же самого на синтезаторе с соответствующим чистым звуком. Читаемость гитарных нот можно улучшить подмешиванием этой партии с таким уровнем, чтобы не было очевидным ее неестественное происхождение.

Контраст.

Старайтесь добиться контраста. Если вы не работаете в стиле дет-метал и ему подобных, то совершенно нелишним будет попытаться уравновесить искаженные звуки с чистыми. При наличии в миксе искаженных гитар, их можно сильнее выделить, сохранив барабаны и бас относительно чистыми.

Эксайтинг.

Всем известно, что искаженный звук воспринимается человеческим ухом как не настолько чистый и прозрачный. Тем не менее, применение искажения только к определенной части частотного спектра может дать абсолютно другой результат и сделать искаженный звук «зрительно» более чистым и прозрачным.

По подобной схеме действует устройство Aphex Aural Exciter, которое берет определенную часть входного сигнала, потом пропускает ее через фильтр, искажает в усилителе с нелинейной характеристикой и снова смешивает с исходным сигналом. Результатом этого процесса является синтез новых высокочастотных гармоник, которых, наверное, никогда и не было в оригинале.

Обработанный звук воспринимается нашим ухом с большей яркостью и детальностью. Эквалайзер же не способен добавлять что-то новое, а только усиливает то, что уже присутствует в сигнале.

Обрабатывая микс, следует расчетливо отнестись к использованию эксайтеров, иначе вы можете получить слишком яркое и даже утомляющее звучание. Однако их более агрессивное использование позволит сделать более ярким малый барабан и остальные перкуссионные звуки.

Не используя эксайтер, вы можете добиться похожих результатов путем добавления искаженного сигнала к чистому оригинальному. Сделать это можно, скопировав партию на еще одну дорожку и пропустив ее через дисторшн.

И, наконец, не стоит во всем полагаться на слух! Человеческому уху кажется, что лучшее звучание у более яркой и громкой музыки. Особенно часто слух ошибается, когда уши уже устали от длительного прослушивания.

Поэтому рекомендуется всегда прослушивать обработанные таким способом инструменты и на следующий день, так как это дает возможность понять, действительно ли подобная обработка позитивно влияет на звучание, или она просто добавляет громкости и яркости.

Лампа. Быть или не быть?

Специализированные дисторшн-процессоры часто имеют в наличии лампы, но не стоит ожидать, что в нормальном ламповом микрофоне будет заметно искаженный звук. Разработка традиционных ламповых микрофонов велась в середине прошлого века, тогда еще не существовало альтернатив, и поэтому специалисты сделали все возможное, чтобы лампы вели себя как можно более линейно.

В результате остаточные артефакты дисторшна, которые дают значительную часть характера ламповых устройств, отличаются существенной тонкостью. В наши дни это называется «теплотой» или «бархатом».

У многих современных микрофонов, специально добавляющих много искажения лампового стиля, звучание менее музыкально, если сравнивать их с настоящими, правильно разработанными ламповыми микрофонами.

Правильное применение лампового дисторшна поможет достичь превосходных результатов. Однако не стоит думать, что наличие ламп – это гарантия возникновения дисторшна как такового. Например, ламповые микрофоны разрабатывают таким образом, чтобы сделать как можно менее заметными любые искажения.

Каждый хорош на своём месте.

При наличии у вашего аудио-интерфейса достаточного количества входов/выходов пропустите треки через внешнее аналоговое оборудование или через гитарные педали, так как настоящий аналоговый дисторшн имеет более естественное звучание по сравнению с любыми цифровыми эмуляциями.

Проведите сравнение различных устройств и выберите то, чья работа устраивает вас больше всего. Приборы, имеющие входные и/или выходные трансформаторы, способны придать звуку благозвучное искажение, которое является результатом магнитной сатурации в их сердечниках. Однако следует помнить, что для возникновения сатурации или клиппинга необходимо существенно усилить входной сигнал, поэтому потом нужно будет понизить выходной сигнал до терпимого уровня.

Синус на все времена.

Если вам по душе работать в программе, нежели играть на инструментах в реальности, вы можете попробовать выбрать что-то простенькое наподобие синусоидальной волны и пропустить её через разные педали дисторшна. С помощью, например педали Boss MT2 можно добавить фактуру и создать интересные звуки, вам останется просто поэкспериментировать и покрутить ручки.

Дисторшн на барабанах.

Несмотря на то, что сильное искажение и особенно клиппинг не приветствуется (исключением может быть разве что дисторшн лампового характера на гитарах или плотных синтезаторных басах), такое тяжелое искажение можно применять для обработки коротких и ярких звуков наподобие малого барабана.

Так, например, агрессивное звучание малого барабана в некоторых рок-миксах достигалось с помощью намеренной перегрузки на входных цепях аналогового микшера до возникновения клиппинга.

Конечно, использование таких экстремальных искажений совсем не обязательно. Для того чтобы оживить вялое звучание барабана, можно добавить небольшое количество аналогового искажения.

Искажение магнитной ленты.

Использование магнитной ленты прибавляет тонких искажений, особенно заметных при записи на нее сигнала, уровень которого приближается к максимально для неё возможному.

Для создания характерного ленточного звучания некоторые звукорежиссёры даже записывают треки на аналоговый магнитофон, а потом переписывают их снова в цифровой формат. Особенной популярностью пользуется эта методика в мастеринге рок-музыки.

