Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.
0

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.

Раздел: Интервью
Дата публикации: 23 марта 2015, 23:42
Нравится
Нравится
Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли. (Joe Chiccarelli)

Джо Чикарелли – американский звукорежиссёр и продюсер, специалист по сведению и мастерингу. В 1970-е годы юный Джо играл в нескольких лос-анджеллеских группах, не добившихся успеха. Затем он работал ассистентом звукорежиссёра в студии Cherokee Studios. Удача улыбнулась Чикарелли, когда постоянный звукорежиссёр Фрэнка Заппы из-за проблем с визой был вынужден уехать в Англию, и Заппа пригласил двадцатилетнего Чикарелли занять место за звукорежиссёрским пультом.
В разные годы Джо записывал, продюсировал или сводил работы таких исполнителей, как Frank Zappa, Elton John, Rufus Wainright, U2, Beck, Etta James, Jamie Cullum, Tori Amos, Liquid Blue, Pink Martini, Strokes и многих менее известных. В отличие от многих продюсеров – таких, как Джефф Линн или Рой-Томас Бейкер, чей характерный почерк узнаётся с первых же секунд, Чикарелли – настоящий «хамелеон». Он одинаково успешно продюсирует рок, электронный эмбиент или джаз, и каждая его работа отличается от всех остальных.

Сколько времени уходит на сведение?

Это очень зависит от материала, количества дорожек, и качества аранжировки. Я стараюсь работать быстро, так как обнаружил, что чем дольше, тем сильнее «близорукость» — внимание забивается мелкими деталями. Теряешь эмоцию, ощущение целого, просто высасываешь из музыки душу, поэтому стараюсь все уложить примерно за восемь часов. Я хочу, чтобы через три часа оно звучало уже как запись, с основными тембрами, и ощущался общий характер вещи. За шесть часов должны быть выстроены все балансы, и звучание должно оформиться. После этого микс слушают исполнители. Здорово, если можно вернуться к этому на следующий день. Когда слушаешь на свежую голову, обязательно вылазит несколько не замеченных ошибок. Я знаю, что к концу дня мои уши немного устают, и я начинаю злоупотреблять высокими или реверберацией.

С чего начинаешь сводить?

Системы у меня нет. Над каждой вещью я работаю по-своему, в зависимости от типа музыки. Это, скорее, задача найти в песне центральный элемент, то, что дает ей жизнь. Иногда все выстраивается с ритм-секции, иногда собираешь все вокруг вокала. Обычно я сначала поднимаю все фейдеры, получаю очень плоский баланс, и пытаюсь слушать все это как готовую песню. Потом уже принимаю решение — править или стереть и начинать сначала.

Если ты сводишь весь проект, ты варьируешь саунд каждой песни, или делаешь все одинаково?

Каждую песню свожу по-своему, но барабаны везде стараюсь сделать одинаково — и обработку, и реверберации. Я пытаюсь соблюдать единство стиля, но повторюсь: каждую песню я делаю по-своему. Лично мне нравятся альбомы, которые ведут тебя по 10 или 12 разным стилям.

Ты добавляешь эффекты по мере сведения ?

Сначала я пытаюсь слушать «плоскую» запись. Потом ищу скучно звучащие дорожки, и добавляю им выразительности.

У тебя есть какой-нибудь стандартный набор эффектов?

Если чем-то и пользуюсь постоянно, так это гармонайзером АМS на стереоэффектах. Одну сторону делаю чуть выше, другую — чуть ниже. В каких-то проектах реверберацией вообще не пользуюсь, в каких-то всю реверберацию делаю на Sansamps или каком-нибудь другом дешевом оборудовании. Я использую множество приборов вроде Roland Space Echoes или стомп-боксов. Мне кажется, что они иногда звучат значительно выразительнее, чем Hi-end эффекты.

При работе с ними тебе не мешают их шумы?

Да (смеется). Но я все равно заставляю их работать. По мне, лучше с шумом, но выразительно, чем без шума и никак. У дешевых эффектов такой характер. Некоторые теперешние эффекты обладают каким-то тембром, но большая часть этих цифровых коробок звучит так ярко, что слишком выскакивает с дорожки. Очень хорош новый Сони УР 55. Я для него делал несколько пресетов. Мне он нравится, потому что дает вроде бы темное звучание, которое встраивается в микс значительно лучше, чем яркий и чистый цифровой звук. Я очень люблю пользоваться пластинами ЕМТ и настоящими живыми эхо-камерами. Если у меня есть хоть одно хорошее аналоговое эхо или ревер, тогда я сведу просто замечательно, лучше, чем на четырех-пяти цифровых.

