Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Солист, артист ансамбля, оркестра…

Солист, артист ансамбля, оркестра…
0

Солист, артист ансамбля, оркестра…

Раздел: Смычковые
Дата публикации: 16 июня 2015, 14:05
Нравится
Нравится
Делать музыку можно одному или в компании с кем-то. Количество музыкантов зависит от задачи, от содержания музыки, ее масштаба и характера.
Когда нужно высветить одинокую, но мощную и величественную человеческую личность — на сцену выходит солист.
Скрипачи-солисты играют виртуозные скрипичные пьесы, блестящие концерты и концертные фантазии, кантиленные пьесы, философскую музыку Баха для скрипки соло и др.
Солист — это главный герой. То же самое, что примадонна в опере. Даже больше: часто он один воплощает собой едва ли не все действие на сцене (хотя с ним могут взаимодействовать другие музыканты — пианист-концертмейстер или даже целый оркестр). Если провести аналогию с театральным миром,  это тот, кто произносит на сцене монологи. Поэтому это должна быть яркая индивидуальность, настоящая личность, которую должно быть интересно слушать. Вливаться в коллектив не является его прямой  обязанностью, и в жизни такой человек тоже чаще всего глубокий индивидуалист.
Ансамбль — это когда музыку делают несколько человек,  их вклад одинаково ценен.
Два играющих музыканта — это дуэт. Часто это скрипач и пианист. Именно для них написаны камерные сонаты Моцарта, Бетховена и т.д. Это беседа двух индивидуумов, в которой они размышляют на какую-либо тему, причем развивает тему то один, то другой инструмент. (Кстати, В. Григорьев говорил, что существующий предрассудок — одну и ту же тему два исполнителя должны исполнять одними и теми же штрихами — вреден: ведь это разговор двух личностей, а не двух близнецов!)
Трое музыкантов (чаще всего скрипач, виолончелист и пианист) - это трио.  Принцип тот же: тема чаще  звучит в исполнении то одного, то другого музыканта,  хотя в кульминациях они объединяются и действуют единым фронтом.
Когда на сцене четыре человека — это квартет. Здесь у нас уже две скрипки — первая и вторая — а также виолончель и альт. Звучание квартета специфично. Мне лично оно довольно часто напоминает этакие семейные посиделки, неторопливый разговор на кухне под чашку чая и бой часов с кукушкой. (Что, кстати, частично объяснимо тем, что тут действительно собраны  все представители скрипичного семейства, разве что без контрабаса. И тем, что множество квартетов когда-то, в 19 веке,  было написано как раз для того, чтобы быть исполненным в тесном семейном или дружеском кругу в часы досуга. Правда, в 20 веке характер квартетов стал непредсказуем).
Существуют еще квинтеты (5 музыкантов), секстеты (6), даже септеты (7) и октеты (8), но все это скрипачей сегодня практически не касается.
Зато ансамбли скрипачей, играющих в унисон, встречаются часто. Тут на сцене стоит множество музыкантов, и все они как один должны шпарить какую-нибудь трудную вещь,  нота в ноту, абсолютно синхронно, с одинаковой интонацией. Для усиления эффекта желательно, чтобы участники коллектива находились к тому же в самом нежном возрасте.
Такое блюдо предпочитают подавать на всяких городских смотрах и прослушиваниях ДМШ,  потому что это идеальный способ отчитаться перед начальством: все знают, как сложно сделать, чтобы все играли с одной интонацией и слаженно (нужна отличная подготовка и сыгранность), и если это достигнуто, значит, музыкальный чиновник может с легким сердцем тут же выписать премию или поощрительную грамоту, не напрягаясь  с  обсуждением всяких тонких музыкальных и художественных материй.
Впрочем, в случае с унисоном мы уже оказываемся на грани ансамбля и оркестра — такого собрания людей, где самые важные качества — умение подстраиваться (в прямом смысле) и чувство локтя (тоже часто в прямом…)
Оркестры бывают камерными (меньше людей, меньше масштаб звучания) и симфоническими. Именно симфонические оркестры футуролог Тоффлер, описывая эпоху индустриализации, в которую они появились, описывал как модель гигантского завода, где действует разделение труда и механический, а не гуманитарный подход к человеческой личности. Тут важнее всего дисциплина, аккуратность и умение стать частью единой огромной машины. Часто это выглядит так: одна группа музыкантов играет одну последовательность нот (или даже просто одну ноту, причем в течение долгого времени), другая — другую, а все они вместе  - грандиозный инструмент, на котором играет дирижер.  Мы, русские, индивидуалисты и не очень-то любим играть в оркестрах (нас и учат всех как солистов), в отличие от пунктуальных немцев, у которых любовь к механике в крови и которые образуют отличные симфонические коллективы — настоящие  машины, по мощи сравнимые разве что с дивизией танков.

