Музыкальный портал
info@topzvuk.com
Наизусть
0

Наизусть

Раздел: Смычковые
Дата публикации: 17 июня 2015, 13:50
Нравится
Нравится
Одна из начальных фаз работы над сольным произведением (пьесой, концертом…) — выучить его наизусть. По-настоящему работать над фразой можно только после этого.
Ну и играть его на сцене придется, разумеется, тоже наизусть.
Сколько нотного текста сидит в голове музыканта? Я недавно попробовала подсчитать. И ужаснулась.
По всей видимости, получается не меньше суток непрерывной игры.
Судите сами.
Мой отец, пианист Д. Благой, сделал только сольных студийных записей в фонд радио чуть более чем на  пятнадцать часов. Пятнадцать часов непрерывно звучащей музыки! Согласитесь, это немало (чтобы как минимум держать всё в голове! мы же сейчас говорим про «наизусть»). Вообще я хотела бы посмотреть на человека, который декламировал бы наизусть стихи или прозу в течение 15 часов…  (К сведению тех, кто не в курсе сложностей музыкального ремесла и любит анекдоты в жанре «он окончил консерваторию по классу треугольника»…)
Да, но это лишь верхушка айсберга, ведь записал мой отец не всё из своего репертуара. И там не было крупных форм. Ясно, что реальный объем музыки, сыгранной им, значительно превосходил записанное: он играл и концерты, и другие крупные фортепианные сочинения. А если к этому добавить еще и всё, что было пройдено в школе и консерватории (это тоже учится наизусть), то… Голова уже кружится от возможных цифр. Кажется, я тут выше написала, что в памяти музыканта хранится количество музыки, эквивалентное суткам? А может быть, двум?
Задавшись вопросом, а сколько вмещает моя собственная память, я начала считать, сколько часов музыки в моем репертуаре. Занятие оказалось нудное, я его бросила. Тем более что перечисленное на той странице с репертуаром — тоже всего лишь верхушка айсберга, там нет многих пьес и концертов, сделанных за одиннадцать лет школы. А всё это тоже было выучено когда-то наизусть и сыграно на экзаменах и концертах. (Про разнообразные этюды и каприсы, которые мы все тоже играем пачками наизусть, я уж вообще молчу!)
А ведь скрипачам еще повезло: скрипичный репертуар в целом меньше, чем фортепианный (просто для скрипки меньше написано). Да и пианистам еще повезло. Меньше всех повезло певцам, которым приходится держать в голове целые оперы (и хорошо еще, если это солнечный Россини, который как-то ограничивал свои порывы, а не оперы Вагнера, которые измеряются уже не часами, а едва ли не днями!)
Словом, еще и еще раз: «крылья, ноги… главное — хвост!» для музыканта главное иметь не руки, а мозги. Причем работающие на предельных оборотах (см: Беглость).
А руки?.. Один скрипач-виртуоз в 19 веке вообще играл ногами…

