Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2

Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2
0

Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2

Раздел: Клавишные
Дата публикации: 14 мая 2015, 21:36
Нравится
Нравится
Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть 

При условиях изначально качественной заводской сборки, благоприятного микроклимата в помещении, регулярного обслуживания мастером-настройщиком и умеренной эксплуатации, инструмент служит без серьёзных проблем около 50 лет. На этот же срок Вы можете рассчитывать и после реставрации, однако студент-пианист способен полностью разбить механизм за 4 года обучения в музыкальном училище. Если инструмент требуется музыканту как силовой тренажёр, то следует подумать о приобретении сразу двух фортепиано. У многих музыкантов этот вопрос так и решён: один рояль для тренировки а другой - для музыки. 


Какой ужас!!! Трещина в чугунной (бронзовой) деке :-( 

Убедитесь, что Вы правильно понимаете значение слов дека и рама. Это две разные детали. Трещина в чугунной раме - это на 99.9% неполноценный инструмент, который невозможно настроить. Трещина же в деке, как правило, влияет на звук не столь существенно. Более того, дека рано или поздно ОБЯЗАТЕЛЬНО треснет! Вечной фортепианной деки не существует, так как она испытывает постоянное статическое напряжение от струн. Причина плохого звука - не столько трещины в деке, сколько отклеенные рипки, развалившийся мостик под штегом и разорванные на штифтах штеги.  


Инструмент не держит строй 

Расстройку фортепиано вызывают два различных процесса: 
 
Первый - ослабление колков в вирбельбанке . Если колки не в состоянии держать струны в натяжении - настройка в ПРИНЦИПЕ невозможна. 
Второй процесс - изменение напряжения между деталями фортепиано, ответственными за чистоту строя: На изгибах струны, обусловленных конструкцией фортепиано, возникает трение, мешающее её скольжению при настройке, особенно если струны начали ржаветь. (Некоторые модели грешат чрезмерно острыми углами излома.) В процессе настройки, это трение не позволяет сразу выровнять натяжение разных участков струны. Подобно пружине, струна стремится сбалансировать эту разницу вдоль всей своей длины. Поэтому вскоре может произойти расстройка. "Выколачивание" звука - единственный способ настройки таких "неудобных" инструментов. Кроме того, при наступлении и завершении отопительного сезона детали фортепиано испытывают регулярную деформацию, влияющую на чистоту строя. Летом дека напитывается влагой и разбухает - зимой, наоборот - "усыхает". Редко, но встречаются инструменты, которые несколько лет подряд могут расстраиваться в летний сезон и "самонастраиваться" в зимний или наоборот, в зависимости от того, в какое время года была выполнена последняя настройка.  


Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью! 

Мне постоянно приходится очищать лак для придания инструментам привлекательного внешнего вида. Домохозяйки радуются эффекту, производимому жирными лужами мебельной косметики. Её блеск маскирует грязные пятна, царапины и потёртости, однако, к влажным разводам, как к клею, липнут всё новые и новые слои пыли. Кроме того, не все лаковые покрытия и полироли сочетаются химически. Чтобы покрытие фортепиано выглядело хорошо, используйте только сухие мягкие тряпки и пылесос. Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного знания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента и как за ним необходимо ухаживать. 


Мне надо купить инструмент для ребёнка! Я в этом ничего не понимаю! 

