Музыкальный портал
info@topzvuk.com

Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?

Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?
0

Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?

Раздел: Интервью
Дата публикации: 2 июня 2015, 16:24
Нравится
Нравится
Песни И. Духовного в исполнении очаровательных Натальи Ветлицкой, Татьяны Булановой и других известных исполнителей знают, наверное, все. Сейчас свои новые песни исполняет сам Илья. Интерес журнала "Управление персоналом" к твочеству И. Духовного обусловлен, прежде всего, его работой в качестве музыкального продюсера. Обычно в концертных программах музыкальный продюсер остается на втором плане, он менее известен широкой публике. А ведь именно он открывает новую "звезду", формируя ее имидж и стиль исполнения.
Как постановщик новогоднего "Голубого огонька" на РТР И. Духовный проявил чудеса организаторского таланта, уговорив петь в эфире известных политиков, ученых, членов правительства.
Так кто же такой музыкальный продюсер? Творец? Менеджер? Администратор? Конечно, менеджмент занимает не последнее место в арсенале его действий.

- Илья, вы музыкальный продюсер новогодних "голубых огоньков" на РТР. Как вы сами оцениваете эти передачи?
- Совместно с руководством телеканала мы решили возродить идею передачи "Голубой огонек", придумали, что это будет просто яркая картинка, без дорогих декораций. Столики, шарики, елочки - хотели сделать "Огонек" народным. У нас это получилось, мы впервые обогнали ОРТ по рейтингу. Но в старую форму нужно было вдохнуть свежую идею. На гребне популярности сейчас находятся политики, а не кинозвезды или эстрадные артисты. Я подумал, что будет здорово, если политик запоет. Предложил эту идею Владимиру Жириновскому, он сразу согласился. Кстати, ни разу не опоздал на запись.
Два года назад общую песню пели сотрудники канала РТР, а в прошлом году общую песню на мелодию "Улыбки" исполняли известные люди разных сфер деятельности: Починок, Хакамада, Гречко, Латынина, Третьяк, Алентова, Меньшов, Немоляева, Лазарев, Арканов, Капица и другие.

- Работать с ними, наверное, было нелегко?
- Да, они все очень заняты, приезжали максимум на 20 минут. Запись в студии - это микрофон, текст и наушники. Артист-то знает, что надо делать, а для них это сложно. Они сами себя не слышат, не попадают в ритм, им кажется, что все нормально, а получается угрюмо.
Я работал с ними как психотерапевт, создавал непринужденную атмосферу, хвалил, шутил, заставлял улыбаться.
Сначала без музыки говорили отдельные фразы, все это записывалось. Общую картинку я держал в голове и знал, что все эти обрывки фраз, речитативы пригодятся.
Потом на студии компьютер расставил фразы, интонации, то есть из набора материала делали продукт. Работа шла долго. Полтора месяца каждый день я приезжал на студию, писал фонограмму. В результате получилась отличная программа.

- Как вы относитесь к высшему образованию, в т.ч. музыкальному?
- Фундаментальное образование, бесспорно, необходимо для специалиста и его карьеры в области техники, производства, других видов деятельности. Но образование в эстраде можно получить, только постоянно вращаясь в этой среде. При всем моем уважении к преподавателям, я не думаю, что человек, который уже стал профессиональным музыкантом, может получить что-то новое. Педагоги, которые преподают на эстрадном отделении, жили в другое время. Раньше у нас из года в год повторялось одно и то же: все пели одни и те же песни, в одном стиле, в одной манере исполнения.
Сегодня иная ситуация, иные ритмы. Эстрада, поп- и рок-музыка развиваются быстро, динамично. Приходится приноравливаться к быстрым изменениям. И образование осуществляется в процессе самой жизни каждую минуту, каждый миг.

- Как вы стали продюсером?
- Сначала я играл в ресторанах. Несложная работа, неплохой заработок, но это болото способно засасывать. И я не стал там задерживаться, принялся за реализацию собственных идей. Как продюсер начинал с "нуля", создавая шоу "Планета". Это было мое первое детище. Мы исполняли песни народов мира на разных языках в современной обработке. Шоу было успешным. Нас приглашали на гастроли, мы ездили по миру, выиграли некоторые конкурсы. К сожалению, в России жанр мюзикла не был популярен, и здесь мы практически не выступали.
Когда чувствую, что какой-то мой проект заканчивает свое существование, я ищу что-то новое.
Никогда не жду момента, когда жизнь меня вытолкнет и я окажусь на мели. В любом деле очень важно вовремя почувствовать этот момент и вынырнуть, чтобы окунуться во что-то новое.
В конце 80-х годов создал свою первую поп-группу "Страна чудес", набирал людей, проводил репетиции. Параллельно занимался административной работой, менеджментом. У меня никогда не было директора. Всю работу выполнял сам, находил общий язык с людьми, нарабатывал связи, и все получалось хорошо.
Мир шоу-бизнеса очень тесен, все друг друга знают.
Если кто-то кого-то раз обманул, то об этом узнают все. Я же работал четко и аккуратно, никого никогда не подводил. Считаю обязательным расплатиться с артистом, поэтому не всегда бываю в плюсе. Репутация, на которую ты работаешь всю жизнь, важнее набитых карманов. Сейчас в шоу-бизнесе ответственных людей можно пересчитать по пальцам. Чаще приходится слышать, что тут кого-то кинули, там директор сбежал.
Продюсировал работу Азизы, был сопродюсером группы "Мираж". Приобрел опыт, знал уже, как работать с раскрученными "звездами", собирающими стадионы. И мне захотелось сделать женский проект и песни для него написать самому. Композиторы предлагали пустой, не конъюнктурный материал. Я чувствовал, что народу нужно было совсем иное. В это время у меня уже было несколько композиций, стал показывать их нашим примам, им нравилось, у меня появилась уверенность, что все получится.
Вскоре увидел по телевизору солистку "Летнего сада" Татьяну Буланову. Мы встретились и стали сотрудничать. Я с головой ушел в этот проект, это был упоительный процесс самореализации. Далеко не у всех это получается. Люди в основном считают, что потенциал-то у них есть, но нет случая, им никто не предлагает "реализоваться". Конечно, удача нужна, без нее никак, но человек сам должен вести себя так, чтобы удача ему улыбнулась. Нужно быть готовым к переменам, не бояться их, а стремиться к ним.
С Булановой мы сделали очень успешный альбом с моей музыкой. Критерием поп-музыки является массовость. Песни Булановой слушали все, они лились из всех машин, со всех площадей. Это то, чего я и добивался. Все шло замечательно, но, к сожалению, артисты, добившись успеха, тут же начинают принимать самостоятельные решения.
По моему замыслу вначале Татьяна Буланова должна была быть "кассетным проектом": люди слышат только голос, он им нравится, интерес, подогреваемый отсутствием лица на экране, растет. И когда появится афиша в городе, люди пойдут на концерт, чтобы увидеть певицу. Эта мотивация посещения концерта самая сильная.
Но Таня без моего ведома стала мелькать по ТВ. В таких случаях исполнитель сам себе начинает рыть яму. Продюсер ведет грамотную политику, где каждый шаг продуман и просчитан. Появляться на телеэкране надо тоже правильно, важно не перегнуть палку. Каждый выполняет свои задачи: артист хорошо поет, а продюсер ведет грамотную PR-политику. Каждый должен делать то, что у него лучше получается.