Если у тебя есть настоящая пластина или эхо-камера, то все остальное ты тоже делаешь в стиле ретро, с магнитофонным предилэем?

Обычно я для этого использую простой! (цифровую линию задержки). Иногда запускаю в нее два сигнала: один обычный, другой с дилэем. Канал с предилэем обычно отдаю вокалу, потому что расстояние между самим звуком и эхо выделяет звук и делает его максимально большим.

У тебя есть какие-то правила эквализации?
Трудно сказать. Просто в каждом конкретном проекте делаю, что требуется. Все зависит от того, что на пленке: хорошо ли записано и сколько потребуется работы. Боб Клиэрмаунтин — просто гений, он знает, чего трогать, а чего нет. Вот в этом весь секрет: что чинить, а что оставить в покое. Обнаружил, что чем дольше я работаю над миксом, тем меньше эквализирую. Но не боюсь, когда требуется, подключить Ри!1ес и рвануть что-нибудь на +10. Вот спектроанализатор — вещь действительно полезная. Я подключаю его на выход и он дает мне знать, все ли в порядке с низами, и не слишком ли свистят «С»ы. Я знаю, как выглядело в анализаторе множество записей, поэтому могу сказать, хорош ли общий баланс, или где-то есть явная дыра.

Ты стремишься сделать какую-то определенную кривую, или стараешься сделать что-то необычное?
В основном, проверяю октавы внизу, типа «слишком много на 30, но мало на 50 или 80 Гц». Когда работаешь во многих местах, в контрольных комнатах случаются проблемы — от того, как на пульте стоят ближние мониторы, зависит, гудит ли середина средних. Приходится отслеживать все эти вещи.

Каким методом панорамируешь?

Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. К примеру, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку двигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чище. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помощью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять воедино весь микс.

Тогда как ты пользуешься компрессией?

(От души хохочет) Компрессия — как наркотик: никогда не бывает досыта! Компрессируешь все, и ощущение замечательное, звучит восхитительно, но приходишь на следующий день — ощущение как будто «после того, как», и говоришь: «О, Господи, это уже чересчур!» Так что я пытаюсь не слишком связываться с компрессией, и особенно с компрессией выходного сигнала. Вот где у меня компрессии много: я пропускаю барабаны еще через один стереокомпрессор, обычно Joe Meek SC 2, и подкладываю все это прямо под некомпрессированный сигнал. Иногда бывает, что все звучит хорошо, но бас не сходится с бочкой, или они звучат слишком тихо, чтобы сцементировать микс. Тогда я беру бас с бочкой, пропускаю их через отдельный компрессор, пропускаю их через отдельный компрессор, сильно компрессирую и смешиваю все это с оригиналом. Если низов все еще не хватает, я их немного поднимаю. Это помогает встроить бас и бочку пониже в микс, и убрать их с дороги у певцов.

Чем ты пользуешься больше: задержками или ревербераторами?

Всё зависит от проекта. Если это скользкая попса, тогда я могу задействовать много реверов, а если рок-ансамбль, то мог бы взять один ревер и полдюжины задержек. Я очень старался отучиться от использования слишком большого числа эффектов. Пробую разные варианты: пропускаю через ревер только один инструмент, или ставлю ревер на моно, и панорамирую ответ туда же, где сам инструмент. Мне нравится монореверберация, она не размывает звучание дорожки, особенно, если эквализировать так, чтобы она по частотам не конфликтовала с инструментом. Иногда забавно пропустить ответ ревера через компрессор, так, чтобы он дышал и качал вместе с сигналом. Это дает классную огибающую, все идет вдогонку сухому сигналу, и почти с ним не конфликтует. Перед тем, как приступить к работе, я определяю для себя основные задачи — например, стоит ли делать будущую запись очень сухой, или вдруг мне становится ясно, что может подойти к голосу именно этого певца. Сначала я концентрируюсь на том, чтобы придать вокалу требуемый характер, из кучи разных лимитеров пробую выудить нужный, или перепробую массу эффектов, чтобы лучше дополнить звучание голоса.

На каких мониторах ты сейчас сводишь?

Когда-то я влюбился в Tannoy AMS 10A, и обычно я слушаю на них, и на NS 10. Если большие мониторы качественные, то часто и на них. Слушаю и умеренно, и громко, но, когда выстраиваю балансы, всегда делаю очень тихо. Много времени слушаю в моно. Считаю, что так замечательно выстраивается баланс. Сразу же слышны все конфликты.

