Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.
0

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Раздел: Интервью
Дата публикации: 24 марта 2015, 14:18
Нравится
Нравится
Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Непревзойденный стиль и техника поставили Гэсса на недосягаемую высоту среди звукооператоров. Он работает с лучшими из лучших, он записывает самую продвинутую, сложнейшую современную музыку.

У тебя есть какие-нибудь мысли по поводу твоей работы?
Да нет, просто делаю, и все. Я «музыкальный» звукооператор. Я вырос, играя музыку. Я вообще не технарь. Когда что-нибудь ломается — «Ой, сломалось!» (Смеется.)
Стараюсь найти самые естественные тембры инструментов, и сделать, чтобы все вместе звучало максимально естественно, и не разваливалась. Я представляю микс как слоеный пирог, и укладываю слой за слоем.

Ты слышишь окончательный результат перед началом работы? Знаешь, куда идти?

Ну да, знаю.

А что, если ты пришел всего только сделать ремикс?
Последние пять-шесть лет, в основном, только этим и занимаюсь. Знаю, что некоторые сначала берут барабаны и некоторое время работают только с ними, но я подымаю сразу все и так работаю. Сначала я задираю все фейдеры вверх и начинаю обрабатывать запись. По моему мнению, вокал все равно найдет свое место. Ты же знаешь, где он находится, и что делает. Инструменты, рано или поздно, тоже встанут на свои места, и лучше сразу привыкать к такому способу работы. Я думаю, что такой способ и помогает мне с первых же звуков распознать, что нужно делать. Тогда я начинаю оформлять звуковую картину. Это не займет много времени.

Если сводишь что-то, где очень много дорожек, скажем, вокал записан на нескольких дорожках, и приходится прыгать взад-вперед, тебя не раздражает, что ты не можешь слышать все вместе?
Да. Это звучит, как автокатастрофа. Так как все разбросано по дорожкам, мне сначала приходится записывать и программировать кучу мьютов, чтобы, наконец, услышать все целиком. Мне так удобнее, я должен схватить смысл происходящего, и сообразить, что я должен с этим сделать. Если приходится работать с такими записями, то я сначала зову на помощь продюсера или еще кого-нибудь, чтобы запрограммировать мьюты. Потом прошу оставить меня в покое, чтобы иметь возможность спокойно поработать. При сведении большинства песен не требуется, чтобы со мной находился продюсер или музыканты. Тогда мне работается по-настоящему комфортно. Кажется, им тоже нравится. Я считаю, что у меня свой стиль, и те, кто меня приглашает, думают: «Ага, он сводил то-то, и то-то. Именно это нам и надо.» Ну, а когда кто-то начинает слишком уж помогать, я говорю: «Если хочешь сводить сам, то на мне можно было сильно сэкономить.» Когда один — больше возможностей работать творчески. Очень боюсь показывать отдельные партии продюсерам или музыкантам. Отдельная дорожка из сведенного микса почти наверняка будет звучать плохо. На самом-то деле не важно, как она звучит отдельно, важно, чтобы звучала в миксе. В этот момент обычно все портят молодые продюсеры. Они слушают все дорожки, и делают всем «жирное» звучание. Потом они складывают все это вместе, и выходит крупная автокатастрофа.

Как же ты выстраиваешь микс, если у тебя все поднято?
Я начинаю искать конфликтующие частоты. Затем перехожу к барабанам. И, чтобы не настраивать звуки слишком изолированно, постоянно прослушиваю весь микс целиком.

Редко слушаешь по отдельности?
Слушаю и по отдельности, но эквализировать отдельную дорожку — идиотизм, потому что она ни с чем не соотносится. Если только не собираешься делать микс из одной дорожки. (Смеется.)

Как ты обращаешься с эквалайзером? Просто смотришь, что конфликтует?
В основном, да. Если конфликтуют два-три инструмента, я выслушиваю их по отдельности, чтобы понять их натуральный тембр. Таким способом я работаю со всеми инструментами, если нет конфликта. Если конфликт есть, то я пользуюсь эквалайзером более агрессивно. Меня не пугает сильная эквализация.

В основном, режешь частоты? Не добавляешь?
Да, особенно при работе с эквалайзером пульта SSL. Я больше за вырезание, чем за добавление. Думаю, что на этом пульте лучше делать так.

Сколько времени сводишь микс?
Полтора дня — здорово. Два — слишком долго.

Каким способом панорамируешь?
Просто уравниваю левое и правое. Я люблю сводить разноплановую музыку. В зависимости от этого способы могут сильно отличаться. Я столько лет играл живьем на сцене, что мое левое ухо навсегда выведено из строя барабанами и хэтом — барабанщик всегда находился слева от меня. Но почему-то при сведении хэт у меня получается всегда как бы со стороны барабанщика, а не со стороны слушателя.

Какой у тебя подход к компрессии?
Очень понемногу. Отдельные дорожки по чуть-чуть. Только для того, чтобы прибавить атаки акустическим и электрогитарам, и так далее.

Понемногу? Что ты имеешь в виду?
Ну не так, как нью-йоркские ребята — везде и навалом. Не столько. Точно так же с выходным сигналом. Едва-едва, может быть, на децибел или на два. Даже больше не пользуюсь выходным компрессором пульта 331_.

Просто пытаешься выровнять?
Ага. Просто выровнять. Я считаю, что если материал правильно эквализирован и распределен по планам, то на выходной сигнал тонну компрессии наваливать не понадобится. Если все распределено правильно, то, по крайней мере, в ритм-энд-блюзе, все будто бы держится за свои места.

Когда ты говоришь «распределено по планам», ты имеешь в виду частоты, или уровни?
Частоты. Мои уши всегда чувствовали частотные конфликты, даже когда я играл в ансамбле. Не знаю почему, но частотные конфликты на сцене просто сводили меня с ума. Например, слишком большое количество низов на комбике ритм-гитары начинало воевать с басом, и тому подобное.