Естественно, мастеринг-инженеры пользуются современными высокотехнологичными магнитофонами, скорость движения ленты в которых очень высока. Однако ничто не мешает вам попробовать добиться похожих результатов, используя простой аналоговый магнитофон, пусть даже кассетный.

Конечно, уже давно существуют и плагины, имитирующие звук магнитной ленты, но применение реальной ленты всё же более эффективно.
Ограничение спектра

Все виды дисторшна негативно сказываются на гармоническом содержании оригинального варианта сигнала. Иными словами, слишком большое количество искажений на каком-либо источнике может усложнить укладку такого сигнала в микс, так как он занимает очень много места в частотном диапазоне.

С помощью HP и LP-фильтров можно искусственно ограничить рамки спектра искаженного звука, что позволит сберечь место для других инструментов.

Искаженные звуки способны захватить весь микс, но применение фильтров позволяет решить эту проблему.

Микширование и фаза.

При комбинировании искаженных и чистых вариантов сигнала, включая вариант, когда дисторшн расположен на шине посыла, рекомендуется сделать проверку взаимной фазировки между сигналами. Иначе этот комбинированный звук может быть поврежден эффектом гребенчатой фильтрации.

Для фазировки сигналов можно использовать специальный процессор для переворота фазы на одном треке. Подобные процессоры можно найти в виде плагинов, к которым относятся Betabugs Phasebug, Voxengo PHA979 и Little Labs IBP для платформы Universal Audio.

Также не стоит забывать, что большая часть плагинов-эквалайзеров тоже добавляют фазовые искажения, сдвигая фазу некоторых частотных полос по отношению к другим. То есть после эквализации следует проверить соотношение фаз между сигналами.

Ясность баса.

Классическим примером использования дисторшна в процессе миксдауна является усиление плотности высокочастотных гармоник в басу. Применив этот метод, вы улучшите слышимость баса при воспроизведении на колонках небольших размеров.

Преимущества этого метода по сравнению с эквализацией заключаются в добавлении гармоник, которых нет в оригинальном сигнале, и в равномерном затрагивании всех частот в партии баса.

Для реализации этого метода часто используют педаль Tech 21 SansAmp. Устройство часто применяют такие известные продюсеры, как Спайк Стент и Марк Эндерт.

Маскировка и вокальный дисторшн.

При сведении тяжелой музыки часто возникает проблема, суть которой заключается в том, что искаженные гитары маскируют важные вокальные частоты, и в результате звучание вокала загрязняется даже при чистейших оригинальных треках.

В такой ситуации может помочь добавление к вокалу легкого дисторшна. Для этой цели многими специалистами применяется перегрузка в компрессорах или установка в шину посыла дисторшна с последующим посылом на него вокального сигнала.

С помощью параллельного искажения можно достичь невероятных результатов для вокала и малого барабана. Установка в шину эффектов плагина Antares Tube и создание на него низкоуровневых посылов придутся вам по душе.

Разделение частот.

Используя дисторшна на барабанных лупах, вы сможете добиться более мощного и агрессивного звучания. Но это также может негативно повлиять и на низкочастотную атаку бочки. По этой причине следует поделить частотный диапазон лупа на несколько полос, и, отделив низкие, использовать на них меньшее количество дисторшна.

Это можно сделать и автоматически, применив плагины Cubase Quadrafuzz, Ohm Force Ohmicide или MDA Bandisto, а можно самостоятельно, применив дополнительные HP и LP-фильтры для искажённой копии (или нескольких копий) лупа. Они помогут вам выделить разные спектральные области и обработать их.

Дилэй и дисторшн.

Для получения ясного и четкого микса можно дифференцировать звучание оригинального и задержанного сигнала. Большое значение в этом деле имеет дисторшн. В связи с этим многие специалисты часто вспоминают о старых аналоговых дилэях, так как с помощью них в задержанный сигнал добавляется искажение, причём острое или густое.

Положение в цепи.

Так же, как и все остальные эффекты, дисторшн нужно вставить в правильную точку цепи, особенно по отношению к другим процессорам. Если говорить о гитаре, то в этом случае очень важно расположение педали дисторшна до педали wah-wah или после. Поэкспериментируйте с разными конфигурациями и постарайтесь понять, каким образом происходит их взаимодействие друг с другом.

Цифровые искажения.

Говоря о дисторшне, нельзя не упомянуть и цифровые искажения. Естественно, с помощью цифровых систем можно добиться аналогового искажения, но, экспериментируя с цифровыми характеристиками и понижения частоты дискретизации, вы также можете получить отличный результат.

Уменьшая разрядность без дитеринга, вы получите искажения, связанные с погрешностями квантизации. Этот процесс обычно носит название «Bit crushing». Понижая частоту дискретизации, вы можете получить наложение спектров в рамках осязаемого диапазона.

Так как частотные компоненты искажения равняются математической разности между частотой дискретизации и частотой оригинального звука, они способны проявляться ниже фундаментальных частот оригинальных звуков. В аналоговом искажении это явление – редкость. В большинстве случаев происходит возникновение гармонических искажений, кратных частоте оригинала и расположенных выше нее.

Помните и о клиппинга. Он отличается резким звуком, и его нужно избегать. Но для добавления яркости малому барабану вы можете его использовать.

Звучание цифровых искажений также музыкально, как и аналоговых. Однако цифровые обладают благоприятным творческим потенциалом, который можно использовать для создания Lo-Fi-саунда и для имитации звука устаревших цифровых устройств, например, первых сэмплеров.