Есть ли у тебя какие-нибудь секреты мониторинга?

Выхожу из контрольной комнаты и слушаю прямо за дверью. Интересно, как звучит будто бы через щель в двери. Сразу вылезают все ошибки. Бластеры, конечно, тоже вещь хорошая…

На какой формат ты обычно сводишь?

В основном, на полудюймовую аналоговую деку. Это добавляет миксу своеобразия. Обычно делаю еще два запасных цифровых варианта. Недавно начал пользоваться конвертерами Аpogee 8000, они звучат по настоящему хорошо. Впервые после цифрового устройства мой микс звучит лучше, чем до него.

Какие приборы ты обычно возишь с собой?
У меня куча оборудования. Много лимитеров, и Pultec’ов, и АРI, и множество стомпбоксов. Я считаю, что у каждого прибора есть свой характер, и применяю их, чтобы украшать и проявлять элементы микса.

Сколько ты делаешь вариантов микса?

Я по-настоящему предусмотрителен, поэтому пишу множество вариантов. Всегда пишу с поднятым вокалом, на случай, если кто-нибудь из начальства пожалуется, что они не могут расслышать ни строчки. Я всегда пишу вариант с поднятым басом, и иногда с убранным. Когда я говорю «с поднятым», я имею в виду подъем на 0,25 – 0,5 дБ. Я обнаружил, что если все уже сбалансировано, то уровни можно изменять только в таких пределах, иначе все разъедется. Часто я делаю варианты с поднятой гитарой, бэк-вокалом, с любым ключевым элементом, по поводу которого могут возникнуть вопросы. Иногда, когда чувствую, что не все удалось, я могу сделать еще один «общий» вариант с небольшими изменениями. Иногда, как Мэссенберг, добавлю эквализации в выходной стереосигнал, и подниму там 15 кГц, и 50 Ш, чтобы звук стал больше похож на окончательный микс.

Сколько времени ты отдаешь звукооператорской работе?

Где-то 30% всего года я работаю как звукооператор, а остальные 70% — как продюсер. Я не возьмусь за работу в качестве продюсера, если не верю, что справлюсь. Мне кажется, что я должен понимать исполнителя, и уметь что-то привнести в проект — будь то трактовка, аранжировка, звучание или все вместе. Мне предлагали множество великолепных проектов, но я чувствовал, что не смогу внести что-то свое, так как они были великолепны сами по себе. Если не можешь ничего улучшить, то и браться смысла нет.