Когда выстраиваешь микс, пользуешься индикаторами? Например, бас -5, бочка -5, и т.п. или делаешь только по ощущениям?
По ощущениям. Это тоже в большой мере относится к ритм-энд-блюзу. У меня все идет по ощущениям. Иногда микс звучит здорово, и кто-нибудь говорит: «Ощущение что надо, записывай!»
Не так, как в роке, где тебе могут сказать «больше гитар!» или что-то вроде того.

Эффекты добавляешь с самого начала сведения, по ходу дела, или сначала все балансируешь и выравниваешь, а потом добавляешь?
По ходу дела. Я почти не пользуюсь большими комнатами и длинной реверберацией. Я использую множество приборов, но обычно для небольших комнат. Иногда готовый микс звучит, как будто там вообше ничего нет, но на самом-то деле я всё пропустил через 20 типов реверов, даже не поставленных на реверберацию, а просто для того, чтобы создать побольше пространства. Я думаю, что все это помогает при создании виртуальных планов, и добавлении текстуры к звукам. И, хотя вы все эти навороты не слышите, они ощущаются.

Как ты добиваешься нужного звука? Как решаешь, чем будешь пользоваться?
Рецепта у меня нет. По ощущениям. Обычно почти всегда держу подключенными 24 или 30 реверов и задержек. Не обязательно на одну и ту же вещь, но все наготове. Внешнего оборудования у меня, наверное, больше всех в мире. Я люблю пользоваться ревербераторами разных типов. Чем двадцать Ямах, мне бы лучше две Ямахи и один — два Лексикона. У каждого из них свое звучание. Чем больше используешь разных ревербераторов, тем легче разделять звуки.

То есть, перед началом сведения у тебя все время включены одни и те же эффекты?
Ага. Например, недавно сводил песню со звуком, похожим на Мини Муг. Я дал на него короткую реверберацию, как в тесной комнате, и он очень аккуратненько вписался в микс. На следующей песне не успел поменять установки ревера, и переключил его на рабочий. Зазвучало здорово. Я оставил все, как было. Эффект с предыдущей песни, но на совершенно другом инструменте. Некоторые мои приборы настроены на наилучшее звучание и я включаю их, если мне нужен их специфический тембр. На следующей песне могу ими и не пользоваться.

Ты больше пользуешься реверами, задержками, или и тем, и другим?
И тем, и другим. Мне очень нравятся реверберационные программы со встроенными предилэями и задержками, которые можно настраивать в соответствии с характером и темпом песни.

Так все подстраивается под темп, верно?
Да, в зависимости от песни. В основном, восьмые, четверти или шестнадцатые. Но я добавлю и триоли, или что там подойдет к характеру мелодии.
Что еще мне нравится делать с задержками, так это рассеивать их. Я пропускаю задержанный сигнал через кучу приборов, чтобы заставить его звучать хуже. Мы до сих пор шутим про парня, работавшего много лет назад, у которого задержанный сигнал звучал громче, чище и ярче, чем сам певец-солист. Это-то и заставляет меня экспериментировать, чтобы несколько приглушить звучание задержки.
Иногда я пропускаю задержанный сигнал через SPХ 90, и даже не пользуюсь программой. Просто срезаю высокие и низкие, чтобы сигнал немного отличался от исходного.

Когда ты говоришь, что пользуешься небольшими пространствами, ты имеешь в виду, что стараешься отодвинуть сигнал назад, или помешаешь его в его собственное пространство?
Ага, в собственное пространство. Иногда это просто хорус, или даже гармонайзер с очень коротким временем задержки. Мне нравятся короткие, сухие звучания.

Насколько короткие?
25 мс или меньше. Я много пользуюсь задержками в 10, 12 и 15 мс. В «Ожидании выдоха», например, для меня было много необычного, из-за масштабных струнных аранжировок. Было сильно непривычно, но мне очень понравилось. Как ты обращаешься с большим количеством струнных? Традиционно, даешь им «большой зал ? Нет, несколько по-другому. Я посчитал, что стереоканалы находятся слишком близко друг к другу, и сначала я разнес их в пространстве на 10 мс или около того. Затем взял пространственные дорожки и отправил их назад на 80 или на 100 мс, чтобы комната стала по-настоящему большая. Я создавал больший объем, добавляя реверберацию к записанному раньше пространству. И напоследок я добавил немного реверберации к уже задержанным пространственным дорожкам. Когда я все это проделал, решил, что вышло здорово. Звучание было вроде суховатым, но гигантским. Так что все-таки больше сработали именно задержки, а не ревербераторы.

Ты панорамируешь все это на противоположную сторону, или просто подкладываешь под основной сигнал?
Чаще всего делаю его стерео. В записях ритм-энд-блюза обычно много стереодорожек, которые на самом деле как стерео не звучат. Мне не нравится такой «моно» эффект. Так что я сперва раздвигаю каналы пошире хотя бы на чуть-чуть, хотя бы на 3, 5 или 10 миллисекунд, и разделяю весь материал, освобождая центр.

Ты говоришь об использовании такого количества эффектов, что создается впечатление, что у тебя на каждый инструмент — свой эффект.
Совершенно верно. Я очень редко применяю один и тот же эффект на нескольких инструментах.

Как пользуешься гейтами?
Понемногу, особенно при работе на SSL. Много молодежи пользуется гейтами и компрессией чрезмерно.

«Понемногу» — значит, что сигнал просто немного убывает, а не исчезает совсем?
Ага, немножечко. Немного шипа — это ничего. Я стараюсь избавиться от сильного шипения. Но гейты пульта SSL могут звучать странновато. Я использую много внешних устройств. Drawmerы и прочее обычно под рукой для трудной работы, если мне вдруг понадобится сделать что-то экстремальное.

И в каких случаях ты ими пользуешься?
На живых барабанах и в качестве триггеров. Я не стараюсь часто заменять живые барабаны Foratом F 16-м, но, что здорово, его можно использовать вместе с живыми барабанами и с триггерами так, чтобы оригинал вообще не эквализировать. Я, может быть, добавлю еще одну бочку, в которой есть та частота, которой нет у настоящей. Мне кажется, когда добавляешь бочке много низких, начинает съедаться атака. Так что если оставить настоящую бочку в покое, и прибавить к ней еще одну низкочастотную, то воспользуешься преимуществами и аналога, и цифры.