Автор: Sound on Sound | Перевод: Андрей Скидан

Дисторшн и искажения звука в студии

Дисторшн и искажения звука в студии<br /> <br /> Под термином «дисторшн» имеются в виду любые изменения, которые затрагивают форму звуковой волны, включая простое изменение амплитуды, фактически являющееся одним из видов искажения. К дисторшну в некоторой степени относится даже эквализация, которая представляет собой изменение амплитуды одних частот по отношению к другим.<br /> <br /> Но в большинстве случаев термин «дисторшн» употребляется для обозначения явлений, которые происходят при прохождении звукового сигнала через нелинейное устройство наподобие усилителя с ламповой сатурацией или clipping-предусилителя.<br /> <br /> Основной целью таких устройств является изменение амплитуды, но в процессе искажения вводятся и новые гармоники, имеющие определенную связь с исходным сигналом.<br /> <br /> Разумеется, если вы хотите получить достоверное звучание акустических инструментов, вам не стоит прибегать к использованию дисторшна. Однако его применение в современной поп- и рок-музыке имеет огромный потенциал и сфера его использования весьма обширна.<br /> <br /> Гармоническое искажение.<br /> <br /> Тембр звука зависит от присутствия в нём тех или иных гармоник. Именно по этой причине звук флейты отличается от звука кларнета.<br /> <br /> Под гармоническим дисторшном (искажением) понимают введение новых гармоник, связанных в музыкальном плане с уже присутствующими в оригинальном варианте сигнала. Это, несомненно, вызывает определенные изменения в тембре.<br /> <br /> Большой музыкальностью отличаются четные гармоники, которые обогащают звук, добавляют ему яркости и полноты. Большинство ламповых устройств генерируют искажения именно с четными гармониками.<br /> <br /> Искажения с нечетными гармониками, генерируемые, например, магнитной аналоговой лентой, часто добавляют в звук грубые, резкие, острые призвуки. Тем не менее, продуманное количество таких гармоник способно также обогатить и углубить звучание.<br /> <br /> Хоть высокочастотные гармоники, сформированные аналоговым искажением, зачастую добавляют в звук «песок» и нарушают музыкальность, использование LP-фильтра (обрезного фильтра ВЧ), позволит сделать результат более приятным на слух.<br /> <br /> Подобная фильтрация может происходить и сама собой, как, например, в случае с электрогитарой. Это объясняется наличием у большинства гитарных динамиков тенденции к крутому завалу в зонах, превышающих 4 кГц. При удалении динамика высокие частоты у гитары приобретут звучание осы в бумажном стакане.<br /> <br /> Гитарные динамики отличаются естественным спадом на высоких частотах, что делает искаженный звук более благоприятным для слуха. Если, добавив дисторшн, вы заметили, что яркость игры инструментов чрезмерно усилилась, попытайтесь пропустить сигнал, например через IK Multimedia Amplitube или другой подобный спикер-симулятор.<br /> <br /> Если вы хотите дополнить запись органично звучащим дисторшном, выведите сигнал из рекордера (звуковой карты), подключите его в гитарный усилитель и запишите сигнал, снова сняв его микрофоном.<br /> <br /> Этот метод называется реампингом и часто применяется для баса и гитары, которые первоначально были записаны напрямую в линию, однако его использование для других инструментов также может дать очень интересные результаты.<br /> <br /> Мистер Динамик.<br /> <br /> И в случае с плагином, и в случае с аппаратным устройством наподобие Line 6 Pod, работа спикер-симулятора может быть почти такой же, как у реального гитарного кабинета или динамика.<br /> <br /> Здесь вы, как и при реампинге, можете использовать не только гитару, но и другие инструменты. Такой способ может обладать большей гибкостью, по сравнению с реампингом, так как большее количество плагинов позволяет выбрать кабинет, который наилучшим образом подойдет в вашем конкретном случае.<br /> <br /> Качество превыше количества.<br /> <br /> В процессе записи не переусердствуйте с количеством дисторшна. Его можно добавить и во время сведения, но в уже записанном сигнале убрать его практически невозможно. Если вы не знаете, как поступить – используйте сплиттер или A/B box, которые позволят вам записать и сигнал с искажением, и чистый необработанный вариант одновременно на разные дорожки.<br /> <br /> Уменьшение дисторшна.<br /> <br /> Тут следует упомянуть и о некоторых способах, с помощью которых все же можно уменьшить уровень дисторшна в уже записанном звуке гитары.<br /> <br /> Сначала очень внимательно продублируйте партию гитары путем игры того же самого на синтезаторе с соответствующим чистым звуком. Читаемость гитарных нот можно улучшить подмешиванием этой партии с таким уровнем, чтобы не было очевидным ее неестественное происхождение.<br /> <br /> Контраст.<br /> <br /> Старайтесь добиться контраста. Если вы не работаете в стиле дет-метал и ему подобных, то совершенно нелишним будет попытаться уравновесить искаженные звуки с чистыми. При наличии в миксе искаженных гитар, их можно сильнее выделить, сохранив барабаны и бас относительно чистыми.<br /> <br /> Эксайтинг.<br /> <br /> Всем известно, что искаженный звук воспринимается человеческим ухом как не настолько чистый и прозрачный. Тем не менее, применение искажения только к определенной части частотного спектра может дать абсолютно другой результат и сделать искаженный звук «зрительно» более чистым и прозрачным.