Музыкальный портал
info@topzvuk.com
Глиссандо
0

Глиссандо

Раздел: Смычковые
Дата публикации: 15 июня 2015, 12:06
Нравится
Нравится
Скольжение пальцем по струне, соединяющее два звука (чаще при движении по грифу сверху вниз), причем смычком «озвучивается» весь путь скольжения.
Слово «глиссандо» происходит от французского glisser (скользить); нечто похожее существует в авиации — там есть термин глиссада, обозначающий прямолинейную траекторию снижения самолёта при посадке.
Глиссандо — мощный выразительный прием при игре на скрипке. Не обязательно исполняется только там, где композитор прямо указал это в нотах; некое подобие глиссандо (на микроуровне) часто употребляли многие великие скрипачи прошлого, чтобы подчеркнуть выразительность музыкальной фразы, отдельной интонации, придать ей свойства человеческой речи или пения (см. ссылку в конце страницы). Но это — высший пилотаж: чтобы делать такое, надо очень тонко чувствовать музыкальную фразу, и главное — обладать великолепным музыкальным вкусом. Ведь мало того, что не везде можно применять глиссандо (а где именно — точных правил не существует, это может почувствовать только одаренный музыкант), но еще скорость «снижения» обычно «задается» совсем не по математическим законам, она «высчитывается» подсознательно, интуитивно, и при каждом новом исполнении пьесы может варьироваться. Глиссандо, употребленное не там, где надо, и не так, как надо, придает скрипичной игре мяукающие интонации. (Кошки, если вы прислушаетесь к ним в марте,  используют как раз такое глиссандо: мии-ааааа-уу!!, которое на скрипке будет звучать довольно неуместно, если только вы не участвуете в капустнике).
Иногда  (в виртуозных произведениях) глиссандо используется как колористический эффект, например в пассажах, исполненных летучим спиккато или рикошетом. Встречается также блестящее быстрое глиссандо по всей струне сверху вниз в комбинации с трелью.
Редкий вид глиссандо — глиссандо колком. В пьесе «A Paganini» Шнитке музыкант должен ухитриться после обычного глиссандо пальцем по струне Соль быстро схватить рукой колок и плавно довести струну Соль до Фа.
За исключением таких экзотических случаев, играть глиссандо совсем не трудно, есть даже полезные упражнения в виде глиссандо (скажем, на Ля-струне исполняется так: Си 1 позиции постепенно «переезжает» в Си 6 позиции, далее на всех струнах всеми пальцами).
Выразительное, «фразировочное» глиссандо, которым владели старые мастера и о котором я писала в начале этой статьи, теперь применяют редко. Причины этому — все большая «роботоподобность» исполнительского стандарта и  забвение сути исполняемых произведений, из-за чего отпадает потребность выразительной фразировки, что-то сообщающей слушателю. Собственно говоря, связное исполнение нот в некоторых фразах придает не просто человеческие интонации скрипичному голосу, но позволяет немного отойти от правил темперированной, математически выверенной  музыки (см. об этом позже), придает новые краски, и оно действительно несовместимо с победившим на сегодня в муз. исполнительстве жанром «больше нот, соответствующих определенному числу герц,  за меньший отрезок времени».