А как слушаешь? Ты возишь с собой свои мониторы?
Нет, не вожу. Но я работаю всего в четырех разных комнатах. Они оборудованы NS 10-ми очень высокой мощности, а большие мониторы — всегда ТАD Augsburgers, настроенные Стивом «Коко» Брендоном.
Я почти всегда свожу через большие мониторы, и очень тихо. Такой способ кажется необычным. Лет пятнадцать назад, когда я был на своем первом мастеринге, ко мне пришло озарение. Они там слушали тихо через большие мониторы и звучало настолько здорово, что я сказал: «Эх, если бы я так слушал, я бы заставил все звучать куда лучше!

Когда ты говоришь «тихо», это означает, что обычный разговор заглушит то, что ты слушаешь?
Да, примерно. На SSL почти все время я свожу на 1. (Уровень громкости мониторов контрольной комнаты.) Очень тихо, но зато я могу подолгу работать, не уставая. Конечно, я свожу и на NS 10 -х. Ближе к концу работы я делаю на NS 10 по-настоящему громко, подстраиваю, потом включаю крайне громко через большие мониторы, и доделываю всякие мелочи.

А наушниками пользуешься?
Нет.

У тебя есть какие-то свои слушательские приемчики, типа уйти в дальний конец холла, или послушать в машине?
Я люблю слушать вне контрольной комнаты, но мой любимый фокус — включить пылесос и прислонить его к передней стенке контрольной комнаты. Странновато, но я хочу услышать, прорежется ли мой микс через весь этот шум. Сойдет и блендер, взбей себе коктейли или еще что-нибудь. (Смеется.)

Сколько делаешь вариантов, когда сводишь микс?
Я пишу основную версию, потом с приподнятым соло-вокалом, потом с приподнятым бэк-вокалом, затем еще вариант — и соло, и бэк-вокал. Вариантов с убавленным вокалом почти не делаю. Потом я смотрю микс, выделяю инструменты, по поводу которых могут возникнуть вопросы, и пишу варианты, приподняв их. Обычно выходит 10 – 12 вариантов каждой песни, хочешь — верь, хочешь — нет.

Прикрываешь тылы.
Если я не сделаю, кто-нибудь обязательно говорит: «Очень плохо, что ты не сделал такой-то вариант!» Но если делаю, подобных разговоров никогда не бывает. Я думаю, люди просто чувствуют себя увереннее, когда знают, что есть записи альтернативных версий, хоть и всегда предпочитают основной вариант.

На какой формат сводишь?
На полудюймовый Штудер, со скоростью 30 дюймов/с. Больше всего люблю Штудеры.

У тебя интересный подход, он, безусловно, работает. Ты пытаешься сделать все «больше», вместо того, чтобы «размывать».
Я так делаю с самого начала работы. У меня ревербераторов не было, и приходилось выжимать из доступного постранства все, что возможно. Отсюда — нетрадиционное использование микрофонов, в противоположность принятому тогда способу писать направленно и очень близко. Глубина получается великолепная.

Тогда это был секрет.
Я уверен, что он помогает. Но для меня эта работа на 95 процентов — везение, потому что если тебя не берут, или если нет нормального материала, оборудования, все остальное не имеет значения. Есть так много великих-великих звукооператоров, которые работают очень-очень мало. Мне просто везет.