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли. (Joe Chiccarelli)<br /> <br /> Джо Чикарелли – американский звукорежиссёр и продюсер, специалист по сведению и мастерингу. В 1970-е годы юный Джо играл в нескольких лос-анджеллеских группах, не добившихся успеха. Затем он работал ассистентом звукорежиссёра в студии Cherokee Studios. Удача улыбнулась Чикарелли, когда постоянный звукорежиссёр Фрэнка Заппы из-за проблем с визой был вынужден уехать в Англию, и Заппа пригласил двадцатилетнего Чикарелли занять место за звукорежиссёрским пультом.<br /> В разные годы Джо записывал, продюсировал или сводил работы таких исполнителей, как Frank Zappa, Elton John, Rufus Wainright, U2, Beck, Etta James, Jamie Cullum, Tori Amos, Liquid Blue, Pink Martini, Strokes и многих менее известных. В отличие от многих продюсеров – таких, как Джефф Линн или Рой-Томас Бейкер, чей характерный почерк узнаётся с первых же секунд, Чикарелли – настоящий «хамелеон». Он одинаково успешно продюсирует рок, электронный эмбиент или джаз, и каждая его работа отличается от всех остальных.<br /> <br /> Сколько времени уходит на сведение?<br /> <br /> Это очень зависит от материала, количества дорожек, и качества аранжировки. Я стараюсь работать быстро, так как обнаружил, что чем дольше, тем сильнее «близорукость» — внимание забивается мелкими деталями. Теряешь эмоцию, ощущение целого, просто высасываешь из музыки душу, поэтому стараюсь все уложить примерно за восемь часов. Я хочу, чтобы через три часа оно звучало уже как запись, с основными тембрами, и ощущался общий характер вещи. За шесть часов должны быть выстроены все балансы, и звучание должно оформиться. После этого микс слушают исполнители. Здорово, если можно вернуться к этому на следующий день. Когда слушаешь на свежую голову, обязательно вылазит несколько не замеченных ошибок. Я знаю, что к концу дня мои уши немного устают, и я начинаю злоупотреблять высокими или реверберацией.<br /> <br /> С чего начинаешь сводить?<br /> <br /> Системы у меня нет. Над каждой вещью я работаю по-своему, в зависимости от типа музыки. Это, скорее, задача найти в песне центральный элемент, то, что дает ей жизнь. Иногда все выстраивается с ритм-секции, иногда собираешь все вокруг вокала. Обычно я сначала поднимаю все фейдеры, получаю очень плоский баланс, и пытаюсь слушать все это как готовую песню. Потом уже принимаю решение — править или стереть и начинать сначала.<br /> <br /> Если ты сводишь весь проект, ты варьируешь саунд каждой песни, или делаешь все одинаково?<br /> <br /> Каждую песню свожу по-своему, но барабаны везде стараюсь сделать одинаково — и обработку, и реверберации. Я пытаюсь соблюдать единство стиля, но повторюсь: каждую песню я делаю по-своему. Лично мне нравятся альбомы, которые ведут тебя по 10 или 12 разным стилям.<br /> <br /> Ты добавляешь эффекты по мере сведения ?<br /> <br /> Сначала я пытаюсь слушать «плоскую» запись. Потом ищу скучно звучащие дорожки, и добавляю им выразительности.<br /> <br /> У тебя есть какой-нибудь стандартный набор эффектов?<br /> <br /> Если чем-то и пользуюсь постоянно, так это гармонайзером АМS на стереоэффектах. Одну сторону делаю чуть выше, другую — чуть ниже. В каких-то проектах реверберацией вообще не пользуюсь, в каких-то всю реверберацию делаю на Sansamps или каком-нибудь другом дешевом оборудовании. Я использую множество приборов вроде Roland Space Echoes или стомп-боксов. Мне кажется, что они иногда звучат значительно выразительнее, чем Hi-end эффекты.<br /> <br /> При работе с ними тебе не мешают их шумы?<br /> <br /> Да (смеется). Но я все равно заставляю их работать. По мне, лучше с шумом, но выразительно, чем без шума и никак. У дешевых эффектов такой характер. Некоторые теперешние эффекты обладают каким-то тембром, но большая часть этих цифровых коробок звучит так ярко, что слишком выскакивает с дорожки. Очень хорош новый Сони УР 55. Я для него делал несколько пресетов. Мне он нравится, потому что дает вроде бы темное звучание, которое встраивается в микс значительно лучше, чем яркий и чистый цифровой звук. Я очень люблю пользоваться пластинами ЕМТ и настоящими живыми эхо-камерами. Если у меня есть хоть одно хорошее аналоговое эхо или ревер, тогда я сведу просто замечательно, лучше, чем на четырех-пяти цифровых.<br /> <br /> Если у тебя есть настоящая пластина или эхо-камера, то все остальное ты тоже делаешь в стиле ретро, с магнитофонным предилэем?<br /> <br /> Обычно я для этого использую простой! (цифровую линию задержки). Иногда запускаю в нее два сигнала: один обычный, другой с дилэем. Канал с предилэем обычно отдаю вокалу, потому что расстояние между самим звуком и эхо выделяет звук и делает его максимально большим.<br /> <br /> У тебя есть какие-то правила эквализации?<br /> Трудно сказать. Просто в каждом конкретном проекте делаю, что требуется. Все зависит от того, что на пленке: хорошо ли записано и сколько потребуется работы. Боб Клиэрмаунтин — просто гений, он знает, чего трогать, а чего нет. Вот в этом весь секрет: что чинить, а что оставить в покое. Обнаружил, что чем дольше я работаю над миксом, тем меньше эквализирую. Но не боюсь, когда требуется, подключить Ри!1ес и рвануть что-нибудь на +10. Вот спектроанализатор — вещь действительно полезная. Я подключаю его на выход и он дает мне знать, все ли в порядке с низами, и не слишком ли свистят «С»ы. Я знаю, как выглядело в анализаторе множество записей, поэтому могу сказать, хорош ли общий баланс, или где-то есть явная дыра.<br /> <br /> Ты стремишься сделать какую-то определенную кривую, или стараешься сделать что-то необычное?