- У вас возникло чувство обиды на Буланову?
- Обиды на артистов у меня быть не может, потому что я хорошо понимаю их психологию.
Просто в подобной ситуации у меня, как личности амбициозной, пропадает интерес к задуманной работе. Поэтому с Булановой пришлось расстаться, хотя от раскрученных звезд не уходят. Но такая работа мне была уже не интересна.
В 1994 году мы записали альбом с Натальей Ветлицкой. Она была тогда клубной певицей, я же хотел сделать ее народной, и это было достигнуто: тур по России, аншлаги, сольные концерты в крупных городах. Это был мой последний проект на сегодняшний день.
Написав несколько хороших песен с мужскими текстами, задался вопросом - почему бы не попробовать самому их исполнить? Несколько месяцев ушло на поиски изюминки, которая отличала бы меня от других исполнителей. Звукозаписывающая компания ОРТ-рекордз предложила записать альбом. Но релиз альбома был назначен на конец того кризисного августа, когда все рухнуло, поднялись цены. Кассеты застряли на складах.
Основные продажи аудиопродукции идут в первые 4 - 5 дней. За эти дни продается 85% всего тиража нового альбома. Поэтому крайне важно за это время дать массовую рекламу, а ее по понятным причинам не было. И все же, несмотря на это, альбом окупился.

- Илья, вы уже много лет на эстраде. Изменился ли российский шоу-бизнес за последнее время?
- За последние 10 лет он изменялся несколько раз. Во времена филармоний не важно было, какую аудиторию собирает артист: стадион или кинотеатр, ему все равно платили 15 рублей. Гонорар был фиксированный и не зависел от прибыли. В 1987 году стали создаваться кооперативы, начались совершенно другие доходы, что в корне изменило ситуацию. В шоу-бизнес конечно же ринулся народ, хотя там и так было тесно. Но в настоящее время доходы маленькие, а расходы большие. До кризиса за альбом артисты получали почти столько же, как на Западе. А после кризиса звукозаписывающий бизнес практически умер.

- Существует ли национальная специфика в шоу-бизнесе?
- Да, особенно в российском, шоу-бизнес у нас перевернут с ног на голову. Во всем мире артисты получают основные доходы от выпуска аудиопродукции, альбомов. Концертная и клубная деятельность идет в дополнение к этому. У нас все наоборот: основные заработки артист получает от концертов, а гонорары от выпусков альбомов весьма скромные. Кризис все убил, общее количество денег в шоу-бизнесе сократилось, а пиратства стало еще больше. За "пиратами" стоят мощные силы, поэтому в наших условиях побороть это зло практически невозможно.
Основная работа сейчас для артистов - сотрудничество с "новыми русскими": работа на презентациях, вечеринках, вплоть до свадеб и дней рождений. Раньше в голову никому не пришло бы пригласить звезду спеть на вечеринке. Сейчас практически любая звезда за хорошие деньги, в хорошем зале идет на это, потому что это основной заработок. Еще одна национальная особенность - отсутствие правовых отношений. Впрочем, это у нас скорее не особенность, а норма.

- Трудно ли работать с творческими людьми?
- Творческие люди делятся на разные категории, не у всех менталитет одинаков. Есть деловые, обязательные, например, Буланова, она, безусловно, творческий человек. С нормальными деловыми людьми общаться легче. Сейчас таких стало больше, так как все "ненормальные" выпали в осадок, остались не у дел.

- Часто у вас случаются конфликты? Как вы их решаете?
- Если в отношениях "продюсер - исполнитель" начинаются конфликты, то это не просто конфликт, а результат изменения человека, его мировоззрения, отношения к жизни, к себе и ко мне в том числе. Пытаться решать конфликт путем воспитания человека невозможно. Воспитать его могут только неудачи. Изменить я никого не могу, поэтому, к сожалению, приходится расставаться.
Отношения должны быть только деловыми. С артистом довольно плотно работаешь, поэтому многое узнаешь о человеке. Тут главное - чувствовать грань, за которой может наступить панибратство, а оно разваливает любое дело.

- Какой стиль в работе с артистами вы предпочитаете?
- Считаю, что авторитарный стиль лучше, но иногда "срываюсь" на демократический. Как ни странно, сколько раз я применял авторитарный, был жестким, столько раз было лучше. Приведу вам пример. Группа "Мираж" - первая частная группа в стране. Концерты в Киеве, жесткий график. Коллектив регулярно опаздывал на автобус. От плохой дисциплины страдали в первую очередь сами артисты. И тогда я предупредил, что завтра автобус отъедет ровно в назначенное время, но никто не поверил. На следующий день, хотя в автобусе и было несколько человек, он отъехал в назначенное время. А еще через день за пять минут до отправки на своих местах сидели уже все.

