Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Смотри, мой друг, не стань дилетантом

Смотри, мой друг, не стань дилетантом
0

Смотри, мой друг, не стань дилетантом

Раздел: Смычковые
Дата публикации: 15 июня 2015, 18:34
Нравится
Нравится
Этой фразой и ей подобными творческих людей пугали в советское время.
Подразумевалось — если ты скрипач, долби на скрипке пассажи, но не смей писать стихи, интересоваться науками (и даже играть на других инструментах!). Если ты ученый, пожалуйста, решай теоремы, но играть на скрипке предоставь скрипачу. И вообще — определи себе еще в молодости узкую сферу деятельности, а в ней — какую-нибудь маааленькую точку, и бей по ней до последнего вздоха. Не распыляйся, а то проиграешь.
Требования разделения труда и узкой специализации были связаны в 20 веке с эпохой индустриализации (о чем так хорошо писал Тоффлер). Весь мир рассматривался как своего рода огромный завод, где каждый пожизненно был обязан обтачивать какую-нибудь одну деталь и только тем и приносить пользу обществу. В сфере прикладных наук узкая специализация была, вероятно, необходима, именно благодаря этому у нас теперь такое количество полезных в быту устройств. Но для сферы искусств (органически связанных между собой) такой подход оказался катастрофой. Именно поэтому музыканты сегодня часто не знают смысла исполняемой ими музыки – чтобы узнать этот смысл, нужно вторгнуться на территории, принадлежащие поэзии, живописи, общей истории искусств, и даже философии. А как ты это сделаешь, если ты всю жизнь ограничивал себя нотами? Даже «Последняя роза лета» — это художественный образ, а не серия упражнений, это старинная ирландская песня, естественно со словами, и чтобы как следует вжиться в образ и как следует ее сыграть, нужно на какое-то время перестать чувствовать себя скрипачом и стать немножко поэтом.
Но, как бы то ни было, что случилось, то случилось. Механический подход неприменим к искусству — искусство проиграло. Вполне закономерно. Интереснее другое: индустриальная эпоха закончилась. Мы внезапно обнаружили, что живем в постиндустриальном мире, и что в нем иные законы. Самые перспективные области сегодня — на пересечении наук, на пересечении искусств, или даже (возможно) на пересечении наук и искусств. В западных университетах уже существуют  междисциплинарные факультеты (подобный появился даже в Московской консерватории), есть междисциплинарные области наук, лучшие умы все чаще говорят о том, как важно преодолевать узкоспециализированное мышление, ведущее к «профессиональному кретинизму».
Творчество, и научное и художественное, связано очень часто с перенесением навыков, впечатлений, способа мышления из одной профессиональной области в другую. Именно так рождаются неожиданные, свежие, поразительной красоты решения. Это означает: все, что мы узнаём, постигаем, всё, что делаем в жизни, мы в конечном счете привносим в ту сферу, в которой действуем профессионально. Конечно, в том случае, если у нас есть способности к творчеству и то, что называют «ассоциативным мышлением». «Скрещивая» пути, можно достичь гораздо большего, чем просто тупо пиля по прямой. Сегодня это общеизвестно.
Поэтому фраза про дилетантов теперь не имеет никакого смысла. Куда продуктивнее говорить о том, что люди Возрождения, а также множество известных истории гениев других эпох, были многогранно одарены, видели мир целостно, действовали сразу во многих плоскостях. Во многих из нас тоже заложена подобная «неограниченность», и самое время об этом вспомнить.
Тем обиднее, если кто-то из творческих людей послушается сегодня неудачного совета, исходящего от людей с плоским мышлением, от тех, кто пока не в курсе постигших человечество глобальных перемен, и откажется от полной творческой самореализации, боясь «стать дилетантом» и «распылиться». Читать книги, интересоваться искусством и наукой, получать новые навыки и знания – это здорово! Это только обогащает личность, и в конечном счете идет на пользу главному делу, которым человек занят в жизни. Вместо «распыления» происходит «опыление», точнее «перекрестное опыление» – и, заметим, плодотворное весьма.
P.S. Как и все написанное буквами, эта страничка может быть неверно понята. Поэтому оговорюсь: широкая образованность и эрудиция, умение мыслить целостно и опыт в разных областях не отменяет тонкой шлифовки способностей в той специальной сфере, которой ты занимаешься профессионально. Нужно совмещать: и быть профессионалом высокого класса, и уметь мыслить «поверх» профессий.
Примеры
Эти люди не боялись прослыть дилетантами и не проиграли:
• Леонардо да Винчи
• Ломоносов
• Бородин
• Одоевский
• Омар Хайям
• Пифагор
• Эйнштейн
Список будет пополняться. Может быть, в нем будете и вы?