<br /> В основном, проверяю октавы внизу, типа «слишком много на 30, но мало на 50 или 80 Гц». Когда работаешь во многих местах, в контрольных комнатах случаются проблемы — от того, как на пульте стоят ближние мониторы, зависит, гудит ли середина средних. Приходится отслеживать все эти вещи.<br /> <br /> Каким методом панорамируешь?<br /> <br /> Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. К примеру, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку двигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чище. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помощью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять воедино весь микс.<br /> <br /> Тогда как ты пользуешься компрессией?<br /> <br /> (От души хохочет) Компрессия — как наркотик: никогда не бывает досыта! Компрессируешь все, и ощущение замечательное, звучит восхитительно, но приходишь на следующий день — ощущение как будто «после того, как», и говоришь: «О, Господи, это уже чересчур!» Так что я пытаюсь не слишком связываться с компрессией, и особенно с компрессией выходного сигнала. Вот где у меня компрессии много: я пропускаю барабаны еще через один стереокомпрессор, обычно Joe Meek SC 2, и подкладываю все это прямо под некомпрессированный сигнал. Иногда бывает, что все звучит хорошо, но бас не сходится с бочкой, или они звучат слишком тихо, чтобы сцементировать микс. Тогда я беру бас с бочкой, пропускаю их через отдельный компрессор, пропускаю их через отдельный компрессор, сильно компрессирую и смешиваю все это с оригиналом. Если низов все еще не хватает, я их немного поднимаю. Это помогает встроить бас и бочку пониже в микс, и убрать их с дороги у певцов.<br /> <br /> Чем ты пользуешься больше: задержками или ревербераторами?<br /> <br /> Всё зависит от проекта. Если это скользкая попса, тогда я могу задействовать много реверов, а если рок-ансамбль, то мог бы взять один ревер и полдюжины задержек. Я очень старался отучиться от использования слишком большого числа эффектов. Пробую разные варианты: пропускаю через ревер только один инструмент, или ставлю ревер на моно, и панорамирую ответ туда же, где сам инструмент. Мне нравится монореверберация, она не размывает звучание дорожки, особенно, если эквализировать так, чтобы она по частотам не конфликтовала с инструментом. Иногда забавно пропустить ответ ревера через компрессор, так, чтобы он дышал и качал вместе с сигналом. Это дает классную огибающую, все идет вдогонку сухому сигналу, и почти с ним не конфликтует. Перед тем, как приступить к работе, я определяю для себя основные задачи — например, стоит ли делать будущую запись очень сухой, или вдруг мне становится ясно, что может подойти к голосу именно этого певца. Сначала я концентрируюсь на том, чтобы придать вокалу требуемый характер, из кучи разных лимитеров пробую выудить нужный, или перепробую массу эффектов, чтобы лучше дополнить звучание голоса.<br /> <br /> На каких мониторах ты сейчас сводишь?<br /> <br /> Когда-то я влюбился в Tannoy AMS 10A, и обычно я слушаю на них, и на NS 10. Если большие мониторы качественные, то часто и на них. Слушаю и умеренно, и громко, но, когда выстраиваю балансы, всегда делаю очень тихо. Много времени слушаю в моно. Считаю, что так замечательно выстраивается баланс. Сразу же слышны все конфликты.<br /> <br /> Есть ли у тебя какие-нибудь секреты мониторинга?<br /> <br /> Выхожу из контрольной комнаты и слушаю прямо за дверью. Интересно, как звучит будто бы через щель в двери. Сразу вылезают все ошибки. Бластеры, конечно, тоже вещь хорошая…<br /> <br /> На какой формат ты обычно сводишь?<br /> <br /> В основном, на полудюймовую аналоговую деку. Это добавляет миксу своеобразия. Обычно делаю еще два запасных цифровых варианта. Недавно начал пользоваться конвертерами Аpogee 8000, они звучат по настоящему хорошо. Впервые после цифрового устройства мой микс звучит лучше, чем до него.<br /> <br /> Какие приборы ты обычно возишь с собой?<br /> У меня куча оборудования. Много лимитеров, и Pultec’ов, и АРI, и множество стомпбоксов. Я считаю, что у каждого прибора есть свой характер, и применяю их, чтобы украшать и проявлять элементы микса.<br /> <br /> Сколько ты делаешь вариантов микса?<br /> <br /> Я по-настоящему предусмотрителен, поэтому пишу множество вариантов. Всегда пишу с поднятым вокалом, на случай, если кто-нибудь из начальства пожалуется, что они не могут расслышать ни строчки. Я всегда пишу вариант с поднятым басом, и иногда с убранным. Когда я говорю «с поднятым», я имею в виду подъем на 0,25 – 0,5 дБ. Я обнаружил, что если все уже сбалансировано, то уровни можно изменять только в таких пределах, иначе все разъедется. Часто я делаю варианты с поднятой гитарой, бэк-вокалом, с любым ключевым элементом, по поводу которого могут возникнуть вопросы. Иногда, когда чувствую, что не все удалось, я могу сделать еще один «общий» вариант с небольшими изменениями. Иногда, как Мэссенберг, добавлю эквализации в выходной стереосигнал, и подниму там 15 кГц, и 50 Ш, чтобы звук стал больше похож на окончательный микс.<br /> <br /> Сколько времени ты отдаешь звукооператорской работе?<br /> <br /> Где-то 30% всего года я работаю как звукооператор, а остальные 70% — как продюсер. Я не возьмусь за работу в качестве продюсера, если не верю, что справлюсь. Мне кажется, что я должен понимать исполнителя, и уметь что-то привнести в проект — будь то трактовка, аранжировка, звучание или все вместе. Мне предлагали множество великолепных проектов, но я чувствовал, что не смогу внести что-то свое, так как они были великолепны сами по себе. Если не можешь ничего улучшить, то и браться смысла нет.