Солист, артист ансамбля, оркестра…

Делать музыку можно одному или в компании с кем-то. Количество музыкантов зависит от задачи, от содержания музыки, ее масштаба и характера.<br /> Когда нужно высветить одинокую, но мощную и величественную человеческую личность — на сцену выходит солист.<br /> Скрипачи-солисты играют виртуозные скрипичные пьесы, блестящие концерты и концертные фантазии, кантиленные пьесы, философскую музыку Баха для скрипки соло и др.<br /> Солист — это главный герой. То же самое, что примадонна в опере. Даже больше: часто он один воплощает собой едва ли не все действие на сцене (хотя с ним могут взаимодействовать другие музыканты — пианист-концертмейстер или даже целый оркестр). Если провести аналогию с театральным миром,  это тот, кто произносит на сцене монологи. Поэтому это должна быть яркая индивидуальность, настоящая личность, которую должно быть интересно слушать. Вливаться в коллектив не является его прямой  обязанностью, и в жизни такой человек тоже чаще всего глубокий индивидуалист.<br /> Ансамбль — это когда музыку делают несколько человек,  их вклад одинаково ценен.<br /> Два играющих музыканта — это дуэт. Часто это скрипач и пианист. Именно для них написаны камерные сонаты Моцарта, Бетховена и т.д. Это беседа двух индивидуумов, в которой они размышляют на какую-либо тему, причем развивает тему то один, то другой инструмент. (Кстати, В. Григорьев говорил, что существующий предрассудок — одну и ту же тему два исполнителя должны исполнять одними и теми же штрихами — вреден: ведь это разговор двух личностей, а не двух близнецов!)<br /> Трое музыкантов (чаще всего скрипач, виолончелист и пианист) - это трио.  Принцип тот же: тема чаще  звучит в исполнении то одного, то другого музыканта,  хотя в кульминациях они объединяются и действуют единым фронтом.<br /> Когда на сцене четыре человека — это квартет. Здесь у нас уже две скрипки — первая и вторая — а также виолончель и альт. Звучание квартета специфично. Мне лично оно довольно часто напоминает этакие семейные посиделки, неторопливый разговор на кухне под чашку чая и бой часов с кукушкой. (Что, кстати, частично объяснимо тем, что тут действительно собраны  все представители скрипичного семейства, разве что без контрабаса. И тем, что множество квартетов когда-то, в 19 веке,  было написано как раз для того, чтобы быть исполненным в тесном семейном или дружеском кругу в часы досуга. Правда, в 20 веке характер квартетов стал непредсказуем).<br /> Существуют еще квинтеты (5 музыкантов), секстеты (6), даже септеты (7) и октеты (8), но все это скрипачей сегодня практически не касается.<br /> Зато ансамбли скрипачей, играющих в унисон, встречаются часто. Тут на сцене стоит множество музыкантов, и все они как один должны шпарить какую-нибудь трудную вещь,  нота в ноту, абсолютно синхронно, с одинаковой интонацией. Для усиления эффекта желательно, чтобы участники коллектива находились к тому же в самом нежном возрасте.<br /> Такое блюдо предпочитают подавать на всяких городских смотрах и прослушиваниях ДМШ,  потому что это идеальный способ отчитаться перед начальством: все знают, как сложно сделать, чтобы все играли с одной интонацией и слаженно (нужна отличная подготовка и сыгранность), и если это достигнуто, значит, музыкальный чиновник может с легким сердцем тут же выписать премию или поощрительную грамоту, не напрягаясь  с  обсуждением всяких тонких музыкальных и художественных материй.<br /> Впрочем, в случае с унисоном мы уже оказываемся на грани ансамбля и оркестра — такого собрания людей, где самые важные качества — умение подстраиваться (в прямом смысле) и чувство локтя (тоже часто в прямом…)<br /> Оркестры бывают камерными (меньше людей, меньше масштаб звучания) и симфоническими. Именно симфонические оркестры футуролог Тоффлер, описывая эпоху индустриализации, в которую они появились, описывал как модель гигантского завода, где действует разделение труда и механический, а не гуманитарный подход к человеческой личности. Тут важнее всего дисциплина, аккуратность и умение стать частью единой огромной машины. Часто это выглядит так: одна группа музыкантов играет одну последовательность нот (или даже просто одну ноту, причем в течение долгого времени), другая — другую, а все они вместе  - грандиозный инструмент, на котором играет дирижер.  Мы, русские, индивидуалисты и не очень-то любим играть в оркестрах (нас и учат всех как солистов), в отличие от пунктуальных немцев, у которых любовь к механике в крови и которые образуют отличные симфонические коллективы — настоящие  машины, по мощи сравнимые разве что с дивизией танков.