Надо ездить и смотреть всё подряд. Название фирмы Вам мало чем поможет. Нет другого способа научиться разбираться в качестве инструментов, кроме получения личного опыта. Как только вы посмотрите несколько вариантов, понимание начнёт приходить. Если приобретение антикварного инструмента не Ваша цель, то смело исключайте пианино прямострунных и обердемпферных (верхний демпфер) систем. Эти устаревшие конструкции требуют обстоятельного и очень дорогостоящего восстановления. 1) Оцените внешний вид: почерневшая и пыльная механика, следы от попавшей на поверхности и внутрь пианино воды, ржавые колки и струнная проволока, следы жизнедеятельности моли , позеленевшая навивка басов, отломанные накладки на клавишах, следы от сковородок, цветочных горшков и кастрюль - признак того, что за пианино не ухаживали. Внимание! Привлекательный внешний вид не гарантирует качества, но является хорошей предпосылкой для него. 2) Проиграйте все клавиши подряд, включая чёрные. Осматриваемый инструмент окажется, скорее всего, расстроен, но каждый клавиш должен звучать слитным, единым тоном. Если при нажатии одного клавиша звучит одновременно 2 - 3 очень разных по высоте звука - это грозный признак, свидетельствующий о недержании строя колками . Даже если для Вас непонятно требование "звук должен звучать единым тоном", то всё равно надо ездить и смотреть. Понимание придёт с опытом. 3) Очень плохо, если "троят" звуки в начале малой октавы. Эти ноты приходятся на место, где колки расположены максимально тесно, поэтому именно здесь проявляются первые признаки ослабления вирбельбанка. 4) Басы не должны звучать неожиданно глухо по сравнению с остальными звуками. 5)Несколько западающих клавиш не повод для беспокойства! Это можно всё отрегулировать. 6) Обратите внимание на состояние настроечных колков и насколько сильно сбита удрная поверхность молоточков . 7)После первой консультации, на которой я обучаю клиента распознавать наиболее типичные дефекты, Вы сможете самостоятельно вести поиск пианино с большей эффективностью. Потратив некоторое время, Вы сможете принять решение, какой именно инструмент следует показать настройщику для окончательной оценки целесообразности его приобретения. Пианино не шкаф! Относитесь к его сложному устройству так же, как к устройству автомобиля и будьте готовы к РЕГУЛЯРНОМУ техобслуживанию своего инструмента. Если Вы полагаете, что Вас устроит что-то "так себе", "чтобы только ребёнок смог учиться" - Вы зря потратите время и деньги. Вам же не приходит в голову учить ребёнка вождению на автомобиле без тормозов, руля или колёс? Кроме того, чтобы ВЫБРОСИТЬ негодный инструмент, грузчики тоже берут деньги. Старинные инструменты, можно рассматривать только как кандидатов на реставрацию или на выброс.  


Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится! 

Меня искренне изумляет заблуждение, что "не играть на пианино вреднее для его сохранности, чем играть"!!! Я уже говорил, что серьёзно занимающийся пианист приводит музыкальный инструмент в негодность за короткий срок. Однако, если фортепиано находится в помещении с подходящим и стабильным микроклиматом (40-55% влажности) и его не портит моль, то оно может простоять без ущерба для игровых качеств очень долго. Доля истины состоит в том, что постоянно играющий музыкант может и таз с водой на зиму поставить под рояль и настройщика нет-нет да и вызовет, чем поддержит "играбельное" состояние инструмента, а если фортепиано долго остаётся без присмотра, регулировка его механизма нарушается. Но вообще, если пианино бездействует, это ему не вредит. Губительны большие перерывы между настройками. Регулярное обслуживание обязательно всегда. 


Чтобы пианино не "рассохлось", в инструмент надо ставить банку с водой (немного о микроклимате и "евроремонте") 

Я к банкам отношусь с осторожностью. Дело в том, что о них забывают. Владелец поставит после визита мастера банку в пианино и успокоится, а вода через неделю высохнет! Хозяин же вспомнит о банке через пару месяцев или уже летом. А летом батареи холодные, за окном дожди, и влажность воздуха и без банок достаточно велика . Не думаю, что такие перемены микроклимата внутри корпуса полезны. Я полагаю, что банка с водой допустима как крайнее средство, когда колки уже не держат. Это как содержащее наркотик лекарство для смертельно-больного. Представьте, что вы подсаживаете на наркотик здорового человека... Изготовители фортепиано рекомендуют содержать инструмент при относительной влажности 42% , а если же влажность воздуха, в помещении, где находится инструмент, ПАДАЕТ ниже 31% - продавец СНИМАЕТ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ С ГАРАНТИИ! Неплохой способ улучшения состояния фортепиано, в случае чрезмерной сухости помещения и слабых колков - влагонепроницаемый чехол до самого пола. Если это рояль, то под него ставят таз с водой, если пианино - внутрь "ненавистную" банку. ЗАБЫВАТЬ О ВОДЕ НЕЛЬЗЯ! и всегда добавлять её во время работы отопления. Кстати, под влагонепроницаемым чехлом вода высыхает гораздо медленнее и кроме того, чехол сильно замедляет перемену влажности внутри фортепиано. Этот способ помогает сохранить игровые качества инструмента зимой. Для изготовления чехла рекомендую обратиться в компанию MIXAM к которой я обращался неоднократно. В последние годы "пересушенные" квартиры стали встречаться чаще, чем раньше. Причины этого - свежий бетон, из которого изготовлен новый дом, + новомодные интерьеры ("евроремонт"), требующие сотен килограммов гипса, гипсокартона, цементныых смесей и штукатурки. Все эти материалы очень гигроскопичны. Они годами вытягивают влагу из воздуха, высушивая всё вокруг. Заблаговременно подготовленное место для установки фортепиано - залог поддержания его сохранности. К сожалению, место для установки пианино сплошь и рядом выбирается по "остаточному принципу". Сначала в квартире производится "евроремонт" с учётом организации интерьера, потом приобретается желаемая мебель. Когда проходит несколько лет и дети подрастают - обнаруживается, что пианино для их обучения ставить некуда! Я часто вижу как инструмент стоит в прихожей, или у окна и радиатора отопления. Я вижу как при помощи фортепиано перекрывают межкомнатные двери и даже распологают пианино на кухне! Стоит ли говорить, что эти места абсолютно недопустимы? Только после того, как при помощи продуманной установки сведены к минимуму влияния сквозняков, повышенной влажности и чрезмерной сухости, можно подумать о том, как улучшить и выровнять микроклимат в помещении. Растения и аквариум - хорошие помощники для выравнивания показаний влажности воздуха. Они усиливают естественное испарение влаги, когда в комнате излишне сухо. Кроме того, Вы можете расставить в укромных углах (под шкафами, под диваном, под батареей, на подоконнике - где угодно) 20-30 банок с водой, но не забывайте их наполнять. Батареи полезно закрыть фанерным кожухом. Зимой желательно использовать увлажнитель. Мне больше нравятся варианты "мойка воздуха", нежели ультразвуковые или горячие парогенераторы. (Ультразвуковые могут рассеивать солевую пыль, а горячие - небезопасны для детей.) Есть дорогое, профессиональное решение - система Dampp-Chaser , но она не заменяет полностью остальных мер. Во время сильных морозов, когда радиаторы отопления сильно нагреваются, люди совершают ещё одну скверную ошибку: открывают форточку! Дело в том, что морозный воздух гораздо суше комнатного. Вы ещё сильнее уменьшаете влажность в помещении! 


