Музыкальный портал
info@topzvuk.com
Гамма
0

Гамма

Раздел: Смычковые
Дата публикации: 15 июня 2015, 18:28
Нравится
Нравится
Когда мы произносим по порядку буквы — А Б В Г Д Е Ё Ж З — это алфавит.
Когда мы играем по порядку ноты — До Ре Ми Фа Соль Ля Си — это гамма.
Гаммы можно начинать играть  с любой ноты, в отличие от алфавита.
На гаммах тренируются начинающие скрипачи*** (и иногда их продолжают играть скрипачи продвинутые), из подобия гамм (или из их фрагментов) часто сотканы виртуозные пассажи.
Можно ли гаммы считать музыкой — вопрос спорный. Здесь музыканты разделились на два лагеря. Лагерь сторонников гамм (к которому я не принадлежу) имеет, к сожалению, мощный козырь: божественный концерт Бетховена почти полностью состоит из гамм.
И все-таки те, кто не испытывает от звуков обыкновенных гамм приливов нечеловеческого вдохновенья, во многом правы. Опасно чрезмерно увлекаться гаммами.
Когда-то  я писала по этому поводу в другом месте:
«В долбежке гамм (тупо выставленных по линейке нот) так же мало смысла, как в простом произнесении букв алфавита. Ведь логопеды не алфавит заставляют детей произносить, а слоги или слова — именно так отрабатываются сочетания звуков. И актеры, и журналисты, когда им ставят речь, тоже не буквы алфавита гоняют в быстром темпе, а учатся на скороговорках — каких-нибудь «Шла Саша по шоссе…» или «На дворе трава…».
Представим себе абсурдную картину: актер, прежде чем выйти на сцену с монологом «Быть или не быть…», вдруг начнет упражняться за кулисами — сначала в медленном темпе: АБВГДЕЁЖЗ…, потом побыстрее — абвгдеёжзиклмн, и потом совсем быстро — абвгдеёжзиклмнопрст… Или — еще того хлеще — начнет гонять алфавит и в обратную сторону (!) — Яюэьыъщшчцх…
Глупость какая-то, правда?
А вот некоторых музыкантов каждый день заставляют вот так: доремифасольляси… А ведь это почти то же самое — просто музыкальный алфавит. И заниматься его озвучиванием долгое время — вместо произнесения музыкальных слов — не сильно полезное занятие.
Существует тьма интересных и полезных музыкальных скороговорок, которые лично я предпочитаю гаммам. Это всевозможные упражнения Шрадика, Шевчика, этюды Крейцера и т.д. Их, кстати, можно очень интересно играть — совсем не скучным звуком».
Я и сейчас так считаю. (Хотя понимаю, что понемногу включать гаммы в рацион, конечно, не вредно).
Более того: я теперь знаю, что именно гаммы прививают выровненный по линеечке, равномерно окрашенный звук (и такую же, «темперированную» интонацию), а иногда это мешает в художественной интерпретации, потому что если ты действительно творчески подходишь к исполнению музыки, а не просто перебираешь ноты, как мог бы сделать любой компьютер, и если ты подчиняешь музыкальную фразу тем или иным художественным задачам - нужно, чтобы в твоем распоряжении была более богатая в тембровом и интонационном отношении палитра. А вот с ней-то и могут быть проблемы, если целыми днями вот так  мазать чистыми несмешанными красками — До Ре Ми Фа Соль…