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.<br /> <br /> Непревзойденный стиль и техника поставили Гэсса на недосягаемую высоту среди звукооператоров. Он работает с лучшими из лучших, он записывает самую продвинутую, сложнейшую современную музыку.<br /> <br /> У тебя есть какие-нибудь мысли по поводу твоей работы?<br /> Да нет, просто делаю, и все. Я «музыкальный» звукооператор. Я вырос, играя музыку. Я вообще не технарь. Когда что-нибудь ломается — «Ой, сломалось!» (Смеется.)<br /> Стараюсь найти самые естественные тембры инструментов, и сделать, чтобы все вместе звучало максимально естественно, и не разваливалась. Я представляю микс как слоеный пирог, и укладываю слой за слоем.<br /> <br /> Ты слышишь окончательный результат перед началом работы? Знаешь, куда идти?<br /> <br /> Ну да, знаю.<br /> <br /> А что, если ты пришел всего только сделать ремикс?<br /> Последние пять-шесть лет, в основном, только этим и занимаюсь. Знаю, что некоторые сначала берут барабаны и некоторое время работают только с ними, но я подымаю сразу все и так работаю. Сначала я задираю все фейдеры вверх и начинаю обрабатывать запись. По моему мнению, вокал все равно найдет свое место. Ты же знаешь, где он находится, и что делает. Инструменты, рано или поздно, тоже встанут на свои места, и лучше сразу привыкать к такому способу работы. Я думаю, что такой способ и помогает мне с первых же звуков распознать, что нужно делать. Тогда я начинаю оформлять звуковую картину. Это не займет много времени.<br /> <br /> Если сводишь что-то, где очень много дорожек, скажем, вокал записан на нескольких дорожках, и приходится прыгать взад-вперед, тебя не раздражает, что ты не можешь слышать все вместе?<br /> Да. Это звучит, как автокатастрофа. Так как все разбросано по дорожкам, мне сначала приходится записывать и программировать кучу мьютов, чтобы, наконец, услышать все целиком. Мне так удобнее, я должен схватить смысл происходящего, и сообразить, что я должен с этим сделать. Если приходится работать с такими записями, то я сначала зову на помощь продюсера или еще кого-нибудь, чтобы запрограммировать мьюты. Потом прошу оставить меня в покое, чтобы иметь возможность спокойно поработать. При сведении большинства песен не требуется, чтобы со мной находился продюсер или музыканты. Тогда мне работается по-настоящему комфортно. Кажется, им тоже нравится. Я считаю, что у меня свой стиль, и те, кто меня приглашает, думают: «Ага, он сводил то-то, и то-то. Именно это нам и надо.» Ну, а когда кто-то начинает слишком уж помогать, я говорю: «Если хочешь сводить сам, то на мне можно было сильно сэкономить.» Когда один — больше возможностей работать творчески. Очень боюсь показывать отдельные партии продюсерам или музыкантам. Отдельная дорожка из сведенного микса почти наверняка будет звучать плохо. На самом-то деле не важно, как она звучит отдельно, важно, чтобы звучала в миксе. В этот момент обычно все портят молодые продюсеры. Они слушают все дорожки, и делают всем «жирное» звучание. Потом они складывают все это вместе, и выходит крупная автокатастрофа.<br /> <br /> Как же ты выстраиваешь микс, если у тебя все поднято?<br /> Я начинаю искать конфликтующие частоты. Затем перехожу к барабанам. И, чтобы не настраивать звуки слишком изолированно, постоянно прослушиваю весь микс целиком.<br /> <br /> Редко слушаешь по отдельности?<br /> Слушаю и по отдельности, но эквализировать отдельную дорожку — идиотизм, потому что она ни с чем не соотносится. Если только не собираешься делать микс из одной дорожки. (Смеется.)<br /> <br /> Как ты обращаешься с эквалайзером? Просто смотришь, что конфликтует?<br /> В основном, да. Если конфликтуют два-три инструмента, я выслушиваю их по отдельности, чтобы понять их натуральный тембр. Таким способом я работаю со всеми инструментами, если нет конфликта. Если конфликт есть, то я пользуюсь эквалайзером более агрессивно. Меня не пугает сильная эквализация.<br /> <br /> В основном, режешь частоты? Не добавляешь?<br /> Да, особенно при работе с эквалайзером пульта SSL. Я больше за вырезание, чем за добавление. Думаю, что на этом пульте лучше делать так.<br /> <br /> Сколько времени сводишь микс?<br /> Полтора дня — здорово. Два — слишком долго.<br /> <br /> Каким способом панорамируешь?<br /> Просто уравниваю левое и правое. Я люблю сводить разноплановую музыку. В зависимости от этого способы могут сильно отличаться. Я столько лет играл живьем на сцене, что мое левое ухо навсегда выведено из строя барабанами и хэтом — барабанщик всегда находился слева от меня. Но почему-то при сведении хэт у меня получается всегда как бы со стороны барабанщика, а не со стороны слушателя.<br /> <br /> Какой у тебя подход к компрессии?<br /> Очень понемногу. Отдельные дорожки по чуть-чуть. Только для того, чтобы прибавить атаки акустическим и электрогитарам, и так далее.<br /> <br /> Понемногу? Что ты имеешь в виду?<br /> Ну не так, как нью-йоркские ребята — везде и навалом. Не столько. Точно так же с выходным сигналом. Едва-едва, может быть, на децибел или на два. Даже больше не пользуюсь выходным компрессором пульта 331_.<br /> <br /> Просто пытаешься выровнять?<br /> Ага. Просто выровнять. Я считаю, что если материал правильно эквализирован и распределен по планам, то на выходной сигнал тонну компрессии наваливать не понадобится. Если все распределено правильно, то, по крайней мере, в ритм-энд-блюзе, все будто бы держится за свои места.<br /> <br /> Когда ты говоришь «распределено по планам», ты имеешь в виду частоты, или уровни?<br /> Частоты. Мои уши всегда чувствовали частотные конфликты, даже когда я играл в ансамбле. Не знаю почему, но частотные конфликты на сцене просто сводили меня с ума. Например, слишком большое количество низов на комбике ритм-гитары начинало воевать с басом, и тому подобное.<br /> <br /> Когда выстраиваешь микс, пользуешься индикаторами? Например, бас -5, бочка -5, и т.п. или делаешь только по ощущениям?<br /> По ощущениям. Это тоже в большой мере относится к ритм-энд-блюзу. У меня все идет по ощущениям. Иногда микс звучит здорово, и кто-нибудь говорит: «Ощущение что надо, записывай!»<br /> Не так, как в роке, где тебе могут сказать «больше гитар!» или что-то вроде того.<br /> <br /> Эффекты добавляешь с самого начала сведения, по ходу дела, или сначала все балансируешь и выравниваешь, а потом добавляешь?<br /> По ходу дела. Я почти не пользуюсь большими комнатами и длинной реверберацией. Я использую множество приборов, но обычно для небольших комнат. Иногда готовый микс звучит, как будто там вообше ничего нет, но на самом-то деле я всё пропустил через 20 типов реверов, даже не поставленных на реверберацию, а просто для того, чтобы создать побольше пространства. Я думаю, что все это помогает при создании виртуальных планов, и добавлении текстуры к звукам. И, хотя вы все эти навороты не слышите, они ощущаются.<br /> <br /> Как ты добиваешься нужного звука? Как решаешь, чем будешь пользоваться?<br /> Рецепта у меня нет. По ощущениям. Обычно почти всегда держу подключенными 24 или 30 реверов и задержек. Не обязательно на одну и ту же вещь, но все наготове. Внешнего оборудования у меня, наверное, больше всех в мире. Я люблю пользоваться ревербераторами разных типов. Чем двадцать Ямах, мне бы лучше две Ямахи и один — два Лексикона. У каждого из них свое звучание. Чем больше используешь разных ревербераторов, тем легче разделять звуки.<br /> <br /> То есть, перед началом сведения у тебя все время включены одни и те же эффекты?