- Каков характер отношений между автором и исполнителем?
- Отношения между авторами и исполнителями у нас отвратительные. Исполнители хотят платить за песни как можно меньше или вообще не платить. Не любят, когда на экране пишут титры с именем автора песни, не хотят лишний раз упомянуть в интервью своего автора. "Не надо ему (автору) лишний раз появляться на экране, не надо распылять внимание".
Авторы у нас получают гроши, и единственная их отрада - увидеть свое имя в титрах.
Есть передачи, в которых авторов не упоминают. На Западе автора в титрах тоже не пишут, но авторские гонорары не меньше исполнительских. У нас - ни того, ни другого.

- Сложился ли в России институт продюсеров?
- Настоящих продюсеров очень мало. Их подготовкой профессионально никто не занимается, таких вузов в стране пока нет. Есть несколько продюсерских фирм, но их количество ничтожно малое на такую огромную страну. Институту продюсерства еще предстоит сформироваться.
Нельзя сбрасывать со счетов такие факты: появились FM-радиостанции, музыкальные каналы: МТВ и МузТВ. Они не берут денег за эфир, ставят музыку и клипы по своему вкусу, сами формируют ротацию. Если ты соответствуешь их вкусам, то это здорово: тебя бесплатно раскручивают. Это наша новая реальность.
Но люди, отвечающие за ротацию, не всегда объективны. Они либо сами неудачники в музыке, либо пришли со стороны и никакого профессионального отношения к музыке не имеют.
К сожалению, у нас нет профессионалов в этой области. Истории музыкального радио у нас не было, этой истории всего лет десять. То, что сейчас усиленно раскручивается, вряд ли стоит внимания. Я считаю, что музыка остановилась в развитии. На Западе сейчас раскручиваются очень мелкие временные проекты. Мелодии из двух аккордов могут быть, но они не должны заполнять собой все пространство. Не должна вся музыка быть только "форматной", демократичной до умопомрачения.
Потребность в хорошей музыке не исчезла. В России всегда была тяга к хорошим песням с качественными текстами и красивой мелодией.

- Илья, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей карьере.
- Родился в городе Виннице, затем семья переехала в Пятигорск Ставропольского края, где я закончил музыкальное училище.
В семье никаких музыкантов не было, но было пианино, моя старшая сестра училась музыке. Уже с пяти лет я что-то играл, подбирал. Свою первую пьесу сочинил в шесть лет, она называлась "Дождик". Меня отдали учиться в музыкальную школу, но в 11 лет я ее бросил - мне там привили отвращение к музыке.
Но к искусству тянуло все равно. Я сам выучился играть на гитаре, начал песни сочинять, в 15 лет создал свой первый ансамбль. Тогда вошли в моду различные ВИА. Мое поколение выросло на группах "Beatles", "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Queen", "Chicago", на опере "Иисус Христос".
В детстве серьезно занимался легкой атлетикой, был мастером спорта. В 18 лет оказался перед неизбежностью выбора: или дальше заниматься музыкой, или уйти в профессиональный спорт. В профессиональном спорте к тому времени уже стали применять допинги, стимуляторы. Я все это видел изнутри, это сплошной надрыв, к здоровью никакого отношения не имеющий. Выбор был сделан: поступил в музыкальное училище. Потом приехал в Москву, где меня никто не ждал. В столице закончил училище Гнесиных.
В то время от "корочек" о высшем образовании зависело все: тарифные ставки, зарплата, куда тебя могут принять, куда - нет. Когда заканчивал Гнесинку, от "корочек" уже мало что зависело. А сейчас высшее музыкальное образование, во всяком случае, в эстраде, вообще вряд ли применимо. Гораздо важнее крутиться в шоу-бизнесе, иметь какие-то свои наработки, идеи.

Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?