Гамма

Когда мы произносим по порядку буквы — А Б В Г Д Е Ё Ж З — это алфавит.<br /> Когда мы играем по порядку ноты — До Ре Ми Фа Соль Ля Си — это гамма.<br /> Гаммы можно начинать играть  с любой ноты, в отличие от алфавита.<br /> На гаммах тренируются начинающие скрипачи*** (и иногда их продолжают играть скрипачи продвинутые), из подобия гамм (или из их фрагментов) часто сотканы виртуозные пассажи.<br /> Можно ли гаммы считать музыкой — вопрос спорный. Здесь музыканты разделились на два лагеря. Лагерь сторонников гамм (к которому я не принадлежу) имеет, к сожалению, мощный козырь: божественный концерт Бетховена почти полностью состоит из гамм.<br /> И все-таки те, кто не испытывает от звуков обыкновенных гамм приливов нечеловеческого вдохновенья, во многом правы. Опасно чрезмерно увлекаться гаммами.<br /> Когда-то  я писала по этому поводу в другом месте:<br /> «В долбежке гамм (тупо выставленных по линейке нот) так же мало смысла, как в простом произнесении букв алфавита. Ведь логопеды не алфавит заставляют детей произносить, а слоги или слова — именно так отрабатываются сочетания звуков. И актеры, и журналисты, когда им ставят речь, тоже не буквы алфавита гоняют в быстром темпе, а учатся на скороговорках — каких-нибудь «Шла Саша по шоссе…» или «На дворе трава…».<br /> Представим себе абсурдную картину: актер, прежде чем выйти на сцену с монологом «Быть или не быть…», вдруг начнет упражняться за кулисами — сначала в медленном темпе: АБВГДЕЁЖЗ…, потом побыстрее — абвгдеёжзиклмн, и потом совсем быстро — абвгдеёжзиклмнопрст… Или — еще того хлеще — начнет гонять алфавит и в обратную сторону (!) — Яюэьыъщшчцх…<br /> Глупость какая-то, правда?<br /> А вот некоторых музыкантов каждый день заставляют вот так: доремифасольляси… А ведь это почти то же самое — просто музыкальный алфавит. И заниматься его озвучиванием долгое время — вместо произнесения музыкальных слов — не сильно полезное занятие.<br /> Существует тьма интересных и полезных музыкальных скороговорок, которые лично я предпочитаю гаммам. Это всевозможные упражнения Шрадика, Шевчика, этюды Крейцера и т.д. Их, кстати, можно очень интересно играть — совсем не скучным звуком».<br /> Я и сейчас так считаю. (Хотя понимаю, что понемногу включать гаммы в рацион, конечно, не вредно).<br /> Более того: я теперь знаю, что именно гаммы прививают выровненный по линеечке, равномерно окрашенный звук (и такую же, «темперированную» интонацию), а иногда это мешает в художественной интерпретации, потому что если ты действительно творчески подходишь к исполнению музыки, а не просто перебираешь ноты, как мог бы сделать любой компьютер, и если ты подчиняешь музыкальную фразу тем или иным художественным задачам - нужно, чтобы в твоем распоряжении была более богатая в тембровом и интонационном отношении палитра. А вот с ней-то и могут быть проблемы, если целыми днями вот так  мазать чистыми несмешанными красками — До Ре Ми Фа Соль…

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Гамма

Гамма

Гамма

Когда мы произносим по порядку буквы — А Б В Г Д Е Ё Ж З — это алфавит.<br /> Когда мы играем по порядку ноты — До Ре Ми Фа Соль Ля Си — это гамма.<br /> Гаммы можно начинать играть  с любой ноты, в отличие от алфавита.<br /> На гаммах тренируются начинающие скрипачи*** (и иногда их продолжают играть скрипачи продвинутые), из подобия гамм (или из их фрагментов) часто сотканы виртуозные пассажи.<br /> Можно ли гаммы считать музыкой — вопрос спорный. Здесь музыканты разделились на два лагеря. Лагерь сторонников гамм (к которому я не принадлежу) имеет, к сожалению, мощный козырь: божественный концерт Бетховена почти полностью состоит из гамм.<br /> И все-таки те, кто не испытывает от звуков обыкновенных гамм приливов нечеловеческого вдохновенья, во многом правы. Опасно чрезмерно увлекаться гаммами.<br /> Когда-то  я писала по этому поводу в другом месте:<br /> «В долбежке гамм (тупо выставленных по линейке нот) так же мало смысла, как в простом произнесении букв алфавита. Ведь логопеды не алфавит заставляют детей произносить, а слоги или слова — именно так отрабатываются сочетания звуков. И актеры, и журналисты, когда им ставят речь, тоже не буквы алфавита гоняют в быстром темпе, а учатся на скороговорках — каких-нибудь «Шла Саша по шоссе…» или «На дворе трава…».<br /> Представим себе абсурдную картину: актер, прежде чем выйти на сцену с монологом «Быть или не быть…», вдруг начнет упражняться за кулисами — сначала в медленном темпе: АБВГДЕЁЖЗ…, потом побыстрее — абвгдеёжзиклмн, и потом совсем быстро — абвгдеёжзиклмнопрст… Или — еще того хлеще — начнет гонять алфавит и в обратную сторону (!) — Яюэьыъщшчцх…<br /> Глупость какая-то, правда?<br /> А вот некоторых музыкантов каждый день заставляют вот так: доремифасольляси… А ведь это почти то же самое — просто музыкальный алфавит. И заниматься его озвучиванием долгое время — вместо произнесения музыкальных слов — не сильно полезное занятие.<br /> Существует тьма интересных и полезных музыкальных скороговорок, которые лично я предпочитаю гаммам. Это всевозможные упражнения Шрадика, Шевчика, этюды Крейцера и т.д. Их, кстати, можно очень интересно играть — совсем не скучным звуком».<br /> Я и сейчас так считаю. (Хотя понимаю, что понемногу включать гаммы в рацион, конечно, не вредно).<br /> Более того: я теперь знаю, что именно гаммы прививают выровненный по линеечке, равномерно окрашенный звук (и такую же, «темперированную» интонацию), а иногда это мешает в художественной интерпретации, потому что если ты действительно творчески подходишь к исполнению музыки, а не просто перебираешь ноты, как мог бы сделать любой компьютер, и если ты подчиняешь музыкальную фразу тем или иным художественным задачам - нужно, чтобы в твоем распоряжении была более богатая в тембровом и интонационном отношении палитра. А вот с ней-то и могут быть проблемы, если целыми днями вот так  мазать чистыми несмешанными красками — До Ре Ми Фа Соль…

Загрузка комментариев...