<br /> <br /> По подобной схеме действует устройство Aphex Aural Exciter, которое берет определенную часть входного сигнала, потом пропускает ее через фильтр, искажает в усилителе с нелинейной характеристикой и снова смешивает с исходным сигналом. Результатом этого процесса является синтез новых высокочастотных гармоник, которых, наверное, никогда и не было в оригинале.<br /> <br /> Обработанный звук воспринимается нашим ухом с большей яркостью и детальностью. Эквалайзер же не способен добавлять что-то новое, а только усиливает то, что уже присутствует в сигнале.<br /> <br /> Обрабатывая микс, следует расчетливо отнестись к использованию эксайтеров, иначе вы можете получить слишком яркое и даже утомляющее звучание. Однако их более агрессивное использование позволит сделать более ярким малый барабан и остальные перкуссионные звуки.<br /> <br /> Не используя эксайтер, вы можете добиться похожих результатов путем добавления искаженного сигнала к чистому оригинальному. Сделать это можно, скопировав партию на еще одну дорожку и пропустив ее через дисторшн.<br /> <br /> И, наконец, не стоит во всем полагаться на слух! Человеческому уху кажется, что лучшее звучание у более яркой и громкой музыки. Особенно часто слух ошибается, когда уши уже устали от длительного прослушивания.<br /> <br /> Поэтому рекомендуется всегда прослушивать обработанные таким способом инструменты и на следующий день, так как это дает возможность понять, действительно ли подобная обработка позитивно влияет на звучание, или она просто добавляет громкости и яркости.<br /> <br /> Лампа. Быть или не быть?<br /> <br /> Специализированные дисторшн-процессоры часто имеют в наличии лампы, но не стоит ожидать, что в нормальном ламповом микрофоне будет заметно искаженный звук. Разработка традиционных ламповых микрофонов велась в середине прошлого века, тогда еще не существовало альтернатив, и поэтому специалисты сделали все возможное, чтобы лампы вели себя как можно более линейно.<br /> <br /> В результате остаточные артефакты дисторшна, которые дают значительную часть характера ламповых устройств, отличаются существенной тонкостью. В наши дни это называется «теплотой» или «бархатом».<br /> <br /> У многих современных микрофонов, специально добавляющих много искажения лампового стиля, звучание менее музыкально, если сравнивать их с настоящими, правильно разработанными ламповыми микрофонами.<br /> <br /> Правильное применение лампового дисторшна поможет достичь превосходных результатов. Однако не стоит думать, что наличие ламп – это гарантия возникновения дисторшна как такового. Например, ламповые микрофоны разрабатывают таким образом, чтобы сделать как можно менее заметными любые искажения.<br /> <br /> Каждый хорош на своём месте.<br /> <br /> При наличии у вашего аудио-интерфейса достаточного количества входов/выходов пропустите треки через внешнее аналоговое оборудование или через гитарные педали, так как настоящий аналоговый дисторшн имеет более естественное звучание по сравнению с любыми цифровыми эмуляциями.<br /> <br /> Проведите сравнение различных устройств и выберите то, чья работа устраивает вас больше всего. Приборы, имеющие входные и/или выходные трансформаторы, способны придать звуку благозвучное искажение, которое является результатом магнитной сатурации в их сердечниках. Однако следует помнить, что для возникновения сатурации или клиппинга необходимо существенно усилить входной сигнал, поэтому потом нужно будет понизить выходной сигнал до терпимого уровня.<br /> <br /> Синус на все времена.<br /> <br /> Если вам по душе работать в программе, нежели играть на инструментах в реальности, вы можете попробовать выбрать что-то простенькое наподобие синусоидальной волны и пропустить её через разные педали дисторшна. С помощью, например педали Boss MT2 можно добавить фактуру и создать интересные звуки, вам останется просто поэкспериментировать и покрутить ручки.<br /> <br /> Дисторшн на барабанах.<br /> <br /> Несмотря на то, что сильное искажение и особенно клиппинг не приветствуется (исключением может быть разве что дисторшн лампового характера на гитарах или плотных синтезаторных басах), такое тяжелое искажение можно применять для обработки коротких и ярких звуков наподобие малого барабана.<br /> <br /> Так, например, агрессивное звучание малого барабана в некоторых рок-миксах достигалось с помощью намеренной перегрузки на входных цепях аналогового микшера до возникновения клиппинга.<br /> <br /> Конечно, использование таких экстремальных искажений совсем не обязательно. Для того чтобы оживить вялое звучание барабана, можно добавить небольшое количество аналогового искажения.<br /> <br /> Искажение магнитной ленты.<br /> <br /> Использование магнитной ленты прибавляет тонких искажений, особенно заметных при записи на нее сигнала, уровень которого приближается к максимально для неё возможному.<br /> <br /> Для создания характерного ленточного звучания некоторые звукорежиссёры даже записывают треки на аналоговый магнитофон, а потом переписывают их снова в цифровой формат. Особенной популярностью пользуется эта методика в мастеринге рок-музыки.<br /> <br /> Естественно, мастеринг-инженеры пользуются современными высокотехнологичными магнитофонами, скорость движения ленты в которых очень высока. Однако ничто не мешает вам попробовать добиться похожих результатов, используя простой аналоговый магнитофон, пусть даже кассетный.<br /> <br /> Конечно, уже давно существуют и плагины, имитирующие звук магнитной ленты, но применение реальной ленты всё же более эффективно.<br /> Ограничение спектра<br /> <br /> Все виды дисторшна негативно сказываются на гармоническом содержании оригинального варианта сигнала. Иными словами, слишком большое количество искажений на каком-либо источнике может усложнить укладку такого сигнала в микс, так как он занимает очень много места в частотном диапазоне.