Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Скрипичные позиции

Скрипичные позиции
0

Скрипичные позиции

Раздел: Смычковые
Дата публикации: 15 июня 2015, 12:35
Нравится
Нравится
Скрипка — инструмент сплошных парадоксов. Здесь слишком часто приходится действовать нелогично:
- сначала ты годами занимаешься как проклятый, боясь пропустить хотя бы день в занятиях, чтобы потом, достигнув высот,  вдруг понять, что «заниматься — это просто плохая привычка» (например);
- сначала ты должен в совершенстве овладеть разнообразными навыками, без которых никак не заиграешь на скрипке,  чтобы потом узнать, что эти навыки теперь нужно как можно скорее забыть, иначе они будут мешать игре;
и так далее.
Поистине, каждый выдающийся скрипач — это буквально «гений — парадоксов друг».
То же самое и с позициями. Начинающие скрипачи их должны выучить, продвинутые — забыть об их существовании. (Тому же Фрицу Крейслеру это вполне удалось; говорят, на одном из своих мастер-классов маэстро шокировал учеников незнанием того, что такое 4-я позиция). На определенном этапе мысли о позициях мешают скрипачу, тормозят свободное перемещение руки по грифу; к тому же они становятся неактуальны: многие пассажи в концертных произведениях уже невозможно «нарезать» на позиции.
Но об этом позже.
А пока начнем по порядку (прежде чем переходить к высшей математике, надо изучить арифметику). Формальная сторона вопроса такова:
В игре на скрипке, как в балете, есть разные позиции:  первая, вторая, третья, четвертая и так далее.
Принцип скрипичных и балетных позиций совершенно разный.
Мы не изображаем что-либо с помощью рук (точнее — левой руки), а просто приспосабливаем ее для игры разнообразных мелодий и пассажей.
Поскольку нот нам надо играть много и в разных октавах, а игровых пальцев у нас всего 4 (большой, как мы помним, поддерживает шейку скрипки), и струн тоже только 4, то нам ничего не остается, как перемещать руку по грифу вверх или вниз. («Вниз» — это ближе к порожку скрипки, «вверх» — ближе к нашему собственному носу).
В базовом положении — в первой позиции — у нас получается нот не так уж много. Перечислим их, начиная со струны Соль:
ля (1-м пальцем), си (2-м), до (3), ре (4);
на струне Ре:
ми (1), фа (2), соль (3), ля (4);
на струне Ля:
си (1), до (2), ре (3), ми (4);
на струне Ми:
фа (1), соль (2), ля (3), си (4).
Смещаем всю руку, естественно вместе с большим пальцем, выше по грифу (во  2-ю позицию) и получаем больше возможностей:
Струна Соль:
си /бемоль/ (1), до (2), ре (3), ми /бемоль/ (4);
струна Ре:
фа (1), соль (2), ля (3), си/бемоль/ (4);
струна Ля:
до (1), ре (2), ми /бемоль/ (3), фа (4);
струна Ми:
соль (1), ля (2), си /бемоль/ (3), до (4)
Смещаем всю руку еще дальше наверх, теперь у нас 3-я позиция:
Струна Соль:
До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4);
струна Ре:
соль (1), ля (2), си (3), до (4);
струна Ля:
ре (1), ми (2), фа (3), соль (4),
струна Ми:
ля (1), си (2), до (3), ре (4)
По тому же принципу строятся (а точнее, «надстраиваются») и все остальные позиции — всё выше и выше по грифу, все выше по регистру. Чем выше позиция, тем Уже будет расстояние между пальцами.
Знание позиций - не теоретическое, которое можно выучить по бумажке, а практическое, дающееся с детства в опыте игры. Оно должно войти в плоть и кровь, должно стать инстинктивным, органическим, так чтобы даже не задумываться, в какой играешь позиции. Продвинутые скрипачи, уже хорошо владеющие игрой в разных позициях, с какого-то времени уже начинают настолько хорошо ориентироваться на грифе (свободно владеть грифом), что мысли о позициях, как костыли, им уже нужно отбросить.
Из статьи о позициях в Музыкальной энциклопедии:
П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцев, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.-исполнительским замыслом.
Так называемая внепозиционная игра значительно интереснее в ряде случаев звучит в кантилене и незаменима в виртуозной музыке. Но это уже высший пилотаж и иная история.