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли.

Интервью со звукорежиссерами: Джо Чикарелли. (Joe Chiccarelli)<br /> <br /> Джо Чикарелли – американский звукорежиссёр и продюсер, специалист по сведению и мастерингу. В 1970-е годы юный Джо играл в нескольких лос-анджеллеских группах, не добившихся успеха. Затем он работал ассистентом звукорежиссёра в студии Cherokee Studios. Удача улыбнулась Чикарелли, когда постоянный звукорежиссёр Фрэнка Заппы из-за проблем с визой был вынужден уехать в Англию, и Заппа пригласил двадцатилетнего Чикарелли занять место за звукорежиссёрским пультом.<br /> В разные годы Джо записывал, продюсировал или сводил работы таких исполнителей, как Frank Zappa, Elton John, Rufus Wainright, U2, Beck, Etta James, Jamie Cullum, Tori Amos, Liquid Blue, Pink Martini, Strokes и многих менее известных. В отличие от многих продюсеров – таких, как Джефф Линн или Рой-Томас Бейкер, чей характерный почерк узнаётся с первых же секунд, Чикарелли – настоящий «хамелеон». Он одинаково успешно продюсирует рок, электронный эмбиент или джаз, и каждая его работа отличается от всех остальных.<br /> <br /> Сколько времени уходит на сведение?<br /> <br /> Это очень зависит от материала, количества дорожек, и качества аранжировки. Я стараюсь работать быстро, так как обнаружил, что чем дольше, тем сильнее «близорукость» — внимание забивается мелкими деталями. Теряешь эмоцию, ощущение целого, просто высасываешь из музыки душу, поэтому стараюсь все уложить примерно за восемь часов. Я хочу, чтобы через три часа оно звучало уже как запись, с основными тембрами, и ощущался общий характер вещи. За шесть часов должны быть выстроены все балансы, и звучание должно оформиться. После этого микс слушают исполнители. Здорово, если можно вернуться к этому на следующий день. Когда слушаешь на свежую голову, обязательно вылазит несколько не замеченных ошибок. Я знаю, что к концу дня мои уши немного устают, и я начинаю злоупотреблять высокими или реверберацией.<br /> <br /> С чего начинаешь сводить?<br /> <br /> Системы у меня нет. Над каждой вещью я работаю по-своему, в зависимости от типа музыки. Это, скорее, задача найти в песне центральный элемент, то, что дает ей жизнь. Иногда все выстраивается с ритм-секции, иногда собираешь все вокруг вокала. Обычно я сначала поднимаю все фейдеры, получаю очень плоский баланс, и пытаюсь слушать все это как готовую песню. Потом уже принимаю решение — править или стереть и начинать сначала.<br /> <br /> Если ты сводишь весь проект, ты варьируешь саунд каждой песни, или делаешь все одинаково?<br /> <br /> Каждую песню свожу по-своему, но барабаны везде стараюсь сделать одинаково — и обработку, и реверберации. Я пытаюсь соблюдать единство стиля, но повторюсь: каждую песню я делаю по-своему. Лично мне нравятся альбомы, которые ведут тебя по 10 или 12 разным стилям.<br /> <br /> Ты добавляешь эффекты по мере сведения ?<br /> <br /> Сначала я пытаюсь слушать «плоскую» запись. Потом ищу скучно звучащие дорожки, и добавляю им выразительности.<br /> <br /> У тебя есть какой-нибудь стандартный набор эффектов?<br /> <br /> Если чем-то и пользуюсь постоянно, так это гармонайзером АМS на стереоэффектах. Одну сторону делаю чуть выше, другую — чуть ниже. В каких-то проектах реверберацией вообще не пользуюсь, в каких-то всю реверберацию делаю на Sansamps или каком-нибудь другом дешевом оборудовании. Я использую множество приборов вроде Roland Space Echoes или стомп-боксов. Мне кажется, что они иногда звучат значительно выразительнее, чем Hi-end эффекты.<br /> <br /> При работе с ними тебе не мешают их шумы?