У пианино надо настроить всего несколько нот! 

Расстройка всего нескольких нот вызывает ложное представление, что проблема легко исправима: всего-то надо вызвать настройщика! Однако, если у пианино двоят-троят отдельные ноты - это означает, что отдельные колки у фортепиано ослабли и не могут нормально держать строй. Поменять несколько колков во время обслуживания инструмента - не проблема, но редко дело ограничивается несколькими колками, где расстройка очевида. у фортепиано, скорее всего, начинается недержание строя и частым вызовом настройщика такая беда не лечится. Это уже ремонт. Я не люблю такие вызовы. Результат настройки нестабилен и есть опасность обрыва струн. Струны, особенно басовые, плохо переносят частые и резкие изменения силы натяжения. Ну подумайте сами, многократный подъём на полтона-терцию вверх и следующий за ним спуск обратно приводит к "усталости" металла и обрыву струны. Если колки удерживаются крепко в вирбельбанке, то даже через 20-50 лет пианино или рояль не расстроится так, что его ноты будут звучать как два или три разных звука! У инструмента появится просто чересчур сильный, вызывающий дискомфорт для музыкальных ушей т.н. "французский розлив".

Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2

<b> Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть</b>  <div> <br /> </div> <div>При условиях изначально качественной заводской сборки, благоприятного микроклимата в помещении, регулярного обслуживания мастером-настройщиком и умеренной эксплуатации, инструмент служит без серьёзных проблем около 50 лет. На этот же срок Вы можете рассчитывать и после реставрации, однако студент-пианист способен полностью разбить механизм за 4 года обучения в музыкальном училище. Если инструмент требуется музыканту как силовой тренажёр, то следует подумать о приобретении сразу двух фортепиано. У многих музыкантов этот вопрос так и решён: один рояль для тренировки а другой - для музыки. </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Какой ужас!!! Трещина в чугунной (бронзовой) деке :-( </b></div> <div> <br /> </div> <div>Убедитесь, что Вы правильно понимаете значение слов дека и рама. Это две разные детали. Трещина в чугунной раме - это на 99.9% неполноценный инструмент, который невозможно настроить. Трещина же в деке, как правило, влияет на звук не столь существенно. Более того, дека рано или поздно ОБЯЗАТЕЛЬНО треснет! Вечной фортепианной деки не существует, так как она испытывает постоянное статическое напряжение от струн. Причина плохого звука - не столько трещины в деке, сколько отклеенные рипки, развалившийся мостик под штегом и разорванные на штифтах штеги.  </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Инструмент не держит строй </b></div> <div> <br /> </div> <div>Расстройку фортепиано вызывают два различных процесса: </div> <div> </div> <div>Первый - ослабление колков в вирбельбанке . Если колки не в состоянии держать струны в натяжении - настройка в ПРИНЦИПЕ невозможна. </div> <div>Второй процесс - изменение напряжения между деталями фортепиано, ответственными за чистоту строя: На изгибах струны, обусловленных конструкцией фортепиано, возникает трение, мешающее её скольжению при настройке, особенно если струны начали ржаветь. (Некоторые модели грешат чрезмерно острыми углами излома.) В процессе настройки, это трение не позволяет сразу выровнять натяжение разных участков струны. Подобно пружине, струна стремится сбалансировать эту разницу вдоль всей своей длины. Поэтому вскоре может произойти расстройка. &quot;Выколачивание&quot; звука - единственный способ настройки таких &quot;неудобных&quot; инструментов. Кроме того, при наступлении и завершении отопительного сезона детали фортепиано испытывают регулярную деформацию, влияющую на чистоту строя. Летом дека напитывается влагой и разбухает - зимой, наоборот - &quot;усыхает&quot;. Редко, но встречаются инструменты, которые несколько лет подряд могут расстраиваться в летний сезон и &quot;самонастраиваться&quot; в зимний или наоборот, в зависимости от того, в какое время года была выполнена последняя настройка.  </div> <div> <br /> </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью! </b></div> <div> <br /> </div> <div>Мне постоянно приходится очищать лак для придания инструментам привлекательного внешнего вида. Домохозяйки радуются эффекту, производимому жирными лужами мебельной косметики. Её блеск маскирует грязные пятна, царапины и потёртости, однако, к влажным разводам, как к клею, липнут всё новые и новые слои пыли. Кроме того, не все лаковые покрытия и полироли сочетаются химически. Чтобы покрытие фортепиано выглядело хорошо, используйте только сухие мягкие тряпки и пылесос. Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного знания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента и как за ним необходимо ухаживать. </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Мне надо купить инструмент для ребёнка! Я в этом ничего не понимаю!</b> </div> <div> <br /> </div> <div>Надо ездить и смотреть всё подряд. Название фирмы Вам мало чем поможет. Нет другого способа научиться разбираться в качестве инструментов, кроме получения личного опыта. Как только вы посмотрите несколько вариантов, понимание начнёт приходить. Если приобретение антикварного инструмента не Ваша цель, то смело исключайте пианино прямострунных и обердемпферных (верхний демпфер) систем. Эти устаревшие конструкции требуют обстоятельного и очень дорогостоящего восстановления. 1) Оцените внешний вид: почерневшая и пыльная механика, следы от попавшей на поверхности и внутрь пианино воды, ржавые колки и струнная проволока, следы жизнедеятельности моли , позеленевшая навивка басов, отломанные накладки на клавишах, следы от сковородок, цветочных горшков и кастрюль - признак того, что за пианино не ухаживали. Внимание! Привлекательный внешний вид не гарантирует качества, но является хорошей предпосылкой для него. 2) Проиграйте все клавиши подряд, включая чёрные. Осматриваемый инструмент окажется, скорее всего, расстроен, но каждый клавиш должен звучать слитным, единым тоном. Если при нажатии одного клавиша звучит одновременно 2 - 3 очень разных по высоте звука - это грозный признак, свидетельствующий о недержании строя колками . Даже если для Вас непонятно требование &quot;звук должен звучать единым тоном&quot;, то всё равно надо ездить и смотреть. Понимание придёт с опытом. 3) Очень плохо, если &quot;троят&quot; звуки в начале малой октавы. Эти ноты приходятся на место, где колки расположены максимально тесно, поэтому именно здесь проявляются первые признаки ослабления вирбельбанка. 4) Басы не должны звучать неожиданно глухо по сравнению с остальными звуками. 5)Несколько западающих клавиш не повод для беспокойства! Это можно всё отрегулировать. 6) Обратите внимание на состояние настроечных колков и насколько сильно сбита удрная поверхность молоточков . 7)После первой консультации, на которой я обучаю клиента распознавать наиболее типичные дефекты, Вы сможете самостоятельно вести поиск пианино с большей эффективностью. Потратив некоторое время, Вы сможете принять решение, какой именно инструмент следует показать настройщику для окончательной оценки целесообразности его приобретения. Пианино не шкаф! Относитесь к его сложному устройству так же, как к устройству автомобиля и будьте готовы к РЕГУЛЯРНОМУ техобслуживанию своего инструмента. Если Вы полагаете, что Вас устроит что-то &quot;так себе&quot;, &quot;чтобы только ребёнок смог учиться&quot; - Вы зря потратите время и деньги. Вам же не приходит в голову учить ребёнка вождению на автомобиле без тормозов, руля или колёс? Кроме того, чтобы ВЫБРОСИТЬ негодный инструмент, грузчики тоже берут деньги. Старинные инструменты, можно рассматривать только как кандидатов на реставрацию или на выброс.  </div> <div> <br /> </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится! </b></div> <div> <br /> </div> <div>Меня искренне изумляет заблуждение, что &quot;не играть на пианино вреднее для его сохранности, чем играть&quot;!!! Я уже говорил, что серьёзно занимающийся пианист приводит музыкальный инструмент в негодность за короткий срок. Однако, если фортепиано находится в помещении с подходящим и стабильным микроклиматом (40-55% влажности) и его не портит моль, то оно может простоять без ущерба для игровых качеств очень долго. Доля истины состоит в том, что постоянно играющий музыкант может и таз с водой на зиму поставить под рояль и настройщика нет-нет да и вызовет, чем поддержит &quot;играбельное&quot; состояние инструмента, а если фортепиано долго остаётся без присмотра, регулировка его механизма нарушается. Но вообще, если пианино бездействует, это ему не вредит. Губительны большие перерывы между настройками. Регулярное обслуживание обязательно всегда. </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Чтобы пианино не &quot;рассохлось&quot;, в инструмент надо ставить банку с водой (немного о микроклимате и &quot;евроремонте&quot;) </b></div> <div> <br /> </div> <div>Я к банкам отношусь с осторожностью. Дело в том, что о них забывают. Владелец поставит после визита мастера банку в пианино и успокоится, а вода через неделю высохнет! Хозяин же вспомнит о банке через пару месяцев или уже летом. А летом батареи холодные, за окном дожди, и влажность воздуха и без банок достаточно велика . Не думаю, что такие перемены микроклимата внутри корпуса полезны. Я полагаю, что