Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Происхождение и история развития гобоя

Происхождение и история развития гобоя
0

Происхождение и история развития гобоя

Раздел: Духовые
Дата публикации: 25 мая 2015, 18:39
Нравится
Нравится

Древний мир и Античность

Инструменты с двойной тростью известны с древнейших времён. В Древнем Египте существовал инструмент подобного устройства под названием «мизмар», а в Древней Греции был широко распространён авлос (аналогичный инструмент под названием тибия использовался у этрусков и в Древнем Риме). Они состояли из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причём одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой (бурдон). Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком — волынки.

Эволюция гобоя в Европе

Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.

Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой) и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»).

Появление гобоя эпохи барокко

Во Франции шалмеи и кроммхорны звучали повсюду: от королевского двора до деревенского праздника; «гобои Пуату» появлялись на музыкальных вечерах у Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) сопровождали крестьянские танцы.

С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе — Оттетер и Филидор — взялись за совершенствование инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов.

Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Впоследствии такие же реформы привели к созданию современных кларнета и фагота. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «барочным гобоем».

В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные кроммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.).

Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.

Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя д’амур, охотничьего гобоя (oboe da caccia), английского рожка, баритонового гобоя (этот инструмент употреблялся достаточно редко. Что интересно — уже в 1680 году он имел форму, напоминающую саксофон). XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.

Гобой классического периода

Классический гобой (середина XVIII — начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.

Современный гобой

Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте — флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.

Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи — Франсуа и Люсьен Лоре — создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.

Происхождение и история развития гобоя

<h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Древний мир и Античность</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Инструменты с двойной тростью известны с древнейших времён. В Древнем Египте существовал инструмент подобного устройства под названием «мизмар», а в Древней Греции был широко распространён авлос (аналогичный инструмент под названием тибия использовался у этрусков и в Древнем Риме). Они состояли из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причём одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой (бурдон). Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком — волынки.</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Эволюция гобоя в Европе</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой) и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»).</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Появление гобоя эпохи барокко</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Во Франции шалмеи и кроммхорны звучали повсюду: от королевского двора до деревенского праздника; «гобои Пуату» появлялись на музыкальных вечерах у Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) сопровождали крестьянские танцы.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе — Оттетер и Филидор — взялись за совершенствование инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Впоследствии такие же реформы привели к созданию современных кларнета и фагота. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «барочным гобоем».</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные кроммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.).</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя д’амур, охотничьего гобоя (oboe da caccia), английского рожка, баритонового гобоя (этот инструмент употреблялся достаточно редко. Что интересно — уже в 1680 году он имел форму, напоминающую саксофон). XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Гобой классического периода</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Классический гобой (середина XVIII — начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Современный гобой</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте — флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи — Франсуа и Люсьен Лоре — создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.</span></p>

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Происхождение и история развития гобоя

Происхождение и история развития гобоя

Происхождение и история развития гобоя

<h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Древний мир и Античность</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Инструменты с двойной тростью известны с древнейших времён. В Древнем Египте существовал инструмент подобного устройства под названием «мизмар», а в Древней Греции был широко распространён авлос (аналогичный инструмент под названием тибия использовался у этрусков и в Древнем Риме). Они состояли из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причём одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой (бурдон). Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком — волынки.</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Эволюция гобоя в Европе</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой) и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»).</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Появление гобоя эпохи барокко</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Во Франции шалмеи и кроммхорны звучали повсюду: от королевского двора до деревенского праздника; «гобои Пуату» появлялись на музыкальных вечерах у Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) сопровождали крестьянские танцы.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе — Оттетер и Филидор — взялись за совершенствование инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Впоследствии такие же реформы привели к созданию современных кларнета и фагота. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «барочным гобоем».</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные кроммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.).</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя д’амур, охотничьего гобоя (oboe da caccia), английского рожка, баритонового гобоя (этот инструмент употреблялся достаточно редко. Что интересно — уже в 1680 году он имел форму, напоминающую саксофон). XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Гобой классического периода</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Классический гобой (середина XVIII — начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.</span></p> <h3 style="margin: 0px 0px 24px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 29px; vertical-align: top;"><font size="3" style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Современный гобой</font></h3> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте — флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.</span></p> <p style="text-align: justify; margin: 0px 0px 20px; padding: 0px; border: 0px; font-stretch: inherit; line-height: 20px; vertical-align: top;"><span style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи — Франсуа и Люсьен Лоре — создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.</span></p>

Загрузка комментариев...