Наизусть

Одна из начальных фаз работы над сольным произведением (пьесой, концертом…) — выучить его наизусть. По-настоящему работать над фразой можно только после этого.<br /> Ну и играть его на сцене придется, разумеется, тоже наизусть.<br /> Сколько нотного текста сидит в голове музыканта? Я недавно попробовала подсчитать. И ужаснулась.<br /> По всей видимости, получается не меньше суток непрерывной игры.<br /> Судите сами.<br /> Мой отец, пианист Д. Благой, сделал только сольных студийных записей в фонд радио чуть более чем на  пятнадцать часов. Пятнадцать часов непрерывно звучащей музыки! Согласитесь, это немало (чтобы как минимум держать всё в голове! мы же сейчас говорим про «наизусть»). Вообще я хотела бы посмотреть на человека, который декламировал бы наизусть стихи или прозу в течение 15 часов…  (К сведению тех, кто не в курсе сложностей музыкального ремесла и любит анекдоты в жанре «он окончил консерваторию по классу треугольника»…)<br /> Да, но это лишь верхушка айсберга, ведь записал мой отец не всё из своего репертуара. И там не было крупных форм. Ясно, что реальный объем музыки, сыгранной им, значительно превосходил записанное: он играл и концерты, и другие крупные фортепианные сочинения. А если к этому добавить еще и всё, что было пройдено в школе и консерватории (это тоже учится наизусть), то… Голова уже кружится от возможных цифр. Кажется, я тут выше написала, что в памяти музыканта хранится количество музыки, эквивалентное суткам? А может быть, двум?<br /> Задавшись вопросом, а сколько вмещает моя собственная память, я начала считать, сколько часов музыки в моем репертуаре. Занятие оказалось нудное, я его бросила. Тем более что перечисленное на той странице с репертуаром — тоже всего лишь верхушка айсберга, там нет многих пьес и концертов, сделанных за одиннадцать лет школы. А всё это тоже было выучено когда-то наизусть и сыграно на экзаменах и концертах. (Про разнообразные этюды и каприсы, которые мы все тоже играем пачками наизусть, я уж вообще молчу!)<br /> А ведь скрипачам еще повезло: скрипичный репертуар в целом меньше, чем фортепианный (просто для скрипки меньше написано). Да и пианистам еще повезло. Меньше всех повезло певцам, которым приходится держать в голове целые оперы (и хорошо еще, если это солнечный Россини, который как-то ограничивал свои порывы, а не оперы Вагнера, которые измеряются уже не часами, а едва ли не днями!)<br /> Словом, еще и еще раз: «крылья, ноги… главное — хвост!» для музыканта главное иметь не руки, а мозги. Причем работающие на предельных оборотах (см: Беглость).<br /> А руки?.. Один скрипач-виртуоз в 19 веке вообще играл ногами…

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Наизусть

Наизусть

Наизусть

Одна из начальных фаз работы над сольным произведением (пьесой, концертом…) — выучить его наизусть. По-настоящему работать над фразой можно только после этого.<br /> Ну и играть его на сцене придется, разумеется, тоже наизусть.<br /> Сколько нотного текста сидит в голове музыканта? Я недавно попробовала подсчитать. И ужаснулась.<br /> По всей видимости, получается не меньше суток непрерывной игры.<br /> Судите сами.<br /> Мой отец, пианист Д. Благой, сделал только сольных студийных записей в фонд радио чуть более чем на  пятнадцать часов. Пятнадцать часов непрерывно звучащей музыки! Согласитесь, это немало (чтобы как минимум держать всё в голове! мы же сейчас говорим про «наизусть»). Вообще я хотела бы посмотреть на человека, который декламировал бы наизусть стихи или прозу в течение 15 часов…  (К сведению тех, кто не в курсе сложностей музыкального ремесла и любит анекдоты в жанре «он окончил консерваторию по классу треугольника»…)<br /> Да, но это лишь верхушка айсберга, ведь записал мой отец не всё из своего репертуара. И там не было крупных форм. Ясно, что реальный объем музыки, сыгранной им, значительно превосходил записанное: он играл и концерты, и другие крупные фортепианные сочинения. А если к этому добавить еще и всё, что было пройдено в школе и консерватории (это тоже учится наизусть), то… Голова уже кружится от возможных цифр. Кажется, я тут выше написала, что в памяти музыканта хранится количество музыки, эквивалентное суткам? А может быть, двум?<br /> Задавшись вопросом, а сколько вмещает моя собственная память, я начала считать, сколько часов музыки в моем репертуаре. Занятие оказалось нудное, я его бросила. Тем более что перечисленное на той странице с репертуаром — тоже всего лишь верхушка айсберга, там нет многих пьес и концертов, сделанных за одиннадцать лет школы. А всё это тоже было выучено когда-то наизусть и сыграно на экзаменах и концертах. (Про разнообразные этюды и каприсы, которые мы все тоже играем пачками наизусть, я уж вообще молчу!)<br /> А ведь скрипачам еще повезло: скрипичный репертуар в целом меньше, чем фортепианный (просто для скрипки меньше написано). Да и пианистам еще повезло. Меньше всех повезло певцам, которым приходится держать в голове целые оперы (и хорошо еще, если это солнечный Россини, который как-то ограничивал свои порывы, а не оперы Вагнера, которые измеряются уже не часами, а едва ли не днями!)<br /> Словом, еще и еще раз: «крылья, ноги… главное — хвост!» для музыканта главное иметь не руки, а мозги. Причем работающие на предельных оборотах (см: Беглость).<br /> А руки?.. Один скрипач-виртуоз в 19 веке вообще играл ногами…

Загрузка комментариев...