<br /> <br /> С помощью HP и LP-фильтров можно искусственно ограничить рамки спектра искаженного звука, что позволит сберечь место для других инструментов.<br /> <br /> Искаженные звуки способны захватить весь микс, но применение фильтров позволяет решить эту проблему.<br /> <br /> Микширование и фаза.<br /> <br /> При комбинировании искаженных и чистых вариантов сигнала, включая вариант, когда дисторшн расположен на шине посыла, рекомендуется сделать проверку взаимной фазировки между сигналами. Иначе этот комбинированный звук может быть поврежден эффектом гребенчатой фильтрации.<br /> <br /> Для фазировки сигналов можно использовать специальный процессор для переворота фазы на одном треке. Подобные процессоры можно найти в виде плагинов, к которым относятся Betabugs Phasebug, Voxengo PHA979 и Little Labs IBP для платформы Universal Audio.<br /> <br /> Также не стоит забывать, что большая часть плагинов-эквалайзеров тоже добавляют фазовые искажения, сдвигая фазу некоторых частотных полос по отношению к другим. То есть после эквализации следует проверить соотношение фаз между сигналами.<br /> <br /> Ясность баса.<br /> <br /> Классическим примером использования дисторшна в процессе миксдауна является усиление плотности высокочастотных гармоник в басу. Применив этот метод, вы улучшите слышимость баса при воспроизведении на колонках небольших размеров.<br /> <br /> Преимущества этого метода по сравнению с эквализацией заключаются в добавлении гармоник, которых нет в оригинальном сигнале, и в равномерном затрагивании всех частот в партии баса.<br /> <br /> Для реализации этого метода часто используют педаль Tech 21 SansAmp. Устройство часто применяют такие известные продюсеры, как Спайк Стент и Марк Эндерт.<br /> <br /> Маскировка и вокальный дисторшн.<br /> <br /> При сведении тяжелой музыки часто возникает проблема, суть которой заключается в том, что искаженные гитары маскируют важные вокальные частоты, и в результате звучание вокала загрязняется даже при чистейших оригинальных треках.<br /> <br /> В такой ситуации может помочь добавление к вокалу легкого дисторшна. Для этой цели многими специалистами применяется перегрузка в компрессорах или установка в шину посыла дисторшна с последующим посылом на него вокального сигнала.<br /> <br /> С помощью параллельного искажения можно достичь невероятных результатов для вокала и малого барабана. Установка в шину эффектов плагина Antares Tube и создание на него низкоуровневых посылов придутся вам по душе.<br /> <br /> Разделение частот.<br /> <br /> Используя дисторшна на барабанных лупах, вы сможете добиться более мощного и агрессивного звучания. Но это также может негативно повлиять и на низкочастотную атаку бочки. По этой причине следует поделить частотный диапазон лупа на несколько полос, и, отделив низкие, использовать на них меньшее количество дисторшна.<br /> <br /> Это можно сделать и автоматически, применив плагины Cubase Quadrafuzz, Ohm Force Ohmicide или MDA Bandisto, а можно самостоятельно, применив дополнительные HP и LP-фильтры для искажённой копии (или нескольких копий) лупа. Они помогут вам выделить разные спектральные области и обработать их.<br /> <br /> Дилэй и дисторшн.<br /> <br /> Для получения ясного и четкого микса можно дифференцировать звучание оригинального и задержанного сигнала. Большое значение в этом деле имеет дисторшн. В связи с этим многие специалисты часто вспоминают о старых аналоговых дилэях, так как с помощью них в задержанный сигнал добавляется искажение, причём острое или густое.<br /> <br /> Положение в цепи.<br /> <br /> Так же, как и все остальные эффекты, дисторшн нужно вставить в правильную точку цепи, особенно по отношению к другим процессорам. Если говорить о гитаре, то в этом случае очень важно расположение педали дисторшна до педали wah-wah или после. Поэкспериментируйте с разными конфигурациями и постарайтесь понять, каким образом происходит их взаимодействие друг с другом.<br /> <br /> Цифровые искажения.<br /> <br /> Говоря о дисторшне, нельзя не упомянуть и цифровые искажения. Естественно, с помощью цифровых систем можно добиться аналогового искажения, но, экспериментируя с цифровыми характеристиками и понижения частоты дискретизации, вы также можете получить отличный результат.<br /> <br /> Уменьшая разрядность без дитеринга, вы получите искажения, связанные с погрешностями квантизации. Этот процесс обычно носит название «Bit crushing». Понижая частоту дискретизации, вы можете получить наложение спектров в рамках осязаемого диапазона.<br /> <br /> Так как частотные компоненты искажения равняются математической разности между частотой дискретизации и частотой оригинального звука, они способны проявляться ниже фундаментальных частот оригинальных звуков. В аналоговом искажении это явление – редкость. В большинстве случаев происходит возникновение гармонических искажений, кратных частоте оригинала и расположенных выше нее.<br /> <br /> Помните и о клиппинга. Он отличается резким звуком, и его нужно избегать. Но для добавления яркости малому барабану вы можете его использовать.<br /> <br /> Звучание цифровых искажений также музыкально, как и аналоговых. Однако цифровые обладают благоприятным творческим потенциалом, который можно использовать для создания Lo-Fi-саунда и для имитации звука устаревших цифровых устройств, например, первых сэмплеров.<br /> <br /> Автор: Sound on Sound | Перевод: Андрей Скидан