Скрипичные позиции

Скрипка — инструмент сплошных парадоксов. Здесь слишком часто приходится действовать нелогично:<br /> - сначала ты годами занимаешься как проклятый, боясь пропустить хотя бы день в занятиях, чтобы потом, достигнув высот,  вдруг понять, что «заниматься — это просто плохая привычка» (например);<br /> - сначала ты должен в совершенстве овладеть разнообразными навыками, без которых никак не заиграешь на скрипке,  чтобы потом узнать, что эти навыки теперь нужно как можно скорее забыть, иначе они будут мешать игре;<br /> и так далее.<br /> Поистине, каждый выдающийся скрипач — это буквально «гений — парадоксов друг».<br /> То же самое и с позициями. Начинающие скрипачи их должны выучить, продвинутые — забыть об их существовании. (Тому же Фрицу Крейслеру это вполне удалось; говорят, на одном из своих мастер-классов маэстро шокировал учеников незнанием того, что такое 4-я позиция). На определенном этапе мысли о позициях мешают скрипачу, тормозят свободное перемещение руки по грифу; к тому же они становятся неактуальны: многие пассажи в концертных произведениях уже невозможно «нарезать» на позиции.<br /> Но об этом позже.<br /> А пока начнем по порядку (прежде чем переходить к высшей математике, надо изучить арифметику). Формальная сторона вопроса такова:<br /> В игре на скрипке, как в балете, есть разные позиции:  первая, вторая, третья, четвертая и так далее.<br /> Принцип скрипичных и балетных позиций совершенно разный.<br /> Мы не изображаем что-либо с помощью рук (точнее — левой руки), а просто приспосабливаем ее для игры разнообразных мелодий и пассажей.<br /> Поскольку нот нам надо играть много и в разных октавах, а игровых пальцев у нас всего 4 (большой, как мы помним, поддерживает шейку скрипки), и струн тоже только 4, то нам ничего не остается, как перемещать руку по грифу вверх или вниз. («Вниз» — это ближе к порожку скрипки, «вверх» — ближе к нашему собственному носу).<br /> В базовом положении — в первой позиции — у нас получается нот не так уж много. Перечислим их, начиная со струны Соль:<br /> ля (1-м пальцем), си (2-м), до (3), ре (4); <br /> на струне Ре:<br /> ми (1), фа (2), соль (3), ля (4);<br /> на струне Ля:<br /> си (1), до (2), ре (3), ми (4);<br /> на струне Ми:<br /> фа (1), соль (2), ля (3), си (4).<br /> Смещаем всю руку, естественно вместе с большим пальцем, выше по грифу (во  2-ю позицию) и получаем больше возможностей:<br /> Струна Соль:<br /> си /бемоль/ (1), до (2), ре (3), ми /бемоль/ (4);<br /> струна Ре:<br /> фа (1), соль (2), ля (3), си/бемоль/ (4);<br /> струна Ля:<br /> до (1), ре (2), ми /бемоль/ (3), фа (4);<br /> струна Ми:<br /> соль (1), ля (2), си /бемоль/ (3), до (4)<br /> Смещаем всю руку еще дальше наверх, теперь у нас 3-я позиция:<br /> Струна Соль:<br /> До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4);<br /> струна Ре:<br /> соль (1), ля (2), си (3), до (4);<br /> струна Ля:<br /> ре (1), ми (2), фа (3), соль (4),<br /> струна Ми:<br /> ля (1), си (2), до (3), ре (4)<br /> По тому же принципу строятся (а точнее, «надстраиваются») и все остальные позиции — всё выше и выше по грифу, все выше по регистру. Чем выше позиция, тем Уже будет расстояние между пальцами.<br /> Знание позиций - не теоретическое, которое можно выучить по бумажке, а практическое, дающееся с детства в опыте игры. Оно должно войти в плоть и кровь, должно стать инстинктивным, органическим, так чтобы даже не задумываться, в какой играешь позиции. Продвинутые скрипачи, уже хорошо владеющие игрой в разных позициях, с какого-то времени уже начинают настолько хорошо ориентироваться на грифе (свободно владеть грифом), что мысли о позициях, как костыли, им уже нужно отбросить.<br /> Из статьи о позициях в Музыкальной энциклопедии:<br /> П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцев, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.-исполнительским замыслом.<br /> Так называемая внепозиционная игра значительно интереснее в ряде случаев звучит в кантилене и незаменима в виртуозной музыке. Но это уже высший пилотаж и иная история.