<br /> <br /> Да (смеется). Но я все равно заставляю их работать. По мне, лучше с шумом, но выразительно, чем без шума и никак. У дешевых эффектов такой характер. Некоторые теперешние эффекты обладают каким-то тембром, но большая часть этих цифровых коробок звучит так ярко, что слишком выскакивает с дорожки. Очень хорош новый Сони УР 55. Я для него делал несколько пресетов. Мне он нравится, потому что дает вроде бы темное звучание, которое встраивается в микс значительно лучше, чем яркий и чистый цифровой звук. Я очень люблю пользоваться пластинами ЕМТ и настоящими живыми эхо-камерами. Если у меня есть хоть одно хорошее аналоговое эхо или ревер, тогда я сведу просто замечательно, лучше, чем на четырех-пяти цифровых.<br /> <br /> Если у тебя есть настоящая пластина или эхо-камера, то все остальное ты тоже делаешь в стиле ретро, с магнитофонным предилэем?<br /> <br /> Обычно я для этого использую простой! (цифровую линию задержки). Иногда запускаю в нее два сигнала: один обычный, другой с дилэем. Канал с предилэем обычно отдаю вокалу, потому что расстояние между самим звуком и эхо выделяет звук и делает его максимально большим.<br /> <br /> У тебя есть какие-то правила эквализации?<br /> Трудно сказать. Просто в каждом конкретном проекте делаю, что требуется. Все зависит от того, что на пленке: хорошо ли записано и сколько потребуется работы. Боб Клиэрмаунтин — просто гений, он знает, чего трогать, а чего нет. Вот в этом весь секрет: что чинить, а что оставить в покое. Обнаружил, что чем дольше я работаю над миксом, тем меньше эквализирую. Но не боюсь, когда требуется, подключить Ри!1ес и рвануть что-нибудь на +10. Вот спектроанализатор — вещь действительно полезная. Я подключаю его на выход и он дает мне знать, все ли в порядке с низами, и не слишком ли свистят «С»ы. Я знаю, как выглядело в анализаторе множество записей, поэтому могу сказать, хорош ли общий баланс, или где-то есть явная дыра.<br /> <br /> Ты стремишься сделать какую-то определенную кривую, или стараешься сделать что-то необычное?<br /> В основном, проверяю октавы внизу, типа «слишком много на 30, но мало на 50 или 80 Гц». Когда работаешь во многих местах, в контрольных комнатах случаются проблемы — от того, как на пульте стоят ближние мониторы, зависит, гудит ли середина средних. Приходится отслеживать все эти вещи.<br /> <br /> Каким методом панорамируешь?<br /> <br /> Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. К примеру, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку двигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чище. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помощью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять воедино весь микс.<br /> <br /> Тогда как ты пользуешься компрессией?<br /> <br /> (От души хохочет) Компрессия — как наркотик: никогда не бывает досыта! Компрессируешь все, и ощущение замечательное, звучит восхитительно, но приходишь на следующий день — ощущение как будто «после того, как», и говоришь: «О, Господи, это уже чересчур!» Так что я пытаюсь не слишком связываться с компрессией, и особенно с компрессией выходного сигнала. Вот где у меня компрессии много: я пропускаю барабаны еще через один стереокомпрессор, обычно Joe Meek SC 2, и подкладываю все это прямо под некомпрессированный сигнал. Иногда бывает, что все звучит хорошо, но бас не сходится с бочкой, или они звучат слишком тихо, чтобы сцементировать микс. Тогда я беру бас с бочкой, пропускаю их через отдельный компрессор, пропускаю их через отдельный компрессор, сильно компрессирую и смешиваю все это с оригиналом. Если низов все еще не хватает, я их немного поднимаю. Это помогает встроить бас и бочку пониже в микс, и убрать их с дороги у певцов.<br /> <br /> Чем ты пользуешься больше: задержками или ревербераторами?