банка с водой допустима как крайнее средство, когда колки уже не держат. Это как содержащее наркотик лекарство для смертельно-больного. Представьте, что вы подсаживаете на наркотик здорового человека... Изготовители фортепиано рекомендуют содержать инструмент при относительной влажности 42% , а если же влажность воздуха, в помещении, где находится инструмент, ПАДАЕТ ниже 31% - продавец СНИМАЕТ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ С ГАРАНТИИ! Неплохой способ улучшения состояния фортепиано, в случае чрезмерной сухости помещения и слабых колков - влагонепроницаемый чехол до самого пола. Если это рояль, то под него ставят таз с водой, если пианино - внутрь &quot;ненавистную&quot; банку. ЗАБЫВАТЬ О ВОДЕ НЕЛЬЗЯ! и всегда добавлять её во время работы отопления. Кстати, под влагонепроницаемым чехлом вода высыхает гораздо медленнее и кроме того, чехол сильно замедляет перемену влажности внутри фортепиано. Этот способ помогает сохранить игровые качества инструмента зимой. Для изготовления чехла рекомендую обратиться в компанию MIXAM к которой я обращался неоднократно. В последние годы &quot;пересушенные&quot; квартиры стали встречаться чаще, чем раньше. Причины этого - свежий бетон, из которого изготовлен новый дом, + новомодные интерьеры (&quot;евроремонт&quot;), требующие сотен килограммов гипса, гипсокартона, цементныых смесей и штукатурки. Все эти материалы очень гигроскопичны. Они годами вытягивают влагу из воздуха, высушивая всё вокруг. Заблаговременно подготовленное место для установки фортепиано - залог поддержания его сохранности. К сожалению, место для установки пианино сплошь и рядом выбирается по &quot;остаточному принципу&quot;. Сначала в квартире производится &quot;евроремонт&quot; с учётом организации интерьера, потом приобретается желаемая мебель. Когда проходит несколько лет и дети подрастают - обнаруживается, что пианино для их обучения ставить некуда! Я часто вижу как инструмент стоит в прихожей, или у окна и радиатора отопления. Я вижу как при помощи фортепиано перекрывают межкомнатные двери и даже распологают пианино на кухне! Стоит ли говорить, что эти места абсолютно недопустимы? Только после того, как при помощи продуманной установки сведены к минимуму влияния сквозняков, повышенной влажности и чрезмерной сухости, можно подумать о том, как улучшить и выровнять микроклимат в помещении. Растения и аквариум - хорошие помощники для выравнивания показаний влажности воздуха. Они усиливают естественное испарение влаги, когда в комнате излишне сухо. Кроме того, Вы можете расставить в укромных углах (под шкафами, под диваном, под батареей, на подоконнике - где угодно) 20-30 банок с водой, но не забывайте их наполнять. Батареи полезно закрыть фанерным кожухом. Зимой желательно использовать увлажнитель. Мне больше нравятся варианты &quot;мойка воздуха&quot;, нежели ультразвуковые или горячие парогенераторы. (Ультразвуковые могут рассеивать солевую пыль, а горячие - небезопасны для детей.) Есть дорогое, профессиональное решение - система Dampp-Chaser , но она не заменяет полностью остальных мер. Во время сильных морозов, когда радиаторы отопления сильно нагреваются, люди совершают ещё одну скверную ошибку: открывают форточку! Дело в том, что морозный воздух гораздо суше комнатного. Вы ещё сильнее уменьшаете влажность в помещении! </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>У пианино надо настроить всего несколько нот! </b></div> <div> <br /> </div> <div>Расстройка всего нескольких нот вызывает ложное представление, что проблема легко исправима: всего-то надо вызвать настройщика! Однако, если у пианино двоят-троят отдельные ноты - это означает, что отдельные колки у фортепиано ослабли и не могут нормально держать строй. Поменять несколько колков во время обслуживания инструмента - не проблема, но редко дело ограничивается несколькими колками, где расстройка очевида. у фортепиано, скорее всего, начинается недержание строя и частым вызовом настройщика такая беда не лечится. Это уже ремонт. Я не люблю такие вызовы. Результат настройки нестабилен и есть опасность обрыва струн. Струны, особенно басовые, плохо переносят частые и резкие изменения силы натяжения. Ну подумайте сами, многократный подъём на полтона-терцию вверх и следующий за ним спуск обратно приводит к &quot;усталости&quot; металла и обрыву струны. Если колки удерживаются крепко в вирбельбанке, то даже через 20-50 лет пианино или рояль не расстроится так, что его ноты будут звучать как два или три разных звука! У инструмента появится просто чересчур сильный, вызывающий дискомфорт для музыкальных ушей т.н. &quot;французский розлив&quot;.</div>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2

Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2

Мифы и легенды о фортепиано. Часть 2

<b> Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть</b>  <div> <br /> </div> <div>При условиях изначально качественной заводской сборки, благоприятного микроклимата в помещении, регулярного обслуживания мастером-настройщиком и умеренной эксплуатации, инструмент служит без серьёзных проблем около 50 лет. На этот же срок Вы можете рассчитывать и после реставрации, однако студент-пианист способен полностью разбить механизм за 4 года обучения в музыкальном училище. Если инструмент требуется музыканту как силовой тренажёр, то следует подумать о приобретении сразу двух фортепиано. У многих музыкантов этот вопрос так и решён: один рояль для тренировки а другой - для музыки. </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Какой ужас!!! Трещина в чугунной (бронзовой) деке :-( </b></div> <div> <br /> </div> <div>Убедитесь, что Вы правильно понимаете значение слов дека и рама. Это две разные детали. Трещина в чугунной раме - это на 99.9% неполноценный инструмент, который невозможно настроить. Трещина же в деке, как правило, влияет на звук не столь существенно. Более того, дека рано или поздно ОБЯЗАТЕЛЬНО треснет! Вечной фортепианной деки не существует, так как она испытывает постоянное статическое напряжение от струн. Причина плохого звука - не столько трещины в деке, сколько отклеенные рипки, развалившийся мостик под штегом и разорванные на штифтах штеги.  </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Инструмент не держит строй </b></div> <div> <br /> </div> <div>Расстройку фортепиано вызывают два различных процесса: </div> <div> </div> <div>Первый - ослабление колков в вирбельбанке . Если колки не в состоянии держать струны в натяжении - настройка в ПРИНЦИПЕ невозможна. </div> <div>Второй процесс - изменение напряжения между деталями фортепиано, ответственными за чистоту строя: На изгибах струны, обусловленных конструкцией фортепиано, возникает трение, мешающее её скольжению при настройке, особенно если струны начали ржаветь. (Некоторые модели грешат чрезмерно острыми углами излома.) В процессе настройки, это трение не позволяет сразу выровнять натяжение разных участков струны. Подобно пружине, струна стремится сбалансировать эту разницу вдоль всей своей длины. Поэтому вскоре может произойти расстройка. &quot;Выколачивание&quot; звука - единственный способ настройки таких &quot;неудобных&quot; инструментов. Кроме того, при наступлении и завершении отопительного сезона детали фортепиано испытывают регулярную деформацию, влияющую на чистоту строя. Летом дека напитывается влагой и разбухает - зимой, наоборот - &quot;усыхает&quot;. Редко, но встречаются инструменты, которые несколько лет подряд могут расстраиваться в летний сезон и &quot;самонастраиваться&quot; в зимний или наоборот, в зависимости от того, в какое время года была выполнена последняя настройка.  </div> <div> <br /> </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью! </b></div> <div> <br /> </div> <div>Мне постоянно приходится очищать лак для придания инструментам привлекательного внешнего вида. Домохозяйки радуются эффекту, производимому жирными лужами мебельной косметики. Её блеск маскирует грязные пятна, царапины и потёртости, однако, к влажным разводам, как к клею, липнут всё новые и новые слои пыли. Кроме того, не все лаковые покрытия и полироли сочетаются химически. Чтобы покрытие фортепиано выглядело хорошо, используйте только сухие мягкие тряпки и пылесос. Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного знания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента и как за ним необходимо ухаживать. </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Мне надо купить инструмент для ребёнка! Я в этом ничего не понимаю!</b> </div> <div> <br /> </div> <div>Надо ездить и смотреть всё подряд. Название фирмы Вам мало чем поможет. Нет другого способа научиться разбираться в качестве инструментов, кроме получения личного опыта. Как только вы посмотрите несколько вариантов, понимание начнёт приходить. Если приобретение антикварного инструмента не Ваша цель, то смело исключайте пианино прямострунных и обердемпферных (верхний демпфер) систем. Эти устаревшие конструкции требуют обстоятельного и очень дорогостоящего восстановления. 