<br /> Ага. Например, недавно сводил песню со звуком, похожим на Мини Муг. Я дал на него короткую реверберацию, как в тесной комнате, и он очень аккуратненько вписался в микс. На следующей песне не успел поменять установки ревера, и переключил его на рабочий. Зазвучало здорово. Я оставил все, как было. Эффект с предыдущей песни, но на совершенно другом инструменте. Некоторые мои приборы настроены на наилучшее звучание и я включаю их, если мне нужен их специфический тембр. На следующей песне могу ими и не пользоваться.<br /> <br /> Ты больше пользуешься реверами, задержками, или и тем, и другим?<br /> И тем, и другим. Мне очень нравятся реверберационные программы со встроенными предилэями и задержками, которые можно настраивать в соответствии с характером и темпом песни.<br /> <br /> Так все подстраивается под темп, верно?<br /> Да, в зависимости от песни. В основном, восьмые, четверти или шестнадцатые. Но я добавлю и триоли, или что там подойдет к характеру мелодии.<br /> Что еще мне нравится делать с задержками, так это рассеивать их. Я пропускаю задержанный сигнал через кучу приборов, чтобы заставить его звучать хуже. Мы до сих пор шутим про парня, работавшего много лет назад, у которого задержанный сигнал звучал громче, чище и ярче, чем сам певец-солист. Это-то и заставляет меня экспериментировать, чтобы несколько приглушить звучание задержки.<br /> Иногда я пропускаю задержанный сигнал через SPХ 90, и даже не пользуюсь программой. Просто срезаю высокие и низкие, чтобы сигнал немного отличался от исходного.<br /> <br /> Когда ты говоришь, что пользуешься небольшими пространствами, ты имеешь в виду, что стараешься отодвинуть сигнал назад, или помешаешь его в его собственное пространство?<br /> Ага, в собственное пространство. Иногда это просто хорус, или даже гармонайзер с очень коротким временем задержки. Мне нравятся короткие, сухие звучания.<br /> <br /> Насколько короткие?<br /> 25 мс или меньше. Я много пользуюсь задержками в 10, 12 и 15 мс. В «Ожидании выдоха», например, для меня было много необычного, из-за масштабных струнных аранжировок. Было сильно непривычно, но мне очень понравилось. Как ты обращаешься с большим количеством струнных? Традиционно, даешь им «большой зал ? Нет, несколько по-другому. Я посчитал, что стереоканалы находятся слишком близко друг к другу, и сначала я разнес их в пространстве на 10 мс или около того. Затем взял пространственные дорожки и отправил их назад на 80 или на 100 мс, чтобы комната стала по-настоящему большая. Я создавал больший объем, добавляя реверберацию к записанному раньше пространству. И напоследок я добавил немного реверберации к уже задержанным пространственным дорожкам. Когда я все это проделал, решил, что вышло здорово. Звучание было вроде суховатым, но гигантским. Так что все-таки больше сработали именно задержки, а не ревербераторы.<br /> <br /> Ты панорамируешь все это на противоположную сторону, или просто подкладываешь под основной сигнал?<br /> Чаще всего делаю его стерео. В записях ритм-энд-блюза обычно много стереодорожек, которые на самом деле как стерео не звучат. Мне не нравится такой «моно» эффект. Так что я сперва раздвигаю каналы пошире хотя бы на чуть-чуть, хотя бы на 3, 5 или 10 миллисекунд, и разделяю весь материал, освобождая центр.<br /> <br /> Ты говоришь об использовании такого количества эффектов, что создается впечатление, что у тебя на каждый инструмент — свой эффект.<br /> Совершенно верно. Я очень редко применяю один и тот же эффект на нескольких инструментах.<br /> <br /> Как пользуешься гейтами?<br /> Понемногу, особенно при работе на SSL. Много молодежи пользуется гейтами и компрессией чрезмерно.<br /> <br /> «Понемногу» — значит, что сигнал просто немного убывает, а не исчезает совсем?<br /> Ага, немножечко. Немного шипа — это ничего. Я стараюсь избавиться от сильного шипения. Но гейты пульта SSL могут звучать странновато. Я использую много внешних устройств. Drawmerы и прочее обычно под рукой для трудной работы, если мне вдруг понадобится сделать что-то экстремальное.<br /> <br /> И в каких случаях ты ими пользуешься?<br /> На живых барабанах и в качестве триггеров. Я не стараюсь часто заменять живые барабаны Foratом F 16-м, но, что здорово, его можно использовать вместе с живыми барабанами и с триггерами так, чтобы оригинал вообще не эквализировать. Я, может быть, добавлю еще одну бочку, в которой есть та частота, которой нет у настоящей. Мне кажется, когда добавляешь бочке много низких, начинает съедаться атака. Так что если оставить настоящую бочку в покое, и прибавить к ней еще одну низкочастотную, то воспользуешься преимуществами и аналога, и цифры.<br /> <br /> А как слушаешь? Ты возишь с собой свои мониторы?<br /> Нет, не вожу. Но я работаю всего в четырех разных комнатах. Они оборудованы NS 10-ми очень высокой мощности, а большие мониторы — всегда ТАD Augsburgers, настроенные Стивом «Коко» Брендоном.<br /> Я почти всегда свожу через большие мониторы, и очень тихо. Такой способ кажется необычным. Лет пятнадцать назад, когда я был на своем первом мастеринге, ко мне пришло озарение. Они там слушали тихо через большие мониторы и звучало настолько здорово, что я сказал: «Эх, если бы я так слушал, я бы заставил все звучать куда лучше!<br /> <br /> Когда ты говоришь «тихо», это означает, что обычный разговор заглушит то, что ты слушаешь?<br /> Да, примерно. На SSL почти все время я свожу на 1. (Уровень громкости мониторов контрольной комнаты.) Очень тихо, но зато я могу подолгу работать, не уставая. Конечно, я свожу и на NS 10 -х. Ближе к концу работы я делаю на NS 10 по-настоящему громко, подстраиваю, потом включаю крайне громко через большие мониторы, и доделываю всякие мелочи.<br /> <br /> А наушниками пользуешься?<br /> Нет.<br /> <br /> У тебя есть какие-то свои слушательские приемчики, типа уйти в дальний конец холла, или послушать в машине?<br /> Я люблю слушать вне контрольной комнаты, но мой любимый фокус — включить пылесос и прислонить его к передней стенке контрольной комнаты. Странновато, но я хочу услышать, прорежется ли мой микс через весь этот шум. Сойдет и блендер, взбей себе коктейли или еще что-нибудь. (Смеется.)<br /> <br /> Сколько делаешь вариантов, когда сводишь микс?<br /> Я пишу основную версию, потом с приподнятым соло-вокалом, потом с приподнятым бэк-вокалом, затем еще вариант — и соло, и бэк-вокал. Вариантов с убавленным вокалом почти не делаю. Потом я смотрю микс, выделяю инструменты, по поводу которых могут возникнуть вопросы, и пишу варианты, приподняв их. Обычно выходит 10 – 12 вариантов каждой песни, хочешь — верь, хочешь — нет.<br /> <br /> Прикрываешь тылы.<br /> Если я не сделаю, кто-нибудь обязательно говорит: «Очень плохо, что ты не сделал такой-то вариант!» Но если делаю, подобных разговоров никогда не бывает. Я думаю, люди просто чувствуют себя увереннее, когда знают, что есть записи альтернативных версий, хоть и всегда предпочитают основной вариант.<br /> <br /> На какой формат сводишь?<br /> На полудюймовый Штудер, со скоростью 30 дюймов/с. Больше всего люблю Штудеры.<br /> <br /> У тебя интересный подход, он, безусловно, работает. Ты пытаешься сделать все «больше», вместо того, чтобы «размывать».<br /> Я так делаю с самого начала работы. У меня ревербераторов не было, и приходилось выжимать из доступного постранства все, что возможно. Отсюда — нетрадиционное использование микрофонов, в противоположность принятому тогда способу писать направленно и очень близко. Глубина получается великолепная.<br /> <br /> Тогда это был секрет.<br /> Я уверен, что он помогает. Но для меня эта работа на 95 процентов — везение, потому что если тебя не берут, или если нет нормального материала, оборудования, все остальное не имеет значения. Есть так много великих-великих звукооператоров, которые работают очень-очень мало. Мне просто везет.