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Дисторшн и искажения звука в студии

Дисторшн и искажения звука в студии

Дисторшн и искажения звука в студии

Дисторшн и искажения звука в студии<br /> <br /> Под термином «дисторшн» имеются в виду любые изменения, которые затрагивают форму звуковой волны, включая простое изменение амплитуды, фактически являющееся одним из видов искажения. К дисторшну в некоторой степени относится даже эквализация, которая представляет собой изменение амплитуды одних частот по отношению к другим.<br /> <br /> Но в большинстве случаев термин «дисторшн» употребляется для обозначения явлений, которые происходят при прохождении звукового сигнала через нелинейное устройство наподобие усилителя с ламповой сатурацией или clipping-предусилителя.<br /> <br /> Основной целью таких устройств является изменение амплитуды, но в процессе искажения вводятся и новые гармоники, имеющие определенную связь с исходным сигналом.<br /> <br /> Разумеется, если вы хотите получить достоверное звучание акустических инструментов, вам не стоит прибегать к использованию дисторшна. Однако его применение в современной поп- и рок-музыке имеет огромный потенциал и сфера его использования весьма обширна.<br /> <br /> Гармоническое искажение.<br /> <br /> Тембр звука зависит от присутствия в нём тех или иных гармоник. Именно по этой причине звук флейты отличается от звука кларнета.<br /> <br /> Под гармоническим дисторшном (искажением) понимают введение новых гармоник, связанных в музыкальном плане с уже присутствующими в оригинальном варианте сигнала. Это, несомненно, вызывает определенные изменения в тембре.<br /> <br /> Большой музыкальностью отличаются четные гармоники, которые обогащают звук, добавляют ему яркости и полноты. Большинство ламповых устройств генерируют искажения именно с четными гармониками.<br /> <br /> Искажения с нечетными гармониками, генерируемые, например, магнитной аналоговой лентой, часто добавляют в звук грубые, резкие, острые призвуки. Тем не менее, продуманное количество таких гармоник способно также обогатить и углубить звучание.<br /> <br /> Хоть высокочастотные гармоники, сформированные аналоговым искажением, зачастую добавляют в звук «песок» и нарушают музыкальность, использование LP-фильтра (обрезного фильтра ВЧ), позволит сделать результат более приятным на слух.<br /> <br /> Подобная фильтрация может происходить и сама собой, как, например, в случае с электрогитарой. Это объясняется наличием у большинства гитарных динамиков тенденции к крутому завалу в зонах, превышающих 4 кГц. При удалении динамика высокие частоты у гитары приобретут звучание осы в бумажном стакане.<br /> <br /> Гитарные динамики отличаются естественным спадом на высоких частотах, что делает искаженный звук более благоприятным для слуха. Если, добавив дисторшн, вы заметили, что яркость игры инструментов чрезмерно усилилась, попытайтесь пропустить сигнал, например через IK Multimedia Amplitube или другой подобный спикер-симулятор.<br /> <br /> Если вы хотите дополнить запись органично звучащим дисторшном, выведите сигнал из рекордера (звуковой карты), подключите его в гитарный усилитель и запишите сигнал, снова сняв его микрофоном.<br /> <br /> Этот метод называется реампингом и часто применяется для баса и гитары, которые первоначально были записаны напрямую в линию, однако его использование для других инструментов также может дать очень интересные результаты.<br /> <br /> Мистер Динамик.<br /> <br /> И в случае с плагином, и в случае с аппаратным устройством наподобие Line 6 Pod, работа спикер-симулятора может быть почти такой же, как у реального гитарного кабинета или динамика.<br /> <br /> Здесь вы, как и при реампинге, можете использовать не только гитару, но и другие инструменты. Такой способ может обладать большей гибкостью, по сравнению с реампингом, так как большее количество плагинов позволяет выбрать кабинет, который наилучшим образом подойдет в вашем конкретном случае.<br /> <br /> Качество превыше количества.<br /> <br /> В процессе записи не переусердствуйте с количеством дисторшна. Его можно добавить и во время сведения, но в уже записанном сигнале убрать его практически невозможно. Если вы не знаете, как поступить – используйте сплиттер или A/B box, которые позволят вам записать и сигнал с искажением, и чистый необработанный вариант одновременно на разные дорожки.<br /> <br /> Уменьшение дисторшна.<br /> <br /> Тут следует упомянуть и о некоторых способах, с помощью которых все же можно уменьшить уровень дисторшна в уже записанном звуке гитары.<br /> <br /> Сначала очень внимательно продублируйте партию гитары путем игры того же самого на синтезаторе с соответствующим чистым звуком. Читаемость гитарных нот можно улучшить подмешиванием этой партии с таким уровнем, чтобы не было очевидным ее неестественное происхождение.<br /> <br /> Контраст.<br /> <br /> Старайтесь добиться контраста. Если вы не работаете в стиле дет-метал и ему подобных, то совершенно нелишним будет попытаться уравновесить искаженные звуки с чистыми. При наличии в миксе искаженных гитар, их можно сильнее выделить, сохранив барабаны и бас относительно чистыми.<br /> <br /> Эксайтинг.<br /> <br /> Всем известно, что искаженный звук воспринимается человеческим ухом как не настолько чистый и прозрачный. Тем не менее, применение искажения только к определенной части частотного спектра может дать абсолютно другой результат и сделать искаженный звук «зрительно» более чистым и прозрачным.