Смотри, мой друг, не стань дилетантом

Этой фразой и ей подобными творческих людей пугали в советское время.<br /> Подразумевалось — если ты скрипач, долби на скрипке пассажи, но не смей писать стихи, интересоваться науками (и даже играть на других инструментах!). Если ты ученый, пожалуйста, решай теоремы, но играть на скрипке предоставь скрипачу. И вообще — определи себе еще в молодости узкую сферу деятельности, а в ней — какую-нибудь маааленькую точку, и бей по ней до последнего вздоха. Не распыляйся, а то проиграешь.<br /> Требования разделения труда и узкой специализации были связаны в 20 веке с эпохой индустриализации (о чем так хорошо писал Тоффлер). Весь мир рассматривался как своего рода огромный завод, где каждый пожизненно был обязан обтачивать какую-нибудь одну деталь и только тем и приносить пользу обществу. В сфере прикладных наук узкая специализация была, вероятно, необходима, именно благодаря этому у нас теперь такое количество полезных в быту устройств. Но для сферы искусств (органически связанных между собой) такой подход оказался катастрофой. Именно поэтому музыканты сегодня часто не знают смысла исполняемой ими музыки – чтобы узнать этот смысл, нужно вторгнуться на территории, принадлежащие поэзии, живописи, общей истории искусств, и даже философии. А как ты это сделаешь, если ты всю жизнь ограничивал себя нотами? Даже «Последняя роза лета» — это художественный образ, а не серия упражнений, это старинная ирландская песня, естественно со словами, и чтобы как следует вжиться в образ и как следует ее сыграть, нужно на какое-то время перестать чувствовать себя скрипачом и стать немножко поэтом.<br /> Но, как бы то ни было, что случилось, то случилось. Механический подход неприменим к искусству — искусство проиграло. Вполне закономерно. Интереснее другое: индустриальная эпоха закончилась. Мы внезапно обнаружили, что живем в постиндустриальном мире, и что в нем иные законы. Самые перспективные области сегодня — на пересечении наук, на пересечении искусств, или даже (возможно) на пересечении наук и искусств. В западных университетах уже существуют  междисциплинарные факультеты (подобный появился даже в Московской консерватории), есть междисциплинарные области наук, лучшие умы все чаще говорят о том, как важно преодолевать узкоспециализированное мышление, ведущее к «профессиональному кретинизму».<br /> Творчество, и научное и художественное, связано очень часто с перенесением навыков, впечатлений, способа мышления из одной профессиональной области в другую. Именно так рождаются неожиданные, свежие, поразительной красоты решения. Это означает: все, что мы узнаём, постигаем, всё, что делаем в жизни, мы в конечном счете привносим в ту сферу, в которой действуем профессионально. Конечно, в том случае, если у нас есть способности к творчеству и то, что называют «ассоциативным мышлением». «Скрещивая» пути, можно достичь гораздо большего, чем просто тупо пиля по прямой. Сегодня это общеизвестно.<br /> Поэтому фраза про дилетантов теперь не имеет никакого смысла. Куда продуктивнее говорить о том, что люди Возрождения, а также множество известных истории гениев других эпох, были многогранно одарены, видели мир целостно, действовали сразу во многих плоскостях. Во многих из нас тоже заложена подобная «неограниченность», и самое время об этом вспомнить.<br /> Тем обиднее, если кто-то из творческих людей послушается сегодня неудачного совета, исходящего от людей с плоским мышлением, от тех, кто пока не в курсе постигших человечество глобальных перемен, и откажется от полной творческой самореализации, боясь «стать дилетантом» и «распылиться». Читать книги, интересоваться искусством и наукой, получать новые навыки и знания – это здорово! Это только обогащает личность, и в конечном счете идет на пользу главному делу, которым человек занят в жизни. Вместо «распыления» происходит «опыление», точнее «перекрестное опыление» – и, заметим, плодотворное весьма.<br /> P.S. Как и все написанное буквами, эта страничка может быть неверно понята. Поэтому оговорюсь: широкая образованность и эрудиция, умение мыслить целостно и опыт в разных областях не отменяет тонкой шлифовки способностей в той специальной сфере, которой ты занимаешься профессионально. Нужно совмещать: и быть профессионалом высокого класса, и уметь мыслить «поверх» профессий.<br /> Примеры<br /> Эти люди не боялись прослыть дилетантами и не проиграли:<br /> • Леонардо да Винчи<br /> • Ломоносов<br /> • Бородин<br /> • Одоевский<br /> • Омар Хайям<br /> • Пифагор<br /> • Эйнштейн<br /> Список будет пополняться. Может быть, в нем будете и вы?