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.

Интервью со звукорежиссерами: Джон Гэсс.<br /> <br /> Непревзойденный стиль и техника поставили Гэсса на недосягаемую высоту среди звукооператоров. Он работает с лучшими из лучших, он записывает самую продвинутую, сложнейшую современную музыку.<br /> <br /> У тебя есть какие-нибудь мысли по поводу твоей работы?<br /> Да нет, просто делаю, и все. Я «музыкальный» звукооператор. Я вырос, играя музыку. Я вообще не технарь. Когда что-нибудь ломается — «Ой, сломалось!» (Смеется.)<br /> Стараюсь найти самые естественные тембры инструментов, и сделать, чтобы все вместе звучало максимально естественно, и не разваливалась. Я представляю микс как слоеный пирог, и укладываю слой за слоем.<br /> <br /> Ты слышишь окончательный результат перед началом работы? Знаешь, куда идти?<br /> <br /> Ну да, знаю.<br /> <br /> А что, если ты пришел всего только сделать ремикс?<br /> Последние пять-шесть лет, в основном, только этим и занимаюсь. Знаю, что некоторые сначала берут барабаны и некоторое время работают только с ними, но я подымаю сразу все и так работаю. Сначала я задираю все фейдеры вверх и начинаю обрабатывать запись. По моему мнению, вокал все равно найдет свое место. Ты же знаешь, где он находится, и что делает. Инструменты, рано или поздно, тоже встанут на свои места, и лучше сразу привыкать к такому способу работы. Я думаю, что такой способ и помогает мне с первых же звуков распознать, что нужно делать. Тогда я начинаю оформлять звуковую картину. Это не займет много времени.<br /> <br /> Если сводишь что-то, где очень много дорожек, скажем, вокал записан на нескольких дорожках, и приходится прыгать взад-вперед, тебя не раздражает, что ты не можешь слышать все вместе?<br /> Да. Это звучит, как автокатастрофа. Так как все разбросано по дорожкам, мне сначала приходится записывать и программировать кучу мьютов, чтобы, наконец, услышать все целиком. Мне так удобнее, я должен схватить смысл происходящего, и сообразить, что я должен с этим сделать. Если приходится работать с такими записями, то я сначала зову на помощь продюсера или еще кого-нибудь, чтобы запрограммировать мьюты. Потом прошу оставить меня в покое, чтобы иметь возможность спокойно поработать. При сведении большинства песен не требуется, чтобы со мной находился продюсер или музыканты. Тогда мне работается по-настоящему комфортно. Кажется, им тоже нравится. Я считаю, что у меня свой стиль, и те, кто меня приглашает, думают: «Ага, он сводил то-то, и то-то. Именно это нам и надо.» Ну, а когда кто-то начинает слишком уж помогать, я говорю: «Если хочешь сводить сам, то на мне можно было сильно сэкономить.» Когда один — больше возможностей работать творчески. Очень боюсь показывать отдельные партии продюсерам или музыкантам. Отдельная дорожка из сведенного микса почти наверняка будет звучать плохо. На самом-то деле не важно, как она звучит отдельно, важно, чтобы звучала в миксе. В этот момент обычно все портят молодые продюсеры. Они слушают все дорожки, и делают всем «жирное» звучание. Потом они складывают все это вместе, и выходит крупная автокатастрофа.<br /> <br /> Как же ты выстраиваешь микс, если у тебя все поднято?<br /> Я начинаю искать конфликтующие частоты. Затем перехожу к барабанам. И, чтобы не настраивать звуки слишком изолированно, постоянно прослушиваю весь микс целиком.<br /> <br /> Редко слушаешь по отдельности?<br /> Слушаю и по отдельности, но эквализировать отдельную дорожку — идиотизм, потому что она ни с чем не соотносится. Если только не собираешься делать микс из одной дорожки. (Смеется.)<br /> <br /> Как ты обращаешься с эквалайзером? Просто смотришь, что конфликтует?<br /> В основном, да. Если конфликтуют два-три инструмента, я выслушиваю их по отдельности, чтобы понять их натуральный тембр. Таким способом я работаю со всеми инструментами, если нет конфликта. Если конфликт есть, то я пользуюсь эквалайзером более агрессивно. Меня не пугает сильная эквализация.<br /> <br /> В основном, режешь частоты? Не добавляешь?<br /> Да, особенно при работе с эквалайзером пульта SSL. Я больше за вырезание, чем за добавление. Думаю, что на этом пульте лучше делать так.<br /> <br /> Сколько времени сводишь микс?<br /> Полтора дня — здорово. Два — слишком долго.<br /> <br /> Каким способом панорамируешь?<br /> Просто уравниваю левое и правое. Я люблю сводить разноплановую музыку. В зависимости от этого способы могут сильно отличаться. Я столько лет играл живьем на сцене, что мое левое ухо навсегда выведено из строя барабанами и хэтом — барабанщик всегда находился слева от меня. Но почему-то при сведении хэт у меня получается всегда как бы со стороны барабанщика, а не со стороны слушателя.<br /> <br /> Какой у тебя подход к компрессии?<br /> Очень понемногу. Отдельные дорожки по чуть-чуть. Только для того, чтобы прибавить атаки акустическим и электрогитарам, и так далее.<br /> <br /> Понемногу? Что ты имеешь в виду?<br /> Ну не так, как нью-йоркские ребята — везде и навалом. Не столько. Точно так же с выходным сигналом. Едва-едва, может быть, на децибел или на два. Даже больше не пользуюсь выходным компрессором пульта 331_.