1) Оцените внешний вид: почерневшая и пыльная механика, следы от попавшей на поверхности и внутрь пианино воды, ржавые колки и струнная проволока, следы жизнедеятельности моли , позеленевшая навивка басов, отломанные накладки на клавишах, следы от сковородок, цветочных горшков и кастрюль - признак того, что за пианино не ухаживали. Внимание! Привлекательный внешний вид не гарантирует качества, но является хорошей предпосылкой для него. 2) Проиграйте все клавиши подряд, включая чёрные. Осматриваемый инструмент окажется, скорее всего, расстроен, но каждый клавиш должен звучать слитным, единым тоном. Если при нажатии одного клавиша звучит одновременно 2 - 3 очень разных по высоте звука - это грозный признак, свидетельствующий о недержании строя колками . Даже если для Вас непонятно требование &quot;звук должен звучать единым тоном&quot;, то всё равно надо ездить и смотреть. Понимание придёт с опытом. 3) Очень плохо, если &quot;троят&quot; звуки в начале малой октавы. Эти ноты приходятся на место, где колки расположены максимально тесно, поэтому именно здесь проявляются первые признаки ослабления вирбельбанка. 4) Басы не должны звучать неожиданно глухо по сравнению с остальными звуками. 5)Несколько западающих клавиш не повод для беспокойства! Это можно всё отрегулировать. 6) Обратите внимание на состояние настроечных колков и насколько сильно сбита удрная поверхность молоточков . 7)После первой консультации, на которой я обучаю клиента распознавать наиболее типичные дефекты, Вы сможете самостоятельно вести поиск пианино с большей эффективностью. Потратив некоторое время, Вы сможете принять решение, какой именно инструмент следует показать настройщику для окончательной оценки целесообразности его приобретения. Пианино не шкаф! Относитесь к его сложному устройству так же, как к устройству автомобиля и будьте готовы к РЕГУЛЯРНОМУ техобслуживанию своего инструмента. Если Вы полагаете, что Вас устроит что-то &quot;так себе&quot;, &quot;чтобы только ребёнок смог учиться&quot; - Вы зря потратите время и деньги. Вам же не приходит в голову учить ребёнка вождению на автомобиле без тормозов, руля или колёс? Кроме того, чтобы ВЫБРОСИТЬ негодный инструмент, грузчики тоже берут деньги. Старинные инструменты, можно рассматривать только как кандидатов на реставрацию или на выброс.  </div> <div> <br /> </div> <div><b> <br /> </b></div> <div><b>Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится! </b></div> <div> <br /> </div> <div>Меня искренне изумляет заблуждение, что &quot;не играть на пианино вреднее для его сохранности, чем играть&quot;!!! Я уже говорил, что серьёзно занимающийся пианист приводит музыкальный инструмент в негодность за короткий срок. Однако, если фортепиано находится в помещении с подходящим и стабильным микроклиматом (40-55% влажности) и его не портит моль, то оно может простоять без ущерба для игровых качеств очень долго. Доля истины состоит в том, что постоянно играющий музыкант может и таз с водой на зиму поставить под рояль и настройщика нет-нет да и вызовет, чем поддержит &quot;играбельное&quot; состояние инструмента, а если фортепиано долго остаётся без присмотра, регулировка его механизма нарушается. Но вообще, если пианино бездействует, это ему не вредит. Губительны большие перерывы между настройками. Регулярное обслуживание обязательно всегда. </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>Чтобы пианино не &quot;рассохлось&quot;, в инструмент надо ставить банку с водой (немного о микроклимате и &quot;евроремонте&quot;) </b></div> <div> <br /> </div> <div>Я к банкам отношусь с осторожностью. Дело в том, что о них забывают. Владелец поставит после визита мастера банку в пианино и успокоится, а вода через неделю высохнет! Хозяин же вспомнит о банке через пару месяцев или уже летом. А летом батареи холодные, за окном дожди, и влажность воздуха и без банок достаточно велика . Не думаю, что такие перемены микроклимата внутри корпуса полезны. Я полагаю, что банка с водой допустима как крайнее средство, когда колки уже не держат. Это как содержащее наркотик лекарство для смертельно-больного. Представьте, что вы подсаживаете на наркотик здорового человека... Изготовители фортепиано рекомендуют содержать инструмент при относительной влажности 42% , а если же влажность воздуха, в помещении, где находится