Песни И. Духовного в исполнении очаровательных Натальи Ветлицкой, Татьяны Булановой и других известных исполнителей знают, наверное, все. Сейчас свои новые песни исполняет сам Илья. Интерес журнала &quot;Управление персоналом&quot; к твочеству И. Духовного обусловлен, прежде всего, его работой в качестве музыкального продюсера. Обычно в концертных программах музыкальный продюсер остается на втором плане, он менее известен широкой публике. А ведь именно он открывает новую &quot;звезду&quot;, формируя ее имидж и стиль исполнения. <br /> Как постановщик новогоднего &quot;Голубого огонька&quot; на РТР И. Духовный проявил чудеса организаторского таланта, уговорив петь в эфире известных политиков, ученых, членов правительства.<br /> Так кто же такой музыкальный продюсер? Творец? Менеджер? Администратор? Конечно, менеджмент занимает не последнее место в арсенале его действий. <br /> <br /> - Илья, вы музыкальный продюсер новогодних &quot;голубых огоньков&quot; на РТР. Как вы сами оцениваете эти передачи? <br /> - Совместно с руководством телеканала мы решили возродить идею передачи &quot;Голубой огонек&quot;, придумали, что это будет просто яркая картинка, без дорогих декораций. Столики, шарики, елочки - хотели сделать &quot;Огонек&quot; народным. У нас это получилось, мы впервые обогнали ОРТ по рейтингу. Но в старую форму нужно было вдохнуть свежую идею. На гребне популярности сейчас находятся политики, а не кинозвезды или эстрадные артисты. Я подумал, что будет здорово, если политик запоет. Предложил эту идею Владимиру Жириновскому, он сразу согласился. Кстати, ни разу не опоздал на запись.<br /> Два года назад общую песню пели сотрудники канала РТР, а в прошлом году общую песню на мелодию &quot;Улыбки&quot; исполняли известные люди разных сфер деятельности: Починок, Хакамада, Гречко, Латынина, Третьяк, Алентова, Меньшов, Немоляева, Лазарев, Арканов, Капица и другие. <br /> <br /> - Работать с ними, наверное, было нелегко?<br /> - Да, они все очень заняты, приезжали максимум на 20 минут. Запись в студии - это микрофон, текст и наушники. Артист-то знает, что надо делать, а для них это сложно. Они сами себя не слышат, не попадают в ритм, им кажется, что все нормально, а получается угрюмо.<br /> Я работал с ними как психотерапевт, создавал непринужденную атмосферу, хвалил, шутил, заставлял улыбаться.<br /> Сначала без музыки говорили отдельные фразы, все это записывалось. Общую картинку я держал в голове и знал, что все эти обрывки фраз, речитативы пригодятся. <br /> Потом на студии компьютер расставил фразы, интонации, то есть из набора материала делали продукт. Работа шла долго. Полтора месяца каждый день я приезжал на студию, писал фонограмму. В результате получилась отличная программа. <br /> <br /> - Как вы относитесь к высшему образованию, в т.ч. музыкальному?<br /> - Фундаментальное образование, бесспорно, необходимо для специалиста и его карьеры в области техники, производства, других видов деятельности. Но образование в эстраде можно получить, только постоянно вращаясь в этой среде. При всем моем уважении к преподавателям, я не думаю, что человек, который уже стал профессиональным музыкантом, может получить что-то новое. Педагоги, которые преподают на эстрадном отделении, жили в другое время. Раньше у нас из года в год повторялось одно и то же: все пели одни и те же песни, в одном стиле, в одной манере исполнения.<br /> Сегодня иная ситуация, иные ритмы. Эстрада, поп- и рок-музыка развиваются быстро, динамично. Приходится приноравливаться к быстрым изменениям. И образование осуществляется в процессе самой жизни каждую минуту, каждый миг. <br /> <br /> - Как вы стали продюсером?<br /> - Сначала я играл в ресторанах. Несложная работа, неплохой заработок, но это болото способно засасывать. И я не стал там задерживаться, принялся за реализацию собственных идей. Как продюсер начинал с &quot;нуля&quot;, создавая шоу &quot;Планета&quot;. Это было мое первое детище. Мы исполняли песни народов мира на разных языках в современной обработке. Шоу было успешным. Нас приглашали на гастроли, мы ездили по миру, выиграли некоторые конкурсы. К сожалению, в России жанр мюзикла не был популярен, и здесь мы практически не выступали. <br /> Когда чувствую, что какой-то мой проект заканчивает свое существование, я ищу что-то новое.<br /> Никогда не жду момента, когда жизнь меня вытолкнет и я окажусь на мели. В любом деле очень важно вовремя почувствовать этот момент и вынырнуть, чтобы окунуться во что-то новое. <br /> В конце 80-х годов создал свою первую поп-группу &quot;Страна чудес&quot;, набирал людей, проводил репетиции. Параллельно занимался административной работой, менеджментом. У меня никогда не было директора. Всю работу выполнял сам, находил общий язык с людьми, нарабатывал связи, и все получалось хорошо.<br /> Мир шоу-бизнеса очень тесен, все друг друга знают.<br /> Если кто-то кого-то раз обманул, то об этом узнают все. Я же работал четко и аккуратно, никого никогда не подводил. Считаю обязательным расплатиться с артистом, поэтому не всегда бываю в плюсе. Репутация, на которую ты работаешь всю жизнь, важнее набитых карманов. Сейчас в шоу-бизнесе ответственных людей можно пересчитать по пальцам. Чаще приходится слышать, что тут кого-то кинули, там директор сбежал.<br /> Продюсировал работу Азизы, был сопродюсером группы &quot;Мираж&quot;. Приобрел опыт, знал уже, как работать с раскрученными &quot;звездами&quot;, собирающими стадионы. И мне захотелось сделать женский проект и песни для него написать самому. Композиторы предлагали пустой, не конъюнктурный материал. Я чувствовал, что народу нужно было совсем иное. В это время у меня уже было несколько композиций, стал показывать их нашим примам, им нравилось, у меня появилась уверенность, что все получится.<br /> Вскоре увидел по телевизору солистку &quot;Летнего сада&quot; Татьяну Буланову. Мы встретились и стали сотрудничать. Я с головой ушел в этот проект, это был упоительный процесс самореализации. Далеко не у всех это получается. Люди в основном считают, что потенциал-то у них есть, но нет случая, им никто не предлагает &quot;реализоваться&quot;. Конечно, удача нужна, без нее никак, но человек сам должен вести себя так, чтобы удача ему улыбнулась. Нужно быть готовым к переменам, не бояться их, а стремиться к ним. <br /> С Булановой мы сделали очень успешный альбом с моей музыкой. Критерием поп-музыки является массовость. Песни Булановой слушали все, они лились из всех машин, со всех площадей. Это то, чего я и добивался. Все шло замечательно, но, к сожалению, артисты, добившись успеха, тут же начинают принимать самостоятельные решения. <br /> По моему замыслу вначале Татьяна Буланова должна была быть &quot;кассетным проектом&quot;: люди слышат только голос, он им нравится, интерес, подогреваемый отсутствием лица на экране, растет. И когда появится афиша в городе, люди пойдут на концерт, чтобы увидеть певицу. Эта мотивация посещения концерта самая сильная. <br /> Но Таня без моего ведома стала мелькать по ТВ. В таких случаях исполнитель сам себе начинает рыть яму. Продюсер ведет грамотную политику, где каждый шаг продуман и просчитан. Появляться на телеэкране надо тоже правильно, важно не перегнуть палку. Каждый выполняет свои задачи: артист хорошо поет, а продюсер ведет грамотную PR-политику. Каждый должен делать то, что у него лучше получается.<br /> <br /> - У вас возникло чувство обиды на Буланову?<br /> - Обиды на артистов у меня быть не может, потому что я хорошо понимаю их психологию.<br /> Просто в подобной ситуации у меня, как личности амбициозной, пропадает интерес к задуманной работе. Поэтому с Булановой пришлось расстаться, хотя от раскрученных звезд не уходят. Но такая работа мне была уже не интересна.<br /> В 1994 году мы записали альбом с Натальей Ветлицкой. Она была тогда клубной певицей, я же хотел сделать ее народной, и это было достигнуто: тур по России, аншлаги, сольные концерты в крупных городах. Это был мой последний проект на сегодняшний день.