<br /> <br /> Просто пытаешься выровнять?<br /> Ага. Просто выровнять. Я считаю, что если материал правильно эквализирован и распределен по планам, то на выходной сигнал тонну компрессии наваливать не понадобится. Если все распределено правильно, то, по крайней мере, в ритм-энд-блюзе, все будто бы держится за свои места.<br /> <br /> Когда ты говоришь «распределено по планам», ты имеешь в виду частоты, или уровни?<br /> Частоты. Мои уши всегда чувствовали частотные конфликты, даже когда я играл в ансамбле. Не знаю почему, но частотные конфликты на сцене просто сводили меня с ума. Например, слишком большое количество низов на комбике ритм-гитары начинало воевать с басом, и тому подобное.<br /> <br /> Когда выстраиваешь микс, пользуешься индикаторами? Например, бас -5, бочка -5, и т.п. или делаешь только по ощущениям?<br /> По ощущениям. Это тоже в большой мере относится к ритм-энд-блюзу. У меня все идет по ощущениям. Иногда микс звучит здорово, и кто-нибудь говорит: «Ощущение что надо, записывай!»<br /> Не так, как в роке, где тебе могут сказать «больше гитар!» или что-то вроде того.<br /> <br /> Эффекты добавляешь с самого начала сведения, по ходу дела, или сначала все балансируешь и выравниваешь, а потом добавляешь?<br /> По ходу дела. Я почти не пользуюсь большими комнатами и длинной реверберацией. Я использую множество приборов, но обычно для небольших комнат. Иногда готовый микс звучит, как будто там вообше ничего нет, но на самом-то деле я всё пропустил через 20 типов реверов, даже не поставленных на реверберацию, а просто для того, чтобы создать побольше пространства. Я думаю, что все это помогает при создании виртуальных планов, и добавлении текстуры к звукам. И, хотя вы все эти навороты не слышите, они ощущаются.<br /> <br /> Как ты добиваешься нужного звука? Как решаешь, чем будешь пользоваться?<br /> Рецепта у меня нет. По ощущениям. Обычно почти всегда держу подключенными 24 или 30 реверов и задержек. Не обязательно на одну и ту же вещь, но все наготове. Внешнего оборудования у меня, наверное, больше всех в мире. Я люблю пользоваться ревербераторами разных типов. Чем двадцать Ямах, мне бы лучше две Ямахи и один — два Лексикона. У каждого из них свое звучание. Чем больше используешь разных ревербераторов, тем легче разделять звуки.<br /> <br /> То есть, перед началом сведения у тебя все время включены одни и те же эффекты?<br /> Ага. Например, недавно сводил песню со звуком, похожим на Мини Муг. Я дал на него короткую реверберацию, как в тесной комнате, и он очень аккуратненько вписался в микс. На следующей песне не успел поменять установки ревера, и переключил его на рабочий. Зазвучало здорово. Я оставил все, как было. Эффект с предыдущей песни, но на совершенно другом инструменте. Некоторые мои приборы настроены на наилучшее звучание и я включаю их, если мне нужен их специфический тембр. На следующей песне могу ими и не пользоваться.<br /> <br /> Ты больше пользуешься реверами, задержками, или и тем, и другим?<br /> И тем, и другим. Мне очень нравятся реверберационные программы со встроенными предилэями и задержками, которые можно настраивать в соответствии с характером и темпом песни.<br /> <br /> Так все подстраивается под темп, верно?<br /> Да, в зависимости от песни. В основном, восьмые, четверти или шестнадцатые. Но я добавлю и триоли, или что там подойдет к характеру мелодии.<br /> Что еще мне нравится делать с задержками, так это рассеивать их. Я пропускаю задержанный сигнал через кучу приборов, чтобы заставить его звучать хуже. Мы до сих пор шутим про парня, работавшего много лет назад, у которого задержанный сигнал звучал громче, чище и ярче, чем сам певец-солист. Это-то и заставляет меня экспериментировать, чтобы несколько приглушить звучание задержки.<br /> Иногда я пропускаю задержанный сигнал через SPХ 90, и даже не пользуюсь программой. Просто срезаю высокие и низкие, чтобы сигнал немного отличался от исходного.<br /> <br /> Когда ты говоришь, что пользуешься небольшими пространствами, ты имеешь в виду, что стараешься отодвинуть сигнал назад, или помешаешь его в его собственное пространство?<br /> Ага, в собственное пространство. Иногда это просто хорус, или даже гармонайзер с очень коротким временем задержки. Мне нравятся короткие, сухие звучания.<br /> <br /> Насколько короткие?<br /> 25 мс или меньше. Я много пользуюсь задержками в 10, 12 и 15 мс. В «Ожидании выдоха», например, для меня было много необычного, из-за масштабных струнных аранжировок. Было сильно непривычно, но мне очень понравилось. Как ты обращаешься с большим количеством струнных? Традиционно, даешь им «большой зал ? Нет, несколько по-другому. Я посчитал, что стереоканалы находятся слишком близко друг к другу, и сначала я разнес их в пространстве на 10 мс или около того. Затем взял пространственные дорожки и отправил их назад на 80 или на 100 мс, чтобы комната стала по-настоящему большая. Я создавал больший объем, добавляя реверберацию к записанному раньше пространству. И напоследок я добавил немного реверберации к уже задержанным пространственным дорожкам. Когда я все это проделал, решил, что вышло здорово. Звучание было вроде суховатым, но гигантским. Так что все-таки больше сработали именно задержки, а не ревербераторы.