инструмент, ПАДАЕТ ниже 31% - продавец СНИМАЕТ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ С ГАРАНТИИ! Неплохой способ улучшения состояния фортепиано, в случае чрезмерной сухости помещения и слабых колков - влагонепроницаемый чехол до самого пола. Если это рояль, то под него ставят таз с водой, если пианино - внутрь &quot;ненавистную&quot; банку. ЗАБЫВАТЬ О ВОДЕ НЕЛЬЗЯ! и всегда добавлять её во время работы отопления. Кстати, под влагонепроницаемым чехлом вода высыхает гораздо медленнее и кроме того, чехол сильно замедляет перемену влажности внутри фортепиано. Этот способ помогает сохранить игровые качества инструмента зимой. Для изготовления чехла рекомендую обратиться в компанию MIXAM к которой я обращался неоднократно. В последние годы &quot;пересушенные&quot; квартиры стали встречаться чаще, чем раньше. Причины этого - свежий бетон, из которого изготовлен новый дом, + новомодные интерьеры (&quot;евроремонт&quot;), требующие сотен килограммов гипса, гипсокартона, цементныых смесей и штукатурки. Все эти материалы очень гигроскопичны. Они годами вытягивают влагу из воздуха, высушивая всё вокруг. Заблаговременно подготовленное место для установки фортепиано - залог поддержания его сохранности. К сожалению, место для установки пианино сплошь и рядом выбирается по &quot;остаточному принципу&quot;. Сначала в квартире производится &quot;евроремонт&quot; с учётом организации интерьера, потом приобретается желаемая мебель. Когда проходит несколько лет и дети подрастают - обнаруживается, что пианино для их обучения ставить некуда! Я часто вижу как инструмент стоит в прихожей, или у окна и радиатора отопления. Я вижу как при помощи фортепиано перекрывают межкомнатные двери и даже распологают пианино на кухне! Стоит ли говорить, что эти места абсолютно недопустимы? Только после того, как при помощи продуманной установки сведены к минимуму влияния сквозняков, повышенной влажности и чрезмерной сухости, можно подумать о том, как улучшить и выровнять микроклимат в помещении. Растения и аквариум - хорошие помощники для выравнивания показаний влажности воздуха. Они усиливают естественное испарение влаги, когда в комнате излишне сухо. Кроме того, Вы можете расставить в укромных углах (под шкафами, под диваном, под батареей, на подоконнике - где угодно) 20-30 банок с водой, но не забывайте их наполнять. Батареи полезно закрыть фанерным кожухом. Зимой желательно использовать увлажнитель. Мне больше нравятся варианты &quot;мойка воздуха&quot;, нежели ультразвуковые или горячие парогенераторы. (Ультразвуковые могут рассеивать солевую пыль, а горячие - небезопасны для детей.) Есть дорогое, профессиональное решение - система Dampp-Chaser , но она не заменяет полностью остальных мер. Во время сильных морозов, когда радиаторы отопления сильно нагреваются, люди совершают ещё одну скверную ошибку: открывают форточку! Дело в том, что морозный воздух гораздо суше комнатного. Вы ещё сильнее уменьшаете влажность в помещении! </div> <div> <br /> </div> <div> <br /> </div> <div><b>У пианино надо настроить всего несколько нот! </b></div> <div> <br /> </div> <div>Расстройка всего нескольких нот вызывает ложное представление, что проблема легко исправима: всего-то надо вызвать настройщика! Однако, если у пианино двоят-троят отдельные ноты - это означает, что отдельные колки у фортепиано ослабли и не могут нормально держать строй. Поменять несколько колков во время обслуживания инструмента - не проблема, но редко дело ограничивается несколькими колками, где расстройка очевида. у фортепиано, скорее всего, начинается недержание строя и частым вызовом настройщика такая беда не лечится. Это уже ремонт. Я не люблю такие вызовы. Результат настройки нестабилен и есть опасность обрыва струн. Струны, особенно басовые, плохо переносят частые и резкие изменения силы натяжения. Ну подумайте сами, многократный подъём на полтона-терцию вверх и следующий за ним спуск обратно приводит к &quot;усталости&quot; металла и обрыву струны. Если колки удерживаются крепко в вирбельбанке, то даже через 20-50 лет пианино или рояль не расстроится так, что его ноты будут звучать как два или три разных звука! У инструмента появится просто чересчур сильный, вызывающий дискомфорт для музыкальных ушей т.н. &quot;французский розлив&quot;.</div>

Загрузка комментариев...