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Скрипичные позиции

Скрипичные позиции

Скрипичные позиции

Скрипка — инструмент сплошных парадоксов. Здесь слишком часто приходится действовать нелогично:<br /> - сначала ты годами занимаешься как проклятый, боясь пропустить хотя бы день в занятиях, чтобы потом, достигнув высот,  вдруг понять, что «заниматься — это просто плохая привычка» (например);<br /> - сначала ты должен в совершенстве овладеть разнообразными навыками, без которых никак не заиграешь на скрипке,  чтобы потом узнать, что эти навыки теперь нужно как можно скорее забыть, иначе они будут мешать игре;<br /> и так далее.<br /> Поистине, каждый выдающийся скрипач — это буквально «гений — парадоксов друг».<br /> То же самое и с позициями. Начинающие скрипачи их должны выучить, продвинутые — забыть об их существовании. (Тому же Фрицу Крейслеру это вполне удалось; говорят, на одном из своих мастер-классов маэстро шокировал учеников незнанием того, что такое 4-я позиция). На определенном этапе мысли о позициях мешают скрипачу, тормозят свободное перемещение руки по грифу; к тому же они становятся неактуальны: многие пассажи в концертных произведениях уже невозможно «нарезать» на позиции.<br /> Но об этом позже.<br /> А пока начнем по порядку (прежде чем переходить к высшей математике, надо изучить арифметику). Формальная сторона вопроса такова:<br /> В игре на скрипке, как в балете, есть разные позиции:  первая, вторая, третья, четвертая и так далее.<br /> Принцип скрипичных и балетных позиций совершенно разный.<br /> Мы не изображаем что-либо с помощью рук (точнее — левой руки), а просто приспосабливаем ее для игры разнообразных мелодий и пассажей.<br /> Поскольку нот нам надо играть много и в разных октавах, а игровых пальцев у нас всего 4 (большой, как мы помним, поддерживает шейку скрипки), и струн тоже только 4, то нам ничего не остается, как перемещать руку по грифу вверх или вниз. («Вниз» — это ближе к порожку скрипки, «вверх» — ближе к нашему собственному носу).<br /> В базовом положении — в первой позиции — у нас получается нот не так уж много. Перечислим их, начиная со струны Соль:<br /> ля (1-м пальцем), си (2-м), до (3), ре (4); <br /> на струне Ре:<br /> ми (1), фа (2), соль (3), ля (4);<br /> на струне Ля:<br /> си (1), до (2), ре (3), ми (4);<br /> на струне Ми:<br /> фа (1), соль (2), ля (3), си (4).<br /> Смещаем всю руку, естественно вместе с большим пальцем, выше по грифу (во  2-ю позицию) и получаем больше возможностей:<br /> Струна Соль:<br /> си /бемоль/ (1), до (2), ре (3), ми /бемоль/ (4);<br /> струна Ре:<br /> фа (1), соль (2), ля (3), си/бемоль/ (4);<br /> струна Ля:<br /> до (1), ре (2), ми /бемоль/ (3), фа (4);<br /> струна Ми:<br /> соль (1), ля (2), си /бемоль/ (3), до (4)<br /> Смещаем всю руку еще дальше наверх, теперь у нас 3-я позиция:<br /> Струна Соль:<br /> До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4);<br /> струна Ре:<br /> соль (1), ля (2), си (3), до (4);<br /> струна Ля:<br /> ре (1), ми (2), фа (3), соль (4),<br /> струна Ми:<br /> ля (1), си (2), до (3), ре (4)<br /> По тому же принципу строятся (а точнее, «надстраиваются») и все остальные позиции — всё выше и выше по грифу, все выше по регистру. Чем выше позиция, тем Уже будет расстояние между пальцами.<br /> Знание позиций - не теоретическое, которое можно выучить по бумажке, а практическое, дающееся с детства в опыте игры. Оно должно войти в плоть и кровь, должно стать инстинктивным, органическим, так чтобы даже не задумываться, в какой играешь позиции. Продвинутые скрипачи, уже хорошо владеющие игрой в разных позициях, с какого-то времени уже начинают настолько хорошо ориентироваться на грифе (свободно владеть грифом), что мысли о позициях, как костыли, им уже нужно отбросить.<br /> Из статьи о позициях в Музыкальной энциклопедии:<br /> П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцев, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.-исполнительским замыслом.<br /> Так называемая внепозиционная игра значительно интереснее в ряде случаев звучит в кантилене и незаменима в виртуозной музыке. Но это уже высший пилотаж и иная история.

Загрузка комментариев...