Глиссандо

Скольжение пальцем по струне, соединяющее два звука (чаще при движении по грифу сверху вниз), причем смычком «озвучивается» весь путь скольжения.<br /> Слово «глиссандо» происходит от французского glisser (скользить); нечто похожее существует в авиации — там есть термин глиссада, обозначающий прямолинейную траекторию снижения самолёта при посадке.<br /> Глиссандо — мощный выразительный прием при игре на скрипке. Не обязательно исполняется только там, где композитор прямо указал это в нотах; некое подобие глиссандо (на микроуровне) часто употребляли многие великие скрипачи прошлого, чтобы подчеркнуть выразительность музыкальной фразы, отдельной интонации, придать ей свойства человеческой речи или пения (см. ссылку в конце страницы). Но это — высший пилотаж: чтобы делать такое, надо очень тонко чувствовать музыкальную фразу, и главное — обладать великолепным музыкальным вкусом. Ведь мало того, что не везде можно применять глиссандо (а где именно — точных правил не существует, это может почувствовать только одаренный музыкант), но еще скорость «снижения» обычно «задается» совсем не по математическим законам, она «высчитывается» подсознательно, интуитивно, и при каждом новом исполнении пьесы может варьироваться. Глиссандо, употребленное не там, где надо, и не так, как надо, придает скрипичной игре мяукающие интонации. (Кошки, если вы прислушаетесь к ним в марте,  используют как раз такое глиссандо: мии-ааааа-уу!!, которое на скрипке будет звучать довольно неуместно, если только вы не участвуете в капустнике).<br /> Иногда  (в виртуозных произведениях) глиссандо используется как колористический эффект, например в пассажах, исполненных летучим спиккато или рикошетом. Встречается также блестящее быстрое глиссандо по всей струне сверху вниз в комбинации с трелью.<br /> Редкий вид глиссандо — глиссандо колком. В пьесе «A Paganini» Шнитке музыкант должен ухитриться после обычного глиссандо пальцем по струне Соль быстро схватить рукой колок и плавно довести струну Соль до Фа.<br /> За исключением таких экзотических случаев, играть глиссандо совсем не трудно, есть даже полезные упражнения в виде глиссандо (скажем, на Ля-струне исполняется так: Си 1 позиции постепенно «переезжает» в Си 6 позиции, далее на всех струнах всеми пальцами).<br /> Выразительное, «фразировочное» глиссандо, которым владели старые мастера и о котором я писала в начале этой статьи, теперь применяют редко. Причины этому — все большая «роботоподобность» исполнительского стандарта и  забвение сути исполняемых произведений, из-за чего отпадает потребность выразительной фразировки, что-то сообщающей слушателю. Собственно говоря, связное исполнение нот в некоторых фразах придает не просто человеческие интонации скрипичному голосу, но позволяет немного отойти от правил темперированной, математически выверенной  музыки (см. об этом позже), придает новые краски, и оно действительно несовместимо с победившим на сегодня в муз. исполнительстве жанром «больше нот, соответствующих определенному числу герц,  за меньший отрезок времени».

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Глиссандо

Глиссандо

Глиссандо

Скольжение пальцем по струне, соединяющее два звука (чаще при движении по грифу сверху вниз), причем смычком «озвучивается» весь путь скольжения.<br /> Слово «глиссандо» происходит от французского glisser (скользить); нечто похожее существует в авиации — там есть термин глиссада, обозначающий прямолинейную траекторию снижения самолёта при посадке.<br /> Глиссандо — мощный выразительный прием при игре на скрипке. Не обязательно исполняется только там, где композитор прямо указал это в нотах; некое подобие глиссандо (на микроуровне) часто употребляли многие великие скрипачи прошлого, чтобы подчеркнуть выразительность музыкальной фразы, отдельной интонации, придать ей свойства человеческой речи или пения (см. ссылку в конце страницы). Но это — высший пилотаж: чтобы делать такое, надо очень тонко чувствовать музыкальную фразу, и главное — обладать великолепным музыкальным вкусом. Ведь мало того, что не везде можно применять глиссандо (а где именно — точных правил не существует, это может почувствовать только одаренный музыкант), но еще скорость «снижения» обычно «задается» совсем не по математическим законам, она «высчитывается» подсознательно, интуитивно, и при каждом новом исполнении пьесы может варьироваться. Глиссандо, употребленное не там, где надо, и не так, как надо, придает скрипичной игре мяукающие интонации. (Кошки, если вы прислушаетесь к ним в марте,  используют как раз такое глиссандо: мии-ааааа-уу!!, которое на скрипке будет звучать довольно неуместно, если только вы не участвуете в капустнике).<br /> Иногда  (в виртуозных произведениях) глиссандо используется как колористический эффект, например в пассажах, исполненных летучим спиккато или рикошетом. Встречается также блестящее быстрое глиссандо по всей струне сверху вниз в комбинации с трелью.<br /> Редкий вид глиссандо — глиссандо колком. В пьесе «A Paganini» Шнитке музыкант должен ухитриться после обычного глиссандо пальцем по струне Соль быстро схватить рукой колок и плавно довести струну Соль до Фа.<br /> За исключением таких экзотических случаев, играть глиссандо совсем не трудно, есть даже полезные упражнения в виде глиссандо (скажем, на Ля-струне исполняется так: Си 1 позиции постепенно «переезжает» в Си 6 позиции, далее на всех струнах всеми пальцами).<br /> Выразительное, «фразировочное» глиссандо, которым владели старые мастера и о котором я писала в начале этой статьи, теперь применяют редко. Причины этому — все большая «роботоподобность» исполнительского стандарта и  забвение сути исполняемых произведений, из-за чего отпадает потребность выразительной фразировки, что-то сообщающей слушателю. Собственно говоря, связное исполнение нот в некоторых фразах придает не просто человеческие интонации скрипичному голосу, но позволяет немного отойти от правил темперированной, математически выверенной  музыки (см. об этом позже), придает новые краски, и оно действительно несовместимо с победившим на сегодня в муз. исполнительстве жанром «больше нот, соответствующих определенному числу герц,  за меньший отрезок времени».

Загрузка комментариев...