<br /> <br /> Всё зависит от проекта. Если это скользкая попса, тогда я могу задействовать много реверов, а если рок-ансамбль, то мог бы взять один ревер и полдюжины задержек. Я очень старался отучиться от использования слишком большого числа эффектов. Пробую разные варианты: пропускаю через ревер только один инструмент, или ставлю ревер на моно, и панорамирую ответ туда же, где сам инструмент. Мне нравится монореверберация, она не размывает звучание дорожки, особенно, если эквализировать так, чтобы она по частотам не конфликтовала с инструментом. Иногда забавно пропустить ответ ревера через компрессор, так, чтобы он дышал и качал вместе с сигналом. Это дает классную огибающую, все идет вдогонку сухому сигналу, и почти с ним не конфликтует. Перед тем, как приступить к работе, я определяю для себя основные задачи — например, стоит ли делать будущую запись очень сухой, или вдруг мне становится ясно, что может подойти к голосу именно этого певца. Сначала я концентрируюсь на том, чтобы придать вокалу требуемый характер, из кучи разных лимитеров пробую выудить нужный, или перепробую массу эффектов, чтобы лучше дополнить звучание голоса.<br /> <br /> На каких мониторах ты сейчас сводишь?<br /> <br /> Когда-то я влюбился в Tannoy AMS 10A, и обычно я слушаю на них, и на NS 10. Если большие мониторы качественные, то часто и на них. Слушаю и умеренно, и громко, но, когда выстраиваю балансы, всегда делаю очень тихо. Много времени слушаю в моно. Считаю, что так замечательно выстраивается баланс. Сразу же слышны все конфликты.<br /> <br /> Есть ли у тебя какие-нибудь секреты мониторинга?<br /> <br /> Выхожу из контрольной комнаты и слушаю прямо за дверью. Интересно, как звучит будто бы через щель в двери. Сразу вылезают все ошибки. Бластеры, конечно, тоже вещь хорошая…<br /> <br /> На какой формат ты обычно сводишь?<br /> <br /> В основном, на полудюймовую аналоговую деку. Это добавляет миксу своеобразия. Обычно делаю еще два запасных цифровых варианта. Недавно начал пользоваться конвертерами Аpogee 8000, они звучат по настоящему хорошо. Впервые после цифрового устройства мой микс звучит лучше, чем до него.<br /> <br /> Какие приборы ты обычно возишь с собой?<br /> У меня куча оборудования. Много лимитеров, и Pultec’ов, и АРI, и множество стомпбоксов. Я считаю, что у каждого прибора есть свой характер, и применяю их, чтобы украшать и проявлять элементы микса.<br /> <br /> Сколько ты делаешь вариантов микса?<br /> <br /> Я по-настоящему предусмотрителен, поэтому пишу множество вариантов. Всегда пишу с поднятым вокалом, на случай, если кто-нибудь из начальства пожалуется, что они не могут расслышать ни строчки. Я всегда пишу вариант с поднятым басом, и иногда с убранным. Когда я говорю «с поднятым», я имею в виду подъем на 0,25 – 0,5 дБ. Я обнаружил, что если все уже сбалансировано, то уровни можно изменять только в таких пределах, иначе все разъедется. Часто я делаю варианты с поднятой гитарой, бэк-вокалом, с любым ключевым элементом, по поводу которого могут возникнуть вопросы. Иногда, когда чувствую, что не все удалось, я могу сделать еще один «общий» вариант с небольшими изменениями. Иногда, как Мэссенберг, добавлю эквализации в выходной стереосигнал, и подниму там 15 кГц, и 50 Ш, чтобы звук стал больше похож на окончательный микс.<br /> <br /> Сколько времени ты отдаешь звукооператорской работе?<br /> <br /> Где-то 30% всего года я работаю как звукооператор, а остальные 70% — как продюсер. Я не возьмусь за работу в качестве продюсера, если не верю, что справлюсь. Мне кажется, что я должен понимать исполнителя, и уметь что-то привнести в проект — будь то трактовка, аранжировка, звучание или все вместе. Мне предлагали множество великолепных проектов, но я чувствовал, что не смогу внести что-то свое, так как они были великолепны сами по себе. Если не можешь ничего улучшить, то и браться смысла нет.

Загрузка комментариев...