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Смотри, мой друг, не стань дилетантом

Смотри, мой друг, не стань дилетантом

Смотри, мой друг, не стань дилетантом

Этой фразой и ей подобными творческих людей пугали в советское время.<br /> Подразумевалось — если ты скрипач, долби на скрипке пассажи, но не смей писать стихи, интересоваться науками (и даже играть на других инструментах!). Если ты ученый, пожалуйста, решай теоремы, но играть на скрипке предоставь скрипачу. И вообще — определи себе еще в молодости узкую сферу деятельности, а в ней — какую-нибудь маааленькую точку, и бей по ней до последнего вздоха. Не распыляйся, а то проиграешь.<br /> Требования разделения труда и узкой специализации были связаны в 20 веке с эпохой индустриализации (о чем так хорошо писал Тоффлер). Весь мир рассматривался как своего рода огромный завод, где каждый пожизненно был обязан обтачивать какую-нибудь одну деталь и только тем и приносить пользу обществу. В сфере прикладных наук узкая специализация была, вероятно, необходима, именно благодаря этому у нас теперь такое количество полезных в быту устройств. Но для сферы искусств (органически связанных между собой) такой подход оказался катастрофой. Именно поэтому музыканты сегодня часто не знают смысла исполняемой ими музыки – чтобы узнать этот смысл, нужно вторгнуться на территории, принадлежащие поэзии, живописи, общей истории искусств, и даже философии. А как ты это сделаешь, если ты всю жизнь ограничивал себя нотами? Даже «Последняя роза лета» — это художественный образ, а не серия упражнений, это старинная ирландская песня, естественно со словами, и чтобы как следует вжиться в образ и как следует ее сыграть, нужно на какое-то время перестать чувствовать себя скрипачом и стать немножко поэтом.<br /> Но, как бы то ни было, что случилось, то случилось. Механический подход неприменим к искусству — искусство проиграло. Вполне закономерно. Интереснее другое: индустриальная эпоха закончилась. Мы внезапно обнаружили, что живем в постиндустриальном мире, и что в нем иные законы. Самые перспективные области сегодня — на пересечении наук, на пересечении искусств, или даже (возможно) на пересечении наук и искусств. В западных университетах уже существуют  междисциплинарные факультеты (подобный появился даже в Московской консерватории), есть междисциплинарные области наук, лучшие умы все чаще говорят о том, как важно преодолевать узкоспециализированное мышление, ведущее к «профессиональному кретинизму».<br /> Творчество, и научное и художественное, связано очень часто с перенесением навыков, впечатлений, способа мышления из одной профессиональной области в другую. Именно так рождаются неожиданные, свежие, поразительной красоты решения. Это означает: все, что мы узнаём, постигаем, всё, что делаем в жизни, мы в конечном счете привносим в ту сферу, в которой действуем профессионально. Конечно, в том случае, если у нас есть способности к творчеству и то, что называют «ассоциативным мышлением». «Скрещивая» пути, можно достичь гораздо большего, чем просто тупо пиля по прямой. Сегодня это общеизвестно.<br /> Поэтому фраза про дилетантов теперь не имеет никакого смысла. Куда продуктивнее говорить о том, что люди Возрождения, а также множество известных истории гениев других эпох, были многогранно одарены, видели мир целостно, действовали сразу во многих плоскостях. Во многих из нас тоже заложена подобная «неограниченность», и самое время об этом вспомнить.<br /> Тем обиднее, если кто-то из творческих людей послушается сегодня неудачного совета, исходящего от людей с плоским мышлением, от тех, кто пока не в курсе постигших человечество глобальных перемен, и откажется от полной творческой самореализации, боясь «стать дилетантом» и «распылиться». Читать книги, интересоваться искусством и наукой, получать новые навыки и знания – это здорово! Это только обогащает личность, и в конечном счете идет на пользу главному делу, которым человек занят в жизни. Вместо «распыления» происходит «опыление», точнее «перекрестное опыление» – и, заметим, плодотворное весьма.<br /> P.S. Как и все написанное буквами, эта страничка может быть неверно понята. Поэтому оговорюсь: широкая образованность и эрудиция, умение мыслить целостно и опыт в разных областях не отменяет тонкой шлифовки способностей в той специальной сфере, которой ты занимаешься профессионально. Нужно совмещать: и быть профессионалом высокого класса, и уметь мыслить «поверх» профессий.<br /> Примеры<br /> Эти люди не боялись прослыть дилетантами и не проиграли:<br /> • Леонардо да Винчи<br /> • Ломоносов<br /> • Бородин<br /> • Одоевский<br /> • Омар Хайям<br /> • Пифагор<br /> • Эйнштейн<br /> Список будет пополняться. Может быть, в нем будете и вы?

Загрузка комментариев...