<br /> Написав несколько хороших песен с мужскими текстами, задался вопросом - почему бы не попробовать самому их исполнить? Несколько месяцев ушло на поиски изюминки, которая отличала бы меня от других исполнителей. Звукозаписывающая компания ОРТ-рекордз предложила записать альбом. Но релиз альбома был назначен на конец того кризисного августа, когда все рухнуло, поднялись цены. Кассеты застряли на складах. <br /> Основные продажи аудиопродукции идут в первые 4 - 5 дней. За эти дни продается 85% всего тиража нового альбома. Поэтому крайне важно за это время дать массовую рекламу, а ее по понятным причинам не было. И все же, несмотря на это, альбом окупился.<br /> <br /> - Илья, вы уже много лет на эстраде. Изменился ли российский шоу-бизнес за последнее время?<br /> - За последние 10 лет он изменялся несколько раз. Во времена филармоний не важно было, какую аудиторию собирает артист: стадион или кинотеатр, ему все равно платили 15 рублей. Гонорар был фиксированный и не зависел от прибыли. В 1987 году стали создаваться кооперативы, начались совершенно другие доходы, что в корне изменило ситуацию. В шоу-бизнес конечно же ринулся народ, хотя там и так было тесно. Но в настоящее время доходы маленькие, а расходы большие. До кризиса за альбом артисты получали почти столько же, как на Западе. А после кризиса звукозаписывающий бизнес практически умер.<br /> <br /> - Существует ли национальная специфика в шоу-бизнесе? <br /> - Да, особенно в российском, шоу-бизнес у нас перевернут с ног на голову. Во всем мире артисты получают основные доходы от выпуска аудиопродукции, альбомов. Концертная и клубная деятельность идет в дополнение к этому. У нас все наоборот: основные заработки артист получает от концертов, а гонорары от выпусков альбомов весьма скромные. Кризис все убил, общее количество денег в шоу-бизнесе сократилось, а пиратства стало еще больше. За &quot;пиратами&quot; стоят мощные силы, поэтому в наших условиях побороть это зло практически невозможно.<br /> Основная работа сейчас для артистов - сотрудничество с &quot;новыми русскими&quot;: работа на презентациях, вечеринках, вплоть до свадеб и дней рождений. Раньше в голову никому не пришло бы пригласить звезду спеть на вечеринке. Сейчас практически любая звезда за хорошие деньги, в хорошем зале идет на это, потому что это основной заработок. Еще одна национальная особенность - отсутствие правовых отношений. Впрочем, это у нас скорее не особенность, а норма.<br /> <br /> - Трудно ли работать с творческими людьми?<br /> - Творческие люди делятся на разные категории, не у всех менталитет одинаков. Есть деловые, обязательные, например, Буланова, она, безусловно, творческий человек. С нормальными деловыми людьми общаться легче. Сейчас таких стало больше, так как все &quot;ненормальные&quot; выпали в осадок, остались не у дел. <br /> <br /> - Часто у вас случаются конфликты? Как вы их решаете? <br /> - Если в отношениях &quot;продюсер - исполнитель&quot; начинаются конфликты, то это не просто конфликт, а результат изменения человека, его мировоззрения, отношения к жизни, к себе и ко мне в том числе. Пытаться решать конфликт путем воспитания человека невозможно. Воспитать его могут только неудачи. Изменить я никого не могу, поэтому, к сожалению, приходится расставаться. <br /> Отношения должны быть только деловыми. С артистом довольно плотно работаешь, поэтому многое узнаешь о человеке. Тут главное - чувствовать грань, за которой может наступить панибратство, а оно разваливает любое дело. <br /> <br /> - Какой стиль в работе с артистами вы предпочитаете?<br /> - Считаю, что авторитарный стиль лучше, но иногда &quot;срываюсь&quot; на демократический. Как ни странно, сколько раз я применял авторитарный, был жестким, столько раз было лучше. Приведу вам пример. Группа &quot;Мираж&quot; - первая частная группа в стране. Концерты в Киеве, жесткий график. Коллектив регулярно опаздывал на автобус. От плохой дисциплины страдали в первую очередь сами артисты. И тогда я предупредил, что завтра автобус отъедет ровно в назначенное время, но никто не поверил. На следующий день, хотя в автобусе и было несколько человек, он отъехал в назначенное время. А еще через день за пять минут до отправки на своих местах сидели уже все. <br /> <br /> - Каков характер отношений между автором и исполнителем? <br /> - Отношения между авторами и исполнителями у нас отвратительные. Исполнители хотят платить за песни как можно меньше или вообще не платить. Не любят, когда на экране пишут титры с именем автора песни, не хотят лишний раз упомянуть в интервью своего автора. &quot;Не надо ему (автору) лишний раз появляться на экране, не надо распылять внимание&quot;. <br /> Авторы у нас получают гроши, и единственная их отрада - увидеть свое имя в титрах.<br /> Есть передачи, в которых авторов не упоминают. На Западе автора в титрах тоже не пишут, но авторские гонорары не меньше исполнительских. У нас - ни того, ни другого. <br /> <br /> - Сложился ли в России институт продюсеров?<br /> - Настоящих продюсеров очень мало. Их подготовкой профессионально никто не занимается, таких вузов в стране пока нет. Есть несколько продюсерских фирм, но их количество ничтожно малое на такую огромную страну. Институту продюсерства еще предстоит сформироваться. <br /> Нельзя сбрасывать со счетов такие факты: появились FM-радиостанции, музыкальные каналы: МТВ и МузТВ. Они не берут денег за эфир, ставят музыку и клипы по своему вкусу, сами формируют ротацию. Если ты соответствуешь их вкусам, то это здорово: тебя бесплатно раскручивают. Это наша новая реальность.<br /> Но люди, отвечающие за ротацию, не всегда объективны. Они либо сами неудачники в музыке, либо пришли со стороны и никакого профессионального отношения к музыке не имеют. <br /> К сожалению, у нас нет профессионалов в этой области. Истории музыкального радио у нас не было, этой истории всего лет десять. То, что сейчас усиленно раскручивается, вряд ли стоит внимания. Я считаю, что музыка остановилась в развитии. На Западе сейчас раскручиваются очень мелкие временные проекты. Мелодии из двух аккордов могут быть, но они не должны заполнять собой все пространство. Не должна вся музыка быть только &quot;форматной&quot;, демократичной до умопомрачения. <br /> Потребность в хорошей музыке не исчезла. В России всегда была тяга к хорошим песням с качественными текстами и красивой мелодией.<br /> <br /> - Илья, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей карьере.<br /> - Родился в городе Виннице, затем семья переехала в Пятигорск Ставропольского края, где я закончил музыкальное училище.<br /> В семье никаких музыкантов не было, но было пианино, моя старшая сестра училась музыке. Уже с пяти лет я что-то играл, подбирал. Свою первую пьесу сочинил в шесть лет, она называлась &quot;Дождик&quot;. Меня отдали учиться в музыкальную школу, но в 11 лет я ее бросил - мне там привили отвращение к музыке. <br /> Но к искусству тянуло все равно. Я сам выучился играть на гитаре, начал песни сочинять, в 15 лет создал свой первый ансамбль. Тогда вошли в моду различные ВИА. Мое поколение выросло на группах &quot;Beatles&quot;, &quot;Deep Purple&quot;, &quot;Led Zeppelin&quot;, &quot;Queen&quot;, &quot;Chicago&quot;, на опере &quot;Иисус Христос&quot;. <br /> В детстве серьезно занимался легкой атлетикой, был мастером спорта. В 18 лет оказался перед неизбежностью выбора: или дальше заниматься музыкой, или уйти в профессиональный спорт. В профессиональном спорте к тому времени уже стали применять допинги, стимуляторы. Я все это видел изнутри, это сплошной надрыв, к здоровью никакого отношения не имеющий. Выбор был сделан: поступил в музыкальное училище. Потом приехал в Москву, где меня никто не ждал. В столице закончил училище Гнесиных.<br /> В то время от &quot;корочек&quot; о высшем образовании зависело все: тарифные ставки, зарплата, куда тебя могут принять, куда - нет. Когда заканчивал Гнесинку, от &quot;корочек&quot; уже мало что зависело. А сейчас высшее музыкальное образование, во всяком случае, в эстраде, вообще вряд ли применимо. Гораздо важнее крутиться в шоу-бизнесе, иметь какие-то свои наработки, идеи. <br />