<br /> <br /> Ты панорамируешь все это на противоположную сторону, или просто подкладываешь под основной сигнал?<br /> Чаще всего делаю его стерео. В записях ритм-энд-блюза обычно много стереодорожек, которые на самом деле как стерео не звучат. Мне не нравится такой «моно» эффект. Так что я сперва раздвигаю каналы пошире хотя бы на чуть-чуть, хотя бы на 3, 5 или 10 миллисекунд, и разделяю весь материал, освобождая центр.<br /> <br /> Ты говоришь об использовании такого количества эффектов, что создается впечатление, что у тебя на каждый инструмент — свой эффект.<br /> Совершенно верно. Я очень редко применяю один и тот же эффект на нескольких инструментах.<br /> <br /> Как пользуешься гейтами?<br /> Понемногу, особенно при работе на SSL. Много молодежи пользуется гейтами и компрессией чрезмерно.<br /> <br /> «Понемногу» — значит, что сигнал просто немного убывает, а не исчезает совсем?<br /> Ага, немножечко. Немного шипа — это ничего. Я стараюсь избавиться от сильного шипения. Но гейты пульта SSL могут звучать странновато. Я использую много внешних устройств. Drawmerы и прочее обычно под рукой для трудной работы, если мне вдруг понадобится сделать что-то экстремальное.<br /> <br /> И в каких случаях ты ими пользуешься?<br /> На живых барабанах и в качестве триггеров. Я не стараюсь часто заменять живые барабаны Foratом F 16-м, но, что здорово, его можно использовать вместе с живыми барабанами и с триггерами так, чтобы оригинал вообще не эквализировать. Я, может быть, добавлю еще одну бочку, в которой есть та частота, которой нет у настоящей. Мне кажется, когда добавляешь бочке много низких, начинает съедаться атака. Так что если оставить настоящую бочку в покое, и прибавить к ней еще одну низкочастотную, то воспользуешься преимуществами и аналога, и цифры.<br /> <br /> А как слушаешь? Ты возишь с собой свои мониторы?<br /> Нет, не вожу. Но я работаю всего в четырех разных комнатах. Они оборудованы NS 10-ми очень высокой мощности, а большие мониторы — всегда ТАD Augsburgers, настроенные Стивом «Коко» Брендоном.<br /> Я почти всегда свожу через большие мониторы, и очень тихо. Такой способ кажется необычным. Лет пятнадцать назад, когда я был на своем первом мастеринге, ко мне пришло озарение. Они там слушали тихо через большие мониторы и звучало настолько здорово, что я сказал: «Эх, если бы я так слушал, я бы заставил все звучать куда лучше!<br /> <br /> Когда ты говоришь «тихо», это означает, что обычный разговор заглушит то, что ты слушаешь?<br /> Да, примерно. На SSL почти все время я свожу на 1. (Уровень громкости мониторов контрольной комнаты.) Очень тихо, но зато я могу подолгу работать, не уставая. Конечно, я свожу и на NS 10 -х. Ближе к концу работы я делаю на NS 10 по-настоящему громко, подстраиваю, потом включаю крайне громко через большие мониторы, и доделываю всякие мелочи.<br /> <br /> А наушниками пользуешься?<br /> Нет.<br /> <br /> У тебя есть какие-то свои слушательские приемчики, типа уйти в дальний конец холла, или послушать в машине?<br /> Я люблю слушать вне контрольной комнаты, но мой любимый фокус — включить пылесос и прислонить его к передней стенке контрольной комнаты. Странновато, но я хочу услышать, прорежется ли мой микс через весь этот шум. Сойдет и блендер, взбей себе коктейли или еще что-нибудь. (Смеется.)<br /> <br /> Сколько делаешь вариантов, когда сводишь микс?<br /> Я пишу основную версию, потом с приподнятым соло-вокалом, потом с приподнятым бэк-вокалом, затем еще вариант — и соло, и бэк-вокал. Вариантов с убавленным вокалом почти не делаю. Потом я смотрю микс, выделяю инструменты, по поводу которых могут возникнуть вопросы, и пишу варианты, приподняв их. Обычно выходит 10 – 12 вариантов каждой песни, хочешь — верь, хочешь — нет.<br /> <br /> Прикрываешь тылы.<br /> Если я не сделаю, кто-нибудь обязательно говорит: «Очень плохо, что ты не сделал такой-то вариант!» Но если делаю, подобных разговоров никогда не бывает. Я думаю, люди просто чувствуют себя увереннее, когда знают, что есть записи альтернативных версий, хоть и всегда предпочитают основной вариант.<br /> <br /> На какой формат сводишь?<br /> На полудюймовый Штудер, со скоростью 30 дюймов/с. Больше всего люблю Штудеры.<br /> <br /> У тебя интересный подход, он, безусловно, работает. Ты пытаешься сделать все «больше», вместо того, чтобы «размывать».<br /> Я так делаю с самого начала работы. У меня ревербераторов не было, и приходилось выжимать из доступного постранства все, что возможно. Отсюда — нетрадиционное использование микрофонов, в противоположность принятому тогда способу писать направленно и очень близко. Глубина получается великолепная.<br /> <br /> Тогда это был секрет.<br /> Я уверен, что он помогает. Но для меня эта работа на 95 процентов — везение, потому что если тебя не берут, или если нет нормального материала, оборудования, все остальное не имеет значения. Есть так много великих-великих звукооператоров, которые работают очень-очень мало. Мне просто везет.

Загрузка комментариев...