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Солист, артист ансамбля, оркестра…

Солист, артист ансамбля, оркестра…

Солист, артист ансамбля, оркестра…

Делать музыку можно одному или в компании с кем-то. Количество музыкантов зависит от задачи, от содержания музыки, ее масштаба и характера.<br /> Когда нужно высветить одинокую, но мощную и величественную человеческую личность — на сцену выходит солист.<br /> Скрипачи-солисты играют виртуозные скрипичные пьесы, блестящие концерты и концертные фантазии, кантиленные пьесы, философскую музыку Баха для скрипки соло и др.<br /> Солист — это главный герой. То же самое, что примадонна в опере. Даже больше: часто он один воплощает собой едва ли не все действие на сцене (хотя с ним могут взаимодействовать другие музыканты — пианист-концертмейстер или даже целый оркестр). Если провести аналогию с театральным миром,  это тот, кто произносит на сцене монологи. Поэтому это должна быть яркая индивидуальность, настоящая личность, которую должно быть интересно слушать. Вливаться в коллектив не является его прямой  обязанностью, и в жизни такой человек тоже чаще всего глубокий индивидуалист.<br /> Ансамбль — это когда музыку делают несколько человек,  их вклад одинаково ценен.<br /> Два играющих музыканта — это дуэт. Часто это скрипач и пианист. Именно для них написаны камерные сонаты Моцарта, Бетховена и т.д. Это беседа двух индивидуумов, в которой они размышляют на какую-либо тему, причем развивает тему то один, то другой инструмент. (Кстати, В. Григорьев говорил, что существующий предрассудок — одну и ту же тему два исполнителя должны исполнять одними и теми же штрихами — вреден: ведь это разговор двух личностей, а не двух близнецов!)<br /> Трое музыкантов (чаще всего скрипач, виолончелист и пианист) - это трио.  Принцип тот же: тема чаще  звучит в исполнении то одного, то другого музыканта,  хотя в кульминациях они объединяются и действуют единым фронтом.<br /> Когда на сцене четыре человека — это квартет. Здесь у нас уже две скрипки — первая и вторая — а также виолончель и альт. Звучание квартета специфично. Мне лично оно довольно часто напоминает этакие семейные посиделки, неторопливый разговор на кухне под чашку чая и бой часов с кукушкой. (Что, кстати, частично объяснимо тем, что тут действительно собраны  все представители скрипичного семейства, разве что без контрабаса. И тем, что множество квартетов когда-то, в 19 веке,  было написано как раз для того, чтобы быть исполненным в тесном семейном или дружеском кругу в часы досуга. Правда, в 20 веке характер квартетов стал непредсказуем).<br /> Существуют еще квинтеты (5 музыкантов), секстеты (6), даже септеты (7) и октеты (8), но все это скрипачей сегодня практически не касается.<br /> Зато ансамбли скрипачей, играющих в унисон, встречаются часто. Тут на сцене стоит множество музыкантов, и все они как один должны шпарить какую-нибудь трудную вещь,  нота в ноту, абсолютно синхронно, с одинаковой интонацией. Для усиления эффекта желательно, чтобы участники коллектива находились к тому же в самом нежном возрасте.<br /> Такое блюдо предпочитают подавать на всяких городских смотрах и прослушиваниях ДМШ,  потому что это идеальный способ отчитаться перед начальством: все знают, как сложно сделать, чтобы все играли с одной интонацией и слаженно (нужна отличная подготовка и сыгранность), и если это достигнуто, значит, музыкальный чиновник может с легким сердцем тут же выписать премию или поощрительную грамоту, не напрягаясь  с  обсуждением всяких тонких музыкальных и художественных материй.<br /> Впрочем, в случае с унисоном мы уже оказываемся на грани ансамбля и оркестра — такого собрания людей, где самые важные качества — умение подстраиваться (в прямом смысле) и чувство локтя (тоже часто в прямом…)<br /> Оркестры бывают камерными (меньше людей, меньше масштаб звучания) и симфоническими. Именно симфонические оркестры футуролог Тоффлер, описывая эпоху индустриализации, в которую они появились, описывал как модель гигантского завода, где действует разделение труда и механический, а не гуманитарный подход к человеческой личности. Тут важнее всего дисциплина, аккуратность и умение стать частью единой огромной машины. Часто это выглядит так: одна группа музыкантов играет одну последовательность нот (или даже просто одну ноту, причем в течение долгого времени), другая — другую, а все они вместе  - грандиозный инструмент, на котором играет дирижер.  Мы, русские, индивидуалисты и не очень-то любим играть в оркестрах (нас и учат всех как солистов), в отличие от пунктуальных немцев, у которых любовь к механике в крови и которые образуют отличные симфонические коллективы — настоящие  машины, по мощи сравнимые разве что с дивизией танков.

Загрузка комментариев...