2016-07-03

Топ Звук
Россия
Московская область
Москва
ул. Ботаническая, дом 3
8 (905) 506-3-506
5
5
1
5
1
Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?

Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?

Интервью с Ильей Духовным: кто такой музыкальный продюсер?

Песни И. Духовного в исполнении очаровательных Натальи Ветлицкой, Татьяны Булановой и других известных исполнителей знают, наверное, все. Сейчас свои новые песни исполняет сам Илья. Интерес журнала &quot;Управление персоналом&quot; к твочеству И. Духовного обусловлен, прежде всего, его работой в качестве музыкального продюсера. Обычно в концертных программах музыкальный продюсер остается на втором плане, он менее известен широкой публике. А ведь именно он открывает новую &quot;звезду&quot;, формируя ее имидж и стиль исполнения. <br /> Как постановщик новогоднего &quot;Голубого огонька&quot; на РТР И. Духовный проявил чудеса организаторского таланта, уговорив петь в эфире известных политиков, ученых, членов правительства.<br /> Так кто же такой музыкальный продюсер? Творец? Менеджер? Администратор? Конечно, менеджмент занимает не последнее место в арсенале его действий. <br /> <br /> - Илья, вы музыкальный продюсер новогодних &quot;голубых огоньков&quot; на РТР. Как вы сами оцениваете эти передачи? <br /> - Совместно с руководством телеканала мы решили возродить идею передачи &quot;Голубой огонек&quot;, придумали, что это будет просто яркая картинка, без дорогих декораций. Столики, шарики, елочки - хотели сделать &quot;Огонек&quot; народным. У нас это получилось, мы впервые обогнали ОРТ по рейтингу. Но в старую форму нужно было вдохнуть свежую идею. На гребне популярности сейчас находятся политики, а не кинозвезды или эстрадные артисты. Я подумал, что будет здорово, если политик запоет. Предложил эту идею Владимиру Жириновскому, он сразу согласился. Кстати, ни разу не опоздал на запись.<br /> Два года назад общую песню пели сотрудники канала РТР, а в прошлом году общую песню на мелодию &quot;Улыбки&quot; исполняли известные люди разных сфер деятельности: Починок, Хакамада, Гречко, Латынина, Третьяк, Алентова, Меньшов, Немоляева, Лазарев, Арканов, Капица и другие. <br /> <br /> - Работать с ними, наверное, было нелегко?<br /> - Да, они все очень заняты, приезжали максимум на 20 минут. Запись в студии - это микрофон, текст и наушники. Артист-то знает, что надо делать, а для них это сложно. Они сами себя не слышат, не попадают в ритм, им кажется, что все нормально, а получается угрюмо.<br /> Я работал с ними как психотерапевт, создавал непринужденную атмосферу, хвалил, шутил, заставлял улыбаться.<br /> Сначала без музыки говорили отдельные фразы, все это записывалось. Общую картинку я держал в голове и знал, что все эти обрывки фраз, речитативы пригодятся. <br /> Потом на студии компьютер расставил фразы, интонации, то есть из набора материала делали продукт. Работа шла долго. Полтора месяца каждый день я приезжал на студию, писал фонограмму. В результате получилась отличная программа. <br /> <br /> - Как вы относитесь к высшему образованию, в т.ч. музыкальному?<br /> - Фундаментальное образование, бесспорно, необходимо для специалиста и его карьеры в области техники, производства, других видов деятельности. Но образование в эстраде можно получить, только постоянно вращаясь в этой среде. При всем моем уважении к преподавателям, я не думаю, что человек, который уже стал профессиональным музыкантом, может получить что-то новое. Педагоги, которые преподают на эстрадном отделении, жили в другое время. Раньше у нас из года в год повторялось одно и то же: все пели одни и те же песни, в одном стиле, в одной манере исполнения.<br /> Сегодня иная ситуация, иные ритмы. Эстрада, поп- и рок-музыка развиваются быстро, динамично. Приходится приноравливаться к быстрым изменениям. И образование осуществляется в процессе самой жизни каждую минуту, каждый миг. <br /> <br /> - Как вы стали продюсером?<br /> - Сначала я играл в ресторанах. Несложная работа, неплохой заработок, но это болото способно засасывать. И я не стал там задерживаться, принялся за реализацию собственных идей. Как продюсер начинал с &quot;нуля&quot;, создавая шоу &quot;Планета&quot;. Это было мое первое детище. Мы исполняли песни народов мира на разных языках в современной обработке. Шоу было успешным. Нас приглашали на гастроли, мы ездили по миру, выиграли некоторые конкурсы. К сожалению, в России жанр мюзикла не был популярен, и здесь мы практически не выступали. <br /> Когда чувствую, что какой-то мой проект заканчивает свое существование, я ищу что-то новое.<br /> Никогда не жду момента, когда жизнь меня вытолкнет и я окажусь на мели. В любом деле очень важно вовремя почувствовать этот момент и вынырнуть, чтобы окунуться во что-то новое. <br /> В конце 80-х годов создал свою первую поп-группу &quot;Страна чудес&quot;, набирал людей, проводил репетиции. Параллельно занимался административной работой, менеджментом. У меня никогда не было директора. Всю работу выполнял сам, находил общий язык с людьми, нарабатывал связи, и все получалось хорошо.<br /> Мир шоу-бизнеса очень тесен, все друг друга знают.<br /> Если кто-то кого-то раз обманул, то об этом узнают все. Я же работал четко и аккуратно, никого никогда не подводил. Считаю обязательным расплатиться с артистом, поэтому не всегда бываю в плюсе. Репутация, на которую ты работаешь всю жизнь, важнее набитых карманов. Сейчас в шоу-бизнесе ответственных людей можно пересчитать по пальцам. Чаще приходится слышать, что тут кого-то кинули, там директор сбежал.