<br /> <br /> По подобной схеме действует устройство Aphex Aural Exciter, которое берет определенную часть входного сигнала, потом пропускает ее через фильтр, искажает в усилителе с нелинейной характеристикой и снова смешивает с исходным сигналом. Результатом этого процесса является синтез новых высокочастотных гармоник, которых, наверное, никогда и не было в оригинале.<br /> <br /> Обработанный звук воспринимается нашим ухом с большей яркостью и детальностью. Эквалайзер же не способен добавлять что-то новое, а только усиливает то, что уже присутствует в сигнале.<br /> <br /> Обрабатывая микс, следует расчетливо отнестись к использованию эксайтеров, иначе вы можете получить слишком яркое и даже утомляющее звучание. Однако их более агрессивное использование позволит сделать более ярким малый барабан и остальные перкуссионные звуки.<br /> <br /> Не используя эксайтер, вы можете добиться похожих результатов путем добавления искаженного сигнала к чистому оригинальному. Сделать это можно, скопировав партию на еще одну дорожку и пропустив ее через дисторшн.<br /> <br /> И, наконец, не стоит во всем полагаться на слух! Человеческому уху кажется, что лучшее звучание у более яркой и громкой музыки. Особенно часто слух ошибается, когда уши уже устали от длительного прослушивания.<br /> <br /> Поэтому рекомендуется всегда прослушивать обработанные таким способом инструменты и на следующий день, так как это дает возможность понять, действительно ли подобная обработка позитивно влияет на звучание, или она просто добавляет громкости и яркости.<br /> <br /> Лампа. Быть или не быть?<br /> <br /> Специализированные дисторшн-процессоры часто имеют в наличии лампы, но не стоит ожидать, что в нормальном ламповом микрофоне будет заметно искаженный звук. Разработка традиционных ламповых микрофонов велась в середине прошлого века, тогда еще не существовало альтернатив, и поэтому специалисты сделали все возможное, чтобы лампы вели себя как можно более линейно.<br /> <br /> В результате остаточные артефакты дисторшна, которые дают значительную часть характера ламповых устройств, отличаются существенной тонкостью. В наши дни это называется «теплотой» или «бархатом».<br /> <br /> У многих современных микрофонов, специально добавляющих много искажения лампового стиля, звучание менее музыкально, если сравнивать их с настоящими, правильно разработанными ламповыми микрофонами.<br /> <br /> Правильное применение лампового дисторшна поможет достичь превосходных результатов. Однако не стоит думать, что наличие ламп – это гарантия возникновения дисторшна как такового. Например, ламповые микрофоны разрабатывают таким образом, чтобы сделать как можно менее заметными любые искажения.<br /> <br /> Каждый хорош на своём месте.<br /> <br /> При наличии у вашего аудио-интерфейса достаточного количества входов/выходов пропустите треки через внешнее аналоговое оборудование или через гитарные педали, так как настоящий аналоговый дисторшн имеет более естественное звучание по сравнению с любыми цифровыми эмуляциями.<br /> <br /> Проведите сравнение различных устройств и выберите то, чья работа устраивает вас больше всего. Приборы, имеющие входные и/или выходные трансформаторы, способны придать звуку благозвучное искажение, которое является результатом магнитной сатурации в их сердечниках. Однако следует помнить, что для возникновения сатурации или клиппинга необходимо существенно усилить входной сигнал, поэтому потом нужно будет понизить выходной сигнал до терпимого уровня.<br /> <br /> Синус на все времена.<br /> <br /> Если вам по душе работать в программе, нежели играть на инструментах в реальности, вы можете попробовать выбрать что-то простенькое наподобие синусоидальной волны и пропустить её через разные педали дисторшна. С помощью, например педали Boss MT2 можно добавить фактуру и создать интересные звуки, вам останется просто поэкспериментировать и покрутить ручки.<br /> <br /> Дисторшн на барабанах.<br /> <br /> Несмотря на то, что сильное искажение и особенно клиппинг не приветствуется (исключением может быть разве что дисторшн лампового характера на гитарах или плотных синтезаторных басах), такое тяжелое искажение можно применять для обработки коротких и ярких звуков наподобие малого барабана.<br /> <br /> Так, например, агрессивное звучание малого барабана в некоторых рок-миксах достигалось с помощью намеренной перегрузки на входных цепях аналогового микшера до возникновения клиппинга.<br /> <br /> Конечно, использование таких экстремальных искажений совсем не обязательно. Для того чтобы оживить вялое звучание барабана, можно добавить небольшое количество аналогового искажения.<br /> <br /> Искажение магнитной ленты.<br /> <br /> Использование магнитной ленты прибавляет тонких искажений, особенно заметных при записи на нее сигнала, уровень которого приближается к максимально для неё возможному.<br /> <br /> Для создания характерного ленточного звучания некоторые звукорежиссёры даже записывают треки на аналоговый магнитофон, а потом переписывают их снова в цифровой формат. Особенной популярностью пользуется эта методика в мастеринге рок-музыки.<br /> <br /> Естественно, мастеринг-инженеры пользуются современными высокотехнологичными магнитофонами, скорость движения ленты в которых очень высока. Однако ничто не мешает вам попробовать добиться похожих результатов, используя простой аналоговый магнитофон, пусть даже кассетный.<br /> <br /> Конечно, уже давно существуют и плагины, имитирующие звук магнитной ленты, но применение реальной ленты всё же более эффективно.