<br /> Продюсировал работу Азизы, был сопродюсером группы &quot;Мираж&quot;. Приобрел опыт, знал уже, как работать с раскрученными &quot;звездами&quot;, собирающими стадионы. И мне захотелось сделать женский проект и песни для него написать самому. Композиторы предлагали пустой, не конъюнктурный материал. Я чувствовал, что народу нужно было совсем иное. В это время у меня уже было несколько композиций, стал показывать их нашим примам, им нравилось, у меня появилась уверенность, что все получится.<br /> Вскоре увидел по телевизору солистку &quot;Летнего сада&quot; Татьяну Буланову. Мы встретились и стали сотрудничать. Я с головой ушел в этот проект, это был упоительный процесс самореализации. Далеко не у всех это получается. Люди в основном считают, что потенциал-то у них есть, но нет случая, им никто не предлагает &quot;реализоваться&quot;. Конечно, удача нужна, без нее никак, но человек сам должен вести себя так, чтобы удача ему улыбнулась. Нужно быть готовым к переменам, не бояться их, а стремиться к ним. <br /> С Булановой мы сделали очень успешный альбом с моей музыкой. Критерием поп-музыки является массовость. Песни Булановой слушали все, они лились из всех машин, со всех площадей. Это то, чего я и добивался. Все шло замечательно, но, к сожалению, артисты, добившись успеха, тут же начинают принимать самостоятельные решения. <br /> По моему замыслу вначале Татьяна Буланова должна была быть &quot;кассетным проектом&quot;: люди слышат только голос, он им нравится, интерес, подогреваемый отсутствием лица на экране, растет. И когда появится афиша в городе, люди пойдут на концерт, чтобы увидеть певицу. Эта мотивация посещения концерта самая сильная. <br /> Но Таня без моего ведома стала мелькать по ТВ. В таких случаях исполнитель сам себе начинает рыть яму. Продюсер ведет грамотную политику, где каждый шаг продуман и просчитан. Появляться на телеэкране надо тоже правильно, важно не перегнуть палку. Каждый выполняет свои задачи: артист хорошо поет, а продюсер ведет грамотную PR-политику. Каждый должен делать то, что у него лучше получается.<br /> <br /> - У вас возникло чувство обиды на Буланову?<br /> - Обиды на артистов у меня быть не может, потому что я хорошо понимаю их психологию.<br /> Просто в подобной ситуации у меня, как личности амбициозной, пропадает интерес к задуманной работе. Поэтому с Булановой пришлось расстаться, хотя от раскрученных звезд не уходят. Но такая работа мне была уже не интересна.<br /> В 1994 году мы записали альбом с Натальей Ветлицкой. Она была тогда клубной певицей, я же хотел сделать ее народной, и это было достигнуто: тур по России, аншлаги, сольные концерты в крупных городах. Это был мой последний проект на сегодняшний день.<br /> Написав несколько хороших песен с мужскими текстами, задался вопросом - почему бы не попробовать самому их исполнить? Несколько месяцев ушло на поиски изюминки, которая отличала бы меня от других исполнителей. Звукозаписывающая компания ОРТ-рекордз предложила записать альбом. Но релиз альбома был назначен на конец того кризисного августа, когда все рухнуло, поднялись цены. Кассеты застряли на складах. <br /> Основные продажи аудиопродукции идут в первые 4 - 5 дней. За эти дни продается 85% всего тиража нового альбома. Поэтому крайне важно за это время дать массовую рекламу, а ее по понятным причинам не было. И все же, несмотря на это, альбом окупился.<br /> <br /> - Илья, вы уже много лет на эстраде. Изменился ли российский шоу-бизнес за последнее время?<br /> - За последние 10 лет он изменялся несколько раз. Во времена филармоний не важно было, какую аудиторию собирает артист: стадион или кинотеатр, ему все равно платили 15 рублей. Гонорар был фиксированный и не зависел от прибыли. В 1987 году стали создаваться кооперативы, начались совершенно другие доходы, что в корне изменило ситуацию. В шоу-бизнес конечно же ринулся народ, хотя там и так было тесно. Но в настоящее время доходы маленькие, а расходы большие. До кризиса за альбом артисты получали почти столько же, как на Западе. А после кризиса звукозаписывающий бизнес практически умер.<br /> <br /> - Существует ли национальная специфика в шоу-бизнесе? <br /> - Да, особенно в российском, шоу-бизнес у нас перевернут с ног на голову. Во всем мире артисты получают основные доходы от выпуска аудиопродукции, альбомов. Концертная и клубная деятельность идет в дополнение к этому. У нас все наоборот: основные заработки артист получает от концертов, а гонорары от выпусков альбомов весьма скромные. Кризис все убил, общее количество денег в шоу-бизнесе сократилось, а пиратства стало еще больше. За &quot;пиратами&quot; стоят мощные силы, поэтому в наших условиях побороть это зло практически невозможно.<br /> Основная работа сейчас для артистов - сотрудничество с &quot;новыми русскими&quot;: работа на презентациях, вечеринках, вплоть до свадеб и дней рождений. Раньше в голову никому не пришло бы пригласить звезду спеть на вечеринке. Сейчас практически любая звезда за хорошие деньги, в хорошем зале идет на это, потому что это основной заработок. Еще одна национальная особенность - отсутствие правовых отношений. Впрочем, это у нас скорее не особенность, а норма.<br /> <br /> - Трудно ли работать с творческими людьми?<br /> - Творческие люди делятся на разные категории, не у всех менталитет одинаков. Есть деловые, обязательные, например, Буланова, она, безусловно, творческий человек. С нормальными деловыми людьми общаться легче. Сейчас таких стало больше, так как все &quot;ненормальные&quot; выпали в осадок, остались не у дел. <br /> <br /> - Часто у вас случаются конфликты? Как вы их решаете? <br /> - Если в отношениях &quot;продюсер - исполнитель&quot; начинаются конфликты, то это не просто конфликт, а результат изменения человека, его мировоззрения, отношения к жизни, к себе и ко мне в том числе. Пытаться решать конфликт путем воспитания человека невозможно. Воспитать его могут только неудачи. Изменить я никого не могу, поэтому, к сожалению, приходится расставаться. <br /> Отношения должны быть только деловыми. С артистом довольно плотно работаешь, поэтому многое узнаешь о человеке. Тут главное - чувствовать грань, за которой может наступить панибратство, а оно разваливает любое дело. <br /> <br /> - Какой стиль в работе с артистами вы предпочитаете?<br /> - Считаю, что авторитарный стиль лучше, но иногда &quot;срываюсь&quot; на демократический. Как ни странно, сколько раз я применял авторитарный, был жестким, столько раз было лучше. Приведу вам пример. Группа &quot;Мираж&quot; - первая частная группа в стране. Концерты в Киеве, жесткий график. Коллектив регулярно опаздывал на автобус. От плохой дисциплины страдали в первую очередь сами артисты. И тогда я предупредил, что завтра автобус отъедет ровно в назначенное время, но никто не поверил. На следующий день, хотя в автобусе и было несколько человек, он отъехал в назначенное время. А еще через день за пять минут до отправки на своих местах сидели уже все. <br /> <br /> - Каков характер отношений между автором и исполнителем? <br /> - Отношения между авторами и исполнителями у нас отвратительные. Исполнители хотят платить за песни как можно меньше или вообще не платить. Не любят, когда на экране пишут титры с именем автора песни, не хотят лишний раз упомянуть в интервью своего автора. &quot;Не надо ему (автору) лишний раз появляться на экране, не надо распылять внимание&quot;. <br /> Авторы у нас получают гроши, и единственная их отрада - увидеть свое имя в титрах.<br /> Есть передачи, в которых авторов не упоминают. На Западе автора в титрах тоже не пишут, но авторские гонорары не меньше исполнительских. У нас - ни того, ни другого. <br /> <br /> - Сложился ли в России институт продюсеров?<br /> - Настоящих продюсеров очень мало. Их подготовкой профессионально никто не занимается, таких вузов в стране пока нет. Есть несколько продюсерских фирм, но их количество ничтожно малое на такую огромную страну. Институту продюсерства еще предстоит сформироваться. <br /> Нельзя сбрасывать со счетов такие факты: появились FM-радиостанции, музыкальные каналы: МТВ и МузТВ. Они не берут денег за эфир, ставят музыку и клипы по своему вкусу, сами формируют ротацию. Если ты соответствуешь их вкусам, то это здорово: тебя бесплатно раскручивают. Это наша новая реальность.<br /> Но люди, отвечающие за ротацию, не всегда объективны. Они либо сами неудачники в музыке, либо пришли со стороны и никакого профессионального отношения к музыке не имеют. <br /> К сожалению, у нас нет профессионалов в этой области. Истории музыкального радио у нас не было, этой истории всего лет десять. То, что сейчас усиленно раскручивается, вряд ли стоит внимания. Я считаю, что музыка остановилась в развитии. На Западе сейчас раскручиваются очень мелкие временные проекты. Мелодии из двух аккордов могут быть, но они не должны заполнять собой все пространство. Не должна вся музыка быть только &quot;форматной&quot;, демократичной до умопомрачения. <br /> Потребность в хорошей музыке не исчезла. В России всегда была тяга к хорошим песням с качественными текстами и красивой мелодией.<br /> <br /> - Илья, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей карьере.<br /> - Родился в городе Виннице, затем семья переехала в Пятигорск Ставропольского края, где я закончил музыкальное училище.<br /> В семье никаких музыкантов не было, но было пианино, моя старшая сестра училась музыке. Уже с пяти лет я что-то играл, подбирал. Свою первую пьесу сочинил в шесть лет, она называлась &quot;Дождик&quot;. Меня отдали учиться в музыкальную школу, но в 11 лет я ее бросил - мне там привили отвращение к музыке. <br /> Но к искусству тянуло все равно. Я сам выучился играть на гитаре, начал песни сочинять, в 15 лет создал свой первый ансамбль. Тогда вошли в моду различные ВИА. Мое поколение выросло на группах &quot;Beatles&quot;, &quot;Deep Purple&quot;, &quot;Led Zeppelin&quot;, &quot;Queen&quot;, &quot;Chicago&quot;, на опере &quot;Иисус Христос&quot;. <br /> В детстве серьезно занимался легкой атлетикой, был мастером спорта. В 18 лет оказался перед неизбежностью выбора: или дальше заниматься музыкой, или уйти в профессиональный спорт. В профессиональном спорте к тому времени уже стали применять допинги, стимуляторы. Я все это видел изнутри, это сплошной надрыв, к здоровью никакого отношения не имеющий. Выбор был сделан: поступил в музыкальное училище. Потом приехал в Москву, где меня никто не ждал. В столице закончил училище Гнесиных.<br /> В то время от &quot;корочек&quot; о высшем образовании зависело все: тарифные ставки, зарплата, куда тебя могут принять, куда - нет. Когда заканчивал Гнесинку, от &quot;корочек&quot; уже мало что зависело. А сейчас высшее музыкальное образование, во всяком случае, в эстраде, вообще вряд ли применимо. Гораздо важнее крутиться в шоу-бизнесе, иметь какие-то свои наработки, идеи. <br />

Загрузка комментариев...