<br /> Ограничение спектра<br /> <br /> Все виды дисторшна негативно сказываются на гармоническом содержании оригинального варианта сигнала. Иными словами, слишком большое количество искажений на каком-либо источнике может усложнить укладку такого сигнала в микс, так как он занимает очень много места в частотном диапазоне.<br /> <br /> С помощью HP и LP-фильтров можно искусственно ограничить рамки спектра искаженного звука, что позволит сберечь место для других инструментов.<br /> <br /> Искаженные звуки способны захватить весь микс, но применение фильтров позволяет решить эту проблему.<br /> <br /> Микширование и фаза.<br /> <br /> При комбинировании искаженных и чистых вариантов сигнала, включая вариант, когда дисторшн расположен на шине посыла, рекомендуется сделать проверку взаимной фазировки между сигналами. Иначе этот комбинированный звук может быть поврежден эффектом гребенчатой фильтрации.<br /> <br /> Для фазировки сигналов можно использовать специальный процессор для переворота фазы на одном треке. Подобные процессоры можно найти в виде плагинов, к которым относятся Betabugs Phasebug, Voxengo PHA979 и Little Labs IBP для платформы Universal Audio.<br /> <br /> Также не стоит забывать, что большая часть плагинов-эквалайзеров тоже добавляют фазовые искажения, сдвигая фазу некоторых частотных полос по отношению к другим. То есть после эквализации следует проверить соотношение фаз между сигналами.<br /> <br /> Ясность баса.<br /> <br /> Классическим примером использования дисторшна в процессе миксдауна является усиление плотности высокочастотных гармоник в басу. Применив этот метод, вы улучшите слышимость баса при воспроизведении на колонках небольших размеров.<br /> <br /> Преимущества этого метода по сравнению с эквализацией заключаются в добавлении гармоник, которых нет в оригинальном сигнале, и в равномерном затрагивании всех частот в партии баса.<br /> <br /> Для реализации этого метода часто используют педаль Tech 21 SansAmp. Устройство часто применяют такие известные продюсеры, как Спайк Стент и Марк Эндерт.<br /> <br /> Маскировка и вокальный дисторшн.<br /> <br /> При сведении тяжелой музыки часто возникает проблема, суть которой заключается в том, что искаженные гитары маскируют важные вокальные частоты, и в результате звучание вокала загрязняется даже при чистейших оригинальных треках.<br /> <br /> В такой ситуации может помочь добавление к вокалу легкого дисторшна. Для этой цели многими специалистами применяется перегрузка в компрессорах или установка в шину посыла дисторшна с последующим посылом на него вокального сигнала.<br /> <br /> С помощью параллельного искажения можно достичь невероятных результатов для вокала и малого барабана. Установка в шину эффектов плагина Antares Tube и создание на него низкоуровневых посылов придутся вам по душе.<br /> <br /> Разделение частот.<br /> <br /> Используя дисторшна на барабанных лупах, вы сможете добиться более мощного и агрессивного звучания. Но это также может негативно повлиять и на низкочастотную атаку бочки. По этой причине следует поделить частотный диапазон лупа на несколько полос, и, отделив низкие, использовать на них меньшее количество дисторшна.<br /> <br /> Это можно сделать и автоматически, применив плагины Cubase Quadrafuzz, Ohm Force Ohmicide или MDA Bandisto, а можно самостоятельно, применив дополнительные HP и LP-фильтры для искажённой копии (или нескольких копий) лупа. Они помогут вам выделить разные спектральные области и обработать их.<br /> <br /> Дилэй и дисторшн.<br /> <br /> Для получения ясного и четкого микса можно дифференцировать звучание оригинального и задержанного сигнала. Большое значение в этом деле имеет дисторшн. В связи с этим многие специалисты часто вспоминают о старых аналоговых дилэях, так как с помощью них в задержанный сигнал добавляется искажение, причём острое или густое.<br /> <br /> Положение в цепи.<br /> <br /> Так же, как и все остальные эффекты, дисторшн нужно вставить в правильную точку цепи, особенно по отношению к другим процессорам. Если говорить о гитаре, то в этом случае очень важно расположение педали дисторшна до педали wah-wah или после. Поэкспериментируйте с разными конфигурациями и постарайтесь понять, каким образом происходит их взаимодействие друг с другом.<br /> <br /> Цифровые искажения.<br /> <br /> Говоря о дисторшне, нельзя не упомянуть и цифровые искажения. Естественно, с помощью цифровых систем можно добиться аналогового искажения, но, экспериментируя с цифровыми характеристиками и понижения частоты дискретизации, вы также можете получить отличный результат.<br /> <br /> Уменьшая разрядность без дитеринга, вы получите искажения, связанные с погрешностями квантизации. Этот процесс обычно носит название «Bit crushing». Понижая частоту дискретизации, вы можете получить наложение спектров в рамках осязаемого диапазона.<br /> <br /> Так как частотные компоненты искажения равняются математической разности между частотой дискретизации и частотой оригинального звука, они способны проявляться ниже фундаментальных частот оригинальных звуков. В аналоговом искажении это явление – редкость. В большинстве случаев происходит возникновение гармонических искажений, кратных частоте оригинала и расположенных выше нее.<br /> <br /> Помните и о клиппинга. Он отличается резким звуком, и его нужно избегать. Но для добавления яркости малому барабану вы можете его использовать.<br /> <br /> Звучание цифровых искажений также музыкально, как и аналоговых. Однако цифровые обладают благоприятным творческим потенциалом, который можно использовать для создания Lo-Fi-саунда и для имитации звука устаревших цифровых устройств, например, первых сэмплеров.<br /> <br /> Автор: Sound on Sound | Перевод: Андрей Скидан

Загрузка комментариев...